План-конспект урока по музыки 3 класс "Утро"
план-конспект урока по музыке

Бычкова Екатерина Станиславовна

План-конспект урока. 3 класс музыка. Тема: Утро

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока35.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Бычкова Екатерина Станиславовна

ГБОУ Лицей №369 Красносельский район, г. Санкт-Петербург

Предмет: Музыка

УМК: Музыка.1-4 классы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина

Класс: 2

Тип урока: Комбинированный

Методы и приемы обучения: Метод размышления, ассоциативно – наглядный метод, метод мотивтрующего и побуждающего диалога.

Образовательные технологии: Здоровьесберегающие технологии,  технология проблемно-диалогового обучения.

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроке:

Этапы урока

Формы диагностики

Методы диагностики

Самоопределение к деятельности

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

Актуализация знаний

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, вопрос-ответ)

Постановка учебной задачи

Фронтальная

Методы устной диагностики (слушание музыки, беседа)

“Открытие” новых знаний

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение)

Практический метод (анализ фрагментов  музыкальных  произведений)

Включение новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, вопрос-ответ)

Рефлексия

Индивидуальная

Метод письменной диагностики (поставить «печатку» соответствующую своей оценки в тетрадь)

Домашнее задание

Индивидуальная

Практический метод (рисунок)

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: фортепино, проектор, компьютер, классная доска, колонки

Дидактические материалы: Презентация к уроку, музыкальные аудио и видео фрагменты из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», видео-караоке для вокально хоровой работы, печатки для рефлексии.

Методическое обеспечение, ресурсы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина - «Музыка», 2012 г., части из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», первая песнь Баяна,сцена похищения Людмилы,  В пещере горного короля, поэма А. С. Пушкина.

Электронные ресурсы:

https://www.belcanto.ru/opera1.html 

https://obrazovaka.ru/essay/glinka/kratkaya 

http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/opery/glinka-ruslan-i-lyudmila 

https://www.youtube.com/watch?v=dejJIG1rvZU 

https://www.youtube.com/watch?v=rENU3k4SyPE&t=17s 

https://www.youtube.com/watch?v=zvMElkUATX0 

Технологическая карта урока

Тема года 

(тема раздела)

В музыкальном театре

Тема урока

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Художественно

-педагогическая идея урока

Подвести учащихся к формированию основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности.

Цель

Цель урока для учащихся

Педагогическая цель урока

Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» - шедевром русского оперного искусства.

Создание условий к формированию ценостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу, через взаимосвзяь литературы и музыки в опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» по поэме А. С. Пушкина.

Задачи

Задачи урока для учащихся

Педагогические задачи урока

1. Прочитать и вспомнить ранее изучаемые определения: опера, театр, дирижер, хор, солист.

2. Ознакомиться с содержанием поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и подумать в чем состояла авторская идея произведения. 

3. Прослушать музыкальные фрагменты оперы «Руслан и Людмила», охарактеризовать эту музыку.

4. Выявить взаимосвязь литературного произведения и музыкальных фрагментов.

        

Воспитательные – содействовать достижению личностных результатов:

  • формированию ценностного отношения учащихся к понятиям «Добро и Зло»
  • развитию этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • формированию интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия творчества композиторов,знакомства с литературным произведением;

Развивающие – способствовать достижению метапредметных результатов (УУД):

  • интеллектуальной культуры школьников (умение анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, решать творческие задачи);
  • коммуникативной культуры (умение глубоко и точно выражать свои мысли, аргументировать их,взаимодействать с другими учениками и учителем);
  • культуры самоуправления учебной деятельностью (быть готовым выполнять учебные задачи, учебные действия, планировать, оценивать свою деятельность);
  • рефлексивной культуры (умение объективно оценивать себя и других школьников в учебном процессе).

Образовательные – обеспечить достижение предметных результатов:

  • ознакомить с музыкой оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»; 
  • познакомить с творчеством  великого русского композитора М. И.. Григи  и литературным произведением А. С. Пушкина поэма «Руслан и Людмила»
  • способствовать освоению понятия «опера», «взаимосвязь литературы и музыки»

Этап урока

Деятельность 

учителя

Деятельность учащихся

(содержание заданий)

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Самоопределение к деятельности Организационный момент, включение детей в учебный процесс

    (3 минуты)

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация)

методы устной диагностики (беседа, наблюдение),

музыкальное приветствие учащихся по можорному трезвучию (Здрав-свуй-те)

 создает эмоциональный настрой,  на экране картинка занавеса, читает начало поэмы А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый»

показ портрета поэта и композитора

Приветствуют учителя. Включаются в деятельность: слушают, отвечают на вопросы учителя.

Знакомство с русской литературой, вспоминают поэта А. С. Пушкина, знакоммтво с портретом русского композитора М. И. Глинки.

Регулятивные (саморегуляция - способность к мобилизации на учебную деятельность); 

Личностные (интерес к русской литературе и  музыкальному искусству)

  1. Актуализация знаний 

Повторение изученного материала прошлых уроков, которые необходимы для «открытия» нового знания  

  (4 минут)

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация),

1. Предлагает вспомнить определения музыкальных терминов опера, театр, дирижер.

2. Прослушивание фрагмента из балета «Золушка» и продерижировать

1.Слушают и определяют откуда звучит этот фрагмент, название и автор.

2.Вспоминают музыкальные термины опера, театр, дирижер. Дают определения.

Закрепление знаний прослушиваемого музыкального репертуара;

повторение музыкальных терминов.

Регулятивные (готовность выполнять учебные действия, контролировать и оценивать свою деятельность); коммуникативные (умение взаимодействовать с классом и учителем); 

личностные (эмоциональная отзывчивость на музыку). 

  1. Постановка учебной задачи Цель –определение темы урока, целеполагание   

 (5 минут)

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), метод побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение). Подводит учащихся к формулированию темы урока: 1. С помощью  наводящих вопросов помогает ученикам сформулировать тему урока; 2. С помощью побуждающего диалога обсуждают цель и задачи (слайд презентации). 

1.Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. 

2. Осмысливают цель и задачи урока.

Знакомство с великим русским композитором

 М. И. Глинка.

Регулятивные (готовность выполнять учебные действия, контролировать и оценивать свою деятельность); коммуникативные (умение взаимодействовать с классом и учителем); 

  1. 1.«Открытие» учащимися новых знаний

Подведение учащихся к представлению об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» - шедевром русского оперного искусства.

 (15 минут)

2. Физкультминутка

 (1 минута)

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), метод побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение), практический метод (анализ фрагментов литературных и музыкальных произведений) 

Технологии: проблемно-диалогового обучения,

 наглядно-образное мышление

1.Предлагает прослушать  фрагменты оперы, попробовать наиболее точно охарактеризовать эти фрагменты.

2. Знакомит с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

3.Подводит учащихся к пониманию того, что музыка композитора выражает чувство любви к своей родине и затрагивает темы «Добра и Зла»

2.Физкультминутка

Встают и выполняют физические упражнения повторяя за учителем.

1) 1. Слушают музыкальные фрагменты и подбирают эпитеты, наиболее точно характеризующие музыку

2. Еще раз слушивают фрагмент поэмы  и пытаются почувствовать взаимосвязь музыки и литературного происзведения, осмысливают в чем их сходство, о чем эти два произведения.

3. Смотрят презентацию со слайдами героев оперы, выявляют кто в опере положительный персонаж, а кто отрицательный.




1) Осмысление понятий опера, художественный образ.

Ознакомление с музыкой М. И. Глинки.

Закрепление навыка художественного анализа произведений с выходом на авторский замысел. Закрепление навыка анализа средств музыкальной выразительности.

 

Регулятивные (готовность выполнять учебные действия, контролировать и оценивать свою деятельность); коммуникативные (умение взаимодействовать с классом и учителем); 

познавательные (слушать и анализировать музыку и литературный текст с целью выделения главного; умение анализировать, сравнивать;

личностные (эмоциональная отзывчивость к музыке, формирование ценностного отношения к понятиям «Добро и Зло»,

развитию этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

формированию интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия творчества композиторов,знакомства с литературным произведением

  1.  1.Включение  новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока.  Цель – развитие умений обобщать и делать выводы, умений применять полученные знания при создании творческого продукта

 (5 минут)

2.Вокально-хоровая работа

(5 минут)

Методы: подводящий диалог, метод сравнения.

1.В устной форме предлагает  сформулировать и описать художественные образы музыкальных фрагментов. Сделать выводы.

2. В качестве закрепления предлагает посмотреть видео фрагменты из оперы.

2. Вспоминаем песню, которую разучивали на прошлом уроке.

Методы: развитие вокально-хоровых певческих навыков.

 1.Опираясь на полученные знания делают выводы о музыкальном замысле, о теме «Добра и Зла» через музыку и образ героев оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

2.Песня «Четыре таракана и сверчок» В. Макаров

1.Расширение представления о творчестве композитора. Знакомство с музыкой и фольклором России.

2.Распевка. Формирование вокально-хоровых навыков.

Регулятивные (готовность выполнять учебные действия, контролировать и оценивать свою деятельность); коммуникативные (умение взаимодействовать с классом и учителем); 

познавательные (слушать и анализировать музыку и литературный текст с целью выделения главного; умение анализировать, сравнивать;

личностные (эмоциональная отзывчивость к музыке, формирование ценностного отношения к понятиям «Добро и Зло»,

развитию этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; формированию интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия творчества композиторов,знакомства с литературным произведением

2.Личностные: выражение в музыкальном исполнительстве своих чувств, настроения и эмоций.

Коммуникативные: закрепляют свои вокальные умения во время исполнении песни, умение петь в ансамбле с другими учениками.

  1. Рефлексия (осознание и оценка своей работы на уроке)

(1 минута)

Метод: подводящий диалог;

письменной диагностики (поставить печатку в тетрадь). 

1.Итоги урока: предлагает учащимся оценить свои результаты участия в процессе урока. Анализирует ответы учащихся, смотрит печатки в тетрадях.

 Рефлексия:

Ставят сообветствующую печать в тетрадь: урок понравился, узнал много нового; урок не понравился было скучно

Регулятивные (умение объективно оценивать себя и других в учебном процессе); личностные (осознание своей принадлежности к музыкальной культуре);

  1.  Домашнее задание

(1 минута)

Творческое задание:

 Нарисовать рисунок наиболее понравившегося персонажа оперы.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные (готовность к  учебным задачам); личностные (выражение своей заинтересованности изученному на уроке)

Физкульминутка (фрагмент 1 минута) https://www.youtube.com/watch?v=ZnZSAx0lFHg 

Песня (минусовка+слова) https://www.youtube.com/watch?v=FI81dXVrV1E 

Анализ художественного образа: М. И. Глинка «Марш Черномора» (опера «Руслан и Людмила») https://drive.google.com/drive/folders/0B_7TjELnU9uIfm9abDRUS0JRS0tQa0lPcEhVeERTanhXbFFvRFEwOVlzb1doRm9pSTY5dG8 

Ссылка для распечатки листа QR кодов с музыкой: 

https://drive.google.com/file/d/1MpopsuC2xiJtwZH5dCC-rD4QAOLDTZzP/view?usp=sharing 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект к уроку музыки на тему: "Мифы и сказки о музыке"

План-конспект к уроку музыки в 5 классе на тему:  "Мифы и сказки о музыке"...

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...

План-конспект открытого урока на тему:«Настроения, чувства в музыке»

Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусст...

План - конспект интегрированного урока развития речи, ИЗО, музыки на тему: "Музыкальный пейзаж"

   Данный урок развития речи, изобразительного искусства и музыки представляет собой интегрированный урок русского языка. В ходе урока учащиеся совершенствуют свои речевые умения выра...

Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...