«Педагогическая технология формирования и воспитание певческой культуры школьников»
методическая разработка по музыке
Сущность предлагаемой технологии можно выразить словами К.А.Свасьяна: «…все пути культуры ведут к универсальности, … универсальность характеризуется не количеством приобретённых знаний, а текучей целостностью этих знаний, поставленных на службу единственной цели: самосовершенствованию человеческого бытия.» В отношении воспитания певческой культуры, для нас самое главное – не лишить учащихся «радости эмоциональной наполненности» и сохранить «способность благотворного воздействия на духовный мир учащихся , на их эстетические воззрения, на формирование их высокого эстетического вкуса» /Д.Б. Кабалевский/. ...
Педагогам музыкантам необходимо систематизировать свои представления о взаимосвязанных между собой видах вокально-хоровой работы: подбор песенного репертуара в соответствии с учебной темой и возможностями каждого конкретного класса (народные песни, фрагменты главных тем инструментальных сочинений, сочинения русских и зарубежных композиторов-классиков, песни современных композиторов), распевание, показ песни и беседа о ее содержании, составление плана репетиционной работы над песней, методика «эскизного» разучивания песен, выработка значимых для формирования культуры хорового исполнительства вокально-хоровых умений и навыков, поиск фонозаписей песен для прослушания с учащимися, создание фонограмм («минусовок») для концертного исполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 22.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Выступление на заседании ШМО учителей эстетического цикла
МОУ СОШ №3 с УИОП
Доклад
на тему:
«Педагогическая технология формирования
певческой культуры школьников»
Подготовила Феоктистова Е.В.
Учитель музыки МОУ СОШ №3 с УИОП
/Высшая категория/
Сущность предлагаемой технологии можно выразить словами К.А.Свасьяна: «…все пути культуры ведут к универсальности, … универсальность характеризуется не количеством приобретённых знаний, а текучей целостностью этих знаний, поставленных на службу единственной цели: самосовершенствованию человеческого бытия.» В отношении воспитания певческой культуры, для нас самое главное – не лишить учащихся «радости эмоциональной наполненности» и сохранить «способность благотворного воздействия на духовный мир учащихся , на их эстетические воззрения, на формирование их высокого эстетического вкуса» /Д.Б. Кабалевский/. Технология направлена в первую очередь на то, чтобы в итоге ребёнок не мог бы не петь и смог ответить на вопрос: «Я запел. – Что это значит?». Отправным положением технологии является следующее: «… весь многонаправленный «веер» … задач» решается «только ЦЕЛОСТНО – ни одна функция не осуществляется отдельно, а только во взаимосвязи с другими! ... ни одна методическая проблема не может, … и не должна решаться изолированно, а только в комплексе всей проблематики преподавания данного предмета!» / В.А. Школяр/. Не менее важным в предлагаемой технологии является и то, что педагогический процесс основывается на принципах педагогики искусства, обусловленными интонационно-образной природой музыки, её связями с жизнью и другими искусствами. Как известно, применение в общем музыкальном образовании методик специального профессионального образования, ведет к разделению детей на «поющих» и «непоющих». Тем самым «непоющие» учащиеся не только навсегда теряют интерес к высокому певческому искусству, но и не имеют ни малейшей возможности реализовать свои творческие духовные потенции в пении, воплотить волнующие чувства и мысли в звучании собственного голоса. Поэтому принципиально важно в рамках предлагаемой педагогической технологии предоставить каждому растущему человеку такие условия, где он сможет раскрыться всем существом, сообразно собственной природе. Принцип природосообразности в полной мере соответствует назначению певческого искусства в жизни растущего человека и обеспечивает ту «естественность процесса» воспитания певческой культуры , «когда педагог проходит путь к музыке вместе с ребенком, сообразно природе ребенка и природе искусства» /А. Дистервег/.
Путь учащихся младших классов к музыке, культуре пения, имеет свои внутренние рамки, определённые стадии. Представляем «процесс врастания»/Л.С. Выготский/ ребёнка в певческую культуру следующим образом:
-первоначальный этап – это «вхождение» учащихся в « Певческое поле» окружающего мира и рассмотрение его во всем разнообразии и уникальности; знакомство с « Певческим полем» всего человечества, любование его неповторимостью и поиск своего собственного « Певческого поля; накопление впечатлений от слышимого и озвучивание первых собственных переживаний, «следов» от услышанного;
-ощущение «веса», значимости своего голоса каждым ребенком в окружающем его « Певческом поле»; распознавание палитры собственных чувств и чувств близких; «рисование» красками своего голоса и наблюдение за «рисунками» голосов других детей; осознание «драгоценности» певческого голоса как «отзвука» прошлого, носимого каждым человеком;
-познание радости от совместного звучания голосов и причастности к этому каждого отдельного голоса; запечатление многозвучия всех и каждого в « Певческом поле» окружающего мира и возникновение необходимости озвучивания мира и самого себя;
-сообщение собственного певческого голоса с голосами других людей, одухотворённое и сотворённое собой же певческое выражение.
Обозначенные стадии «врастания» в певческую культуру исходят из общей последовательности культурного развития ребёнка: «… сначала другие люди действуют по отношению к ребёнку, затем ребёнок вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать по отношению к себе» /Л.С.Выготский/. То есть человек через других становится самим собой. Все это представляет живой процесс становления певческой культуры человека как непрерывно протекающее противоречие, столкновение, борьбу двух основных моментов – культурного и примитивного. И в этом случае можно говорить о диалектическом характере присвоения ребёнком культуры , и певческой в том числе. В русле нашей проблемы это означает, что присвоение певческой культуры ребёнком происходит в постоянном противоборстве наследуемого исторически естественного природного певческого начала и приобретаемого культурного ,включающего певческий опыт всех предшествующих поколений.
Немаловажное значение имеет вопрос о соотношении в процессе воспитания певческой культуры школьников творческой деятельности, когда «ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности» и работы по образцу, прямому подражанию, повторению /Л.В.Школяр/. Одним из первых, кто связывал искусство с подражанием, был Аристотель. Он опирался на то, что подражание доставляет нам «удовольствие в связи с познанием мира». Вероятно заложена в человеке некая потребность подражать, своего рода инстинкт, быть таким как все, как родители, но оставаться при этом самим собой, самостоятельно проходить путь человеческого становления. Когда на каком этапе обучения, или ранее, ребёнок теряет эту естественную потребность познавать окружающий себя звуковой мир, и почему угасает, порой и не проявившись желание певческого самовыражения? Л.С.Выготский , указывая на существование двух планов развития ребёнка – природного и культурного – отмечал, что «культурное развитие ребёнка не является прямым продолжением и следствием его природного развития». Мы склонны считать проявлением природного плана развития ребенка упомянутое выше стремление его к подражанию, возможно заданное генетически. Правомерен вопрос: что есть культурный план развития ребёнка? – Не подражание, а творчество, причем основанное не просто на желании выделиться чем-либо, а привнесение людям чего-то важного и необходимого. В отношении пения школьников - это есть осмысление и выражение ребёнком в певческих звуках своих внутренних душевных состояний, значимых как для выражающего, так и для воспринимающих. Порой приходят в первый класс дети, не имеющие вовсе никакого музыкального и певческого опыта. Учителя , сразу пытаются научить : встать , сесть, выпрямить, смотреть на руку, вздохнуть, тянуть,... и т.п.Вместо того что : «…не навязывать музыку, а убеждать её; не развлекать , а радовать». /Б.В Асафьев /. Мы бы добавили от себя : дать рассмотреть и музыку и пение, как нечто удивительное в нашей жизни, всеобъемлющее , должное открываться на каждом уроке новыми гранями.
Говоря о певческой культуре младших школьников нельзя не сказать о существовании в повседневной музыкальной педагогической практики, упрощенного , обыденного, часто сугубо прагматического отношения к певческому голосу человека. Певческий голос рассматривают порой как средство развития(на пример музыкальных способностей школьника), или, что гораздо хуже – как способ достижения каких бы то не было пьедесталов. Далеко не каждый учитель музыки , а учащийся тем более задумывается над тем. Что голос человека (речевой и певческий ) , какой бы не был, - это видимая карточка каждого . « Голосовой аппарат (тоже голос) – есть всего лишь внутренний светильник, озаряющий своим мерцанием , вспышками, движущимися лучами душу и тело человека». /Е.В. Назайкинский /. К тому же голос – единственная в своем роде возможность выражения собственного духовного состояния в звучании, данное человеку изначально. Такое понимание певческой культуры невозможно без осмысления того, что речь, как бы не была восторженна , приподнята, выступает как повседневное, обыденное , как форма бытового общения, а вот пение – как возможность особо значимого, возвышенного высказывания человека – человеку, поющих – внимающим. Художественное интонационное богатство мира отражается в человеке, изливается его певческим голосом «раскрашенном» эмоциональными состояниями, что позволяет говорить, о певческом голосе человека , к единице звуковой палитры мира, рождающей всё его многоцветие и разнообразие интонации.
В процессе возрождения традиций отечественного хорового пения учителю музыки рекомендуется активнее использовать современные методики развития слуха и голоса, включая частные авторские методики прошлого (М.И. Глинка, А.Е. Варламов) и настоящего времени (Ю.Б. Алиев, В.В. Емельянов, Г.А. Струве, Г.П. Стулова и др.), учитывающие возрастные особенности школьников, возможность применения игровых приемов обучения, тщательного отбора вокально-хорового репертуара, использование коллективных, ансамблевых и сольных форм хорового исполнительства. При этом использование современных технологий (например, пение под фонограмму) не должно заменять живого звучания детских голосов.
Педагогам музыкантам необходимо систематизировать свои представления о взаимосвязанных между собой видах вокально-хоровой работы: подбор песенного репертуара в соответствии с учебной темой и возможностями каждого конкретного класса (народные песни, фрагменты главных тем инструментальных сочинений, сочинения русских и зарубежных композиторов-классиков, песни современных композиторов), распевание, показ песни и беседа о ее содержании, составление плана репетиционной работы над песней, методика «эскизного» разучивания песен, выработка значимых для формирования культуры хорового исполнительства вокально-хоровых умений и навыков, поиск фонозаписей песен для прослушания с учащимися, создание фонограмм («минусовок») для концертного исполнения.
Не менее важной особенностью деятельности учителя при освоении технологий развития певческой культуры школьников является рефлексия: оценка (и самооценка) качества исполнения песенного репертуара, степени развития вокально-хоровых навыков и умений учащихся. К критериям оценки можно отнести: выразительность звучания и эмоциональность исполнения, интерес к певческой деятельности (репетиционной и концертной), осознание содержания и языка исполняемых произведений, развитие основных певческих функций – чистота интонирования, кантилена, дыхание, четкость дикции, правильность звукообразования, работа артикуляционного аппарата, умение петь a capella, с сопровождением, под фонограмму, степень сформированности вокального слуха и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект"Формирование духовно-нравственной личности школьника посредством интеграции отечественной культуры православия в уроки литературы, русского языка и внеурочную деятельность(5-11 классы)"
Программа духовно- нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовной сферы в цикл гуманитарных дисциплин явля...
Использование педагогических технологий в развитии певческих навыков у дошкольников.
Характеристика используемых педагогических технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста над вокально-хоровыми навыками.Прилагается пример музыкального занятия "В гостях у Короля музыки, ...
"Влияние физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьника"
Воздействия физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьников...
РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ
Являясь масштабным личностным образованием, самооценка имеет кардинальное значение как фактор воспитания, в связи с чем, особую значимость приобретают вопросы ее целенаправленного формирования....
Методические рекомендации по формированию певческой культуры школьников
методический материал...