Методы развития образного мышления на уроках музыки
статья по музыке (7 класс)
Для работы молодому учителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методы развития образного мышления на уроках музыки
Величие искусства ярче всего проявляется в музыке, ибо она не имеет содержания, с которым нужно считаться. Она делает возвышенным и благородным все, что берется выразить. Музыка уникальна лишь только потому, что ни один из нас не сможет себе представить жизнь без музыки. В отличие от других видов искусства (например, изобразительного и словесного), музыка не воспроизводит то, что можно увидеть и лишена смысловой конкретности, именно поэтому - это общечеловеческий, универсальный "язык", не требующий перевода.
Невозможно понимать музыку, изучать шедевры мировой музыкальной классики, не погружаясь в неё полностью, а для этого необходимо развитие образного мышления. И учить этому надо детей с самых первых занятий.
Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство. Особенно большое значение образность играет в детском музыкальном творчестве на ранних этапах, когда у ребёнка происходит формирование основных навыков исполнительства.
Именно через раскрытие того или иного образа - умения продемонстрировать, повторить, закрепить. Это сфера образного мышления, то, без чего исполнение музыки не может быть творческим.
Для того чтобы исполнение музыкального произведения было близко
авторскому замыслу, важно знать о причинах его возникновения, следить за
логикой развёртывания музыкальной мысли, понимать смысл используемых
средств музыкальной выразительности и ощущать эмоциональную окраску
содержания. Всё это объединяется в понятии «музыкальное мышление» и
дополняет представление о специфике «образного мышления».
Искусство - явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому одно из приоритетных направлений художественно-музыкального образования лежит и в области развития образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.
В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознание богатства мировой музыкальной культуры, становление собственной творческой инициативы в мире музыки. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, побуждая его к сопереживанию, способствует гармоничному формированию его личности.
Психологи подтверждают, что эмоции как физиологическое явление поддаются развитию. Умению слушать и слышать музыку необходимо учить, и в центре внимания должен быть художественный образ произведения и постижение его через эмоциональное сопереживание. Известный физиолог И. Павлов доказал, что если подаваемая информация не подкреплена эмоциями, то в коре головного мозга формируются центры ее нейтрализации. В связи с этим воспитание эмоционально-образного мышления у детей в процессе слушания и восприятия музыки является актуальной проблемой современной музыкальной педагогики. Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы рассматривают художественные процессы как особый вид интеллектуальной деятельности, близкий мышлению, но протекающий в иных формах и по другим законам.
Основная функция образного мышления – создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции обеспечивается через механизм представления музыкальных образов специально спланированной деятельностью учителя, направленной на их преобразование, а также создание новых образов, отличных от исходных.
Мысль – фактор умственной активности – у музыкантов часто приобретает ту или иную эмоциональную окраску, а в движении мыслей обнаруживаются особые логические связи. Поэтому в музыке образуется интонационно-оформленная эмоция-мысль, которая даёт толчок образному мышлению – слежению за процессом становления и развития музыкального образа.
Образное мышление – это процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов и сущности их структурной взаимосвязи. Образное мышление лежит в основе музыкального мышления, так как музыкальное мышление начинается с оперирования музыкальными образами. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления - установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.
Ассоциация – это психологическая связь о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом.
Цель данного исследования - развитие образного мышления через слушание музыки.
Объектом данного исследования является слушание музыки детьми.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогические особенности учеников;
2) рассмотреть особенности развития образного мышления учеников на уроках музыки;
3) помочь ученикам научиться видеть необычное, новое в музыкальных и жизненных явлениях;
4) развивать у детей способность продуцировать новые идеи и умение их высказывать;
5) поддерживать и развивать стремление учеников мыслить нестандартно;
6) развивать у школьников потребность в самостоятельной деятельности при поиске разнообразных вариантов преодоления проблем на уроке общения с искусством.
Учитель музыки в процессе работы с детьми призван решать целый комплекс педагогических проблем.
В музыкально-педагогической практике известно, что процесс развития музыкально-образного мышления многогранен. Поэтому для его осуществления необходимо на уровне учителя музыки иметь целостную систему методов и приемов по развитию музыкально-образного мышления учащихся.
Виды мышления, которые использую в работе:
- наглядно-действенное (вид, который опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними и позволяет успешно осуществлять практическую деятельность);
- наглядно-образное (вид, который характеризуется опорой на представления и образы);
- словесно-логическое (вид, который основан на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных связей);
- аналитическое (вид, который протекает путем логических умозаключений, постепенно приводящих к способности человека логически анализировать информацию и принимать решения);
- интуитивное (вид, особенность которого заключается в наличии у человека особой интеллектуальной способности и особого чувства-интуиции, а также умения быстро находить правильное решение).
Методы образного мышления
Я применяю следующие традиционные методы образного мышления:
- наглядный;
- словесный;
- практический;
- ассоциативных сопоставлений;
которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.
Каждый из этих методов применяется с нарастанием проблемной ситуации: от прямого воздействия (исполнения, объяснения, иллюстрации) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.
Созданию проблемных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/07/picture-110120-1352317585.jpg)
Статья:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"
Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/07/picture-110120-1352317585.jpg)
Презентация к моей статье:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"
Материал посвящен шестой областной научно-практической конференции"Когнитивные педагогические технологии:логическое и образное"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/20/picture-363641-1655752957.jpg)
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО МИРА РЕБЕНКА.
Мой опыт работы. Тема:Развитие художественно-образного мышления на уроках музыки как основа формирования духовного мира ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/01/picture-367656-1427877772.jpg)
Развитие образного мышления обучающихся средствами музыки
Музыка уникальна лишь только потому, что ни один из нас не сможет себе представить жизнь без музыки. В отличие от других видов искусства (например, изобразительного и словесного), музыка не восп...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-560917-1424080886.jpg)
Проблемы в развитии образного мышления на уроках музыки и способы их решения
Для работы молодому учителю...