Развитие логического мышления обучающихся на внеурочных занятиях по математике
материал на тему
В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Именно математика вносит большой вклад в развитие логического мышления детей, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу. Математикой воспитываются и такие качества ума и речи, как точность, чёткость и ясность.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается, как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15.08.18.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления
обучающихся на внеурочных занятиях по математике
В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Именно математика вносит большой вклад в развитие логического мышления детей, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу. Математикой воспитываются и такие качества ума и речи, как точность, чёткость и ясность.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается, как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие основные дидактические задачи: вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин; углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся; развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка; выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.
В своём выступлении я хочу уделить внимание тому, как важно развивать логическое мышление обучающихся во внеурочной деятельности по математике.
Логическое мышление мобилизует работу всех компонентов усвоения — внимания, памяти, воображения, что составляет основу интеллекта учащихся, вовлекает учащегося в познавательную деятельность, стимулируя тем самым и его логическое развитие.
Работа с обучающимися во внеурочное время направлена на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:
- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
- создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
- создание условий для реализации обучающимися приобретенных знаний, умений и навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся;
- расширение рамок общения школьников с социумом.
Посещая внеурочные занятия по математике, ученики должны овладеть универсальными учебными действиями (УУД), которые характеризуют способность к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное присвоение социального опыта. Во внеурочной деятельности несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Внеурочная деятельность рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников.
Планируемые результаты:
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
• положительное отношение к учению;
• желание приобретать новые знания;
• способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных УУД ребята научатся:
• решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;
• устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
• строить логическую цепь рассуждений;
• выдвигать гипотезы;
• составлять задачи-шутки, магические квадраты;
• читать графическую информацию;
• находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
• анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
• различать существенные и несущественные признаки.
• отличать кривые и плоские поверхности;
• доказывать способ верного решения.
В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:
• уважение к товарищам и их мнению;
• понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
• умение слушать друг друга.
В сфере регулятивных УУД ребята научатся:
• постановке учебных задач занятия;
• оценке своих достижений;
• действовать по плану.
Как же все-таки развить логическое мышление во внеурочной деятельности по математике? Развитие логического мышления при изучении математики состоит в формировании у учащихся характерных для этого предмета приемов мыслительной деятельности. При этом важно, чтобы в структуру умственной деятельности школьников помимо алгоритмических умений и навыков, фиксированных в стандартных правилах, формулах и способах действий, вошли эвристические приемы, которые необходимы для решения творческих задач, применение знаний в новых ситуациях, доказательства высказываемых утверждений. Решение всякой задачи по математике — это, прежде всего, цепь рассуждений. Вычисления, преобразования, построения, которыми так часто приходится пользоваться для решения задач, невозможны без логических рассуждений: они направляются рассуждениями. Значит, в математике невозможно обойтись без логики.
Основные законы логического мышления:
1. Во-первых, заниматься его развитием никогда не бывает рано или поздно. Не нужно ждать, когда ребенок подрастет и научится рассуждать «в уме», так же как и взрослым не нужно отказываться от занятий из-за своего возраста.
2. Во-вторых, каждому уровню мыслительной деятельности подходят свои упражнения на логическое мышление, даже если они кажутся слишком простыми и примитивными. Наглядное мышление детей - ступенька к логическому, и ее нельзя игнорировать, сразу требуя от ребенка абстрактных умственных операций.
3. В-третьих, логика и воображение не исключают и не заменят друг друга.
Фантазия и воображение помогают, а не мешают развитию мыслительных способностей. Поэтому кроме стандартных логических задач есть и такие, которые одновременно стимулируют интеллект, логику и воображение.
ЛОГИКА – наука о правильном построении мысли.
МЫСЛИТЬ ЛОГИЧЕСКИ – значит отделять важное от второстепенного, находить взаимосвязи и делать выводы, приводить доказательства и опровержения.
Внеурочная деятельность по математике, направленная на развитие логического мышления, предусматривает разнообразные формы, которые по силам детям с разным уровнем знаний: игры, ребусы, загадки, задачи-шутки, викторины, конкурсы, проекты, кружки, олимпиады и т.д. На занятиях использую принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах; поддерживаю прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).
Развитие логического мышления проходит через математические игры и логические задания, которые могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Логические игры развивают логическое мышление, воображение, сообразительность, внимание, вычислительные навыки, математическую речь, смекалку; воспитывают аккуратность, точность, взаимоуважение, культуру общения.
Так, ребятам очень понравилась игра «Путешествие по волнам математики», в ходе проведения которой каждому участнику был выдан маршрутный лист, с которым они перемещались по разным этажам, кабинетам в школе (смена образовательного пространства).
В связи с тем, что атмосфера азарта, дух соревнования, радость победы активизируют восприятие и понимание, внеурочное занятие по математике я провела на свежем воздухе тёплым солнечным майским днём.
На внеурочных занятиях детям нравится заниматься проектной деятельностью. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС нового поколения определяют как результат освоения основной образовательной программы общего образования.
В 6 классе мы с учениками работали над проектом «Приемы быстрых вычислений в стихах». Одна группа детей проводила опрос учеников и родителей, искала информацию в интернете; другая группа оформляла результаты работы в стихотворной форме.
Развитию логического мышления был предложен проект «Таблица с секретом», который до сих пор (на протяжении трёх лет) остается любимым у многих учащихся.
Творчески ученики подошли к выполнению проекта «Танграм», в ходе выполнения которого пришлось вырезать, склеивать, измерять, вычислять, фантазировать, логически мыслить. В условиях новых стандартов образования инициатива детей, развитие их творчества – это главное!
Увлекло учеников и мини – исследование «Изучение числа π».
Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.
«Что приобрели дети, посещая внеурочные занятия, направленные на развитие логического мышления?» Прежде всего, ученики приобрели навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, то есть происходила мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились информацией, своими идеями, брали интервью, задавали вопросы. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий в единый результат.
В результате внеурочной деятельности по математике был раскрыт творческий потенциал всех обучающихся. Каждый ученик публично демонстрировал достигнутое. Это было значимо и интересно для детей. Их математический кругозор расширился. Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях.
Логическое мышление — это тот конёк, который мобилизует работу всех компонентов усвоения — внимания, памяти, воображения, что составляет основу интеллекта учащихся, вовлекает учащегося в познавательную деятельность, стимулируя тем самым и его логическое развитие. Интеллектуальные способности — это тот багаж, с которым подросток выйдет во взрослую жизнь, с помощью которого выберет и освоит профессию.
Развитие логического мышления
обучающихся на внеурочных занятиях по математике
Большенырсинская средняя
общеобразовательная школа
учитель математики Зарипова Л.Г
Нестандартные задачи играют важную роль в развитии логического мышления школьников. В деле уточнения содержания и дифференцировки понятий им принадлежит ведущая роль. Достигается это благодаря тому, что при их решении внимание учеников не отвлекается математическими расчётами, а полностью сосредотачивается на выявлении существенного в предметах и явлениях, на установление взаимосвязи между ними. А также, нестандартные задания можно использовать как средство диагностики умственного развития и интеллектуальных способностей учащихся.
Система нестандартных логических задач, стимулирующая учебно-познавательную деятельность, развивающая гибкость и нестандартность мышления, должна отвечать следующим требованиям:
· возбуждать интерес к деятельности по их решению;
· опираться на знания и опыт учащихся;
· способствовать развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (внимания, памяти, мышления, воображения);
· быть направлена на овладение логическими приемами мышления;
· учитывать уровни развития логического мышления учащихся.
Специально отбираемые учителем из методических пособий или самостоятельно конструируемые задания должны быть ориентированы на:
· постепенное усложнение материала;
· поэтапное увеличение объема работы;
· повышение уровня самостоятельности учащихся;
· интеграцию знаний и способов деятельности;
· привлечение элементов теории для решения нестандартных задач;
Включая нестандартные логические задачи в русло развития логического мышления школьников, учитель приобщает их к тем сторонам обучения, которые способствуют общему развитию учащихся. Самые неожиданные нестандартные приемы создают ситуацию, поражающую учащихся, заставляющую мгновенно понять суть знаний, прочно запечатлеть в эмоциональной памяти данный факт, данное событие, что способствует развитию логического мышления школьников, их познавательного интереса, обогащению устойчивой познавательной активности учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический проект по математике "Развитие логического мышления обучающихся через решение текстовых задач в курсе математики"
Педагогический проект...
Задания на развитие логического мышления обучающихся
Цель заданий – развивать логическое мышление учащихся....
Развитие логического мышления обучающихся на уроках истории посредством работы с рабочей тетрадью
Статья посвящена вопросам развития логического мышления обучающихся на уроках истории посредством работы с рабочей тетрадью. Автор также предлагает возможную классификацию заданий различного уровня сл...
Развитие логического мышления учащихся во внеурочное время.
Проблему развития логического мышления можно хотя бы отчасти решить на внеклассных занятиях по математике. Внеклассная работа даёт возможность организовать решение интересных и более трудн...
Развитие логического мышления обучающихся через решение текстовых задач в курсе математики
Исследовательская работа...
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ
В современной методической системе обучения наметился перенос акцентов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование у школьников обще логических мыслит...
Личность учителя по развитию логического мышления обучающихся на уроках математики
Доклад на педсовет...