ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.
методическая разработка по теме
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока педагога Тураевой Е.Н. в классе фортепиано.
Место проведения: кабинет музыки
Дата проведения: 31.10.2011 г.
Тема урока: работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.
Тип урока: урок совершенствования новых знаний и умений.
Цель урока: систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление, работа над полифонией в младших классах ДШИ на примере методико – исполнительского анализа двухголосной инвенции До Мажор И.С. Баха.
Задачи урока:
Образовательные: развитие навыков полифонического мышления. Передача содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, осознание кульминации, устойчивость темпа.
Воспитательные: развитие коммуникативной культуры поведения и общения.
Развивающие: расширение кругозора по теме «полифония», развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения.
Методы: Аналитический, эмоциональной драматургии, развивающие логическое и ассоциативное мышление, нравственно – эстетического познания.
Структура урока.
I) Начало урока.
1) Организационный этап.
а ) приветствие;
б) сообщение цели и хода работы на уроке.
II) Основная часть урока.
1. Теоретическая часть.
2. Работа над инвенцией До Мажор И. С. Баха.
III) Заключительный этап.
1. Оценка.
2. Домашнее задание.
3. Конец урока.
Основная часть урока.
Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую. музыку учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения. Сборник И.С.Баха “Инвенции и симфонии” благодаря художественной содержательности образов и полифоническому мастерству представляет большую ценность и является одним из важных и обязательных разделов педагогического репертуара в области полифонии. Известно, что для обучения музыке своего сына Вильгельма Фридемана И.С.Бах начал записывать в специальную тетрадь полифонические упражнения. А в 1723 г. появляется окончательный вариант сборника: 15 двухголосных инвенций и 15 симфоний.
Вопрос ученику: Что значит слово «симфония»?
Предполагаемый ответ: Это произведение, которое исполняет симфонический оркестр.
А во времена, когда Бах писал свою музыку, слово “симфония” означало инструментальное произведение.
Вопрос: Какое произведение мы будем играть на уроке?
Ответ: Инвенцию.
Вопрос: Что означает «инвенция»?
Почти не употреблявшимся в то время словом “инвенция” (от латинского inventio – изобретение, открытие) Бах хотел подчеркнуть новизну и своеобразие созданных им двухголосных пьес.
В своих рукописях Бах ограничивался записью нот и украшений и не оставил почти никаких указаний относительно динамики, темпа, фразировки, аппликатуры, расшифровки украшений.
Вопрос: Почему это так произошло?
Если ученик не отвечает, вспоминаем, что Бах сам занимался со своими детьми.
Вопрос: Как же мы узнали, как нужно исполнять его музыку? Чтобы тебе легче было ответить на этот вопрос, вспомни, для каких инструментов писал Бах.
Предполагаемый ответ: Клавесин, клавикорд.
Устройство клавикорда позволяло исполнителю передать любые тончайшие динамические оттенки, предоставляло возможность исполнять пьесы, требующие очень певучей, связной игры. Звукоизвлечение на клавесине достигалось задеванием струны перышком или металлическим стержнем. Клавесин обладает звуком острым, блестящим, немного отрывистым. На этом инструменте великолепно звучат быстрые, отчетливые пьесы.
Выяснили, что природа этих произведений в звучании этих инструментов. Но не слепое подражание их звучанию должно быть целью, а лишь поиски наиболее точного определения характера пьес, правильной артикуляции и динамики.
Вопрос: Бах оставил рукописи, но посмотри в текст, что ты там видишь кроме текста?
Ответ: Лиги, Стаккатто, тенуто.
Вопрос: Но если Бах их не писал, то кто это сделал?
Ферруччо Бузони много лет посвятил изучению музыка Баха.
Этот выдающийся музыкант-исполнитель дал большие сопроводительные пояснительные тексты, где много внимания уделил анализу формы и структуре каждого произведения.
Вопрос: Для музыки барокко было характерно обилие украшений. Посмотри в ноты, ты видишь их?
Все расшифровки украшений вписаны в текст.
Ученику предлагается сыграть произведение.
Тема в инвенциях Баха – ядро всего произведения, именно она и ее дальнейшие видоизменения и развитие определяют характер и образный строй всего произведения.
Предлагается сыграть тему.
Вопрос: Какая она? Как она проходит?
Вспомним, какие образы у нас родились при знакомстве с этой инвенцией.
Ответ: Сказка о Буратино.
А теперь обратимся к форме пьесы. Какие разделы в ней есть? И что в них происходит?
Предлагается проиграть экспозицию.
Вопрос: Куда нас «завели» проделки Буратино? Как это выражается в тональном плане?
Ответ: Экспозиция заканчивается в Соль Мажоре.
И начинается разработочный раздел, который почти совершенно симметричен первой части.
Вопрос: Какой голос первым начинает диалог?
Ответ: Нижний голос.
Вопрос: А что же есть в этой части такого, чего нет в других?
Ответ: Кульминация.
Ученику предлагается сыграть инвенцию без разработочной части.
И что же произошло с нашей сказкой? Мы как будто уснули посреди сказки и проспали самое интересно. А попробуй закончить сразу после второй части. Что-то опять не то.
Посмотрим, что происходит в третьем разделе. Что на твой взгляд здесь самое главное? В какой тональности мы оказались и что нас к этому привело?
Следует обратить внимание ученика на восходящий ход путем трехкратного проведения темы, который победно ведет в главную тональность.
Вопрос: Мы можем «пожертвовать» каким-нибудь разделом? Конечно, нет.
Для того чтобы ученик не терял из виду целое, необходимо, чтобы он постоянно слышал пьесу целиком
Когда ученик играет инвенцию целиком, в работу будут включаться новые музыкальные задачи. Одна из них – поиск нужного соотношения всех голосов в их одновременном звучании.
Какое отличие в звучании двух голосов?
Каждый голос имеет свое “лицо”, характер, окраску. Ученику следует добиваться нужного туше: более звонкого, открытого звука в верхнем голосе; более густого, основательного, солидного и благородного звука в басу.
Предлагается ученику сыграть темы в разных голосах. Играть голоса с различной динамикой, попеременно выделяя то один, то другой При игре всех голосов один из них петь.
Ровность движения этой инвенции зависит от пульсации шестнадцатых. Она придает размеренность и устойчивость темпу.
III)Заключительный этап
Работа над инвенциями И.С.Баха помогает понять мир глубоких, содержательных музыкально-художественных образов композитора. Изучение двухголосных инвенций много дает учащимся детских музыкальных школ для приобретения навыков исполнения полифонической музыки и для музыкально-пианистической подготовки в целом. Звуковая многоплановость свойственна всей фортепианной литературе. Особенно значительна роль работы над инвенциями в слуховом воспитании, в достижении тембрового разнообразия звучания, в умении вести напевную мелодическую линию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 19.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока педагога Тураевой Е.Н. в классе фортепиано.
Место проведения: кабинет музыки
Дата проведения: 31.10.2011 г.
Тема урока: работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.
Тип урока: урок совершенствования новых знаний и умений.
Цель урока: систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление, работа над полифонией в младших классах ДШИ на примере методико – исполнительского анализа двухголосной инвенции До Мажор И.С. Баха.
Задачи урока:
Образовательные: развитие навыков полифонического мышления. Передача содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, осознание кульминации, устойчивость темпа.
Воспитательные: развитие коммуникативной культуры поведения и общения.
Развивающие: расширение кругозора по теме «полифония», развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения.
Методы: Аналитический, эмоциональной драматургии, развивающие логическое и ассоциативное мышление, нравственно – эстетического познания.
Структура урока.
I) Начало урока.
- Организационный этап.
а ) приветствие;
б) сообщение цели и хода работы на уроке.
II) Основная часть урока.
- Теоретическая часть.
- Работа над инвенцией До Мажор И. С. Баха.
III) Заключительный этап.
- Оценка.
- Домашнее задание.
- Конец урока.
Основная часть урока.
Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую. музыку учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения. Сборник И.С.Баха “Инвенции и симфонии” благодаря художественной содержательности образов и полифоническому мастерству представляет большую ценность и является одним из важных и обязательных разделов педагогического репертуара в области полифонии. Известно, что для обучения музыке своего сына Вильгельма Фридемана И.С.Бах начал записывать в специальную тетрадь полифонические упражнения. А в 1723 г. появляется окончательный вариант сборника: 15 двухголосных инвенций и 15 симфоний.
Вопрос ученику: Что значит слово «симфония»?
Предполагаемый ответ: Это произведение, которое исполняет симфонический оркестр.
А во времена, когда Бах писал свою музыку, слово “симфония” означало инструментальное произведение.
Вопрос: Какое произведение мы будем играть на уроке?
Ответ: Инвенцию.
Вопрос: Что означает «инвенция»?
Почти не употреблявшимся в то время словом “инвенция” (от латинского inventio – изобретение, открытие) Бах хотел подчеркнуть новизну и своеобразие созданных им двухголосных пьес.
В своих рукописях Бах ограничивался записью нот и украшений и не оставил почти никаких указаний относительно динамики, темпа, фразировки, аппликатуры, расшифровки украшений.
Вопрос: Почему это так произошло?
Если ученик не отвечает, вспоминаем, что Бах сам занимался со своими детьми.
Вопрос: Как же мы узнали, как нужно исполнять его музыку? Чтобы тебе легче было ответить на этот вопрос, вспомни, для каких инструментов писал Бах.
Предполагаемый ответ: Клавесин, клавикорд.
Устройство клавикорда позволяло исполнителю передать любые тончайшие динамические оттенки, предоставляло возможность исполнять пьесы, требующие очень певучей, связной игры. Звукоизвлечение на клавесине достигалось задеванием струны перышком или металлическим стержнем. Клавесин обладает звуком острым, блестящим, немного отрывистым. На этом инструменте великолепно звучат быстрые, отчетливые пьесы.
Выяснили, что природа этих произведений в звучании этих инструментов. Но не слепое подражание их звучанию должно быть целью, а лишь поиски наиболее точного определения характера пьес, правильной артикуляции и динамики.
Вопрос: Бах оставил рукописи, но посмотри в текст, что ты там видишь кроме текста?
Ответ: Лиги, Стаккатто, тенуто.
Вопрос: Но если Бах их не писал, то кто это сделал?
Ферруччо Бузони много лет посвятил изучению музыка Баха.
Этот выдающийся музыкант-исполнитель дал большие сопроводительные пояснительные тексты, где много внимания уделил анализу формы и структуре каждого произведения.
Вопрос: Для музыки барокко было характерно обилие украшений. Посмотри в ноты, ты видишь их?
Все расшифровки украшений вписаны в текст.
Ученику предлагается сыграть произведение.
Тема в инвенциях Баха – ядро всего произведения, именно она и ее дальнейшие видоизменения и развитие определяют характер и образный строй всего произведения.
Предлагается сыграть тему.
Вопрос: Какая она? Как она проходит?
Вспомним, какие образы у нас родились при знакомстве с этой инвенцией.
Ответ: Сказка о Буратино.
А теперь обратимся к форме пьесы. Какие разделы в ней есть? И что в них происходит?
Предлагается проиграть экспозицию.
Вопрос: Куда нас «завели» проделки Буратино? Как это выражается в тональном плане?
Ответ: Экспозиция заканчивается в Соль Мажоре.
И начинается разработочный раздел, который почти совершенно симметричен первой части.
Вопрос: Какой голос первым начинает диалог?
Ответ: Нижний голос.
Вопрос: А что же есть в этой части такого, чего нет в других?
Ответ: Кульминация.
Ученику предлагается сыграть инвенцию без разработочной части.
И что же произошло с нашей сказкой? Мы как будто уснули посреди сказки и проспали самое интересно. А попробуй закончить сразу после второй части. Что-то опять не то.
Посмотрим, что происходит в третьем разделе. Что на твой взгляд здесь самое главное? В какой тональности мы оказались и что нас к этому привело?
Следует обратить внимание ученика на восходящий ход путем трехкратного проведения темы, который победно ведет в главную тональность.
Вопрос: Мы можем «пожертвовать» каким-нибудь разделом? Конечно, нет.
Для того чтобы ученик не терял из виду целое, необходимо, чтобы он постоянно слышал пьесу целиком
Когда ученик играет инвенцию целиком, в работу будут включаться новые музыкальные задачи. Одна из них – поиск нужного соотношения всех голосов в их одновременном звучании.
Какое отличие в звучании двух голосов?
Каждый голос имеет свое “лицо”, характер, окраску. Ученику следует добиваться нужного туше: более звонкого, открытого звука в верхнем голосе; более густого, основательного, солидного и благородного звука в басу.
Предлагается ученику сыграть темы в разных голосах. Играть голоса с различной динамикой, попеременно выделяя то один, то другой При игре всех голосов один из них петь.
Ровность движения этой инвенции зависит от пульсации шестнадцатых. Она придает размеренность и устойчивость темпу.
III) Заключительный этап
Работа над инвенциями И.С.Баха помогает понять мир глубоких, содержательных музыкально-художественных образов композитора. Изучение двухголосных инвенций много дает учащимся детских музыкальных школ для приобретения навыков исполнения полифонической музыки и для музыкально-пианистической подготовки в целом. Звуковая многоплановость свойственна всей фортепианной литературе. Особенно значительна роль работы над инвенциями в слуховом воспитании, в достижении тембрового разнообразия звучания, в умении вести напевную мелодическую линию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к открытому уроку
В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...
План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"
Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...
План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»
Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...
План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»
Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....
Разработка открытого урока по теме "Развитие навыков полифонического слышания в работе над полифонией в классе фортепиано в младших и средних классах ДМШ/ДШИ"
Полифонические произведения - область фортепианного репертуара, всегда предъявляющая максимально высокие требования к слуховой сфере учащегося – пианиста. Правильное полифоническое воспита...
План –конспект конкурсного открытого урока
laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...