Приемы развития образного мышления на уроках музыки
статья по музыке
для работы учителю музыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приемы развития образного мышления на уроках музыки
На уроках музыки я применяю следующие приемы развития образного мышления:
1) визуализация;
2) система вопросов и заданий;
3) перевод музыки на язык другого вида искусства;
4) эмоциональный отклик;
5) узнай по описанию.
Предлагаю остановиться на каждом более подробно.
Учащиеся не всегда способны воспринимать музыку адекватно и откликаться на выразительность отдельных музыкальных элементов. Поэтому, на начальном этапе развития мышления я использую прием визуализации.
Визуализировать - значит вывести наружу, сделать видимым. Действие осуществляется как перенос внутреннего ощущения в зрительный образ. Применяя этот прием, предлагаю ребятам проблемную ситуацию.
Например, при знакомстве с балетом "Золушка" С.С. Прокофьева:
У.: Вы оказались в сказке. Находитесь на балу, где танцуют Принц и Золушка
(звучит "Вальс"). Что вы ощутили, какие чувства вызвала музыка?
Д.: Счастье, праздник, радость, сияние, любовь и т.д.
У.: И в одно мгновение сказка исчезла. А вам так хочется остаться с теми прекрасными моментами из сказки и чтобы внутренне ощущение радости не покидало вас. Что вы будете делать, чтобы эти воспоминания остались с вами?
Д.: Учащиеся начинают рассуждать, искать ответы. В итоге приходят к выводу, что музыку можно выразить в движении, линиях, цвете и т.д.
Предлагаю отразить внутренне ощущение праздника, счастья различными зрительными моделями:
- спонтанное рисование;
- цветовое и графическое изображение;
- пластическое движение (руки, тело).
Данный прием позволяет визуализировать, перевести в зрительную модальность не только средства музыкальной выразительности, которые имеют графические обозначения, но и эмоциональное состояние, впечатления.
Что же помогает мне в работе?
Прежде всего система вопросов и заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства. Они представляют собой диалог и рождают у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Вопрос на уроке музыки существует не только и не столько в словесной форме, сколько в жестах, в собственном исполнении учителя, в возможности «заразить», заинтриговать. Вопрос может выражаться и через сопоставление музыкальных произведений между собой и через сопоставление музыкальных произведений с произведениями других видов искусства. Важна направленность вопроса: нужно, чтобы он заострял внимание ребенка не на вычленение отдельных средств выразительности (громко, тихо, медленно, быстро), а обращал бы его, к его осознаваемым и неосознаваемым чувствам, мыслям, реакциям, впечатлениям, рождающимся в его душе под воздействием музыки.
Возможны такие вопросы:
- Помните ли вы свои впечатления, полученные от этой музыки на прошлом уроке?
- Что важнее в песне музыка или слова?
- А в человеке, что важнее ум или сердце?
- Как ты себя чувствовал, когда звучала эта музыка?
- Где бы она могла звучать в жизни, с кем бы ты хотел ее слушать?
- Что переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел передать?
- Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?
- Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?
Важно не только задавать детям вопросы, но и услышать ответы, часто оригинальные, нестереотипные, а это очень важно и ценно.
Часто ребята дают противоречивые, недосказанные ответы, но зато в них уже сквозит индивидуальность, личностная окрашенность - это я и пытаюсь услышать.
Следующий педагогический прием связан с организацией музыкальной деятельности детей на уроке, как полифонического процесса.
Необходимо создать условия для прочтения каждым ребенком одного и того же музыкального образа в одно и то же время, исходя из своего индивидуального видения, слышания, чувствования звучащей музыки:
- в одном ребенке она вызывает двигательный отклик, и он выражает свое состояние в пластике руки, тела, в каком-либо танцевальном движении;
- другой выражает свое понимание образов музыки в рисунке, в цвете, в линии;
- третий подпевает, подыгрывает на музыкальном инструменте, импровизирует;
- а еще кто-то «ничего не делает», а просто задумчиво, внимательно слушает (а - это, для учителя, может быть и является самой серьезной творческой деятельностью).
Важно сохранить это разнообразие творческих проявлений, поощрить это разнообразие. Свой результат я вижу не в том, чтобы все дети одинаково чувствовали, слышали, исполняли музыку, а в том, чтобы восприятие музыки детьми на уроке приобретало вид художественной «партитуры», в которой ребенок имеет свой голос, индивидуальный, неповторимый, вносит в нее свое уникальное оригинальное видение музыки.
На уроках обобщения применяю прием "Узнай по описанию", так как он предполагает накопление музыкального багажа. Предлагаю детям выбрать карточку с названием музыкального произведения, которое ему хорошо знакомо. Далее предлагаю описать словами это произведение, чтобы другие дети могли его узнать в ряду прочих. Это развивает внимание и учит анализировать, расширяет речевые возможности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/07/picture-110120-1352317585.jpg)
Статья:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"
Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/07/picture-110120-1352317585.jpg)
Презентация к моей статье:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"
Материал посвящен шестой областной научно-практической конференции"Когнитивные педагогические технологии:логическое и образное"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/20/picture-363641-1655752957.jpg)
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО МИРА РЕБЕНКА.
Мой опыт работы. Тема:Развитие художественно-образного мышления на уроках музыки как основа формирования духовного мира ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/01/picture-367656-1427877772.jpg)
Развитие образного мышления обучающихся средствами музыки
Музыка уникальна лишь только потому, что ни один из нас не сможет себе представить жизнь без музыки. В отличие от других видов искусства (например, изобразительного и словесного), музыка не восп...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-560917-1424080886.jpg)
Проблемы в развитии образного мышления на уроках музыки и способы их решения
Для работы молодому учителю...