РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Эстрадный вокал»
рабочая программа по музыке по теме
Рабочая программа учебной дисциплины «Эстрадный вокал»разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО)
___050130__ «Музыкальное образование»
код наименование специальности (профессии)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fgos_3_pokoleniya_estr.vokal_.doc | 186 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
«Эстрадный вокал»
2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Эстрадный вокал» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО)
___050130__ «Музыкальное образование»
код наименование специальности (профессии)
Организация-разработчик: ГОУ СПО «Московский областной музыкально-педагогический колледж»
г. Егорьевск
Разработчик:
Рогачёва Л.М., преподаватель
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета № ____________ от «____»__________ 20___ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 5 |
| 8 |
| 8 |
- паспорт рабочей ПРОГРАММЫ учебной
дисциплины
«Эстрадный вокал»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования
050130 «Музыкальное образование» /базовой подготовки/
код название
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки учителей музыки и музыкальных руководителей ДОУ, педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности по специальности 050148 «Педагогика дополнительного образования»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «эстрадный вокал» является вариативным курсом (предмет по выбору)
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
- анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;
- использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;
- исполнять вокальные произведения
с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;
- специфику голосообразования в пении и в речи;
- стилистические особенности различных вокальных жанров;
- требования к охране и гигиене голоса.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 22 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Вокальный класс»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 68 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 22 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
домашняя работа | 22 |
Итоговая аттестация в форме зачёта |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Вокальный класс»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. | Развитие вокальной техники и формирование певческой кантилены | 47 | |||
Тема 1.1. | Содержание учебного материала | 1 | |||
1 | Введение Значение, роль и место учебной дисциплины «Эстрадный вокал» в в системе профессиональной подготовки учителя музыки и музыкального руководителя ДОУ. Особенности сольного исполнительства. Содержание эстрадной вокальной подготовки. Цели, задачи и структура учебной дисциплины. Связь учебной дисциплины «Эстрадный вокал» с дисциплинами музыкального цикла. Особенности и специфика обучения дисциплине «Эстрадный вокал». | 1 | |||
2 | Освоение основных эстрадно-вокальных приёмов. Певческое дыхание и опора звука. Пение вокальных упражнений. Пение вокализов и произведений I степени сложности. Формирование понятия певческой установки. Развитие певческого дыхания. Работа по сглаживанию регистров. Формирование певческой кантилены. Освоение основных принципов, закономерностей звукообразования и звукоформирования. Активизация работы артикуляционного аппарата. Развитие исполнительских качеств. | 10 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | 10 | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||
Тема 1.2. | Содержание учебного материала | 13 | |||
1 | Работа над произведениями I степени сложности. Работа над вокальными произведениями I степени сложности. Разучивание и исполнение вокальных произведений I степени сложности a capella, с сопровождением или с фонограммой («-1»). Самостоятельная работа: тренировочные занятия, работа с музыкальными словарями, анализ музыкального и поэтического текста, эмоционального содержания вокального произведения. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | 10 | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||||
Тема 1.3. | Содержание учебного материала | 8 | |||
1 | Знакомство со спецификой работы с микрофоном и фонограммой («-1»). Получение начальных знаний о звуковом оборудовании и технике работы с микрофоном. Знакомство с основными особенностями работы с фонограммой («-1»). Анализ собственного исполнения с целью нахождения правильной подачи звука. Развитие необходимых профессиональных навыков звукового баланса. Овладение спецификой микрофонной подачи голоса. Подготовка к практической деятельности с микрофоном и вокально-усилительной аппаратурой. Изучение условий работы на концертной площадке и в студии звукозаписи. Самостоятельная работа: тренировочные занятия, работа с аудио – и видеозаписями, работа с микрофоном и вокально-усилительной аппаратурой. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | 6 | ||||
Контрольные работы | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
Тема 1.4. | Содержание учебного материала | ||||
1 | Анализ современного эстрадного репертуара. Анализ современного эстрадного репертуара с целью выявления наиболее достойных образцов для использования в собственной практике и дальнейшей профессиональной деятельности, обладающих эстетической и художественной ценностью. Самостоятельная работа: слушание аудио- и просмотр видеозаписей, анализ эстрадной вокальной литературы. | 7 | 3 | ||
Лабораторные работы | |||||
Практические занятия | 5 | ||||
Контрольные работы | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
Тема 1.5. | Содержание учебного материала | ||||
1 | Работа над исполнением вокального произведения под собственный аккомпанемент. Начальный этап овладения навыком исполнения вокальных произведений под собственный аккомпанемент. Подбор, разучивание и исполнение вокальных произведений под собственный аккомпанемент. Понятие «эталонного» показа. Исполнительский комплекс аккомпанемент – пение – управление поющими детьми. Самостоятельная работа: тренировочные занятия, анализ музыкального и поэтического текста, эмоционального содержания детской песни. | 9 | 3333333 | ||
Лабораторные работы | |||||
Практические занятия | 6 | ||||
Контрольные работы | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||||
Раздел 2. | Овладение вокально-исполнительскими приёмами и развитие исполнительских качеств | 42 | |||
Тема 2.1. | Содержание учебного материала | 12 | |||
1 | Развитие вокально-технических и исполнительских качеств Пение вокальных упражнений. Пение вокализов и произведений II степени сложности. Овладение певческой опорой. Освоение и закрепление работы резонаторов. Самостоятельная работа: тренировочные занятия, разбор произведений программы, анализ музыкального и поэтического текста, эмоционального содержания. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | 9 | ||||
Контрольные работы | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||||
Тема 2.2. | Содержание учебного материала | 11 | |||
1 | Работа над вокальными произведениями различных жанров II степени сложности Освоение вокальной литературы разных стилей и жанров. Разучивание и исполнение вокальных произведений II степени сложности (усложнённая интервалика, ритмические сложности, украшения - форшлаги) Расширение жанрового диапазона вокальных произведений – народные песни, русский или западный романс, песни их мюзиклов, произведения современных авторов. Самостоятельная работа: разбор произведений, декламация слов, ритмодекламация отдельных эпизодов, прослушивание аудио – и просмотр видеозаписей, работа с музыкальными энциклопедиями, подготовка к экзамену, анализ собственного пения и пения других студентов. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | 8 | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||||
Тема 2.3. | Содержание учебного материала | 7 | |||
1 | Работа над эстрадно-вокальными произведениями с микрофоном и фонограммой («-1») Работа над эстрадно-вокальными произведениями с учётом уже полученных ранее знаний о специфике работы с фонограммой (-1) и микрофоном. Выбор микрофонов в зависимости от характера и условий выступления. Основные проблемы с микрофоном на сцене. Включение микрофона, переключения на корпусе микрофона, их обозначение. Положение микрофона. Правильная позиция захвата. Рабочее расстояние для используемого микрофона. Местоположение певца на сцене. Самостоятельная работа: тренировочные занятия, работа с аудио – и видеозаписями, работа с микрофоном и вокально-усилительной аппаратурой. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | 5 | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
Тема 2.4. | Содержание учебного материала | ||||
1 | Анализ современного эстрадного репертуара. Анализ современного эстрадного репертуара, выявление наиболее достойных вокальных произведений для использования в собственной практике и дальнейшей профессиональной деятельности. Формирования понятий о различных стилях и жанрах современного эстрадного репертуара и выявление образцов, имеющих эстетическую и художественную ценность. Самостоятельная работа: слушание аудио- и просмотр видеозаписей, анализ эстрадной вокальной литературы. | 6 | 3 | ||
Лабораторные работы | |||||
Практические занятия | 4 | ||||
Контрольные работы | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
Тема 2.5. | Содержание учебного материала | 6 | |||
1 | Работа над исполнением вокального произведения под собственный аккомпанемент. Дальнейшее совершенствование исполнения произведений профессионального репертуара под собственный аккомпанемент. Подбор, разучивание и исполнение вокальных произведений под собственный аккомпанемент. Самостоятельная работа: тренировочные занятия, анализ музыкального и поэтического текста, эмоционального содержания детской песни. | 3 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | 4 | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
Всего: | 90 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета индивидуальных занятий музыкой; музыкальный зал.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; фортепиано; учебно-методический комплект по профессиональному модулю «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность»; нотная литература; фонохрестоматия; видеохрестоматия.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; музыкальные центры для проведения занятий и консультаций, микрофон и вокально-усилительная аппаратура.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика вокального образования в общеобразовательной школе. – М., 1983.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968.
- Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. М.: Музыка,1965
- Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца. Л.: Музыка, 1977.
- Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению:Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1987.
- Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2002.
Дополнительные источники:
- Абдулов И.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. – Липецк, 1996.
- Варламов А.Е. Школа пения. – М.: Музыка, 2008.
- Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. – М.: Музыка, 1972.
- Козлянинова И. Дикция. – М.: ВТО, 1977.
- Комякова Г. Уроки технической речи в самодеятельном коллективе. – Л.: ЛГИК, 1972.
- Кох И. Основы сценического движения. – Л.: Искусство, 1970.
- Культура сценической речи: Сб. статей /Отв. ред. И. Козлянинова. – М.: ВТО, 1979.
- Леонарди Е. Дикция и орфоэпия. – М.: Просвещение, 1967.
- Муругова Г. Н. Вопросы хороведения. – Тамбов, 2000.
- Петрова А. Сценическая речь. - М.: Искусство, 1981.
- Савкова З. Как сделать голос сценическим. – М.: Искусство, 1988.
- Станиславский К. Работа актера над собой. Собр. соч. Т.3. – М.: Искусство, 2008.
- http://notes.tarakanov.net
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
| Экспертная оценка на практическом занятии Экспертная оценка на практическом занятии Экспертная оценка на практическом занятии Зачёт Зачёт Экспертная оценка на практическом занятии Зачёт Экспертная оценка на практическом занятии Зачёт Экспертная оценка на практическом занятии Зачёт Экспертная оценка на практическом занятии Зачёт |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050710 «ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» среднего профессионального образования (повышенный уровень)
Учебная дисциплина «Эстрадный вокал» обеспечивает профессиональную подготовку будущих педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности – организаторов вокально-инструментальног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ВОКАЛ" по специальности 050610 Дополнительное образование детей СПО (повышенный уровень) 2010г.
Модифицированная программа содержит два новых раздела: теоретические основы вокала и развитие творческого потенциала студента. Помимо пояснительной записки, тематического плана и содержания учебной ди...
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Вокал» (общекультурное направление) 5-10 классы
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Вокал» для 5-10 классов, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образо...
Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) Вокал Эвит младшая группа
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вокал» для учащихся 4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонен...
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ВОКАЛ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИМЕЛОПЕЯ...