Конспект внеурочного занятия по музыке "Разговор времен. Точки соприкосновения" 8 класс
план-конспект занятия по музыке (8 класс)
Внеурочное занятие по музыке "Разговор времен. Точки соприкосоновения" 8 класс
Идея: сделать вместе с учащимися вывод, что многие нравственные ценности, эмоциональные переживаниячеловека остаются неизменными во все времена. Человек всегда остается человеком. В произведениях искусства как в зеркале отражается не только мир вокруг нас, но и внутренний мир человека. Именно с помощью произведений искусства м ы можем понять людей другого пколения, другого времени.
Цель: Найти точки соприкосновения прошлого, будущего, настоящего с помощью произведений искусств.
Задачи:
- осмысление объединяющей роли искусства (возможности диалога между разными временами, поколениями, направлениями в искусстве)
- социализация личности через осмысление общечеловеческих ценностей
- овладение основами исследовательской творческой деятельности
- развитие интергративного мыщления (умения связать несвязуемые вещи)
Произведения:
Г. Свиридов "Военный марш", "Романс" (музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель")
В. Агапкин "Прощание славянки"
И. Бурляев "Песнь героев", "Романс Нины2 ( к/ф "Мы из будущего")
М. Глинка, А. Пушкин "Я помню чудное мгновение"
картина Д.Шмарина "Прощание"
картина Ю. Атлантова "Война 1812"
илллюстрации художников К Рудакова, Б. Косульникова В. Первунского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_po_muzyke_razgovor_vremen.docx | 23.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат №8 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Внеурочное занятие по музыке 8 класс
«Разговор времен. Точки соприкосновения»
учитель: Тимакова Светлана Михайловна
Санкт – Петербург
2019
Тема урока: «Разговор времен. Точки соприкосновения» (Мир в зеркале искусств)
Идея: сделать вместе с учащимися вывод, что многие нравственные ценности, эмоциональные переживания человека остаются неизменными во все времена. Человек всегда остается человеком. В произведениях искусства как в зеркале отражается не только мир вокруг нас, но и внутренний мир человека. Именно с помощью произведений искусства мы можем понять людей другого поколения, другого времени.
Цель: Найти точки соприкосновения прошлого, будущего, настоящего с помощью произведений искусств.
Задачи:
- осмысление объединяющей роли искусства (возможности диалога между разными временами, поколениями, направлениями в искусстве)
- социализация личности через осмысление общечеловеческих ценностей
- овладение навыком рассматривания, вдумчивого слушания
- овладение основами исследовательской и творческой деятельности
- развитие интегративного мышления (умения связать несвязуемые вещи)
- научит работать с разными текстами культуры, научить переводить языка на язык
Произведения:
- Г. Свиридов «Военный марш», «Романс» (музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»)
- В. Агапкин «Прощание славянки»
- И. Бурляев «Песнь героев», «Романс Нины» (к\ф «Мы из будущего»)
- М. Глинка, А. Пушкин «Я помню чудное мгновенье»
- картина Д. Шмарина «Прощание»
- картина Ю. Атлантов «Война 1812»
- иллюстрации художников К. Рудакова, Б. Косульникова, В. Первунского
- фотография памятника «Прощание славянки»
(скульпторы С. Щербаков и В. Молокостов)
Ход урока.
I. Организационный момент.
Показ фрагмента к\ф «Мы из будущего» (заключительные кадры)
Вопросы:
- Что за фрагмент? Что, на ваш взгляд, данным эпизодом хотел сказать автор фильма?
( Переоценка ценностей, новый взгляд на вещи после возвращения героев из прошлого).
Мы сегодня с вами тоже попытаемся взглянуть «новым» взглядом на отдельные произведения искусства. Как вы думаете, зачем? Возможно ли с помощью произведений искусства узнать что-то о людях из прошлого, понаблюдать, претерпели ли изменения общечеловеческие, нравственные ценности?
II.
Слушание небольших фрагментов музыкальных произведений.
Ответ на вопрос: «Как вы считаете, современны ли данные произведения? Почему?» Чем они могут быть нам все-таки интересны? Относятся ли они все к произведениям прошлого? Если что-то, что объединяет эти все произведения? Что это? На эти вопросы мы и попытаемся в ходе сегодняшнего урока.
III.
Учащиеся делятся на две группы.
Группам предлагаются на слушания следующие произведения:
1 группа
- Г. Свиридов «Романс»
- «Романс Нины» (к\ф «Мы из будущего»)
- М. Глинка, А. Пушкин «Я помню чудное мгновенье»
- картина Д. Шмарина «Прощание»
- иллюстрации художников К. Рудакова, Б. Косульникова, В. Первунского
2 группа
- Г. Свиридов «Военный марш
- В. Агапкин «Прощание славянки»
- И. Бурляев «Песнь героев»
- картина Д. Шмарина «Прощание»
- картина Ю. Атлантов «Война 1812»
- фотография памятника «Прощание славянки»
(скульпторы С. Щербаков и В. Молокостов)
Учащиеся сравнивают музыкальные произведения по параметрам: характер произведения, время написания, что на их взгляд хотел передать автор в каждом произведении, чем различаются произведения.
Каждая группа выступает с маленьким итогом (слушали романсы, марши, созданы все в разное время, отличаются выразительными средствами)
IV.
Задание группам - соотнесите музыкальные произведения с произведениями изобразительного искусства (живописью, скульптурой, иллюстрациями).
Группы демонстрируют свой выбор, аргументируют его.
Учитель предлагает рассмотреть другие варианты. Например, романс И. Бурляева и иллюстрацию В. Первунского, «Песнь героев» и картину картина Ю. Атлантов «Война 1812»
Вывод: можно найти много общего между этими произведениями (эмоциональные переживания героев, патриотический подъем и т.д.)
V.
Повторное слушание музыкальных фрагментов.
Задание: найти, что их объединяет, выразить это в предложении, рисунке, символе.
Каждый учащийся выполняет задание самостоятельно, затем группа выбирает два варианта из выполненных для демонстрации всем.
На этом этапе учащиеся должны сделать вывод: во все времена ценились патриотизм, любовь к Родине, верность своему слову. Внутренний, эмоциональный мир человека, очень сложный, но все времена люди влюблялись, страдали, радовались. Выразить свои чувства, свое отношение к происходящему в мире человек может через произведения искусства. Именно с помощью произведений искусства мы можем понять людей другого поколения, другого времени.
VI.
Изготовление группами рекламного плаката или афиши.
В начале данного урока было высказано мнение, что музыкальные произведения сегодняшнего урока несовременны. Изменилось ли ваше мнение?
Я предлагаю вам попробовать пропагандировать жанры данных музыкальных произведений для ваших сверстников (или для представителей следующего поколения).
Учащиеся используют при изготовлении рекламного плаката, афиши наработки предыдущего этапа урока.
VII.
Подведение итогов урока.
Замечательному русскому художнику В. В. Кандинскому принадлежат слова: «Понимание выращивает зрителя до точки зрения художника... Человек, который мог бы сказать что-то, ничего человеку не сказал, и тот, кто мог бы слышать, ничего не услышал». В этих словах сквозит боль и обречённость. Сколько непонятых и никем не услышанных людей прошло по нашей Земле! Что же мешало людям понять друг друга? Нежелание услышать, неумение, неспособность к общению, диалогу?
Всё, что способствует взаимопониманию между людьми, имеет большую нравственную ценность. Такой ценностью является искусство, так как оно даёт нам возможность общаться с представителями разных эпох и народов. Именно искусство способствует прямому общению с художественным гением.
Искусство отражает окружающий мир, но не точно таким, каков он есть объективно, а через призму чувств, мыслей, субъективных взглядов художника. На наш опыт восприятия мира накладывается опыт художника, и мы становимся богаче. Но главное искусство помогает нам понять людей, которые живут среди нас, которые жили до нас. Искусство способствует взаимопониманию между поколениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Методическая разработка внеурочного занятия по музыке "В гостях у Осени"
Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Конспект внеурочного занятия по музыке с использованием ЦОР "В гостях у Осени" для 2 класса + презентация с музыкальным и видеоматериалом....
Технологическая карта внеурочного занятия по музыке для 1 класса "Инструментальное музицирование"
Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Инструментальное музицирование для 1 класса...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Конспект внеурочного занятия по английскому языку в 1 «в» классе на тему: «Welcome to Wonderland of English language».
Конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе составлен и проведен в рамках семинара "Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС" в 2013 году....
Конспект внеурочного занятия "Изображение рыбки в технике "пуантилизм" 1 класс
На занятии вы ознакомитесь с творчеством художника Ж. Сёра и научитесь изображать золотую рыбку в нетрадиционной технике "пуантилизм"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12394680","attri...
Конспекты внеурочного занятия "Разговоры о важном"
Учебный предмет в России, введённый в 2022 году. С 5 сентября 2022 года соответствующий урок проходит первым по понедельникам, после обязательных линеек с поднятием флага и гимна России, и представляе...
Конспект внеурочного занятия "Цветочная композиция"Дерево счастья" 8-5 класс (фоамиран), технология, художественная направленность, открытое занятие
Конспект открытого внеурочного занятия по выполнению цветочной композиции "Дерево счастья". Занятие по закреплению знаний о фоамиране. День счастья....