Формы музыкально-практической деятельности на уроках музыки
методическая разработка по музыке
Формы музыкально-практичесокй деятельности на уроках музыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.6 МБ |
![]() | 7.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды музыкально-практической деятельности: Слушание музыки Пение Музыкально-ритмическая деятельность Музицирование Анализ произведения Проектная деятельность
А. Беспалова «Хоровод круглый год», «Шутки – минутки».
Инсценирование песен
Музицирование
Дидактические игры Урок музыки в 1 классе «Музыка осени». «Дождь идет, дождь идет, Ну когда же он пройдет? А когда идти не станет, Вот тогда и перестанет… Дождь идет, Дождь идет…»
Урок в 5 классе
Урок в 1 классе «Инструменты симфонического оркестра».
Урок в 7 классе «Симфоническая музыка».
Урок в 7 классе. «Слезы людские, о слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой…» Ф.И. Тютчев. «Как загадочен лунный свет! Что он в нас бередит непрошено?..» Николаева Полина . «Полный месяц встал над лугом Неизменным дивным кругом. Светит и молчит.» А. Блок.
Урок музыки в 5 классе
С.С. Прокофьев «Ария Кутузова» «Здесь теплое поле наполнено рожью, Здесь плещутся зори в ладонях лугов…» П. Синявский. «О, Родина! В неярком блеске Я взором трепетным ловлю…» А. Жигулин. «Люблю Отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой…» М. Лермонтов.
Урок в 7 классе «Симфоническая музыка».
Урок в 4 классе «Образы природы в музыке русских композиторов»
Предварительный просмотр:
Организация музыкально-практической деятельности на уроках музыки
Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Так, в пении, во время слушания музыки, пения, музыкально-ритмической деятельности, в игре на детских музыкальных инструментах учащиеся знакомятся с произведениями, учатся понимать их, усваивают знания, приобретают навыки и умения, необходимые для их эмоционально-осознанного восприятия и выразительного исполнения. Поэтому чем разнообразнее и активнее деятельность на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов, вкусов и потребностей.
Я хочу поделиться своим опытом работы. Рассказать о некоторых методах, приемах, видах работы на своих уроках музыки, направленных на организацию музыкально-практической деятельности.
Распевка. Начинается уже с момента прихода детей в класс. Это «встречалочки» («Добрый день», работаю с пособиями Анастасии Беспаловой «Хоровод круглый год» и «Шутки-минутки»).
Также на уроках часто использую минутки релаксации, отдыхалочки, например - «Мы веселы пингвины», «Бабушка, бабушка, купим курочку» и многие другие.
Не только «отдыхалочки» как музыкально-ритмический вид деятельности, но и инсценировка детских песен часто присутствует на моих уроках («Два веселых гуся», Ах, вы, сени», и прочие).
Также во время исполнения песен в начальной школе нередко использую игру на музыкальных инструментах (ложки, бубны, маракасы, погремушки).
На уроках музыки одним из немаловажных видов деятельности считаю дидактические игры. Например — хочу показать — игру на развитие эмоциональности. Урок в 1 классе «Музыка осени». Слушаем стихотворение: «Дождь идет, дождь идет, ну когда же он пройдет? А когда идти не станет, вот тогда и перестанет». Детям раздаю капли — на каждой написано настроение. С этим настроением ребенок пропевает фразу «Дождь идет». Мы повторяем в той же тональности и с тем же настроением.
На уроках музыки в 5-7 классах в рамках концепции синтеза разных видов искусств (музыка, литература, живопись) предусматривается работа с литературными текстами. Например, 5 класс, тема урока «Всю жизнь мою несу Родину в душе». На уроке мы не только знакомимся с симфонией-действом Валерия Гаврилина «Перезвоны», но и говорим о том, что в основе этого сочинения впечатления композитора от рассказов писателя В.М. Шукшина. И в учебнике приводится фрагмент рассказа «Слово о малой Родине». Мы работаем с текстом В.М. Шукшина, а ниже приведены слова композитора о его сочинении, где он сравнивает свою музыку и жизнью: начало — трудная дорога — конец. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. Вместе с детьми мы приходим к выводу о том, что красота, совесть, надежда будут в мире всегда. Также на развороте к этому уроку есть репродукции картин, мы слушаем музыку В. Гаврилина и пытаемся найти созвучие частей с конкретными картинами.
Не только тексты из учебника я привожу на своих уроках, но и сказки, в которых музыка помогает наказывать зло, совершать хорошие дела. Например, урок музыки в 1 классе «Инструменты симфонического оркестра» мы слушаем сказку Евгения Пермяка «Пастух и скрипка». После чего рассуждаем с детьми о красоте истинной музыки, о добре и зле.
Также после слушания музыки мы с учениками нередко ищем созвучие произведения со стихотворениями. Например, урок музыки в 7 классе «Симфоническая музыка» мы говорим о творчестве Л.Бетховена. И слушаем не только его симфонию , но и фрагмент «Лунной сонаты». После чего, ищем созвучие в поэзии. Я представляю детям три стихотворения о луне, о лунном свете, о трагических переживаниях лунной ночью. И учащиеся чаще всего находят созвучным стихотворение наиболее драматичное, потому что они знают трагедию жизни Бетховена. И представляют не только красоту лунного пейзажа, но ощущают всю его линую драму (потеря слуха, разрыв с любимой девушкой).
Также- урок музыки в 5 классе «Портрет в музыке и изобразительном искусстве». Мы говорим об образе известного русского полководца М.И.Кутузова и прослушав арию, ищем созвучие в поэзии (три фрагмента — дети выбирают не то, где любование русской природой, а через восхищение природой — переживание за ее судьбу.
Также на уроках в старших классах я практикую такой вид работы, как сочинение-описание. План не предусматривает четких рамок и критериев. Самое главное — это эмоциональный отзыв детей. Их понимание чувственной стороны музыки. Но и на средства музыкальной выразительности мы тоже обращаем особое внимание. Например, урок в 7 классе «Симфоническая музыка. Симфония Д.Шостаковича «Ленинградская». Дети, слушая и описывая «Эпизод нашествия», определяют, за счет чего происходит развитие музыки. Почти все в классе определяют что главное средство муз. выразительности здесь-тембровое развитие, добавление инструментов в оркестре. Там как ритм, мелодия, темп не меняются. Главное — тембр и динамика.
Также не только как домашнее задание, но и часто на уроках выполняем творческие задания-сочинение стихов, рисование, создание проекта.
Например, урок в 4 классе - «Образы природы в музыке русских композиторов». Класс делятся на три группы (причем по интересам) и каждая группа выполняет свое задание — одна придумывает танцевальные движения к песне о природе, о Родине. Другая- используя заготовки, на которых напечатаны фразы: Шумит зеленый лес, Птиц пение волнует, как хорошо в лесу или другие фразы, сочиняют стихотворение о красоте природы. Третья группа — создает картину весенней природы. В творческий процесс рано или поздно вовлекаются абсолютно все ученики в классе.
Таким образом — урок музыки — это урок творчества. Рамки урока музыки конечно не ограничиваются только разворотом учебника и рекомендациями программы. Это, в первую очередь, урок, который направлен на развитие эмоциональности, музыкального слуха, творческих способностей учащихся. Потому — виды музыкально-практической деятельности на уроке могут использоваться самые разнообразные.
На протяжении всего урока учитель должен увлекать детей музыкой и всегда помнить, что скука нетерпима на любом школьном уроке, а уж на уроке музыки тем более.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Минипроект как форма организации деятельности на уроке музыки в общеобразовательной школе.
В материале описывается организация такой формы работы на уроке музыки как минипроект. В кратком изложении даны этапы организации этой формы работы и ее значение. Материал будет полезен учителям искус...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/10/picture-548647-1418244752.jpg)
Мастер - класс по музыке на тему: " Музыкально- творческая деятельность на уроках музыки".
Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Поэтому развитие творческих способностей ребенка было и остае...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/15/picture-456620-1426431027.png)
Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"
Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/10/picture-90479-1481401145.jpg)
Активные формы и методы работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности
В данной статье педагог делится опытом работы. Знакомит с активными формами и методами работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/13/picture-1011260-1518487815.jpg)
Методические рекомендации "Слушание музыки как вид деятельности на уроках музыки"
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/15/picture-1081026-1542274422.jpg)
Интерактивная деятельность на уроке музыки выступление на ШМО учителей музыки, русского языка, литературы и изобразительного искусства
Использование интерактивных технологий на уроке музыки...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/22/picture-919044-1492893761.jpg)
Статья.Слушание музыки - один из основных видов деятельности на уроках музыки.
Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, в...