Урок музыки "Звать через прошлое к настоящему"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
ОБраз полководца А. Невского. Фильм , кантата, картина о Невском.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl._konspekt_a_.nevskiy.docx | 19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учитель Дадоева Э.Ш.
Дата 22.01.21 Класс 5 А.Б.В. №Урока18
Тема «Звать через прошлое к настоящему»
Цель урока: формирование представления образа Александра Невского в музыке, изобразительном искусстве.
1) раскрыть образ Александра Невского в произведениях музыки и изобразительного искусства;
2) развивать умение сравнивать;
3) воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Александра Невского.
Личностные универсальные учебные действия
( у обучающегося будут сформированы):
- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребёнку по настроению музыкальные произведения;
Регулятивные универсальные учебные действия
(обучающийся научится):
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- выполнять действия в громкоречевой (устной) форме.
Познавательные универсальные учебные действия
(обучающийся научится):
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника
Коммуникативные универсальные учебные действия
(обучающийся научится):
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- исполнять музыкальные произведения со сверстниками
Тип урока –урок знакомство.
Оборудование ноутбук проектор ф-но. Ход урока
Повторение:
- Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о колоколах, колокольном звоне).
- С каким колокольным звоном мы с вами познакомились? (с благовестом и трезвоном).
- Какой звон рассказывает о беде? (набат)
- Что означает слово благовест? (добрая, радостная весть).
- Может ли симфонический оркестр изобразить звон колоколов? (да, мы послушали звон Мусоргского)
Новый материал.
Сегодня наш урок посвящён мужеству, доблести, славе.
Ведь у каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят.
И с каждым веком эта память не стирается о героях, а наоборот становится ярче и светлее.
Я сейчас говорю об Александре Невском (1220 – 1263). –
- Что он такое сделал, за что его считают святым земли русской?
- Какой подвиг его прославил?
Чтобы ответить, слушайте внимательно:
«Александр Невский очень рано научился грамоте, много читал о походах непобедимого полководца Александра Македонского, и не просто читал, а палочкой на снегу или земле чертил планы сражений Македонского, и прикидывал, как бы сам действовал в бою.
В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на Неве над сильным противником – шведами, за что народ прозвал князя Александром Невским. Спустя два года, в 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором войско Александра Невского разгромило немецких рыцарей-крестоносцев. В течение 20 лет князь, стремясь возродить былую славу Руси, ездил на поклон к ханам Золотой Орды и платил им ежегодную дань. После смерти отца Александр стал великим князем Владимирским. В 1263 г. после очередной поездки в Орду, князь тяжело заболел и вскоре умер. В народе говорили, что он был отравлен. Похоронили полководца во Владимире.
Русский народ бережно хранит память об Александре Невском. Именем великого князя названы многие храмы. Петром I был учрежден орден Александра Невского. Во время Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков (1941–1945) орден Александра Невского вновь стал боевой наградой. Образ Александра Невского запечатлен в различных произведениях искусства – музыке, живописи, скульптуре, кино».
(ответы ребят на вопросы)
Об одном таком произведении искусства мы сегодня и узнаем!
Русский композитор С.С.Прокофьев - - в честь Александра Невского написал кантату, которую так и назвал «Александр Невский».
- А что такое кантата?
- Как вы думаете, это большое или маленькое произведение? (ответы – предположения)
- Кантата – это крупное произведение, которое исполняют: оркестр, солисты и хор.
Кантата «Александр Невский» состоит из 7 частей, как книга, которая состоит из нескольких глав.
Итак, выяснили, что Прокофьев написал очень крупное произведение в честь Александра Невского.
- А как вы думаете, каким он был, Александр Невский?
- Какой у него характер? (сильным, храбрым, смелым, мужественным)
Посмотрите на стр.42-43 учебника и слайд –
- Кого мы видим? (Александра Невского)
- Какой Александр Невский на этих картинах? (на первой – нежный, лирический, он молится, на второй – мужественный)
- О чём молится Александр Невский? (просит помочь победить врага)
Правильно! Первый образ передаёт покой и умиротворение. Князь молится перед иконой Божьей матери, вокруг головы нимб – символ святости.
Второй образ – мы видим гневный взгляд, словно видит чужую рать. Твёрдый, решительный, уверенный.
- А каким же его рисует композитор?
- Какой Александр Невский в кантате Прокофьева?
Чтобы понять, мы послушаем два фрагмента из кантаты.
- О чём рассказывает фрагмент? (о том, что было время и была битва на Неве – реке…)
- Как музыка передаёт характер Александра Невского? (непобедимый, нестрашимый, смелый)
- Один характер или несколько? (несколько)
- Как звучит музыка? (вначале спокойно, а потом подвижно)
Молодцы! Сначала музыка неторопливая, а потом подвижная – повествует об отгремевших битвах, о победах.
А сейчас услышим второй фрагмент: называется «Вставайте, люди русские!» в исполнении хора.
(выдан текст песни – 3 класс)
ЗВУЧИТ ХОР «ВСТАВАЙТЕ, ЛЮДИ РУССКИЕ!»
- Как звучит хор? (решительно, призывно…)
- Меняется ли характер музыки? (меняется)
- Сколько частей в хоре? (три)
- Какой характер у Александра Невского? (решительный, твёрдый, мужественный)
- А какой инструмент создаёт ещё более тревожный характер? (колокол)
- Как он звучит? (набат)
А сейчас, снова обратимся к стр.42-43 учебника и картинам на слайде №8.
- Какими словами из хоров можно назвать эти картины? А мы послушали «Вставайте, люди русские!» и «Песня об Александре Невском».
- Физкультминутка
- Какой хор подходит к картине на стр. 42, где молится наш герой? (к песне об Александре Невском)
- Какой хор к картине на стр. 43? (Вставайте, люди русские!)
- Помогла нам музыка понять, каким был А.Н.? (помогла почувствовать его характер, настрой, его решимость духа)
Давайте разучим хор «Вставайте, люди русские!» - к этому хору мы ещё не раз обратимся на уроках музыки.
Итог урока: рефлексия.
- О каком герое мы говорили? (Александр Невский)
- Чем прославился Александр Невский? (своей мужественностью, победой на Неве-реке)
- Почему его прозвали Невским? (потому что битва на реке Неве)
- Кто посвятил ему своё произведение? (С.Прокофьев)
- Что такое кантата? (это крупное произведение, состоящее из нескольких частей)
- Какие музыкальные фрагменты звучали на уроке? (песня об Александре Невском и хор Вставайте, люди русские!)
- Домашнее задание: Нарисуйте Александра Невского. Какой он в вашем воображении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку музыки в 5 классе "Через прошлое к настоящему"
Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский»У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в...
конспект урока музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"
Конспект урока составлен по программе Критской - Сергеевой, 5 класс, 2 полугодие...
«Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский» урок 21
Цель: получение развёрнутого представления о вокально-инструментальном жанре кантаты; героико-эпический образ Александра Невского в искусстве....
«Звать через прошлое к настоящему. Ледовое побоище. После побоища» урок 22
Продолжение знакомства с кантатой; укрепление взаимосвязи музыкального искусства, изобразительного и киноискусства; приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики; развит...
Технологическая карта «Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский» урок 21
Конспект содержит этапы и виды творческой деятельности, формы и методы работы, перечень музыкального материала, предложения по использованию дополнительных материалов....
конспект урока музыки в 5 классе "Звать через прошлое в настоящее"
Произведения искусства о подвиге А.Невского...
Конспект урока музыки "Звать через прошлое к настоящему", 5 класс
Третий урок блока "Музыка и изобразительное искусство". На примере образа Александра Невского в кантате С.Прокофьева и триптихе П.Корина рассматривается взаимосвязь времён и историческая пам...