Методическая разработка образовательного события «Физика и Музыка»
методическая разработка по музыке (7 класс)
Современность диктует педагогу пересматривать как содержание, так и формы урочной и внеурочной деятельности. Мы предлагаем Вашему вниманию сценарий образовательного события – такой формы организации и реализации образовательной деятельности, при которой ярко прослеживается взаимосотрудничество педагогов и учащихся, деятельностный подход, направленных, казалось бы, просто на усвоение новых знаний.
Тема «Механические волны. Звук» изучается на физике в 9 классе, во второй четверти. Предмет «Музыка» учащиеся уже закончили изучать в 7 классе. Некоторые учащиеся занимаются в музыкальной школе. Но вообще музыку любят и слушают все. А физика подчас даётся многим с трудом. И только через активный интерес можно добиться положительного результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_fizika_i_muzyka.docx | 977.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка образовательного события «Физика и Музыка»
Учитель физики ГБОУ СОШ №546 Санкт-Петербурга Бергман Л.В.
Учитель музыки ГБОУ СОШ №546 Санкт-Петербурга Неверко А.Е.
Современность диктует педагогу пересматривать как содержание, так и формы урочной и внеурочной деятельности. Мы предлагаем Вашему вниманию сценарий образовательного события – такой формы организации и реализации образовательной деятельности, при которой ярко прослеживается взаимосотрудничество педагогов и учащихся, деятельностный подход, направленных, казалось бы, просто на усвоение новых знаний.
Тема «Механические волны. Звук» изучается на физике в 9 классе, во второй четверти. Предмет «Музыка» учащиеся уже закончили изучать в 7 классе. Некоторые учащиеся занимаются в музыкальной школе. Но вообще музыку любят и слушают все. А физика подчас даётся многим с трудом. И только через активный интерес можно добиться положительного результата.
Цель: развитие интереса к изучению физики и искусства.
Задачи:
- повышение кругозора учащихся в области музыкального искусства, физики и инженерии; истории, науки и культуры Санкт-Петербурга;
- формирование умений работы в команде, делового сотрудничества;
- формирование умений рефлексии, принятия положительных и неудовлетворительных результатов в ситуации соперничества.
Форма проведения: спортивная версия игры «Что? Где? Когда?»
1 этап. Подготовительная работа.
- В каждом классе предлагается создать одну или несколько команд по 6 человек. Перед осенними каникулами выдано первое задание. (см. приложение)
- После каникул раз в две недели команды получают новые задания и ищут ответы на них.
- За одну-две недели до события команды собираются полным составом для консультации по правилам игры.
- Организаторы (педагоги и учащиеся 11х классов) готовят сценарий викторины, презентацию, выступление ведущих.
2 этап. Проведение образовательного события.
- Проведение игры в актовом зале школы. Подведение итогов.
3 этап. Рефлексия.
Это могут быть и устные высказывания участников события по горячим следам, но привлекут всех фотографии на сайте школы, посты в группе школы и класса, анкеты у учителя. И конечно же, хорошие ответы на уроках. Вопрос: а когда будет ещё такая игра?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Сценарий образовательного события «Физика музыки и Музыка физики»
Игра (интеллектуальная викторина) «Что? Где? Когда?» (спортивная версия)
Послушай, музыка вокруг, она во всём - в самой природе. И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук. Ей служат ветер. плеск волны, раскаты грома, звон капели, Птиц несмолкаемые трели среди зелёной тишины, И дятла дробь, и поездов гудки, чуть слышные в дремоте, И ливень – песенкой без слов всё на одной звенящей ноте. А снега хруст! А треск костра! А металлическое пенье И звон пилы и топора. А проводов степных гуденье! …Вот потому-то иногда почудится в концертном зале, Что нам о солнце рассказали, о том, как плещется вода, Как ветер шелестит листвой, как, заскрипев, качнулись ели… А это арфы нам напели, рояль, и скрипка, и гобой. (стихотворение М. Ивенсена «Музыка») | (Звучит МЕЛОДИЯ Антона Рубинштейна, выходят ведущие |
Добрый день, дорогие друзья, наша игра сегодня посвящена Физике музыки и Музыке физики! Отвечая на вопросы викторины, мы намерены воспеть гармонию научной мысли. Все команды ознакомлены с правилами игры.
Как полагается, сначала соперники приветствуют друг друга, команды дружно произнесут своё название и фразу, которая их вдохновила на (Представление команд, на экране слайд с эмблемой, фотографией учёного или музыканта и фразой)
Итак, мы начинаем состязание.
- (Звучит музыка числа, через 30-40 секунд ведущий начинает:) Звук – это механическая волна. А без этого числа невозможно описать волновое движение. Этому удивительному числу посвящают стихи и картины, его находят в священных текстах, в Сиэтле есть памятник этому числу, в 1998 году о нём сняли фильм, вы только что услышали музыку этого числа. Каждый год 14 марта в 1час 59 минут 26 секунд люди, интересующиеся науками, празднуют "День Архимедова числа ". К празднику люди подготавливают круглый торт, усаживаются за круглый стол и обсуждают это число, решают задачи и головоломки, связанные с ним. Назовите это число, второй балл можно получить, если вы запишите значение этого числа с точностью до седьмого знака.
(после окончания музыки слайд с головоломкой до конца обсуждения)
Задание гласит: "переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным".
(Через минуту): Смотрим правильный ответ:
Это число ПИ, с которым мы встречаемся, например, при вычислении периода колебаний маятников.
Чтобы решить головоломку, надо было взять спичку из знаменателя и накрыть две спички слева, получив букву ПИ.
- «Физика раскрывает неизвестное в природе, а музыка – в человеческой душе. Это два метода познания мира»— эти слова в равной степени могут быть отнесены к деятельности и учёного и музыканта, который родился 140 лет назад именно 14 марта. Принадлежат они гениальному физику-теоретику XX века. Но и музыка была его любовью. Как от образа немецкого физика Макса Планка неотделим рояль, так от образа этого учёного неотделима …………..
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ (СКРИПКА, на экране Эйнштейн играет на скрипке)
- За год до рождения Эйнштейна известного изобретателя ТомасаЭдисона окрестили «волшебником из Менло Парк». Сам Эдисон был настолько поражён открытием, что сказал: «Никогда я ещё не был так ошеломлён в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза». Им был составлен список 10 основных применений этого изобретения:
- диктовка и запись писем;
- говорящие книги для слепых;
- обучение ораторскому искусству;
- запись музыки;
- запись голосов членов семьи;
- говорящие часы;
- запись речей великих людей;
- обучающие записи;
- вспомогательное приспособление к телефону.
Назовите это изобретение.
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ ФОНОГРАФ.
- Если вы были внимательны, мы назвали только 9 применений фонографа. А в списке их должно быть 10. Внимание, чёрный ящик… Наверняка каждый из вас не один раз держал это в своих руках.
ПРАВИЛНЫЙ ОТВЕТ: МУЗыкальная шкатулка
- Три года назад Кирилл Серебрянников снял фильм «Фонограф», повествующий о том, как это изобретение прижилось у нас в России. И одним из главных героев фильма является ещё один юбиляр, с произведения которого мы начинали нашу игру, композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог Антон Рубинштейн. 160 дет назад он создал Русское Музыкальное общество, при нём организовал музыкальные классы. Через три года они превратились в первое в России музыкальное образовательное учреждение. Внимание, вопрос: если высшее образование физик, инженер может получить в физико-техническом университете, то где можно получить высшее музыкальное образование?
ПРАВИЛНЫЙ ОТВЕТ: Консерватория.
- Как вы заметили, наш город полон удивительных историй, связанных, как с физикой, так и с музыкой. Вот ещё одна. 100 лет назад в нашем городе, тогда Петрограде, руководитель Физико-технического института Абрам Иоффее пригласил к себе на работу Льва Термена как специалиста по радиотехнике. Измерительная установка, с которой работал Термен, представляла собой генератор электрических колебаний на катодной лампе. Формирующийся сигнал можно было не только зафиксировать, но и услышать. Прибор оказался очень чувствительным к движению рук человека, изменялась ёмкость контура, соответственно частота звучания. Подобрать мелодию не составляло для Термена большого труда, так как он с детства увлекался музыкой. В ноябре 1920 года на заседании кружка механиков имени профессора Кирпичёва физик Термен дал свой первый концерт. Изобретённый им электронный музыкальный инструмент первоначально был назван этеротоном (звук из воздуха, эфира), вскоре был переименован в честь автора и стал называться….
ПРАВИЛНЫЙ ОТВЕТ: Терменвокс.
- Как закономерности в физике, так и музыкальные произведения можно записать с помощью латинских букв. Попробуйте заполнить как можно больше строчек, отметив, что обозначает данная буква в физике и что она значит в музыке. Каждая полностью заполненная строка приносит балл команде. Начали!
В музыке | В физике | |
А | ||
B | ||
C | ||
D | ||
Е | ||
F | ||
G | ||
H |
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
А – работа, амплитуда В – индукция МП С – удельная теплоёмкость D – диаметр Е – энергия F – сила G – гравитационная постоянная Н - высота |
- Сделайте вывод из просмотренного ролика https://www.youtube.com/watch?v=0FuifqZMMLk
(через минуту после просмотра)ПРАВИЛЬНО: в вакууме звук не распространяется. Для упругих волн обязательно наличие среды.
- Ученые выяснили, что змеи совсем не имеют слуха. Они реагируют только на вибрацию, которую создают заклинатели, постукивая по земле ногой. (https://youtu.be/C5WTGOdOek0 - 1,5-2 минуты) Композитор Людвиг ван Бетховен , когда сочинял звучащую сейчас Лунную сонату, брал деревянную трость в зубы и приставлял к роялю. Какое заболевание не смогло помешать ему создать свои самые известные произведения и что помогло? Два ответа, соответственно два балла.
Правильный ответ: ГЛУХОТА, ВНУТРЕННИЙ СЛУХ.
- Как гласят старинные документы, смола деревьев использовалась в самых разнообразных житейских ситуациях. Она являлась излюбленным средством иллюзионистов, её целебные и бальзамические свойства широко применялись врачевателями, аргонавты пропитывали и замазывали ей щели судна, а в Греции по сей день ею замазывают щели бочек при закладке белого вина, прославленные олимпийские факелы обязательно содержали в своей основе составляющие из этой смолы, на различных состязаниях по стрельбе из лука древние греки непременно смазывали свои стрелы. И это же используют при исполнении музыки на скрипке, альте, контрабасе. Назовите эту смолу…
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: КАНИФОЛЬ.
- Что общего между валенками и суфлёрской будкой в театре?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: ВОЙЛОК – экологичный и один из лучших материалов для звукоизоляции.
- Какое физическое явление лежит в основе использования архитекторами такой сцены в парке.
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: отражение звука. Многие из вас слышали, как усиливается звук при отражении от арок.
- Известно, что у комара нет ни рта, ни голосовых связок? Чем же издаёт он свой пронзительный писк? Правильно, взмахом крыльев. Пока звучит «Полёт шмеля», вам нужно правильно составить пары слов, слева низкочастотные, справа высокочастотные голоса.
Дочь, соловей, сопрано, шмель, отец, капель, бас, филин, комар, гром.
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: отец-дочь, филин-соловей, шмель-комар, гром-капель, бас-сопрано.
- (на один слайд) Млекопитающие при издании звуков всегда поджимают живот. Это легко увидеть на примере лая и воя собак, и волков, мяуканья кошек, мычания коров и др. То же самое можно сказать о младенцах во время крика и у взрослых во время сильнейшего стресса. Все знаменитые певцы знали секрет поджатия живота и пользовались им при пении. Для этого они для страховки носили специальные пояса, стягивающие нижнюю часть живота и облегчающие втягивание в себя живота. Известно, что этими поясами пользовались все знаменитые оперные певцы, (Шаляпин, Карузо, Печковский, Лемешев и др.)
При необходимости выдерживать слишком долго звук или спеть через чур длинную фразу, опытные певцы могут менять дыханье часто и бесшумно, незаметно даже для внимательного слушателя .
А теперь вопрос:
В американском фильме «СЕРЕНАДА» Марио Ланца демонстрирует свое дыхание своим друзьям на своем дне рождения. Перед ним традиционный торт со свечами. Его просят взять верхнее ДО, чтобы по колебанию свечей узнать владеет ли он истинным бельканто. Певец берет этот верхний звук, и пламя свечи…..
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: не гаснет. (31 минута фильма)
- Говоря о музыке и физике, нельзя обойти стороной вопрос о музыкальных театрах. Александр Сергеевич Пушкин пишет в романе «Евгений Онегин»
Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей.
Самый молодой, существующий менее полувека, но вошедший в финал конкурса «Семь новых чудес света» расположен в Австралии. Это Сиднейский оперный театр. Парижская Опера Гарнье уникальна по своей архитектуре. Наличие «подземного озера» служит устойчивости фундамента, и способствует налету таинственности. Именно здесь обитает «Призрак оперы». Мет, или Нью-Йоркский Метрополитен-Опера за свою историю принимал таких певцов, как Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Пласидо Доминго, Федор Шаляпин, Мария Каллас, Рене Флеминг, Леонард Уоррен… Родина оперного пения, Италия, может гордиться одним из самых роскошных театров, который в 1778 году был построен на месте церкви Санта-Мария-делла-Скала, восстановлен после Второй мировой войны. \ Открытая весной 1869 года «Дон Жуаном» Моцарта, Венская опера по праву считается одним из главных классических оперных театров мира. Лондонский театр Ковент-Гарден хорошо известен во всём мире. На его сцене проходят постановки Королевской Оперы и Королевского балета. Большой театр – самый известный театр России, его считают одним из лучших во всём мире. Огромные размеры и изумительная акустика впечатляет даже самых искушённых зрителей. Наш Мариинский театр получил своё название в честь Марии Александровны, Супруги Александва Второго. Это величественное здание способно удивить любого: многофигурная постройка, огромные размеры. Зрительный зал впечатляет ещё больше: стены цвета морской волны, шикарный занавес. Жемчужиной театра стала… люстра. Этому удивительному творению почти 160 лет. 230 лампочек и 23 тысячи подвесок. Но главное, что на считается своеобразным музыкальным инструментом одного из лучших симфонических оркестров нашей страны. Одесский Национальный академический театр оперы и балета, И первой постановкой во время оккупации была опера «Евгений Онегин». Театр славится не только изящной архитектурой, двумя волшебными зеркалами из Венецианского стекла, не потемневшими за 132 года. Уникальная акустика подковообразного зала позволяет доносить даже шёпот со сцены в любой уголок зала. Для идеальной акустики в театре все продумано до мелочей. Особая форма зрительного зала, слой стекла под оркестровой ямой, перегородки между ложами из камыша, арки под потолком – все способствует равномерному распределению звука. |
Внимание, вопрос:
А какими средствами античные архитекторы добивались хорошего акустического эффекта в громадных амфитеатрах? Что устанавливали в нишах под ступенями или сиденьями?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: медные сосуды, голосники или резонаторы..
Позже этот приём стали применять при строительстве церквей, а иногда сосуды замуровывали в стены тайных комнат замка, чтобы услышать, о чём идет речь.
- Физика – наука экспериментальная. Поэтому мы вносим небольшое изменение в нашу игру, вставив последний практический вопрос. У вас есть описание древнерусской игрушки – буркало. В коробочке вы найдёте всё необходимое, чтобы создать звучащую игрушку. Время пошло!
Подведение итогов игры. Награждение победителей. Звучит гимн музыке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
1 задание.
Творческая группа по организации образовательного события «Музыка и Физика» приветствует вашу команду. Мы рады, что вы решили проверить свои знания и эрудицию в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» (спортивная версия).
Правила игры: Каждая команда занимает места за отдельным столом. На столе лежат листочки для записи ответа с номером вопроса и названием команды и ручка. А также эмблема команды на палочке.
На обсуждение вопроса и запись ответа отводится 1 минута. После чего помощники собирают листы с ответами. Если команда ответила досрочно, поднимают эмблему, и помощники забирают ответ.
Пока жюри обрабатывает результаты, на экране показывается правильный ответ.
Таким образом, выиграть есть шанс у каждой команды!!!
Каждый отвеченный вопрос приносит команде 1 балл. Могут быть и более «дорогие» вопросы. Если вопрос оказался сложным, и на него не ответила ни одна команда, то этот балл переходит на следующий вопрос. Так что сдаваться нельзя до последнего вопроса. И всё может поменяться на любом этапе игры!
Для начала вашей команде предстоит придумать
- НАЗВАНИЕ
- ВДОХНОВИТЕЛЯ (можно из физиков, можно из музыкантов, ещё лучше, если он имеет отношение и к тому, и к тому)
- ФРАЗУ о взаимосвязи физики и музыки, которая вам понравилась и вдохновляет на исследование этой темы и победу в игре.
- ЭМБЛЕМУ.
- ВОПРОС соперникам.
Желаем творческого вдохновения! Следующая встреча 6 ноября на второй перемене.
2 задание.
Предлагаем потренироваться и ответить командой на следующие вопросы:
1 | Эта греческая буква обозначает угол преломления в физике, а в музыке так называют звукоряд из 8 или 13 нот, где первая и последняя совпадают по названию, но отстоят друг от друга на октаву. | (ответ) | ||
2 | Это число используют при записи углов, и тогда оно равно 180 градусам. А если его записать в радианах, то получится запись из цифр, бесконечная дробь. Так как это число является иррациональным. | |||
3 | Какое движение называют колебательным? Можно ли круговое движение считать колебательным? | |||
4 | Многие музыкальные инструменты снабжены полыми корпусами. Чем являются эти «ящики»? | |||
5 | Труба конической формы с расширяющимся концом, служащая для усиления звука. | |||
6 | https://www.youtube.com/watch?v=oOosuguNHYY рекомендуем за 6 минут ознакомиться с основными понятиями. Назовите ноты (13!) в порядке убывания частоты (от ДО второй октавы) | |||
7 | https://www.youtube.com/watch?v=a4PUvrMwcMk почему нет эха в учебном кабинете? Как называется прибор, помогающий определить глубину водоёма? | |||
8 | А какие электромузыкальные инструменты вы знаете? | |||
9 | https://youtu.be/tQVYSmiBWx8 послушали песенку? А какие звучащие игрушки можете вы назвать? | |||
10 | https://www.youtube.com/watch?v=RSuldy7JYIg Ещё одна шуточная песня. Но утверждает, что не только электропровода гудят, но и многие электроприборы (не музинструменты). А какой физический прибор превратился в музыкальный инструмент? Произошло это 100 лет назад. | |||
11 | Кто из физиков играл на музыкальных инструментах, на каких? | |||
12 | Почему в сказках прикладывали ухо к Земле, чтобы узнать, далеко ли погоня? В какой среде самая большая скорость звука? | |||
13 | Как записать звук, голос? Назовите устройства от старинного до современного. |
3 задание.
И снова вопросы. Тренируемся, пополняем свой кругозор.
| http://www.mir-teatra.org/news/akustika_v_opernom_teatre/2017-09-11-154 | |
| http://operaibalet.ru/teatralnye-golosniki https://pandia.ru/text/80/675/16457.php | |
| https://www.drive2.ru/b/2085127/ | |
| https://youtu.be/KrSLUE8lbUs | |
| https://music-education.ru/kak-nauchitsya-krasivo-pet-osnovnye-pravila-vokala/ | |
| http://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/kanifol/ | |
Ольга Скороходова | http://all-2music.com/Sorts_of_hearing.html Может ли глухой слышать музыку? Какие композиторы писали музыку, лишившись слуха? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки образовательных событий в старшей школе.
Пояснительная записка В рамках ФГОС в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним. Метапредметные образовательные результа...
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА» ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ СОБЫТИЙ ДЕКАБРЬСКОГО ВОССТАНИЯ
В методической разработке представлен опыт организации внеурочной творческой деятельности кадет по изобразительному искусству. На данных занятиях использована дифференцированная система заданий, выпол...
Методическая разработка внеклассного события "Памяти павших будьте достойны"
КЛАССНЫЙ ЧАС«ПАМЯТИ ПАВШИХ БУДЬТЕ ДОСТОЙНЫ!»Цель: создать условия для осознания участниками мероприятия нравственной ценности патриотизма, формирование и развитие патриотических чувств.Задачи:·...
Разработка образовательного события в 5 классе"Happy New Year"
Цель: - знакомство с историей Нового года через овладение навыков работы с текстом.Описание: Класс делится на команды. Каждая команда работает с заданием на конкретную тему согласно маршрутному ...
Разработка образовательного события "Философия национального костюма"
Межпредметное образовательное занятие по теме«Философия национального костюма»Разработчики: Шайдурова Елена Геннадьевна, учитель математикиВанзатова Гэрэлма Ринчинимбуевна, учитель бурятск...
Разработка образовательного события "Этноёлка"
Сетевое образовательное событие "Этноёлка" с учащимися 38 школы...
Разработка образовательного события "Система летоисчисления"
Разработка образовательного события в 6 классе "Система летоисчисления"...