Проблемы в развитии образного мышления на уроках музыки и способы их решения
статья по музыке (7, 8, 9 класс)
Для работы молодому учителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проблемы в развитии образного мышления
на уроках музыки и способы их решения
Проблемы, встречающиеся в практической работе над развитием образного мышления, и методы их решения опишу ниже.
Одна из проблем это «развитие творческой активности учащихся». Чтобы ее решить:
- ищу формы развивающего обучения, формы совместного творчества с учеником;
- помогаю научиться видеть необычное, новое в музыкальных и жизненных явлениях;
- развиваю у детей способность продуцировать новые идеи и умение их высказывать;
- поддерживаю и развиваю стремление учеников мыслить нестандартно;
- развиваю у школьников потребность в самостоятельной деятельности при поиске разнообразных вариантов преодоления проблем.
Другая проблема «пробуждение и развитие в учащемся образного мышления» стоит на всех этапах обучения.
Начинаю решать эту проблему пробуждения:
- с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости. Чтобы слушание становилось слышанием, создаю эмоциональную атмосферу для полного восприятия музыкального произведения, для пробуждения у ребенка желания услышать музыку;
- рассказываю, что будем слушать, далее провожу музыкальный анализ (разбор музыкального произведения), беседа.
- вывод через вопросы (вывод формулируют сами дети). Далее для решения проблемы развития в учащемся образного мышления:
- развиваю способности ребенка вслушаться в звучание музыкального произведения;
- развиваю умение различать характер музыкального произведения, характеризовать музыкальный образ, соотносить его с миром природы и человеческих взаимоотношений, миром чувств и переживаний;
- развиваю умения определить жанр и форму музыкальных произведений.
В последние годы моей 54-летней работы с детьми появилась новая проблема, которую отмечаю не только я, но и многие учителя, независимо от преподаваемой дисциплины. Это так называемое «клиповое» мышление детей - способ восприятия окружающего мира в виде мозаики, пазлов, когда в сознании формируется яркий, но фрагментарный, алогичный, отрывочный, разрозненный и кратковременный образ, который тут же сменяется другими — подобными ему.
«Клиповое» мышление, несмотря на несомненные «плюсы»:
- эффективную работу с отрывками (легко воспринимают презентации, схемы);
- быстроту реакции (переключение с одного чата на другой, держа в голове образ, поиск ТВ-программ переключением пульта с фиксацией мелькающих сюжетов, просмотр смс сообщений в телефоне );
- многозадачность (дети выполняют несколько дел сразу: подготовка домашних заданий к урокам, слушание телепрограммы и разговоров домашних, просмотр телефона и т.п. в доли секунды переключая внимание с одного объекта на другой);
- иммунитет от перегруза (сутками, не уставая, получают информацию «сидя» в телефоне, но дозированно, не перегружая память и интеллект);
- охват информации (с одного текста «копирнул» один абзац, со второго — другой. В результате большой охват информации за короткий промежуток времени, но поверхностный);
вполне в силах уничтожить теоретическое мышление и классическое образование, поскольку характеризуется весьма весомыми «минусами»:
- проблемы с большими текстами (трудно прочитать и пересказать);
- неспособность к глубокому анализу (труден синтез, обобщение, сравнение, усвоение);
- низкая концентрация внимания (трудно усидеть 45 минут урока, трудно сосредоточиться на одном);
- снижение успеваемости (не способны вычленить главное, страдают память, интеллект, внимание, речевые способности);
- зависимость от чужого мнения (фрагментарная жизнь с красивыми фотками, делает то, что пропагандируется в социальных сетях);
- равнодушие (поток информации о насилии приводит к восприятию, как данности, чужие трагедии не трогают).
Решению проблем помогают:
- музыкальные игры:
- «На что похожа музыка»;
- «Слушаем и рисуем музыку»;
- «Слушаем и играем в музыку»;
- «Слушаем и чувствуем музыку»;
- «Угадай мелодию»;
- музыкальные викторины;
- усиление «плюсов» клипового мышления:
- способности уловить суть с одного взгляда на фрагмент;
- быстрое переключение с одного на другое;
- способность сразу делать несколько дел;
- способность сразу оценить «интересно» или нет;
- ослабление «минусов» клипового мышления, в том числе:
- дозированная подача новой информации (примерно 30 %);
- «повторение – мать учения»;
- уловить и сконцентрировать на какое-то время внимание за счет разных видов деятельности:
- показ видеоролика;
- демонстрация презентации;
- картины (или) слайды с иллюстрациями;
- живая музыка в исполнении учителя;
- слушание и голосовое воспроизведение и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/07/picture-110120-1352317585.jpg)
Статья:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"
Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/07/picture-110120-1352317585.jpg)
Презентация к моей статье:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"
Материал посвящен шестой областной научно-практической конференции"Когнитивные педагогические технологии:логическое и образное"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/20/picture-363641-1655752957.jpg)
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО МИРА РЕБЕНКА.
Мой опыт работы. Тема:Развитие художественно-образного мышления на уроках музыки как основа формирования духовного мира ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/01/picture-367656-1427877772.jpg)
Развитие образного мышления обучающихся средствами музыки
Музыка уникальна лишь только потому, что ни один из нас не сможет себе представить жизнь без музыки. В отличие от других видов искусства (например, изобразительного и словесного), музыка не восп...