«Звать через прошлое к настоящему. Ледовое побоище. После побоища» урок 22
план-конспект занятия по музыке (5 класс)
Продолжение знакомства с кантатой; укрепление взаимосвязи музыкального искусства, изобразительного и киноискусства; приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики; развитие познавательного интереса, эстетического вкуса, творческой активности, умения слушать и анализировать фрагменты кантаты; развитие кругозор через знакомство с новым репертуаром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_zvat_cherez_proshloe_k_nastoyashchemu._ledovoe_poboishche_.docx | 22.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
тема II полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” 3 четверть
Урок №22: «Звать через прошлое к настоящему»
«Ледовое побоище. После побоища». 1час
Эпиграф: «За отчий дом, за русский край
Вставайте, люди русский»
Цель: сопоставить героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства и кинематографа.
Задачи урока: продолжение знакомства с кантатой; укрепление взаимосвязи музыкального искусства, изобразительного и киноискусства; приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики; развитие познавательного интереса, эстетического вкуса, творческой активности, умения слушать и анализировать фрагменты кантаты; развивать кругозор через знакомство с новым репертуаром.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник, рабочая тетрадь, аудиозаписи, музыкальный инструмент ф-но.
Музыкальный материал: С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский» (хор «Вставайте, люди русские», «Мертвое поле», «Ледовое побоище», «Въезд Александра Невского во Псков»).
Изобразительный материал: икону «Святой князь Александр Невский», триптих «Александр Невский» («Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ») П. Корина, «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища» В.Серова, картину М.Нестерова «Князь Александр Невский», скульптура «Александр Невский» О. Комова (учебник).
Видео материал: фрагменты фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Звучит праздничный перезвон, дети заходят в класс.
Музыкальное приветствие.
II. Основная часть.
- Актуализация знаний по прошлой теме урока.
Учитель: слова былинного сказителя: «О делах родной земли предки летопись вели, в монастырской келье тесной, в четырёх глухих стенах, о земле о древнерусской, быль записывал монах…».
Учитель: У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. И мы чтим небесных покровителей Святой России, в них мы ищем примеры и откровения для нашего собственного жизненного пути. Давайте вспомним о чём мы говорили на прошлом уроке и какой фрагмент музыкального произведения прослушали (информационный диалог по поставленным вопросам).
Звучит вступление к хору «Вставайте, люди русские»
Учащиеся рассматривают триптих на страницах учебника и находят среди них знакомое живописное полотно (Триптих П.Корина «Александр Невский»).
Учитель: Какая идея лежит в основе этих картин художника?
Дети: воплощение «непокорного духа русского народа»
Учитель: Почему фигура Александра Невского центральная часть?
Дети: Так как триптих был написан накануне Великой Отечественной войны, то в центре могучая фигура воина, грозный лик и гневный взгляд защитника Отечества, уверенный жест руки, сжимающий рукоять меча. Основная идея – мобилизация людей на защиту родной земли, русский воин будто говорит: «А если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!»
Учитель: Какие сюжеты воплощены на правой и левой частях триптиха?
Дети: В «Северной балладе» - русский крестьянин с вытянутой вперед рукой, словно преграждая дорогу врагу, рядом – русская женщина с выражением непреклонной воли на прекрасном лице. Вокруг – суровая северная природа. В «Старинном сказе» - сказительница, сказитель готовые запечатлеть в своих песнях-сказах величие и трагизм событий той поры, и «ушкуйник» - не то разбойник, не то богатырь. А кругом – та же суровая русская природа.
2. Углубление в тему урока
Учитель: В каких музыкальных произведениях, известных вам из начальной школы, раскрывается тема защиты Родины?
Дети: фрагменты из оперы М.Глинки «Иван Сусанин», М.Мусоргского «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки», русские народные песни.
Учитель: Давайте обратимся к следующей части кантаты и проанализируем, что хотел показать нам композитор Прокофьев, какими приемами пользовался характеризуя тевтонцев и русских воинов. Тупая механичность псов-рыцарей, жесткие, устрашающие гармонические наслоения усиливаются композитором при помощи новых средств.
Звучит музыкальная картина «Ледовое побоище»
Учитель: Какая тема звучит в эпизоде русской атаки?
Дети: Героическая и удалая (в исполнении струнных инструментов).
Учитель: Какой прием развития применяет композитор для того, чтобы передать острейшие моменты схватки, драматизм борьбы?
Дети: Принципы чередования и контраста тем, изображающих тевтонцев (механический шаг, монотонно-мертвенное пение, словно гимн смерти, и музыкальных характеристик русских воинов (героический клич хора «Вставайте, люди русские»), удалые наигрыши скоморохов, яркая тема «русской контратаки», стремительное движение-полет русской конницы). Поочередная контрастная борьба тем, затем одновременное сочетание их в кульминации. Это соответствует драматическому содержанию картины.
Учитель: Какой форме ближе композиция «Ледового побоища» - рондо или вариациям?
Дети: Рондо.
Учитель: Сравните музыкальную картину с лаковой миниатюрой «Ледовое побоище» Н.Зиновьева на странице в учебнике. Звучит ли эта картина?
Дети: Звучит.
Учитель: Какие черты этого произведения декоративно-прикладного искусства помогают услышать противоборство двух сил?
Дети: В центре в красном плаще и доспехах на вздыбленном белом коне Александр Невский. Под ногами сражающихся синий лед и втаптываемые в него доспехи
крестоносцев. Развивающиеся плащи ратников придают изображению драматизм, движение. Взметнувшиеся вверх плащи создают ощущение могучей силы. Черный фон усиливает драматизм происходящего. Узор по краям изображения словно замыкает действие в небольшом пространстве, предрекая его исход – биться до победы.
Просмотр видеофрагмента
Учитель: Контрастом к музыкальной батальной картине «Ледовое побоище» служит следующая часть кантаты – «Мертвое поле».
Звучит «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский»
Учитель: Какому жанру народной песни близка эта мелодия?
Дети: Причитанию-плачу.
Учитель: Какой лад создает образ скорби?
Дети: Минор.
Учитель: Что роднит эту мелодию с народными песнями?
Дети: Певучесть, распевы, неспешность рассказа.
Учитель: Принцип контраста в развитии образов является важнейшим в композиции всей кантаты, а не только какой-либо ее части. Мощному звучанию симфонического оркестра и хора в «Ледовом побоище» противопоставляется одинокий женский голос в «Мертвом поле».
Учащимся предлагается сравнить различные произведения искусства: скульптуру О.Комова «Александр Невский» на странице учебника, шестую часть кантаты «Мертвое поле» с русскими народными песнями, обратиться к картине В.Серова «Въезд Александра Невского во Псков», созвучной одноименной последней части кантаты, знакомой по начальной школе.
Звучит заключительная часть кантаты
«Въезд Александра Невского во Псков»
III. Итог урока:
Учитель: В кантате ярко выражена идея и наших дней – идея защиты Отечества, русского государства. Все произведения искусства, присутствующие сегодня на уроке, всегда будут будить в нашем воображении недавние события Великой Отечественной войны. Как вы понимаете смысл выражения М.Мусоргского «Звать через прошлое к настоящему»?
Высказывания учащихся.
Просмотр финала фильма
IV. Домашнее задание.
Попробовать написать свой киносценарий, согласно развитию событий, о которых композитор рассказал нам с помощью изобразительных и выразительных средств музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"
Конспект урока составлен по программе Критской - Сергеевой, 5 класс, 2 полугодие...
«Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский» урок 21
Цель: получение развёрнутого представления о вокально-инструментальном жанре кантаты; героико-эпический образ Александра Невского в искусстве....
Технологическая карта «Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский» урок 21
Конспект содержит этапы и виды творческой деятельности, формы и методы работы, перечень музыкального материала, предложения по использованию дополнительных материалов....
конспект урока музыки в 5 классе "Звать через прошлое в настоящее"
Произведения искусства о подвиге А.Невского...
Конспект урока музыки "Звать через прошлое к настоящему", 5 класс
Третий урок блока "Музыка и изобразительное искусство". На примере образа Александра Невского в кантате С.Прокофьева и триптихе П.Корина рассматривается взаимосвязь времён и историческая пам...
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский».
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе.Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. ...
Урок музыки "Звать через прошлое к настоящему"
ОБраз полководца А. Невского. Фильм , кантата, картина о Невском....