«Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский» урок 21
план-конспект занятия по музыке (5 класс)

Гринь Наталья Андреевна

Цель: получение развёрнутого представления о вокально-инструментальном жанре кантаты; героико-эпический образ Александра Невского в искусстве.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

тема II полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”   3 четверть

Урок №21: «Звать через прошлое к настоящему». «Александр Невский». 1час

Эпиграф: «За отчий дом, за русский край

                                                         Вставайте, люди русский»

Цель: получение развёрнутого представления о вокально-инструментальном жанре кантаты; героико-эпический образ Александра Невского в искусстве.

Задачи урока: знакомство с жанром кантаты, сопоставление героико-эпической темы, связанной с образом Александра Невского в различных видах искусства: кино, музыке,  живописи, поэзии; развитие эмоционально-образного восприятия художественного и музыкального языка в произведениях искусства.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран, учебник, рабочая тетрадь, аудиозаписи,  Г.П. Сергеева. «Музыка» 3класс. Стр.: 12- 21; Г.П.Сергеева. «Музыка» 4класс. Стр. 20 -23; информационный лист-задание «Кантата»; Г.П.Сергеева. «Музыка» 5 класс. Стр.90-93; отрывок поэмы К.Симонова «Ледовое побоище».

Музыкальный материал: С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский» («Песня об Александре Невском»).

Изобразительный материал: репродукция триптиха П.Корина «Александр Невский»;

Видео материал: видео фрагмент многочастного вокально-инструментального произведения, дающего представление о жанре кантаты 17 века; видео фрагмент фильма «Александр Невский»  С.Эйзенштейна; видеосюжет фильма С.Эйзенштейна с  хором из кантаты С.Прокофьева Александр Невский  «Вставайте, люди русские!»;  презентация «Александр Невский».

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

    Звучит праздничный перезвон, дети заходят в класс.

    Музыкальное приветствие.

Проверка Д/З

II. Основная часть. Работа по теме урока.

  1. Повторение пройденного. Актуализация знаний полученных ранее.

Знакомясь с различными музыкальными жанрами, мы уже  не раз обращались к произведениям, отражающим исторические события Отечества, образы его защитников.

(Демонстрируются: учебник 3 класса, стр. 12- 21; учебник 4 класса, стр. 20 -23).  

Сегодня и на следующем уроке  нам предстоит ещё раз, более пристально увидеть образ национального героя, народного заступника, великого князя, чьё имя славит русский народ на протяжении почти восьми веков, кому посвящены стихи, картины, другие произведения искусства, и, конечно же, музыка.

А чтобы обо всём этом говорить, давайте вспомним, что такое кантата.                     (Учащиеся читают текст листа-задания, после чего следует информационный диалог по поставленным вопросам, информационный лист кантата).

  1. Как на русский язык переводится слово Кантата?
  2. От каких однокоренных иностранных слов происходит это название?
  3. Что первоначально значил этот термин?
  4. Когда Кантата стала многочастным произведением, и из каких частей она состоит?
  5. Для чего создавались кантаты?

Демонстрируется фрагмент многочастного вокально-инструментального произведения И.С.Баха.

  1. Углубление в тему урока (работа с музыкально-художественным, видео- рядом)

Теперь давайте вспомним, отдельные части какой кантаты мы уже слышали в начальной школе, и кому она посвящается. Ответы учащихся.

В 1938 году С.С.Прокофьев пишет музыку к фильму «Александр Невский» режиссера С.М.Эйзенштейна, посвящённому защитнику земли русской, легендарному князю и полководцу 13 века.                                              

(учебник картина А. Невский)

Видео: Фрагмент фильма «Александр Невский»

 

Кантата «Александр Невский», в основу которой легла музыка к кинофильму, стала новым, самостоятельным музыкально-драматическим произведением на стихи поэта В. Луговского и самого композитора.

Видео: Кантата С.Прокофьева Александр Невский (хор)

 

В начале этого видеосюжета вы видели картину художника П.Корина,    рисующую образ бесстрашного князя-воина. Давайте рассмотрим её более внимательно.  Творческие ответы учащихся, позволяющие составить общее представление о художественном образе.

 Мы видим могучую фигуру, одетую в воинские доспехи, грозный лик и гневный взгляд защитника Отечества,  уверенный жест рук, сжимающих рукоять меча. Над головой князя – воинская хоругвь  с образом Спаса – Ярое Око. Величественная фигура Александра Невского занимает почти всю плоскость холста, возвышаясь над водами реки Волхов, храмом Софии Новгородской, окрестными далями. Во всём облике князя выражена твёрдая решимость и уверенность в  своих силах, в силах русского войска.

В том же 1938 году, когда  С.Эйзенштейн  и С.Прокофьев создавали фильм и музыку к нему, поэт Константин Симонов написал поэму под названием «Ледовое побоище». Вот как его стихи рисуют образ князя Александра:

(чтение стихотворения)

Сопоставимы ли художественный и поэтический образ Александра Невского? что их объединяет?  Творческие ответы учащихся

Сравните образ картины с музыкальным образом С.Прокофьева, отображающим героя кантаты.

Просмотр ещё раз картины и слушание «Песнь об Александре Невском»                                                                                                       Ответы учащихся.

Подведение итогов (выставление оценок)

На следующем уроке мы более подробно проведём сопоставление этих двух образов и продолжим работу над кантатой. Сегодняшний  урок закончен. Запишите домашнее задание. До свидания.

Домашнее задание: учебник «Музыка» 5класс Г.П.Сергеевой, стр. 90-93. Прочитать текст, рассмотреть репродукции художественных полотен П.Корина и В.Серова, выполнить задание  на странице 91.

И, только выждав, чтоб ливонцы,

Смешав ряды, втянулись в бой,

Он, полыхнув мечом на солнце,

Повёл дружину за собой.

Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новогородские полки.

По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклоняясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский. - презентация

Презентация интегрированного урока музыки и изо в 5 классе....

Тест по музыке для 5 класса по программе Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева по теме "Звать через прошлое к настоящему. Кантата "Александр Невский" С.С. Прокофьева

Тест предназначен для учащихся 5 классов по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой по теме "Звать через прошлое к настоящему. Кантата "Александр Невский" С.С. Прокофьева. Кроме теста для проверки зна...

конспект урока музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"

Конспект урока составлен по программе Критской - Сергеевой, 5 класс, 2 полугодие...

«Звать через прошлое к настоящему. Ледовое побоище. После побоища» урок 22

Продолжение знакомства с кантатой; укрепление взаимосвязи музыкального искусства, изобразительного и киноискусства; приобщение  детей к сокровищам  отечественной музыкальной классики; развит...

Технологическая карта «Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский» урок 21

Конспект содержит этапы и виды творческой деятельности, формы и методы работы, перечень музыкального материала, предложения по использованию дополнительных материалов....

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский».

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе.Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. ...