Эстрадный вокал , как синтетический жанр .
учебно-методический материал по теме
Эстрадный вокал ,как единая система музыкальных ,вокальных и актерских умений и навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solnyy_vokal_fantazyory.docx | 31.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО ЭСТРАДНОМУ СОЛЬНОМУ ПЕНИЮ
Программа по эстрадному сольному пению рассчитана на 3 года обучения. Занятия индивидуальные, продолжительность занятий – 2 часа в неделю.
Учебно-тематический план по эстрадному сольному пению
№ п/п | Темы | Количество часов | Всего часов | ||||||
1 год | 2 год | 3 год | |||||||
Т | П | Т | П | Т | П | Т | П | ||
1. | Гигиена голоса | 1 | 1 | ||||||
2. | Певческая установка | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | |||
3. | Певческое дыхание | 2 | 7 | 1 | 5 | 3 | 12 | ||
4. | Звукообразование | 2 | 12 | 18 | 10 | 2 | 40 | ||
5. | Артикуляция | 2 | 12 | 10 | 1 | 4 | 3 | 26 | |
6. | Дикция | 2 | 12 | 10 | 1 | 4 | 3 | 26 | |
7. | Вокальные упражнения, как основа постановки голоса | 18 | 18 | ||||||
8. | Работа над репертуаром. Соединение с хореографической и актерской задачами | 2 | 18 | 37 | 2 | 55 | |||
9. | Техника работы с микрофоном | 2 | 4 | 10 | 2 | 14 | |||
10. | Запись песен в студии звукозаписи | 1 | 4 | 1 | 4 | ||||
10 | 62 | 5 | 67 | 3 | 69 | 18 | 198 | ||
ИТОГО: | 72 | 72 | 72 | 216 |
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи:
- освоение основных вокальных навыков, таких как певческое дыхание, основных приемов звукообразования;
- формирование артикуляционного аппарата, дикция;
Все эти навыки вырабатываются на распевании, вокальных упражнениях, при исполнении народных песен.
СОДЕРЖАНИЕ
Гигиена голоса
Перед началом занятий каждому учащемуся необходимо знать о функционировании певческого аппарата. Не случайно занятия по вокалу начинаются с бесед о влиянии внешних факторов на состояние голосового аппарата, о недопустимости форсированного пения и громкой речи, о болезни голосовых связок и т.д. Педагог обращает особое внимание на выполнение всех требований гигиены голоса во время мутации как у мальчиков так и у девочек. В этот период необходимо проходить наблюдения у фониатра.
Певческая установка
Умение выбрать верную, удобную для пения позицию: прямое собранное положение корпуса, равномерная опора на обе ноги, руки свободно опущены по бокам, грудь развернута, плечи слегка оттянуты назад, голова держится прямо, не напряженно, рот открывается естественно и свободно. На этом этапе также проводятся упражнения на артикуляцию.
Певческое дыхание
Обучение детей дыханию следует начинать с простых указаний свободно дышать без поднимания плеч и на необходимость брать дыхание нижней частью грудной клетки.
Упражнения на дыхание:
- Короткий вдох через нос (ощущение "надутого шарика") - выдох через рот (ощущение "спущенного шарика").
- Вдох - медленный выдох.
- Вдох - на выдохе медленный "распевный" счет (ра-аз, два-а, три-и и т.д.).
- Вдох - выдох черед узкую щель во рту. При этом сопротивление мышцы живота и губ.
Звукообразование и звукоизвлечение
Упражнения для ощущения высокого резонирования (пение гаммообразных упражнений с закрытым ртом в средней части диапазона голоса с последующим раскрыванием рта на гласную).
- Упражнение для воспроизведения звонкости звучания (чередование разных гласных на одном звуке в зоне примарного звучания - ма, мэ, ми, мо, му).
- Упражнения для воспроизведения легкости и подвижности голоса. Короткие упражнения на staccato:
- До-ре-до (на разные слоги. Ощущение "легкого укола").
- Нисходящее трезвучие (зо-ви-ра).
- Выходящее развернутое трезвучие (лю-у-у-у, ле-о-о-о, ля-а-а-а).
При исполнении этих упражнений следить за работой мышц живота.
Артикуляция
Главный недостаток детской дикции состоит в вялости артикуляционных движений. И, наоборот, при слишком энергичной работе внешних органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти) получается малоприятное звучание гласных.
Гимнастика на освобождение нижней челюсти:
- Движение нижней челюстью вперед - вниз.
- Круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед.
- Движение нижней челюсти вперед-вниз с оттопыриванием нижней губы с обнажением десен.
- Движение нижней челюсти вперед-вниз с поднятием верхней губы с обнажением десен.
Упражнения на правильное формирование гласных: а-э-и-о-у.
Исполнение упражнений, связанное с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале.
Дикция
Упражнения на дикцию:
- "Выталкивание согласных "б", "п", "д", "т" при помощи губ и языка.
- Произнесение, а позже пропевание скороговорок на определенных нотах ("Бык тупогуб, тупогубенький бычок", "Мы перебегали берега").
Пение упражнений на чередование различных слогов (ма-мэ-ми-мо, да-дэ-ди-до, бра-брэ-бри-бро-бру). Упражнение поется с постепенным ускорением.
Вокальные упражнения, как основа постановки голоса
Закрепление основ вокальных навыков на распевании, народных песнях, вокальных упражнениях, близких по своей мелодике к песне.
- Упражнения для развития протяжного, мягкого звучания (legato) - "Баю-бай, "У кота - воркота", "Солнышко".
- Упражнения для развития звонкого, легкого звука и выработки дикции - "Андрей-воробей", Дили-дон", "А я по лугу".
Итогом 1 года обучения является соединение всех приобретенных вокальных навыков в простых песенках, соответствующих возрасту и диапазону голоса каждого ребенка.
Ожидаемые результаты
По окончании первого года обучения каждый студиец должен
- расширить диапазон с сексты до октавы-децимы;
- освоить основные приемы звукоизвлечения - legato, non legato, staccato;
- уметь использовать основные вокальные навыки в рамках своего диапазона в простых детских песенках;
- ориентироваться в различных манерах исполнения /народная, академическая, эстрадная/
Способы и критерии оценки
Способы оценки:
- наблюдение за студийцами в процессе учебных занятий и анализ усвоения программы;
- контрольные и отчетные выступления;
Критерии оценки:
- интерес к занятиям;
- темпы освоения программы;
- результаты участия в контрольных занятиях и отчетных выступлениях класса солистов;
- работоспособность;
- "обучаемость", т.е. насколько учащийся может воспринять поставленные перед ним задачи и как справляется с их выполнением;
- умение критически оценивать свою работу.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Второй год обучения - продолжается работа над вокальными навыками.
Задачи:
- приступить к работе над репертуаром;
- познакомиться с техникой владения микрофоном;
- соединить навыки, полученные на уроках вокала, с элементами хореографии и актерского мастерства;
- каждому учащемуся подобрать репертуар в пределах его певческого диапазона;
- преодоление психологического барьера перед выходом на сцену.
СОДЕРЖАНИЕ
Певческая установка.
Гаммообразные упражнения на legato с наклоном корпуса вперед на самой высокой ноте (ощущение "опоры" звука).
Упражнения на staccato с легким подскоком на каждый слог (зо-ви-ра). Ощущение "полета" звука вместе с корпусам.
Дыхание
При дальнейшем освоении нижнереберно-диафрагмального дыхания основной задачей этого года является: научить детей быстрому и бесшумному вдоху. За этим следует следить постоянно. 4-5 минутная дыхательная гимнастика необходима в начале каждого урока. Работа над дыханием продолжается на качественно новом уровне, сливаясь с работой над следующим разделом.
Звукообразование и звуковедение
Если на 1-м году обучения были даны основные приемы звуковедения на простейших упражнениях, то на 2-м году посредством усложнения упражнений, детально отрабатывается каждый вид звуковедения.
-Соединение в одном упражнении 2-х видов звуковедения - legato и staccato, legato и non legato. При этом следить, чтобы хватило дыхания на всю фразу, звучащую на legato, а при переходе на staccato не произошло "сброса дыхания".
-При детальном разборе песни из репертуара учащегося наиболее трудные места разучиваются всеми приемами звуковедения на определенные слоги (ми, да, ду, ле, ку и т.д.) т.о. ставится сразу несколько задач - усвоение всех видов звуковедения, правильное звукообразование и работа над чистотой интонаций.
Дикция и артикуляция
- Все упражнения и скороговорки 1 года обучения исполняются в более быстром темпе.
- Многократное проговаривание разучиваемой песни по правилам певческой дикции, т.е. относя согласные звуки к началу каждого следующего слога.
Работа над репертуаром
Второй год обучения является началом работы над репертуаром. работа над репертуаром и включает в себя
Разучивание мелодии.
- Работа над фразировкой.
- Пение трудных мест песни, используя все приемы звуковедения (legato, staccato, поп legato).
- Пение мелодии на разные слоги (ма, да, ду, зи, ле, ку и т.д.)
- Пение песни со словами в медленном темпе, утрируя каждый слог. Ускорение темпа влечет за собой более легкое звукоизвлечение.
Исполнение песни под фонограмму (записанное оркестровое сопровождение на звуковом носителе и "живое" звучание голоса в микрофон).
Техника работы с микрофоном
На протяжениии всего года обучения ведется работа по преодолению психологического барьера перед выходом на сцену. Почти все дети испытывают психологический зажим и поэтому необходимо постепенно его преодолевать. С этой целью ребята посещают занятия друг друга, устраивают открытые просмотры, отчетные концерты для родителей с последующим совместным обсуждением.
Профессиональное обучение включает в себя на этом этапе:
1. Беседы о технике безопасности работы с микрофоном, как со шнуровым, так и с радио. Освоение навыков работы микрофоном и голосом, слушая и выстраивая баланс между инструментальной фонограммой и голосом.
2. Работа над правильным использованием микрофона, его положением,( учащиеся должны держать микрофон на одном расстоянии ото рта) при исполнение песни с движениями - поворотами в разные стороны, прыжками, элементами танца.
3.Взаимосвязь между динамическими особенностями мелодии и расстоянием между микрофоном и ртом. (рiano и staccato - близкое расположение микрофона, длинная нота на forte - увести микрофон).
Ожидаемые результаты
К концу второго года обучения учащиеся должны:
- уметь использовать все приобретенные вокальные навыки;
- уметь синтезировать навыки, полученные на занятияхс элементами хореографии и актерского мастерства;
-уметь свободно пользоваться микрофоном;
- попробовать свои силы в качестве солиста в концертных выступлениях;
- подходить к исполнению песни, как к маленькому спектаклю.
Способы и критерии оценки
Способы оценки:
- наблюдение за подростком в процессе индивидуальной работы и в ходе репетиций;
- участие в творческих мастерских, в открытых и контрольных занятиях;
- участие в концертных номерах;
Критерии оценки:
- наличие углубленного интереса к занятиям;
- качество закрепления полученных навыков;
- органичное существования солиста на сцене;
- умение донести до слушателей содержание песни;
- результаты участия в творческих мастерских, открытых и контрольных уроках;
- проявление творческой инициативы в самостоятельной работе;
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи:
- закрепление и совершенствование навыков, полученных за два года;
- увеличение объема репетиционной и концертной деятельности;
- выявление особо одаренных солистов;
- создание класса солистов, имеющих оригинальную, ярко выраженную тембральную окраску, владеющих вокальными навыками, умеющих находить контакт с залом, выразительно исполняющих произведение.
СОДЕРЖАНИЕ
На 3 году обучения все навыки, полученные за 2 года закрепляются и совершенствуются. Все основные разделы программы используются на каждом уроке, только на более высоком уровне. Ставятся более сложные задачи по звукообразованию, усложняются вокальные упражнения и репертуар. Больше часов уделяется на подготовку концертных номеров студии, на репетиционные занятия, запись песен в студии звукозаписи. Перед записью проводится беседа о правилах поведения в студии, о технике безопасности. Самой трудной задачей при записи песни является не только интонационно верно исполненная мелодия, но и сохранение "ощущения зала" в замкнутой студийной обстановке.
Ожидаемые результаты
К концу обучения в студии каждый студиец должен:
- накопить репертуар;
- уметь работать в студии звукозаписи;
- активно участвовать в концертной деятельности коллектива;
Способы и критерии оценки
Способы оценки:
- участие в репертуаре студии, в конкурсах, фестивалях, творческих мастерских;
Критерии оценки:
- способность владеть ситуацией в непредвиденных обстоятельствах, возникающих во время выступления;
- способность к самоконтролю и самооценке;
- уровень владения профессиональными навыками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050710 «ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» среднего профессионального образования (повышенный уровень)
Учебная дисциплина «Эстрадный вокал» обеспечивает профессиональную подготовку будущих педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности – организаторов вокально-инструментальног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Эстрадный вокал»
Рабочая программа учебной дисциплины «Эстрадный вокал»разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образовани...
Программа детского объединения "Аллегро" - эстрадный вокал
Материал представляет собой Авторскую образовательную программу объединения "Аллегро" вокально-эстрадного творчества для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Автор - педагог д...
Эффективность использования в практической деятельности педагога эстрадного вокала СОТ
Краткая аналитическая записка об эффективности использования на занятиях эстрадного вокала современных образовательных технологий:личностно - ориентированный подход;игровые технологии;компетентностно ...
"Современный эстрадный вокал"
Музыкальные способности. Основные приемы эстрадно-вокального исполнительства. Техника эстрадного вокала....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ» (ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ)
Важной эстетической задачей Детской Музыкальной школы является развитие музыкальных способностей у учащихся. Целью создания класса эстрадного вокала в Каширской ДМШ № 2 является приобщение детей и мол...
Программа "эстрадный вокал" (5-6 лет обучения)
Программа обучения эстрадно-джазовому вокалу ставит своей целью дать возможность ученикам получить основы вокального и...