Конспект урока музыки "Звать через прошлое к настоящему", 5 класс
методическая разработка по музыке (5 класс)
Третий урок блока "Музыка и изобразительное искусство". На примере образа Александра Невского в кантате С.Прокофьева и триптихе П.Корина рассматривается взаимосвязь времён и историческая память нашего народа, схожесть средств выразительности в приведённых произведениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_zvat_cherez_proshloe_v_nastoyashchee.docx | 22.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее.
Александр Невский». 5 класс
Цель урока: сопоставить образ Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве через триптих П. Корина и кантату С. Прокофьева.
Задачи урока:
Образовательные:
- Знакомство с кантатой, как музыкальным произведением торжественного или лирико-эпического характера, состоящим из нескольких законченных номеров и исполняемым певцами - солистами, хором в сопровождении оркестра;
- Укрепление понимания взаимосвязи и взаимопроникновения различных видов искусств (музыки, литературы, живописи и киноискусства)
Воспитательные:
- Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, воспевающей силу и мощь русского народа;
- Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
- Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты кантаты;
- Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым произведением.
Оборудование: Компьютер, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" для 5 класса, фонохрестоматия музыкального материала для 5 класса, музыкальные словари эмоций.
Ход урока.
- Организационный момент. 2 мин.
Приветствие. Проверка готовности уч-ся к уроку.
- Введение в тему урока. 5-7 мин.
Учитель: Посмотрите внимательно на доску. Какой вид искусства вы видите? Кто изображен на представленных иллюстрациях?
Дети: Богатыри, герои.
Учитель: А кто такие герои?
Дети: человек исключительной смелости и доблести
Учитель: Попытайтесь догадаться, о чём у нас пойдет речь на уроке?
Дети: о героях
Учитель: Русским людям не раз приходилось защищать Родину с оружием в руках. Много героев прославилось в этих сражениях. Сегодня мы поговорим об одном из таких героев. По моему описанию попробуйте догадаться, кто это?
-Человек этот известен нам как великий полководец, защитник Родины.
- Он был очень молод, когда возглавил русское войско, оборонявшее Русь сначала против шведских завоевателей
а потом против немецких воинов-крестоносцев.
- Церковью он был причислен к лику святых,
- а в прошлом году по результатам Интернет - опроса в нашей стране стал символом России.
Кто догадался, о ком идет речь?
Дети:
Учитель: Правильно, это Александр Невский? Сколько времени прошло с тех пор, как он жил? Какие события связаны с именем А. Невского? Почему мы знаем о нем сегодня?
Дети:
После ответов на вопросы, формулируем тему и цель урока.
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Звать через прошлое к настоящему».
Сегодня сопоставим образ Александра Невского через произведения изобразительного искусства и музыки.
С историей Новгородской Руси связано имя Александра Невского, князя Новгородского, а затем великого Владимиро – Суздальского князя. В 1240г. В устье реки Невы высадилось шведское войско. Вёл русских воинов в бой молодой князь Александр Ярославич. Ему было всего 20 лет. Дружина Александра была мала, а шведов - несколько тысяч. Применив смекалку, Князь разбил неприятеля. После победы на реке Неве, князя Александра стали величать Александром Невским.
3.Основная часть. 25 мин.
Учитель: Обратите внимание на картину художника П. Корина «Александр Невский» на интерактивной доске репродукция картины
- Что необычного в этой картине?
- Из скольких частей она состоит? (3 части)
Беседа по картине
Триптих – (от греч. triptychos - сложенный втрое), 1) 3-створчатый складень. 2) Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой.
Художник делал много эскизов и этюдов, направленных на изображение образа русского человека.
Учитель: Опишите, каким предстаёт перед нами Александр Невский?
Дети: мужественным, отважным, гордым, сильным, волевым
Великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.
В 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище». (просмотр видео-фрагмента фильма «Александр Невский»)
Учитель: Ребята, исторические события, связанные с именем русского князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных видов искусств. Мы рассмотрели живописные полотна, ему также посвящены музыкальные произведения, в частности кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева.
Какое произведение называют кантатой?
Дети:
Кантата – музыкальное произведение для солистов, хора, и симфонического оркестра, обычно героического и торжественного характера.
Учитель: Данная Кантата была написана на основе музыки к кинофильму режиссера Сергея Эйзенштейна "А. Невский". В кантате 7 частей,
Одна из них называется « Песнь об Александре Невском». Сейчас вы услышите ее фрагмент. (прослушивание аудио-файла)
Учитель: Подумайте, каким перед вами предстает А. Невский в этой музыке?
Определите его музыкальный портрет.
Каким предстал А. Невский перед вами, каким вы его видите в музыке?
Дети: мужественным, сильным, надежным, уверенным, смелым защитником – богатырем.
Учитель: Как и чем композитор подчеркнул образ героя?
Дети: ритмом, темпом, тембром
Учитель: В образе Александра Невского представлен весь народ, все герои, которые защищали и защищают нашу Родину.
Давайте прослушаем еще один отрывок из кантаты. А после прослушивания вы ответите на вопросы.
Звучит хор «Вставайте, люди русские»
- Кто исполнил эту музыку?
- Какая песня по характеру? Ребята, а вы услышали музыку русского призыва?
- Что звучало в самом начале песни? (вступление)
- На что оно похоже? (звон колоколов - набат)
- Что такое набат? (Набат - сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги)
Учитель: Это мелодия хора «Вставайте, люди русские»
Этот хор – знаменитая патриотическая русская песня, призыв к защите родной земли. В которой композитор передает настрой, состояние русского народа, его решимость и мужество. В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки.
Александр бросил клич, и словно из-под земли вырастают новые русские воины. Простые, мирные люди брали в руки оружие и вставали в ряды защитников. В лихие времена – каждый воин. Это правило действует всегда, в любую эпоху. Если Родина в опасности, люди объединяются и выступают на ее защиту. Прочитаем еще раз все вместе.
Учитель: Еще раз вслушаемся в музыку вступления к хору и попробуем передать (изобразить) движением руки характер звучания набатного колокола.
Дети выполняют упражнение
Учитель: Кроме художественных и музыкальных произведений, Александру Невскому посвящен художественный фильм.
В 1938 году он был создан режиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Позднее, в 1939 году - кантата была написана на основе музыки к кинофильму «Александр Невский».
Учитель: Кантата и фильм были созданы как раз перед ВОВ, 75-летие которой мы будем отмечать весной. Эти произведения служили предупреждением нашим врагам: «кто на Русь придет, будет насмерть бит». И, в тоже время, они воодушевляли наш народ. Фильм часто показывали на фронте, чтобы поддерживать боевой дух солдат. В середине войны был учрежден орден, которым и по сей день награждают за воинские подвиги.
Составьте из предложенного набора слов, которые вы видите на доске.
Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет
- Обобщение темы урока. 5 мин.
Учитель: События, о которых мы сегодня говорили, происходили в 13 веке, 7 столетий назад. Так почему же, ребята, А. Невский был избран символом России сегодня, нашими современниками?
Дети: Потому, что он соединил в себе такие качества:
Он – защитник, он любит свою Родину,
Он – талантливый полководец, у него надежное войско,
Его любил народ, верил ему, шел за ним.
Он - Святой земли русской, а, значит, образец для подражания.
Он – победитель и для нашего народа, я думаю, он является символом победы.
Учитель: что, кроме сюжета, роднит эти замечательные творения композитора, художников, кинорежиссера?
- как вы думаете, будут ли помнить об А. Невском через сто лет или его заменят новые герои?
- почему вы так считаете?
- что нового вы сегодня узнали?
- что вам запомнилось?
- Рефлексия. 3 мин.
Учитель: - Сейчас попрошу вас оценить наш урок и ответить на вопрос (облако тегов)
- Итог урока. 2 мин
Домашнее задание: Узнайте, какая песня послужила подобным призывом в годы ВОВ, кто её сочинил, узнайте историю её создания.
Объявление оценок.
Прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку музыки в 5 классе "Через прошлое к настоящему"
Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский»У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в...
Конспект урока "Авторская песня - прошлое и настоящее
Познакомить учащихся с выдающимися представителями авторской песни: Д Тухманов, М.Светлов, А.Городницкий, А.Якушева, А.Розенбаум, Ю.Ким, В. Высоцким, Б.Окуджава, О.Митяев....
конспект урока музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"
Конспект урока составлен по программе Критской - Сергеевой, 5 класс, 2 полугодие...
конспект урока музыки в 5 классе "Звать через прошлое в настоящее"
Произведения искусства о подвиге А.Невского...
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский».
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе.Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. ...
Конспект урока "Авторская песня - прошлое и настоящее" 6 класс
Цель урока:Продолжить рассмотрение темы «Мир вокальной и инструментальной музыки» на уроках в 6 – м классе по программе «Музыка. 6 класс» Е.Д.Критская Г...
Конспект урока "Авторская песня -прошлое и настоящее"
Данная разработка урока поможет познакомить учащихся с жанром авторской песни.Кто такие были ваганты? И каким этот жанр стал в наше время....