Внеурочная музыкальная деятельность и ее роль в рамках новых ФГОС
статья по музыке
Внеурочная музыкальная деятельность и ее роль в рамках новых ФГОС.
Учитель музыки I квалификационной категории
Прянишникова И.В..
МОУ СОШ № 1 г.Хвалынска
1. Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение Федеральных государственных образовательных стандартов.
В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий составляет цель и основной результат образования.
В начальной школе значительное внимание уделяется развитию эмоциональной привлекательности процесса учения, укреплению познавательного интереса, как ведущего фактора успешности образовательного процесса. Музыка как искусство переживания и эмпатии без труда справляется с этой проблемой.
Преподавание музыки надо рассматривать во всем объеме ее существования как вида искусства, включающего в себя все виды музыкально-творческой деятельности, связанные с единством деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Основой преподавания музыки является ее деятельное освоение, на первый план выходит опыт творческой деятельности, который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным, более того, раздел, связанный с постижением школьниками основ музыкальной культуры и самих произведений искусства, прежде всего, предполагает собственно музыкальную деятельность в ее различных проявлениях как на уроках музыки, так и в процессе участия в музыкально-художественных событиях класса, школы, общественно-значимых проектах. Значение хорового пения как наиболее доступной формы приобщения детей к музыке не только не умаляется, но и расширяются.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Разрабатывая программу своего кружка, я не могла не опираться еще на один документ, созданный в соответствии с «Законом об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»), а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, -Концепцию духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников. Концепция содержит в себе обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся.
Исходя из того, что цель музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, считаю вышеуказанный документ основополагающим для каждого учителя музыки. Опираясь на ключевые моменты Концепции можно проследить те проблемы, темы, области, решение которых возможно в том числе и с помощью внеурочной деятельности по предмету «Музыка». Следует отметить важную роль искусства во всей воспитательно-образовательной системе:
- «Свободной и законопослушной может быть нравственная личность, располагающая ценностями и убеждениями. Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье — во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов…»
- « Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся.… Необходимо говорить не об абстрактном личностно- ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции».
Определяется современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Вышеперечисленные воспитательные задачи интегрированы в содержание внеурочной деятельности. Базовые ценности отражены в содержании внутришкольных воспитательных мероприятий: праздников, концертов, театрализованных представлений, игр и т.д., — а также в деятельности кружка дополнительного образования « Веселые нотки».
Активное использование в практике ведущих принципов художественной педагогики и современных педагогических технологий (ИКТ; игровые технологии; развивающие интегрированные технологии с привлечением элементов хореографии, пластического интонирования, игры на детских музыкальных инструментах; проектная деятельность; занятия-путешествия; театральные технологии и т.д.) помогают успешно осуществлять педагогическую деятельность.
2. Цель внеклассных музыкальных занятий – воспитание высоконравственнной, творческой, инициативной личности, укорененной в духовных и культурных ценностях российского народа.
Задачи:
- введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, пробуждение интереса к музыке, музыкальным занятиям;
- прививать нормы поведения на сцене, развивать творческий потенциал ребенка, его эмоциональность
- развитие чувства ритма,
- добиваться чистоты интонирования, строя, правильной артикуляции, верного дыхания в фразировках при вокальном и хоровом исполнении
- овладеть простейшими навыками игры на детских, музыкальных инструментах
Содержание работы кружка « Домисолька»:
Учащиеся школы учатся воспринимать музыку и размышлять о ней, воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении хоровых и вокальных произведений, исполнении на музыкальных инструментах; импровизации в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Школьники учатся открыто выражать свое отношение к искусству, проявить ценностно-смысловые ориентации, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм.
Работа кружка «Домисолька» строится по трем направлениям:
- раскрепощение, развитие и корректировка эмоциональной сферы учащихся
- развитие чувства ритма
- овладение навыками вокального и хорового пения
Основной педагогической единицей внеурочной деятельности, с точки зрения новой Концепции воспитания российских школьников, является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vneurochnaya_deyatelnost.docx | 19.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Внеурочная музыкальная деятельность и ее роль в рамках новых ФГОС.
Учитель музыки I квалификационной категории
Прянишникова И.В..
МОУ СОШ № 1 г.Хвалынска
1. Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение Федеральных государственных образовательных стандартов.
В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий составляет цель и основной результат образования.
В начальной школе значительное внимание уделяется развитию эмоциональной привлекательности процесса учения, укреплению познавательного интереса, как ведущего фактора успешности образовательного процесса. Музыка как искусство переживания и эмпатии без труда справляется с этой проблемой.
Преподавание музыки надо рассматривать во всем объеме ее существования как вида искусства, включающего в себя все виды музыкально-творческой деятельности, связанные с единством деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Основой преподавания музыки является ее деятельное освоение, на первый план выходит опыт творческой деятельности, который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным, более того, раздел, связанный с постижением школьниками основ музыкальной культуры и самих произведений искусства, прежде всего, предполагает собственно музыкальную деятельность в ее различных проявлениях как на уроках музыки, так и в процессе участия в музыкально-художественных событиях класса, школы, общественно-значимых проектах. Значение хорового пения как наиболее доступной формы приобщения детей к музыке не только не умаляется, но и расширяются.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Разрабатывая программу своего кружка, я не могла не опираться еще на один документ, созданный в соответствии с «Законом об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»), а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, -Концепцию духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников. Концепция содержит в себе обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся.
Исходя из того, что цель музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, считаю вышеуказанный документ основополагающим для каждого учителя музыки. Опираясь на ключевые моменты Концепции можно проследить те проблемы, темы, области, решение которых возможно в том числе и с помощью внеурочной деятельности по предмету «Музыка». Следует отметить важную роль искусства во всей воспитательно-образовательной системе:
- «Свободной и законопослушной может быть нравственная личность, располагающая ценностями и убеждениями. Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье — во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов…»
- « Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся.… Необходимо говорить не об абстрактном личностно- ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции».
Определяется современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Вышеперечисленные воспитательные задачи интегрированы в содержание внеурочной деятельности. Базовые ценности отражены в содержании внутришкольных воспитательных мероприятий: праздников, концертов, театрализованных представлений, игр и т.д., — а также в деятельности кружка дополнительного образования « Веселые нотки».
Активное использование в практике ведущих принципов художественной педагогики и современных педагогических технологий (ИКТ; игровые технологии; развивающие интегрированные технологии с привлечением элементов хореографии, пластического интонирования, игры на детских музыкальных инструментах; проектная деятельность; занятия-путешествия; театральные технологии и т.д.) помогают успешно осуществлять педагогическую деятельность.
2. Цель внеклассных музыкальных занятий – воспитание высоконравственнной, творческой, инициативной личности, укорененной в духовных и культурных ценностях российского народа.
Задачи:
- введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, пробуждение интереса к музыке, музыкальным занятиям;
- прививать нормы поведения на сцене, развивать творческий потенциал ребенка, его эмоциональность
- развитие чувства ритма,
- добиваться чистоты интонирования, строя, правильной артикуляции, верного дыхания в фразировках при вокальном и хоровом исполнении
- овладеть простейшими навыками игры на детских, музыкальных инструментах
Содержание работы кружка « Домисолька»:
Учащиеся школы учатся воспринимать музыку и размышлять о ней, воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении хоровых и вокальных произведений, исполнении на музыкальных инструментах; импровизации в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Школьники учатся открыто выражать свое отношение к искусству, проявить ценностно-смысловые ориентации, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм.
Работа кружка «Домисолька» строится по трем направлениям:
- раскрепощение, развитие и корректировка эмоциональной сферы учащихся
- развитие чувства ритма
- овладение навыками вокального и хорового пения
Основной педагогической единицей внеурочной деятельности, с точки зрения новой Концепции воспитания российских школьников, является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с презентацией по здоровьесберегающим технологиям в рамках нового ФГОС-2
Данная разработка создана ориентируясь на требования нового ФГОС-2 с использованием способов повышения здоровьесозидающего потенциала урока...
Внеурочная деятельность в 1 классе в рамках реализации ФГОС НОО
Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...
План-конспект урока французского языка в 6 классе "Школа во Франции" ("L\'école en France") в рамках новых ФГОС второго поколения
План-конспект урока французского языка в 6 классе "L\'école en France" в рамках новых ФГОС второго поколения (французский язык изучается с 5 класса 2 часа в неделю как второй иностранный)...
План-конспект урока французского языка в 6 классе "Здравствуйте! Как дела?" ("Bonjour! Comment ça va? ") в рамках новых ФГОС второго поколения
План-конспект урока французского языка в 6 классе "Bonjour ! Comment ça va ?" в рамках новых ФГОС второго поколения (французский язык изучается с 5 класса 2 часа в неделю как второй иностранный)...
План-конспект урока французского языка в 6 классе "Давайте знакомиться" ( "Faisons connaissance") в рамках новых ФГОС второго поколения
План-конспект урока французского языка в 6 классе "Faisons connaissance" в рамках новых ФГОС второго поколения (французский язык изучается с 5 класса 2 часа в неделю как второй иностранный)...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в рамках новых ФГОС
В презентации можно узнать о причинах внедрения здоровьесберегающих технологий в школе, классификацию здоровьесберегающих технологийи, критерии здоровьясбережения, организацию урока с применением данн...