Формы музыкально-практической деятельности на уроках музыки
методическая разработка по музыке
Формы музыкально-практичесокй деятельности на уроках музыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 2.6 МБ |
Текст | 7.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды музыкально-практической деятельности: Слушание музыки Пение Музыкально-ритмическая деятельность Музицирование Анализ произведения Проектная деятельность
А. Беспалова «Хоровод круглый год», «Шутки – минутки».
Инсценирование песен
Музицирование
Дидактические игры Урок музыки в 1 классе «Музыка осени». «Дождь идет, дождь идет, Ну когда же он пройдет? А когда идти не станет, Вот тогда и перестанет… Дождь идет, Дождь идет…»
Урок в 5 классе
Урок в 1 классе «Инструменты симфонического оркестра».
Урок в 7 классе «Симфоническая музыка».
Урок в 7 классе. «Слезы людские, о слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой…» Ф.И. Тютчев. «Как загадочен лунный свет! Что он в нас бередит непрошено?..» Николаева Полина . «Полный месяц встал над лугом Неизменным дивным кругом. Светит и молчит.» А. Блок.
Урок музыки в 5 классе
С.С. Прокофьев «Ария Кутузова» «Здесь теплое поле наполнено рожью, Здесь плещутся зори в ладонях лугов…» П. Синявский. «О, Родина! В неярком блеске Я взором трепетным ловлю…» А. Жигулин. «Люблю Отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой…» М. Лермонтов.
Урок в 7 классе «Симфоническая музыка».
Урок в 4 классе «Образы природы в музыке русских композиторов»
Предварительный просмотр:
Организация музыкально-практической деятельности на уроках музыки
Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Так, в пении, во время слушания музыки, пения, музыкально-ритмической деятельности, в игре на детских музыкальных инструментах учащиеся знакомятся с произведениями, учатся понимать их, усваивают знания, приобретают навыки и умения, необходимые для их эмоционально-осознанного восприятия и выразительного исполнения. Поэтому чем разнообразнее и активнее деятельность на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов, вкусов и потребностей.
Я хочу поделиться своим опытом работы. Рассказать о некоторых методах, приемах, видах работы на своих уроках музыки, направленных на организацию музыкально-практической деятельности.
Распевка. Начинается уже с момента прихода детей в класс. Это «встречалочки» («Добрый день», работаю с пособиями Анастасии Беспаловой «Хоровод круглый год» и «Шутки-минутки»).
Также на уроках часто использую минутки релаксации, отдыхалочки, например - «Мы веселы пингвины», «Бабушка, бабушка, купим курочку» и многие другие.
Не только «отдыхалочки» как музыкально-ритмический вид деятельности, но и инсценировка детских песен часто присутствует на моих уроках («Два веселых гуся», Ах, вы, сени», и прочие).
Также во время исполнения песен в начальной школе нередко использую игру на музыкальных инструментах (ложки, бубны, маракасы, погремушки).
На уроках музыки одним из немаловажных видов деятельности считаю дидактические игры. Например — хочу показать — игру на развитие эмоциональности. Урок в 1 классе «Музыка осени». Слушаем стихотворение: «Дождь идет, дождь идет, ну когда же он пройдет? А когда идти не станет, вот тогда и перестанет». Детям раздаю капли — на каждой написано настроение. С этим настроением ребенок пропевает фразу «Дождь идет». Мы повторяем в той же тональности и с тем же настроением.
На уроках музыки в 5-7 классах в рамках концепции синтеза разных видов искусств (музыка, литература, живопись) предусматривается работа с литературными текстами. Например, 5 класс, тема урока «Всю жизнь мою несу Родину в душе». На уроке мы не только знакомимся с симфонией-действом Валерия Гаврилина «Перезвоны», но и говорим о том, что в основе этого сочинения впечатления композитора от рассказов писателя В.М. Шукшина. И в учебнике приводится фрагмент рассказа «Слово о малой Родине». Мы работаем с текстом В.М. Шукшина, а ниже приведены слова композитора о его сочинении, где он сравнивает свою музыку и жизнью: начало — трудная дорога — конец. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. Вместе с детьми мы приходим к выводу о том, что красота, совесть, надежда будут в мире всегда. Также на развороте к этому уроку есть репродукции картин, мы слушаем музыку В. Гаврилина и пытаемся найти созвучие частей с конкретными картинами.
Не только тексты из учебника я привожу на своих уроках, но и сказки, в которых музыка помогает наказывать зло, совершать хорошие дела. Например, урок музыки в 1 классе «Инструменты симфонического оркестра» мы слушаем сказку Евгения Пермяка «Пастух и скрипка». После чего рассуждаем с детьми о красоте истинной музыки, о добре и зле.
Также после слушания музыки мы с учениками нередко ищем созвучие произведения со стихотворениями. Например, урок музыки в 7 классе «Симфоническая музыка» мы говорим о творчестве Л.Бетховена. И слушаем не только его симфонию , но и фрагмент «Лунной сонаты». После чего, ищем созвучие в поэзии. Я представляю детям три стихотворения о луне, о лунном свете, о трагических переживаниях лунной ночью. И учащиеся чаще всего находят созвучным стихотворение наиболее драматичное, потому что они знают трагедию жизни Бетховена. И представляют не только красоту лунного пейзажа, но ощущают всю его линую драму (потеря слуха, разрыв с любимой девушкой).
Также- урок музыки в 5 классе «Портрет в музыке и изобразительном искусстве». Мы говорим об образе известного русского полководца М.И.Кутузова и прослушав арию, ищем созвучие в поэзии (три фрагмента — дети выбирают не то, где любование русской природой, а через восхищение природой — переживание за ее судьбу.
Также на уроках в старших классах я практикую такой вид работы, как сочинение-описание. План не предусматривает четких рамок и критериев. Самое главное — это эмоциональный отзыв детей. Их понимание чувственной стороны музыки. Но и на средства музыкальной выразительности мы тоже обращаем особое внимание. Например, урок в 7 классе «Симфоническая музыка. Симфония Д.Шостаковича «Ленинградская». Дети, слушая и описывая «Эпизод нашествия», определяют, за счет чего происходит развитие музыки. Почти все в классе определяют что главное средство муз. выразительности здесь-тембровое развитие, добавление инструментов в оркестре. Там как ритм, мелодия, темп не меняются. Главное — тембр и динамика.
Также не только как домашнее задание, но и часто на уроках выполняем творческие задания-сочинение стихов, рисование, создание проекта.
Например, урок в 4 классе - «Образы природы в музыке русских композиторов». Класс делятся на три группы (причем по интересам) и каждая группа выполняет свое задание — одна придумывает танцевальные движения к песне о природе, о Родине. Другая- используя заготовки, на которых напечатаны фразы: Шумит зеленый лес, Птиц пение волнует, как хорошо в лесу или другие фразы, сочиняют стихотворение о красоте природы. Третья группа — создает картину весенней природы. В творческий процесс рано или поздно вовлекаются абсолютно все ученики в классе.
Таким образом — урок музыки — это урок творчества. Рамки урока музыки конечно не ограничиваются только разворотом учебника и рекомендациями программы. Это, в первую очередь, урок, который направлен на развитие эмоциональности, музыкального слуха, творческих способностей учащихся. Потому — виды музыкально-практической деятельности на уроке могут использоваться самые разнообразные.
На протяжении всего урока учитель должен увлекать детей музыкой и всегда помнить, что скука нетерпима на любом школьном уроке, а уж на уроке музыки тем более.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Минипроект как форма организации деятельности на уроке музыки в общеобразовательной школе.
В материале описывается организация такой формы работы на уроке музыки как минипроект. В кратком изложении даны этапы организации этой формы работы и ее значение. Материал будет полезен учителям искус...
Мастер - класс по музыке на тему: " Музыкально- творческая деятельность на уроках музыки".
Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Поэтому развитие творческих способностей ребенка было и остае...
Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"
Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"...
Активные формы и методы работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности
В данной статье педагог делится опытом работы. Знакомит с активными формами и методами работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности....
Методические рекомендации "Слушание музыки как вид деятельности на уроках музыки"
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ...
Интерактивная деятельность на уроке музыки выступление на ШМО учителей музыки, русского языка, литературы и изобразительного искусства
Использование интерактивных технологий на уроке музыки...
Статья.Слушание музыки - один из основных видов деятельности на уроках музыки.
Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, в...