Урок музыки "Звать через прошлое к настоящему"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Дадоева Эльвира Шевкетовна

ОБраз полководца А. Невского. Фильм , кантата, картина о Невском.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl._konspekt_a_.nevskiy.docx19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель Дадоева Э.Ш.

Дата  22.01.21                      Класс 5 А.Б.В.              №Урока18

                                             

                                               

Тема  «Звать через прошлое к настоящему»

Цель урока: формирование представления образа Александра Невского в музыке, изобразительном искусстве. 
1) раскрыть образ Александра Невского в произведениях музыки и изобразительного искусства; 
2) развивать умение сравнивать;
3) воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Александра Невского. 

Личностные универсальные учебные действия

( у обучающегося будут сформированы):

- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребёнку по настроению музыкальные произведения;

Регулятивные универсальные учебные действия

(обучающийся научится):

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

- выполнять действия в громкоречевой (устной) форме.

Познавательные универсальные учебные действия

(обучающийся научится):

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника

Коммуникативные универсальные учебные действия

(обучающийся научится):

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

- исполнять музыкальные произведения со сверстниками                                                                            

Тип урока –урок знакомство.

Оборудование ноутбук проектор ф-но. Ход урока

Повторение:

  • Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о колоколах, колокольном звоне).
  • С каким колокольным звоном мы с вами познакомились? (с благовестом и трезвоном).
  • Какой звон рассказывает о беде? (набат)
  • Что означает слово благовест? (добрая, радостная весть).
  • Может ли симфонический оркестр изобразить звон колоколов? (да, мы послушали звон Мусоргского)

Новый материал.

Сегодня наш урок посвящён мужеству, доблести, славе.

Ведь у каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят  и помнят.

И с каждым веком эта память не стирается о героях, а наоборот становится ярче и светлее.

Я сейчас говорю об Александре  Невском (1220 – 1263). – 

  • Что он такое сделал, за что его считают святым земли русской?
  • Какой подвиг его прославил?

Чтобы ответить, слушайте внимательно:

«Александр Невский очень рано научился грамоте, много читал о походах непобедимого полководца Александра Македонского, и не просто читал, а палочкой на снегу или земле чертил планы сражений Македонского, и прикидывал, как бы сам действовал в бою.

В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на Неве над сильным противником – шведами, за что народ прозвал князя Александром Невским. Спустя два года, в 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором войско Александра Невского разгромило немецких рыцарей-крестоносцев. В течение 20 лет князь, стремясь возродить былую славу Руси, ездил на поклон к ханам Золотой Орды и платил им ежегодную дань. После смерти отца Александр стал великим князем Владимирским. В 1263 г. после очередной поездки в Орду, князь тяжело заболел и вскоре умер. В народе говорили, что он был отравлен. Похоронили полководца во Владимире.

Русский народ бережно хранит память об Александре Невском. Именем великого князя названы многие храмы. Петром I был учрежден орден Александра Невского. Во время Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков (1941–1945) орден Александра Невского  вновь стал боевой наградой. Образ Александра Невского запечатлен в различных произведениях искусства – музыке, живописи, скульптуре, кино».

                                      (ответы ребят на вопросы)

Об одном таком произведении искусства мы сегодня и узнаем!

Русский композитор С.С.Прокофьев  -  - в честь Александра Невского написал кантату, которую так и назвал «Александр Невский».

  • А что такое кантата?
  • Как вы думаете, это большое или маленькое произведение? (ответы – предположения)

- Кантата – это крупное произведение, которое исполняют: оркестр, солисты и хор.

Кантата «Александр Невский» состоит из 7 частей, как книга, которая состоит из нескольких глав.

Итак, выяснили, что Прокофьев написал очень крупное произведение в честь Александра Невского.

  • А как вы думаете, каким он был, Александр Невский?
  • Какой у него характер? (сильным, храбрым, смелым, мужественным)

Посмотрите на стр.42-43 учебника и слайд – 

  • Кого мы видим? (Александра Невского)
  • Какой Александр Невский на этих картинах? (на первой – нежный, лирический, он молится, на второй – мужественный)
  • О чём молится Александр Невский? (просит помочь победить врага)

Правильно! Первый образ передаёт покой и умиротворение. Князь молится перед иконой Божьей матери, вокруг головы нимб – символ святости.

Второй образ – мы видим гневный взгляд, словно видит чужую рать. Твёрдый, решительный, уверенный.

  • А каким же его рисует композитор?
  • Какой Александр Невский в кантате Прокофьева?

Чтобы понять, мы послушаем два фрагмента из кантаты.  

  • О чём рассказывает фрагмент? (о том, что было время и была битва на Неве – реке…)
  • Как музыка передаёт характер Александра Невского? (непобедимый, нестрашимый, смелый)
  • Один характер или несколько? (несколько)
  • Как звучит музыка? (вначале спокойно, а потом подвижно)

 Молодцы! Сначала музыка неторопливая, а потом подвижная – повествует об отгремевших битвах, о победах.

А сейчас услышим второй фрагмент: называется «Вставайте, люди русские!» в исполнении хора. 

(выдан текст песни – 3 класс)

ЗВУЧИТ ХОР «ВСТАВАЙТЕ, ЛЮДИ РУССКИЕ!»

  • Как звучит хор? (решительно, призывно…)
  • Меняется ли характер музыки?  (меняется)
  • Сколько частей в хоре? (три)
  • Какой характер у Александра Невского? (решительный, твёрдый, мужественный)
  • А какой инструмент создаёт ещё более тревожный характер? (колокол)
  • Как он звучит? (набат)

А сейчас, снова обратимся к стр.42-43 учебника и картинам на слайде №8.

  • Какими словами из хоров можно назвать эти картины? А мы послушали «Вставайте, люди русские!» и «Песня об Александре Невском».
  • Физкультминутка
  • Какой хор подходит к картине на стр. 42, где молится наш герой? (к песне об Александре Невском)
  • Какой хор к картине на стр. 43? (Вставайте, люди русские!)
  • Помогла нам музыка понять, каким был А.Н.? (помогла почувствовать его характер, настрой, его решимость духа)

Давайте разучим хор «Вставайте, люди русские!» - к этому хору мы ещё не раз обратимся на уроках музыки.

Итог урока: рефлексия.

  • О каком герое мы говорили? (Александр Невский)
  • Чем прославился Александр Невский? (своей мужественностью, победой на Неве-реке)
  • Почему его прозвали Невским? (потому что битва на реке Неве)
  • Кто посвятил ему своё произведение? (С.Прокофьев)
  • Что такое кантата? (это крупное произведение, состоящее из нескольких частей)
  • Какие музыкальные фрагменты звучали на уроке? (песня об Александре Невском и хор Вставайте, люди русские!)
  • Домашнее задание: Нарисуйте Александра Невского. Какой он в вашем воображении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки в 5 классе "Через прошлое к настоящему"

Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский»У каждого народа  есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в...

конспект урока музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"

Конспект урока составлен по программе Критской - Сергеевой, 5 класс, 2 полугодие...

«Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский» урок 21

Цель: получение развёрнутого представления о вокально-инструментальном жанре кантаты; героико-эпический образ Александра Невского в искусстве....

«Звать через прошлое к настоящему. Ледовое побоище. После побоища» урок 22

Продолжение знакомства с кантатой; укрепление взаимосвязи музыкального искусства, изобразительного и киноискусства; приобщение  детей к сокровищам  отечественной музыкальной классики; развит...

Технологическая карта «Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский» урок 21

Конспект содержит этапы и виды творческой деятельности, формы и методы работы, перечень музыкального материала, предложения по использованию дополнительных материалов....

конспект урока музыки в 5 классе "Звать через прошлое в настоящее"

Произведения искусства о подвиге А.Невского...

Конспект урока музыки "Звать через прошлое к настоящему", 5 класс

Третий урок блока "Музыка и изобразительное искусство". На примере образа Александра Невского в кантате С.Прокофьева и триптихе П.Корина рассматривается взаимосвязь времён и историческая пам...