Мастер-класс "Театральная игра и музыка как элементы арт-технологии при изучении английского языка"
материал
Обучение иностранным языкам – занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителя нового подхода к преподаванию, поиска новых интересных методик и технологий. Одной из таких эффективных технологий стала для меня арт-технология, которая предполагает опору на творчество школьников, позволяет интегрировать разные учебные предметы, ,организовывать обучение в сотрудничестве.
Преподавание английского языка позволяет мне реализовать включение в учебный процесс различных арт-технологий, которые позволяют сделать процесс обучения более насыщенным и интересным, дают удивительные возможности развить эмоциональную сферу, образное мышление, воображение, творческий потенциал ученика.
Искусство обладает безграничными возможностями для интеллектуального развития учащихся, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Практика показывает, что ребенок успешнее усваивает материал на уроке в том случае, когда он заинтересован, если ребенок счастлив и испытывает чувство радости от проделанной работы. К арт-технологиям относится использование средств иллюстративной наглядности (иллюстрации картин художников, фотографии скульптур, предметы прикладного творчества); просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, создание коллажей по разной тематике, разучивание стихов, рифмовок, песен, художественное сочинение, инсценирование, исполнение различных ролей в диалогах и ролевых играх. Всё это стимулирует интерес учащихся к изучению английского языка, восстанавливает их внутренние силы, ускоряет темп их интеллектуального развития, иными словами объединяет их мировосприятие, чувства и переживания.
В последнее время в педагогике, психологии и методике много говорится о необходимости учитывать индивидуальные психологические особенности учащихся, связанные с наиболее развитыми каналами восприятия. При этом выделяют 3 основные группы учащихся: «визуалы», «аудиалы» и «кинестетики».
Проведя определенное исследование, я подтвердила предположение о том, что во всех группах английского языка присутствуют все три группы учащихся. Причем, порой бывают группы, где большинство детей совсем не «визуалы», а «кинестетики». А «аудиалов» бывает еще меньше. Особенно, это наблюдается в последние годы, что мы порой связываем с возрастающей гиперактивностью детей.
«Аудиалы» хорошо справляются с аудированием, у «визуалов» хорошо работает память на запоминание слов, представленных с привлечением наглядных средств (картинок, схем, коллажей, таблиц), а «кинестетикам» нужно все «пощупать». И, конечно, при выборе арт-технологии я учитываю возрастные особенности.
Хотелось бы остановиться на таких приемах как театральная игра и музыка. Постараемся за короткий промежуток времени совместить эти два понятия и разыграть сказку.
Я уверена, что после нашего мастер – класса, вы без особого труда запомните лексические единицы по теме «Семья», «Животные» и несколько речевых клише и сказку «Репка» на английском. Все очень легко!
- (Приглашается фокус группа. Автором сказки будет зрительская аудитория). Проработать с ними лексические единицы и речевые клише.
- Вначале, повторите за мной, пожалуйста,…..
- Закрепление (перевод с русского на английский)
- Вам сейчас нужно будет прослушать музыку и сказать, какая ассоциация со сказочным персонажем из сказки «Репка» у вас возникает?
(отработка лексических единиц и речевых клише, маленькая репетиция без слов автора)
- Постановка сказки с атрибутами персонажей.
Дед – пояс, шляпа
Бабка – платок, фартук
Внучка – ленточка на голову
Собака – хвост
Кот – маска
Мышка – ушки
- Нам песня жить и строить помогает! (Исполнение песни «Wonderful life»)
Благодаря использованию арт-педагогики на уроках, постоянно поддерживается интерес к изучению предмета. Многие песни хорошо запоминаются и вспоминаются детьми даже много лет спустя. Они способствуют хорошему усвоению лексики, грамматики и развитию навыков аудирования. Исполнение песен улучшает настроение. Театральная игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Дети в элементарной форме знакомятся с технологией театра. Само перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей. На выходе это опять же дает творческое самовыражение.
- Завершение цитатой Василия Александровича Сухомлинского.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1art.docx | 30.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Использование арт-педагогических технологий
на уроках английского языка»
Как сделать урок интересным и насыщенным? Какую технологию использовать, чтобы урок стал практико-ориентированным и личностно-значимым для каждого ученика? Как повысить успеваемость и качество усвоения предметного содержания? Как провести хотя бы один урок так, чтобы он стал необычным и запомнился на всю жизнь? Конечно, любой учитель при подготовке к урокам задает себе эти вопросы.
В условиях современного развивающегося общества с его стремительной динамикой жизни и появлением новых информационных технологий, а также различного рода современных устройств, искусство как никогда чрезвычайно необходимо человеку, а особенно детям и подросткам, поскольку способно всесторонне влиять на людей. Более того, большинство детей оторваны от больших городов и не способны посещать художественные галереи, музеи и концертные залы по объективным причинам. В силу всего этого, в современном образовательном процессе школьные педагоги и психологи уже многие годы привлекают средства искусства к решению задач развития, воспитания, обучения и психологической поддержки детей. Искусство обладает безграничными возможностями для интеллектуального развития учащихся, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Применение различных жанров искусства на уроке способно оживить и обогатить иногда рутинный учебный процесс новыми красками, сделать педагогический процесс более насыщенным и интересным, а также обеспечить эффективное достижение результатов педагогической деятельности. Именно искусство предлагает один из наиболее популярных и эффективных методов работы на уроке английского языка — метод арт-технологий. К арт-технологиям относится использование средств иллюстративной наглядности (иллюстрации картин художников, фотографии скульптур, предметы прикладного творчества); просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, создание коллажей по разной тематике, разучивание стихов, рифмовок, песен, художественное сочинение, инсценирование, исполнение различных ролей в диалогах и ролевых играх. Всё это стимулирует интерес учащихся к изучению английского языка, восстанавливает их внутренние силы, ускоряет темп их интеллектуального развития, иными словами объединяет их мировосприятие, чувства и переживания. Спонтанность, креативность и творчество являются важнейшими составными частями арт-технологии. Включение арт-технологий в процесс классно-урочной системы позволяет учителю повысить мотивацию обучаемых, и вследствие этого улучшить их успеваемость. Практика показывает, что ребенок успешнее усваивает материал на уроке в том случае, когда он заинтересован, если ребенок счастлив и испытывает чувство радости от проделанной работы. Применение элементов арт-технологий в обучении иностранному языку дает очень многое: они будят воображение, развивают образное мышление, создают ситуацию проживания детьми изучаемого материала, обучают учащихся различным видам ситуативного поведения, ускоряют развитие навыков говорения и общения, развивают навыки фонематического слуха и аудирования, повышают интерес к изучению грамматических правил не при помощи занудных грамматических заданий на подстановку и выбор правильного ответа, а при помощи сказки и рисования на начальном этапе обучения, при помощи песен и обсуждения картин известных художников на среднем и старшем этапах обучения. На таких уроках умственное воспитание осуществляется в непрерывной связи с социальным, эстетическим и оздоравливающим, чего трудно добиться на других уроках.
Важно подчеркнуть, что использование арт-технологий подходит для различных видов работы: индивидуальной, парной, групповой и коллективной.
Формы и приемы современных арт-технологий многообразны, что дает возможность их использовать на разных этапах урока: как организационный момент для включения в деятельность, при актуализации знаний и постановке учебной задачи, при первичном восприятии для усвоения нового теоретического материала, при закреплении материала и рефлексии, в качестве физкультминутки и как домашнее задание.
Арт-технологии могут использоваться на уроках не только для раскрытия предметного содержания обучения, например, при изучении темы «Досуг и увлечения. Музыка» (изучение различных музыкальных направлений, музыкальных инструментов) или при изучении темы «Выдающиеся люди страны изучаемого языка и своей страны», но так же и как средство обучения. При этом, арт-технологии способны замечательно решить вопрос с полимодальным обучением. В последнее время в педагогике, психологии и методике много говорится о необходимости учитывать индивидуальные психологические особенности учащихся, связанные с наиболее развитыми каналами восприятия. При этом выделяют 3 основные группы учащихся: «визуалы», «аудиалы» и «кинестетики». Учитывая тот факт, что в обычном классе обучаются десятки учащихся, можно предположить, что среди них будут все перечисленные группы учеников. Для каждого из них необходимы соответствующие опоры, оптимизирующие процесс восприятия и запоминания изучаемой информации, т.к. чем больше каналов восприятия будут задействованы в процессе получения, обработки и применения информации, чем больше ассоциативных связей создается в связи с изучаемым материалом, тем выше вероятность его прочного усвоения.
Проведя определенное исследование, я подтвердила предположение о том, что во всех группах английского языка присутствуют все три группы учащихся. Причем, порой бывают группы, где большинство детей совсем не «визуалы», а «кинестетики». А «аудиалов» бывает еще меньше. Особенно, это наблюдается в последние годы, что мы порой связываем с возрастающей гиперактивностью детей. И чтобы это понять, достаточно взглянуть просто на один тест для определения ведущего канала восприятия. Вспомните своих учеников. Разве не их описание вы сейчас услышите: «ему очень тяжело писать, его художественные работы неопрятны, не ходит спокойно, а носится, может причинять беспокойство, поскольку мешает соседям по парте, любит пошалить, легко отвлекается и плохо запоминает». А это, не что иное, как описание самого обычного «кинестетика». Однако, материалы учебников в основном ориентированы на «визуалов». Понаблюдав за ними, я выяснила, что действительно, «аудиалы» хорошо справляются с аудированием, но у них бывают проблемы с письмом и запоминанием информации, которая представлена наглядно. У «визуалов» хорошо работает память на запоминание слов, представленных с привлечением наглядных средств (картинок, схем, коллажей, таблиц), но они хуже справляются с аудированием и с запоминанием информации, представленной на слух. «Кинестетики» хуже усваивают информацию, представленную на слух или наглядно. То, что они читают или слышат, им обязательно нужно «пощупать», а недостаточно только прочитать или услышать. Еще лучше, если процесс усвоения будет творческим и будет вплетен в какую-нибудь деятельность – создание коллажа, творческого проекта, театральную деятельность, пантомиму. Учитывая все эти особенности, я уже на протяжении нескольких лет стараюсь реализовывать различные арт-технологии на уроках английского языка для коррекции форм представления нового материала, повторения и закрепления изученного. Таким образом, именно арт-технологии позволяют наиболее лучшим образом усвоить материал, используя различные каналы восприятия обучающихся.
Конечно, при выборе арт-технологии нужно учитывать и возрастные особенности учащихся, и зону их ближайших интересов. То, что будет интересно детям 7-12 лет, будет совершенно безразлично для подростков.
В своей практике я использую следующие арт-педагогические технологии:
- Сказкотерапию – различные сказки про буквы, когда мы учимся читать, фонетические сказки.
Такие сказки особенно хороши для детей чувствительных «сенситив», с богатым воображением, а также для «аудиалов» и «кинестетиков». Сказки хорошо запоминаются и вспоминаются даже через несколько лет.
- Ритмичные физкультминутки (action songs) – очень хорошо подходят для активных детей «кинестетиков», тем кому необходимо подвигаться. Если физкульминутку делать под музыку или видео, то она будет развивающей и для «аудиалов» и «для визуалов». В основном, такие физкульминутки признаются детьми начальной школы. Они могут быть использованы в начале урока, для включения детей в предмет, или в середине урока – для переключения детей с одной деятельности на другую и элемента релаксации. Также физкультминутки хорошо развивают фонематический слух и расширяют словарный запас.
- Работа с песнями и музыкой – является также важным элементом арт-педагогической технологии, особенно для «аудиалов» + «кинестетиков», поскольку песню можно не только послушать, но и пропеть, а также выполнить различные задания до, во время и после прослушивания песни. Многие песни хорошо запоминаются и вспоминаются детьми даже много лет спустя. Прежде всего, песни замечательно развивают фонетматический слух и способствуют развитию навыков аудирования. Песни также способствуют хорошему усвоению лексики и грамматики. Есть даже особые образовательные комплекты, направленные на отработку грамматического материала на основе песен. Напр., Singing Grammar или Grammar Rhymes. Кроме того, песни могут быть использованы для изучения разных театральных и музыкальных жанров. Напр., моими учениками 5-го класса это было использовано при изучении темы «Басни Эзопа», когда мы преобразовали одну из песен, изученную ранее, создав музыкальный триллер. Можно пойти дальше и дать задание драматизировать песню или написать свой вариант песни на заданную тему. Тут уже появляется вариант собственного творчества и возможность многим детям найти самореализацию.
- Пантомимы – хорошо использовать для отработки новой лексики – новых слов и словосочетаний. И в данном случае, первым для ответа тянут руку - «кинестетики», т.к. для них это лишняя возможность подвигаться и сменить обстановку. На начальном этапе при изучении алфавита дети-«кинестетики» с удовольствием будут изображать разные буквы при помощи своего тела. Буквы также можно рисовать в воздухе, перед тем как писать их в тетради, рисовать на спине друга. Дети постарше с удовольствием будут изображать разные существительные ли глаголы-действия.
- Ролевые игры, театр – очень подойдут для «аудиалов» и «кинестетиков». Хотя, тут практика показывает, что многие дети любят погрузиться в новый образ и разыграть диалог в необычной ситуации. Ситуации могут быть продуманы заранее учителем, так и придуманы самостоятельно детьми. Причем ситуации могут не только различаться ролями, но и местом действия (у доктора, в магазине или на улице), но и сменой стран (в России, в Англии или в Китае) и эпох (первобытные времена, в средние века, в будущем). Ролевые игры подразумевают парную, групповую и коллективную работу. Позволяют подключить ребят, которые испытывают проблемы в общении с одноклассниками, поэтому ролевые игры являются социально-значимым элементом арт-педагогики.
- Crafts (прикладное искусство) – очень хороши для «кинестетиков» и «визуалов», т.к. это возможность связать предметное содержание с творчеством детей, это прекрасная возможность сделать что-то своими руками и запомнить это. На начальном этапе можно попросить детей слепить буквы из пластилина и украсить их фасолем или горохом, красивыми пуговицами или бусинами. Это очень полезно оказывается для «кинестетиков», а также для детей, у которых проблемы с дисграфией. Пример: буквы. Позже при изучении лексических тем, прикладное творчество хорошо использовать на уроке или дома для закрепления изученного материала.
Рисование и раскраски. Кроме того, к crafts можно отнести и рисование. При этом рисование может быть целенаправленным – нарисуй своего питомца и расскажи о нем, так и как средство для проверки качества усвоения пройденного материала – так называемые «арт-диктанты» или «арт-раскраски». Дети делятся на тех, кто любит рисовать и тех, кто рисовать не любит. И поэтому давать задания для ребят, которые не очень хорошо владеют этим навыком, порой бывает невозможно. Многие, к тому же, еще и стесняются того, что плохо рисуют. Очень часто это связано с негативным опытом, когда другие дети высмеивают «художества» ученика. И как раз в этом случае использование арт-раскрасок помогает учителю принести радость ученику от осознания того, что и он может справиться с этой художественной деятельностью. Нередко я использую свои собственные материалы, подготовленные специально к уроку. Часто это изображения – раскраски картинок изучаемых слов. Цель этих наработок не только познакомить учащихся с лексикой, но и использовать их как элемент арт-терапии для снятия напряжения и стресса, который может возникнуть во время урока. Дети всегда радуются таким небольшим картинкам и с удовольствием их раскрашивают. Особенно благотворно это влияет после выполнения контрольной работы, когда детям разрешается раскрасить картинки.
При этом, раскраски можно использовать не только для снятия стресса, но и при изучении лексики и грамматики, а также при обучении чтению, фонетики, орфографии и правилам правописания. Детей это раскрепощает и позволяет лучше усвоить новый материал. Напр., год назад мне встретилась серия замечательных пособий – раскраска для изучающих английский язык.
Примеры можно увидеть на слайде и на данных распечатках.
- Использование различных изобразительных картин – «визуалы» - рисование – «кинестетики»
Конечно, картины известных художников мы можем показывать при изучении конкретных тем для раскрытия содержания – напр. при изучении биографии выдающихся людей. Напр., при изучении темы «Биографии» на примере биографии Фриды Кало в 6 классе, я посчитала, что было бы неразумно прочитать биографию известной мексиканской художницы, не познакомившись с ее картинами. Вопрос встал в выборе содержания картин, с которыми стоило бы познакомить своих учеников, поскольку творчество Кало очень неоднозначно и порой шокирующе и изобилует сценами крови, ножей и людей в странных позах, поэтому для знакомства с творчеством художницы, я выбрала спокойные и нейтральные картины. Каков же был эффект данного знакомства, когда спустя пару недель, я узнала, что некоторым ученикам так понравился урок, что они решили продолжить знакомство с художницей и ее творчеством.
Однако, нам не стоит дожидаться особого содержания, а необходимо использовать репродукции на различных уроках. При желании можно найти возможность использовать репродукции практически на каждом уроке. Учащихся начальной школы можно знакомить с картинами при изучении темы Животные или Семья и предлагая в качестве наглядности не мультяшных героев Диснея, а репродукции картин или хотя бы книжные иллюстрации известных детских художников.
Дайте возможность детям знакомиться с картинами известных художников и направлениями живописи ненавязчиво, используя репродукции, как средство обучения. Напр., при изучении темы внешность и характер человека можно использовать разнообразные портреты и автопортреты художников. При изучении темы - семья – не обязательно использовать фотографии и иллюстрации в учебнике, а можно познакомить с представлениями о семье и семейными традициями в различные эпохи и в разных странах, заодно познакомив с традиционными костюмами, внешним обликом изображенных людей и интерьером помещений. Или познакомить с праздником Масленица на различных полотнах русских художников, при этом повторив или введя новую лексику по теме «Фестивали и праздники». Или развитии навыков письма, можно ученикам показать несколько картин с изображением людей, читающих письмо (пример) и попросить написать письмо им и представить, что на картине изображен момент, когда это письмо получено персонажем картины. Репродукции можно широко использовать на такие темы, как еда, профессии, времена года и погода, города и страны изучаемого языка и своей страны.
Обсуждение и запоминание проходит хорошо для «аудиалов». А «визуалам» не хватает определенной наглядности, для того, чтобы понять смысл изучаемого явления. И репродукции картин могут в этом очень сильно помочь.
Я разделила учащихся на три группы и предложила каждой группе рассмотреть одну из трех картин и ответить на вопросы, написанные на карточке, а также постараться описать картину, используя ключевые слова.
Работу с репродукциями можно продолжить, интегрировав задания:
- описать одежду и внешность людей в разные исторические эпохи;
- написать письмо другу с описанием известных событий, происходящих на картине,
- написать диалоги по картинке и драматизировать их;
- составить предложения True / False по одной картине или составить предложения по разным картинам, а учащиеся должны сказать, о какой картине идет речь;
- прочитать или прослушать описание картины, не называя ее и попросить ее угадать,
- дать проектное задание – узнать биографию художника и рассказать о нем.
Таким образом, подобрав репродукции известных художников, можно их использовать для реализации не только предметного содержания по английскому языку, но так же и для усвоения лексики, грамматики, развития навыков аудирования, чтения, письма и говорения.
В чем состоит преимущество, на мой взгляд, арт-технологий перед другими формами учебной работы?
Во-первых, практически каждый ребенок может стать полноправным участником урока и для этого не требуется от него каких-либо специальных способностей (музыкальных, художественных, пластических), у каждого есть возможность проявить себя.
Во-вторых, в процессе участия ребенок раскрывает свои чувства, настроения, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его и помочь.
В-третьих, арт-технологии позволяют повысить успеваемость и качество усвоения изученного материала и позволяет настроить работу по наиболее значимым каналам восприятия для всей группы учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
В статье рассказывается об основных элементах здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка, о том, как их лучше сочетать, чтобы достигнуть наилучшего результата поставленной цели урока. ...
Статья "Музыка как составляющий элемент здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе"
Музыка как составляющий элемент здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальных классах....
Рабочая программа курса по предмету « Английский язык» для 8 класса « Тестовые технологии в изучении английского языка»
Пояснительная записка Основной целью данного курса является развитие у учащихся 8х классов умений всех видов речевой деятельности в рамках тем, предусмотренных Программой для школ с ...
Рабочая программа курса по предмету « Английский язык» для 9 класса « Тестовые технологии в изучении английского языка»
Пояснительная записка Основной целью данного курса является развитие у учащихся 9х классов умений всех видов речевой деятельности в рамках тем, предусмотренных Программой для школ с базовы...
Рабочая программа курса по предмету « Английский язык» для 10 класса « Тестовые технологии в изучении английского языка»
Пояснительная записка Данная программа предназначена для интенсивной подготовки учащихся выпускного класса чтобы помочь им подготовиться к сдаче ЕГЭ по английскому языку, также данны...
Рабочая программа курса по предмету « Английский язык» для 11 класса « Тестовые технологии в изучении английского языка»
Пояснительная записка Данная программа предназначена для интенсивной подготовки учащихся выпускного класса чтобы помочь им подготовиться к сдаче ЕГЭ по английскому языку, также данны...
Мастер-класс "Театральная игра и музыка как элементы арт-технологии при изучении английского языка"
Обучение иностранным языкам – занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителя нового подхода к преподаванию, поиска новых интересных методик и технологий. Одной...