Формы музыкально-практической деятельности на уроках музыки
методическая разработка по музыке

Скорых Галина Анатольевна

Формы музыкально-практичесокй деятельности на уроках музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация2.6 МБ
Файл Текст 7.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы музыкально-практической деятельности на уроках музыки Скорых Г.А. – учитель музыки МБОУ «Гимназия №80» г.Барнаул

Слайд 2

Виды музыкально-практической деятельности: Слушание музыки Пение Музыкально-ритмическая деятельность Музицирование Анализ произведения Проектная деятельность

Слайд 3

А. Беспалова «Хоровод круглый год», «Шутки – минутки».

Слайд 4

Инсценирование песен

Слайд 5

Музицирование

Слайд 6

Дидактические игры Урок музыки в 1 классе «Музыка осени». «Дождь идет, дождь идет, Ну когда же он пройдет? А когда идти не станет, Вот тогда и перестанет… Дождь идет, Дождь идет…»

Слайд 8

Урок в 5 классе

Слайд 9

Урок в 1 классе «Инструменты симфонического оркестра».

Слайд 10

Урок в 7 классе «Симфоническая музыка».

Слайд 11

Урок в 7 классе. «Слезы людские, о слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой…» Ф.И. Тютчев. «Как загадочен лунный свет! Что он в нас бередит непрошено?..» Николаева Полина . «Полный месяц встал над лугом Неизменным дивным кругом. Светит и молчит.» А. Блок.

Слайд 12

Урок музыки в 5 классе

Слайд 13

С.С. Прокофьев «Ария Кутузова» «Здесь теплое поле наполнено рожью, Здесь плещутся зори в ладонях лугов…» П. Синявский. «О, Родина! В неярком блеске Я взором трепетным ловлю…» А. Жигулин. «Люблю Отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой…» М. Лермонтов.

Слайд 14

Урок в 7 классе «Симфоническая музыка».

Слайд 15

Урок в 4 классе «Образы природы в музыке русских композиторов»



Предварительный просмотр:

Организация музыкально-практической деятельности на уроках музыки

  Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Так, в пении, во время слушания музыки, пения, музыкально-ритмической деятельности, в игре на детских музыкальных инструментах учащиеся знакомятся с произведениями, учатся понимать их, усваивают знания, приобретают навыки и умения, необходимые для их эмоционально-осознанного восприятия и выразительного исполнения. Поэтому чем разнообразнее и активнее деятельность на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов, вкусов и потребностей.

  Я хочу поделиться своим опытом работы. Рассказать о некоторых методах, приемах, видах работы на своих уроках музыки, направленных на организацию музыкально-практической деятельности.

  Распевка. Начинается уже  с момента прихода детей в класс. Это «встречалочки» («Добрый день», работаю с пособиями Анастасии Беспаловой   «Хоровод круглый год» и «Шутки-минутки»).

  Также на уроках часто использую минутки релаксации, отдыхалочки,  например - «Мы веселы пингвины», «Бабушка, бабушка, купим курочку» и многие другие.

  Не только  «отдыхалочки» как музыкально-ритмический вид деятельности, но и инсценировка детских песен часто присутствует на моих уроках («Два веселых гуся», Ах, вы, сени», и прочие).

 Также во время исполнения песен в начальной школе нередко использую игру на музыкальных инструментах (ложки, бубны, маракасы, погремушки).

  На уроках музыки одним из немаловажных видов деятельности считаю дидактические игры. Например — хочу показать — игру на развитие эмоциональности. Урок в 1 классе «Музыка осени». Слушаем стихотворение: «Дождь идет, дождь идет, ну когда же он пройдет? А когда идти не станет, вот тогда и перестанет». Детям раздаю капли — на каждой написано настроение. С этим настроением ребенок пропевает фразу «Дождь идет». Мы повторяем в той же тональности и с тем же настроением.

  На уроках музыки в 5-7 классах в рамках концепции синтеза разных видов искусств (музыка, литература, живопись) предусматривается работа с литературными текстами. Например, 5 класс, тема урока «Всю жизнь мою несу Родину в душе». На уроке мы не только знакомимся с симфонией-действом Валерия Гаврилина «Перезвоны», но и говорим о том, что в основе этого сочинения впечатления композитора от рассказов писателя В.М. Шукшина. И в учебнике приводится фрагмент рассказа «Слово о малой Родине». Мы работаем с текстом В.М. Шукшина, а ниже приведены слова композитора о его сочинении, где он сравнивает свою музыку и жизнью: начало — трудная дорога — конец. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. Вместе с детьми мы приходим к выводу о том, что красота, совесть, надежда будут в мире всегда. Также на развороте к этому уроку есть репродукции картин, мы слушаем музыку В. Гаврилина и пытаемся найти созвучие частей с конкретными картинами.

  Не только тексты из учебника я привожу на своих уроках, но и сказки, в которых музыка помогает наказывать зло, совершать хорошие дела. Например, урок музыки в 1 классе «Инструменты симфонического оркестра» мы слушаем сказку Евгения Пермяка «Пастух и скрипка». После чего рассуждаем с детьми о красоте истинной музыки, о добре и зле.

  Также после слушания музыки мы с учениками нередко ищем созвучие произведения со стихотворениями. Например, урок музыки в 7 классе «Симфоническая музыка» мы говорим о творчестве Л.Бетховена. И слушаем не только его симфонию , но и фрагмент «Лунной сонаты». После чего, ищем созвучие в поэзии. Я представляю детям три стихотворения о луне, о лунном свете, о трагических переживаниях лунной ночью. И учащиеся чаще всего находят созвучным стихотворение наиболее драматичное, потому что они знают трагедию жизни Бетховена. И представляют не только красоту лунного пейзажа, но ощущают всю его линую драму (потеря слуха, разрыв с любимой девушкой).

  Также- урок музыки в 5 классе «Портрет в музыке и изобразительном искусстве». Мы говорим об образе известного русского полководца М.И.Кутузова и прослушав арию, ищем созвучие в поэзии (три фрагмента — дети выбирают не то, где любование русской природой, а через восхищение природой — переживание за ее судьбу.

  Также на уроках в старших классах я практикую такой вид работы, как сочинение-описание. План не предусматривает четких рамок и критериев. Самое главное — это эмоциональный отзыв детей. Их понимание чувственной стороны музыки. Но и на средства музыкальной выразительности мы тоже обращаем особое внимание. Например, урок в 7 классе «Симфоническая музыка. Симфония Д.Шостаковича «Ленинградская». Дети, слушая и описывая «Эпизод нашествия», определяют, за счет чего происходит развитие музыки. Почти все в классе определяют что главное средство муз. выразительности здесь-тембровое развитие, добавление инструментов в оркестре. Там как ритм, мелодия, темп не меняются. Главное — тембр и динамика.

  Также не только как домашнее задание, но и часто на уроках выполняем творческие задания-сочинение стихов, рисование, создание проекта.

  Например, урок в 4 классе - «Образы природы в музыке русских композиторов». Класс делятся на три группы (причем по интересам) и каждая группа выполняет свое задание — одна придумывает танцевальные движения к песне о природе, о Родине. Другая- используя заготовки, на которых напечатаны фразы: Шумит зеленый лес, Птиц пение волнует, как хорошо в лесу или другие фразы, сочиняют стихотворение о красоте природы. Третья группа — создает картину весенней природы. В творческий процесс рано или поздно вовлекаются абсолютно все ученики в классе.

  Таким образом — урок музыки — это урок творчества. Рамки урока музыки конечно не ограничиваются только разворотом учебника и рекомендациями программы. Это, в первую очередь, урок, который направлен на развитие эмоциональности, музыкального слуха, творческих способностей учащихся. Потому — виды музыкально-практической деятельности на уроке могут использоваться самые разнообразные.

  На протяжении всего урока учитель должен увлекать детей музыкой и всегда помнить, что скука нетерпима на любом школьном уроке, а уж на уроке музыки тем более.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минипроект как форма организации деятельности на уроке музыки в общеобразовательной школе.

В материале описывается организация такой формы работы на уроке музыки как минипроект. В кратком изложении даны этапы организации этой формы работы и ее значение. Материал будет полезен учителям искус...

Мастер - класс по музыке на тему: " Музыкально- творческая деятельность на уроках музыки".

Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Поэтому развитие творческих способностей ребенка было и остае...

Активные формы и методы работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности

В данной статье педагог делится опытом работы. Знакомит с активными формами и методами работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности....

Методические рекомендации "Слушание музыки как вид деятельности на уроках музыки"

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ...

Доклад "Активные формы и методы работы на уроках музыки"

Доклад "Активные формы и методы работы на уроках музыки"подготовлен к семинару учителей музыки МО "Тахтамукайский район"...

Статья.Слушание музыки - один из основных видов деятельности на уроках музыки.

Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, в...