Статья на тему "Актуальные вопросы исполнительских традиций академического и эстрадного вокала"
статья по музыке
Воспитание грамотного вокалиста - академиста в ДМШ и ДШИ на отделении "Сольное пение" является непростой задачей. Преподавателю необходимо хорошо разбираться в различных направлениях вокала и уметь разъяснять ребенку и его родителям разницу между академическим вокалом, народным пением и эстрадным исполнительством. Эта статья может помочь преподавателям разобраться в этих вопросах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 37.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Актуальные вопросы исполнительских традиций академического и эстрадного вокала
Актуальность данной темы обусловлена тем, что отделения "Сольное пение" и "Эстрадное пение" в детских образовательных учреждениях являются одними из самых востребованных.
Издавна самым массовым и любимым искусством было пение. Песня – ценное средство нравственно-эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.
В музыкальных школах, где преподается академический и эстрадный вокал, тема диференциации певческих манер всегда является актуальной.
Родители будущих абитуриентов, желающих заниматься академическим вокалом, должны понимать разницу между различными исполнительскими манерами вокальной музыки.
Эстрадную манеру исполнения, народную и академическую нельзя отождествлять. Одновременно заниматься этими вокальными направлениями не следует, чтобы не навредить голосу ребенка.
Автор курсовой работы является преподавателем академической школы пения в музыкальной школе. Классические певческие навыки- правильная позиция и опора звука, хорошая интонация и подача звука - вот эталон звучания. Его так же хотят слышать и в эстрадном вокале, поэтому учащиеся нашей школы так востребованы в эстрадной студии "Арта".
За время работы в музыкальной школе у преподавателя была ученица, которая пришла заниматься академическим вокалом после эстрадной студии. Практика исполнения эстрадного вокала под фонограмму для ученицы обернулась тем, что на уроках ее интонация была неточной в песнях, где в аккомпанементе не дублируется мелодия. Это объяснялось тем, что ребенок во время исполнения привык к звучанию фонограммы, где была прописана вокальная мелодия. Также, большим минусом была пестрота звучания гласных на всех участках диапазона, что тоже приходилось кропотливо устранять.
Для успешного обучения учащихся преподавателю музыкальной школы необходимо разъяснять ребенку и его родителю разницу между академическим вокалом, народным пением и эстрадным исполнительством.
Общеизвестно, что академические певцы могут довольно легко исполнять эстрадные песни, а вот обратных примеров мало. Например Лара Фабиан, эстрадная певица, исполняет оперные арии, но любителей оперы ее эксперименты не радуют.
Становление вокалиста - исполнителя в академической манере происходит в музыкальной школе на отделении "Сольное пение". Здесь, кроме специальности, учащиеся вокального отделения изучают общие для всех учеников дисциплины - сольфеджио, музыкальную литературу, класс хорового исполнения, инструмент.
Существует несколько форм организации работы по обучению детей эстрадному вокалу. К ним относятся: кружки эстрадного вокала, вокальные эстрадные ансамбли, вокальные эстрадные студии, отделения ДМШ и ДШИ.
Как правило, в них ведутся как индивидуальные занятия с детьми по эстрадному вокалу, так и коллективные, ансамблевые занятия. Программа по эстрадному вокалу предполагает скоординированную деятельность нескольких педагогов по вокалу, танцу, актерскому мастерству. Поэтому в эстрадной манере синтез вокального исполнения с танцевальной постановкой и актерским воплощением образного строя и содержания песен средствами мимики и пластики, оформлены номера яркими и красочными костюмами.
По исполнительской манере пение разделяют на следующие виды: народное, академическое и эстрадное пение.
В эстрадном пении всегда применяется усилительная апаратура. Для этой исполнительской манеры присуща речевая манера вокализации, при которой голос используется в среднем регистре.
Для академического пения предъявляются более высокие требования: совершенные вокальные данные и специальное обучение. Академическое исполнение можно разделить на стили: кантилена, декламация и колоратура. Академическая манера певческого искусства характеризуется преимущественно использованием пения на опоре, при котором используется грудо - брюшной тип дыхания, особое вокальное дыхание, формирующее сильный и объемный звук благодаря координированной работе всех частей голосообразующего аппарата. При таком дыхании диафрагма активно участвует в регуляции фонационного выдоха. Для классической школы пения характерно резонаторное звучание - это умение направить звук в необходимую точку, в которой голос звучит лучше всего: при головном резонировании голос приобретает полетность и пение в высокой позиции - то, что ценно в звучании голоса. Такое резонирование придает голосу выносливость. Для нахождения звучания в головном резонаторе преподаватель вырабатывает вибрационные ощущения в области "маски", являющиеся индикатором "полетности" звука, что становится необходимым для того, чтобы перекрывать звучание оркестра при огромных пространствах оперных залов. При пении с использованием грудных резонаторов появляется мощь, сила и собранность звука. Такое пение дает возможность справиться со всеми теми техническими трудностями, которые заложены в технически сложных ариях. Исполнитель академического вокала работает в жанрах камерной музыки и оперы и учится планомерно: в музыкальной школе, музыкальном колледже и консерватории.
Методы вокального обучения строятся на общепринятых дидактических и специальных вокальных методах.
Исторически так сложилось, что эстрадный вокал произошел от слияния классического и народного пения. 100 лет назад эстрада была очень приближена к классическому вокалу, а сейчас уже нет. Округлый звук и сдержанное исполнение тогда еще недалеко ушло от классического исполнения, но уже не было классикой в привычном понимании.
Джаз и соул - это, по сути, народное африканское пение, которое синтезировалось с европейской культурой и постепенно приобрело то звучание, которое мы знаем. Во времена особой популярности джаза, в 20-х годах, этот стиль считался поп-музыкой.
А как же рок? Это новый виток в развитии музыки. Рок произошел от джаза и блюза. Сначала был рок-н-ролл, потом рок-блюз и дальше рок. Рок вокал - это сочетание джазового и рокенрольного звучания с добавлением расщепления. То есть, пение с хрипотцой.
Особенность современной эстрады в том, что она сочетает в себе и рок, и соул, и джаз и блюз.
Западная эстрада формировалась из джаза блюза и рока. А русская эстрада перенимала и по сей день перенимает опыт советской эстрады, которая сформировалась из смеси академического и народного пения.
Таким образом, получается, что современный эстрадный вокал- это умение петь во всех стилях и направлениях.
Эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Оно, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В таком вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Можно смело сказать, что эстрадное пение - наиболее приближённый к разговорной речи и естественному звукоизвлечению вид вокала. Эстрадное пение зачастую лишено высокой певческой формантой, полетностью, лишено опоры дыхания. Задача эстрадного пения заключается в другом – в поиске своего оригинального звука, своей собственной характерной, легко узнаваемой манеры поведения, а также сценического образа. Этот процесс во многом аналогичен тому, как эстрадные инструменталисты ищут «свой звук». Конечно, для того, чтобы добиться этой цели и найти свою оригинальную манеру пения, необходимо овладеть достаточно широким диапазоном технических приемов. В эстрадном вокале сочетается техника академического вокала и народного пения, а также ряд специфических приемов, характерных именно для эстрады. Конечно, более трудным для овладения и исполнения является академический вокал. И он более профессиональный. Более кропотливая работа над культурой звука ведется на уроках сольного пения в академическом вокале.
Проанализировав интернет - ресурсы с конспектами открытых уроков, методических рекомендаций, был сделан вывод, что на уроках эстрадного вокала применяются те же приемы работы, что и в классической школе пения (дыхательные упражнения Стрельниковой, попевки и распевки Е. Тиличеевой, фонопедический метод Емельянова, артикуляционные упражнения и скороговорки). Также, применяются в работе общедидактические методы и специальные: концентрический, фонопедический, объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, метод мысленного пропевания, метод сравнительного анализа.
Малоэффективным было бы такое обучение, которое основывалось бы на одном или единственном методе. Неоспоримо то, что вокальный педагог должен в совершенстве владеть разнообразными методами и приемами вокального обучения, и, уметь применять их в соответствующих ситуациях. В классе сольного академического пения чрезвычайно важно не только высококвалифицированное применение этих методов, но и ознакомление с ними учителей музыки общеобразовательной школы.
Работая над постановкой голоса академического певца, преподаватель развивает вокалиста во всех направлениях: воспитывает вокальный слух учащегося, стараясь, чтобы голос был хорошо озвучен в резонаторах, развивает диапазон его голоса, работает над тембральной ровностью звучания вокалиста, следит за плавностью перехода от одного регистра к другому, работает над дикцией и артикуляцией учащегося, над его певческим дыханием. Все это для того, чтобы голос прозвучал ярко в большой аудитории с хорошей акустикой без микрофона.
Важно отметить, что академическому исполнителю тоже иногда требуется исполнять произведения в микрофон, и учащихся нужно этому научить. На детских международных вокальных конкурсах есть такая практика исполнения, когда голос академического исполнителя и аккомпанирующий инструмент усиливается микрофоном.
Мне, как преподавателю академического вокала, очень важно было разобраться в данной теме. Ведь одной из немаловажных задач в обучении пению является воспитание эстетического вкуса учащихся на отделении "сольное пение". Если преподаватель правильно подбирает репертуар на уроках вокала, разбирается в жанрах и стилях вокальной музыки, он помогает воспитать у учащихся любовь к музыкальному искусству и их художественный вкус. А это одна из главных задач в обучении на отделении "Сольное пение" в музыкальной школе. Успешное вокальное развитие вокалистов возможно, если будут грамотно проанализированы особенности академической и эстрадной вокальной манеры исполнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050710 «ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» среднего профессионального образования (повышенный уровень)
Учебная дисциплина «Эстрадный вокал» обеспечивает профессиональную подготовку будущих педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности – организаторов вокально-инструментальног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Эстрадный вокал»
Рабочая программа учебной дисциплины «Эстрадный вокал»разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образовани...
Программа детского объединения "Аллегро" - эстрадный вокал
Материал представляет собой Авторскую образовательную программу объединения "Аллегро" вокально-эстрадного творчества для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Автор - педагог д...
Эффективность использования в практической деятельности педагога эстрадного вокала СОТ
Краткая аналитическая записка об эффективности использования на занятиях эстрадного вокала современных образовательных технологий:личностно - ориентированный подход;игровые технологии;компетентностно ...
"Современный эстрадный вокал"
Музыкальные способности. Основные приемы эстрадно-вокального исполнительства. Техника эстрадного вокала....
Эстрадный вокал , как синтетический жанр .
Эстрадный вокал ,как единая система музыкальных ,вокальных и актерских умений и навыков...
Статья: "Детский эстрадный вокал в системе дополнительного образования".
Еще не научившись ходить, дети начинают петь, и чем раньше они начнут это делать, тем больше пользы принесет это ребенку в будущем. Слушая ритмичную музыку и небольшие по объему песенки, дети развиваю...