"Инновационные технологии в вокальной работе со старшими дошкольниками"
статья по музыке

Лапай Лариса Ивановна

Вокальное пение и искусство - возможность "услышать" мир музыки!

Статья расширяет представление о вокальной педагогике!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii.docx20.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

ЛАПАЙ ЛАРИСА ИВАНОВНА

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  РУКОВОДИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ДЕТСКИЙ САД № 243 Г. ЧЕЛЯБИНСКА»

АННОТАЦИЯ

 Данная статья знакомит с инновационными технологиями в вокальной  работе со старшими дошкольниками. Особое внимание акцентируется  на использовании метода мысленного пения, как одного из самых эффективных в работе с детьми. Эта  работа расширяет представление о вокальной педагогике и может оказать практическую помощь музыкальным руководителям, преподавателям музыки и другим учреждениям искусств.    

Старшие дошкольники - одна из самых интересных тем в современной педагогике и психологии. В  вокальной работе с ребятами основная  задача  -  это раскрытие индивидуальной творческой личности в условиях дифференцированного и индивидуального обучения.

Вокальное пение и искусство – это   возможности «услышать» мир музыки, стремиться  к  эстетическому личностному совершенствованию. Именно в этот период 6-7 лет, важно реализовать творческий потенциал ребенка, приобщить его к вокальному искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый дошкольник  находит возможность для творческого самовыражения , осваивает основы вокального исполнительства, развивает художественный вкус, расширяет кругозор.    

     Новизна заключается в том, что используются  инновационные технологии, формы и методы, которые направлены на формирование старшего дошкольника при исполнении вокальных  произведений.

      Начнем  с методов организации учебно-познавательной деятельности.

 Фонетический метод помогает бороться с вялостью артикуляционного аппарата, активизирует работу   гортани и органов дыхания .

Метод наглядности. Аудио и видеоматериалы используются для зрительного восприятия музыкального материала.

Затем дети знакомятся с основами музыкальной грамоты. В процесс обучения вводится  поисково -  проблемный  метод (ставится проблемная ситуация). Ребята  путем обдумывания  могут повторять отдельные «трудные» места в произведении; упражнения-задания– исполнение песен вслух и «про себя» и находить правильное решение.

Так же применяется метод сценического движения. Он помогает развивать умение держаться и двигаться на публике, умение исполнять вокальное произведение, быть раскрепощенным перед зрителями .

Более подробно остановлюсь на следующем этапе .

Использование  метода мысленного пения   (И.М.Сеченов)

   Метод мысленного пения (на основе внутрислухового представления) — один из самых эффективных в работе с детьми. В практике музыкального воспитания детей он используется не только в вокальной работе, но и в процессе обучения игре на различных музыкальных инструментах. Физиологический механизм внутреннего пения изучен мало. Однако благодаря анализу самого этого явления И.М. Сеченов сделал целый ряд открытий в области физиологии высшей нервной деятельности, в том числе биоритмов мозга. Ему принадлежат очень тонкие наблюдения над переходом от мышления вслух в детском возрасте к мышлению «про себя» у взрослого человека. Было замечено, что мышление «про себя» осуществляется при непременном участии скрытых движений мускулатуры речевого аппарата, В своей знаменитой работе «Рефлексы головного мозга» (1847) Сеченов писал: «Когда ребенок думает, он непременно в то же время говорит... То же встречается и у взрослых. Мысль при неподвижном и закрытом рте сопровождается немым разговором...» [4.С.100]  .

Ребенок проговаривает мысленно слова, которые он не раз произносил вслух. Использование мысленного пения имеет смысл даже на первом этапе обучения, так как оно активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания. Мысленное пение подготавливает почву для более успешного обучения, но никак не подменяет вокальную тренировку, потому что научиться правильно интонировать и воспроизводить звук можно только в процессе реального пения. Использование метода внутреннего пения связано с такими видами психической деятельности, как музыкально-слуховые представления, которые касаются не только высоты тона, а охватывают все вокально-исполнительские компоненты. Даже одни музыкальные и эмоционально-выразительные представления без реального пения, т.е. мысленного пропевания, неизбежно изменяют ритм дыхания в соответствии с музыкальной фразировкой, вызывают ощущение певческой опоры, внутренней мышечной активности всего голосового аппарата . Мысленное пение учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления при необходимости многократно повторять одну и ту же музыкальную фразу с целью заучивания и тренировки, развивает творческое воображение, которое необходимо для выразительности исполнения.

Таким образом, слуховое внимание делается направленным.

В работах многих педагогов и теоретиков говорится о необходимости использования этого метода. Так, И.П. Прянишников рекомендовал перед занятием представить мысленно интонацию и характер звука, особенно в момент его атаки. «Пение требует упорной старательности; оно требует от ребенка умения учиться мысленно, если он не может этого делать, пользуясь голосом», — писал П.Ф. Този [7,С.49]  . А.Ф. Ламберти советовал «...учиться умом, а не голосом, ибо, утомив голос, уже никакими способами его снова не приведешь в хорошее состояние» [3,С.97]  . «Овладение интонацией, интервалами и прочее зависит от того, насколько ясно ученик может себе представить то, что ему нужно петь», — писал М. Гарсиа [8,С.203]  . Именно на развитие вокально-слуховых представлений направлен метод мысленного пения. В процессе работы с детьми этот метод особенно эффективен в сочетании с репродуктивным. Он используется в различных ситуациях: при распевании, прослушивании музыкального материала с целью лучшего его запоминания, при разучивании новых произведений или для повторения ранее выученных и забытых.

Слуховое восприятие учащихся особенно активизируется при условии сочетания мысленного пения со зрительным рядом, когда дети наблюдают за мимикой, способом артикуляции и дыхательными движениями учителя. Кроме того, качество звукового эталона можно смоделировать при помощи графиков, схем и рисунков, нотных или ручных знаков. Комплексное применение зрительной и слуховой наглядности создает условия для максимальной эффективности музыкально-слухового восприятия, так как обеспечивает совместную работу различных анализаторов, что «служит важнейшим условием перехода от отдельных ощущений, представляющих отражение свойств предмета, к восприятию предмета в целом».

В НОД необходимо ввести правило: когда педагог демонстрирует своим голосом или на музыкальном инструменте образец исполнения, старшие дошкольники должны смотреть на него, слушать и мысленно петь одновременно с ним. Систематическое выполнение этого правила должно войти в привычку.

Мысленное пение осуществляется при активной, хотя и беззвучной артикуляции, что активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая дыхательную мускулатуру. При этом создаются условия для постепенного возникновения связи между слуховым и зрительным восприятием, а также ощущениями соответствующих движений голосовых органов (реальных или моделируемых).

Таким образом, мысленное пение можно считать эффективным методом формирования вокально-слуховых представлений, лежащих в основе вокального воспроизведения, способом обучения, ускоряющим процесс разучивания нового репертуара, усвоения вокальных навыков, а также формой самостоятельной работы с наименьшими затратами голоса.

В процессе реализации работы со старшими дошкольниками используется  инновационный подход к обучению и воспитанию. Применяются нетрадиционные формы музыкальной деятельности: игры - путешествия , интегрированная форма - музыка и изобразительное искусство, просмотр видеоматериалов выступлений детей на конкурсах . При проведении таких форм деятельности применяются инновационные технологии:  индивидуального обучения,  здоровьесберегающие, игровые, музыкальная рефлексия.

Технология индивидуального обучения помогает учитывать особенности каждого старшего дошкольника  и направлена на более полное раскрытие его потенциала. Индивидуальный подход к учащимся предполагает соответствие объема нагрузки и уровня сложности изучаемого материала их индивидуальным возможностям и способностям.

Здоровьесберегающие технологии позволяют укрепить певческое дыхание, артикуляционный аппарат, снять зажатость, эмоциональное напряжение, активизировать работу речевого аппарата. Для этого проводятся различные виды упражнений: дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой, артикуляционная гимнастика В.Емельянова, Карла Орфа,  игры-упражнения, пальцев, лица.  

Игровые технологии:  компьютерные музыкально-дидактические игры, упражнения в игровой форме. Исполнение упражнений сопровождается выразительностью, мимикой, жестами, которые помогут  раскрыть в детях творческое воображение, фантазию. В результате использования технологий, методов в работе над сценическим образом, каждый дошкольник проявляет себя как индивидуальность, творческая личность .

Ну и , конечно, важная  часть творческой работы – исполнительская деятельность. Она  и является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов. Дошкольники успешно выступают на концертах, конкурсах разного уровня, интернет- конкурсах и благодаря своему мастерству(сценическое и вокальное искусство), они являются победителями, дипломантами, лауреатами .

Таким образом, учебный процесс с применением инновационных технологий, методов, форм, направленных на формирование старшего дошкольника , соответствует возможностям и потребностям детей. Личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся раскрывает  его как артиста, подчеркивает  его творческую индивидуальность.

Использованные источники:

1.Амосова Т. Ю.  Дыхательная гимнастика по Стрельниковой /.— М.: РИПОЛ классик, 2008. - 64 с.

2.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования/, -М.,1956..

3. Ламберти Ф. Искусство пения/- , Лань,2009.,- с.192.

4. Сеченов И. М.  Рефлексы головного мозга/. -  АСТ, 1863.,- с.150

5.Сеченов И.М. Избранные труды/,- М.,- 1935.

6. Прянишников И.П. Советы обучающимся пению/,- Санкт – Петербург, 1899., - с.364

7.Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой /.— АСТ, 2019.,- с. 84

8.Kцchel L., Die kaiserliche Hofmusikkapelle in Wien von 1543 bis 1867, W., (1869); Haas R., Auffьhrungspraxis der Musik, Potsdam, 1931; Della Corte A., Canto e bel canto, Torino, 1933; Сe11etti R., La vocalita al tempo del Tosi, "RMI", 1967, v. 1.

9.Lеviеn J. M., The Garcia family, L.., 1932; Hаrris L., Don Manuel Garcia, "Opera News", 1950, 11 Dec.; Subirб J., Dos grandes musicos desmadrileсizados, Manuel Garcia (padre e hijo), в кн.: Institut de estudios madrileсos, Anal III, 1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

инновационные технологии коррекционно-развивающей работы с учащимися в процессе индивидуальных логопедическтх занятий

Экстраполяция разработок из смежных дисциплин позволяет пересмотреть устоявшиеся в логопедии приемы и методы работы. применение на логзанятиях миогимнастики, компьютерных и кинезиологических упр...

Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми. Использование  "Примерной программы коррекционно-развивающей работа с детьми с ОНР  4-7 лет в условиях детского сада " под редакцией Н....

Использование таблиц для анализа звукового состава слова в работе со старшими дошкольниками, имеющими речевые нарушения.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированного фонематического слуха и навыков звукового анализа слов. Это является основной проблемой для детей с различными речевыми нарушениями. ...

Конспект индивидуального занятия с использованием ИТК в работе со старшими дошкольниками с ОНР.

Использование мультимедийной образовательной системы «EduPlay» в работе по коррекции речи детей с ОНР....

Инновационные технологии в логопедической работе с дошкольниками с ТНР

В данной статье мной сделан краткий обзор инновационный технологий, используемых в работе логопеда в целом, и в моей личной практике....

Использование ИКТ - технологий при изучении букв со старшими дошкольниками

Использование ИКТ - технологий при изучении букв дает возможность легче и быстрее выучить и освоить алфавит дошкольнику при подготовке к школе....

Использование технологии «Интеллектуальная карта» в коррекционной работе со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи

В течение многих лет мы работаем со старшими дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи. Для повышения эффективности коррекционной работы по развитию детей с ЗПР, в том числе и их речевого развити...