Использование педагогических технологий в развитии певческих навыков у дошкольников.
учебно-методический материал по музыке на тему
Характеристика используемых педагогических технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста над вокально-хоровыми навыками.Прилагается пример музыкального занятия "В гостях у Короля музыки, " С детьми на занятии повторяем нотную грамоту в игре, рботаем над дыханием, используя упражнения Стрельниковой, распевки, работа над звукообразованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_pedagogicheskih_tehnologiy_v_razvitii_pevcheskih_navykov_u_doshkolnikov.docx | 20.51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование педагогических технологий в развитии певческих навыков у дошкольников.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала - с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Но, учитывая физиологические и психические особенности детского организма, необходимо строить работу с детьми на таком уровне, чтобы занятия носили не только обучающий и развивающий, но и оздоравливающий характер. Ведь ни для кого не секрет, что пение и занятия музыкой способствуют приобретению навыка правильного дыхания, нормализации эмоционального состояния, что в свою очередь является профилактикой заболеваний органов дыхания. Таким образом, проблема организации работы с музыкально-способными детьми стала актуальной и значимой для специалистов ДОУ
Так с чем ещё связана актуальность организации дополнительных занятий с музыкально-способными детьми?
Во-первых, она связана с тем, что на сегодняшний день проблема организации работы с музыкально-способными детьми не оформлена в систему теоретических и методических разработок.
Во-вторых, упражнения, включаемые в каждое занятие, являются важным элементом, позволяющим поднять общий тонус организма, улучшить самочувствие и тем самым создать основу для здорового образа жизни и улучшения восприятия детьми нового материала.
В-третьих, она связана с результатами изучения социально-психологической адаптации дошкольников: с необходимостью формирования самоуважения и самопринятия, которое идёт за счёт двух источников: от самого себя - уважение и гордость своими положительными качествами и достижениями, - и через других – восприятие уважения и принятия себя, своих качеств и достижений со стороны других.
В-четвёртых, актуальность занятий связана с поиском новых технологий воспитания и обучения дошкольников.
На основании вышеизложенного можно выделить основную цель данной работы – через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребёнка, повышать его уровень социально-психического развития. Технология наблюдения необходима при оценке эффективности используемых форм, методов и средств, ведь достижения воспитанников и динамика уровня развития является одним из важнейших показателей эффективности образовательно-воспитательного процесса.
Технология сотрудничества. Музыкальному руководителю необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с детьми на групповом занятии, чтобы с одной стороны дать возможность реализоваться их способностям, не подавить волю к творческой деятельности, а с другой – предоставить возможность выразиться другим детям. Ведь радость от хорошо выполненного музыкального номера разделяют все участники поровну, но при этом сложность исполнения может быть неравной, поэтому так необходимо сотрудничество музыкального руководителя и психолога.
Здоровьесберегающая технология. Занятия пением оказывают влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, его умственное развитие, но и являются профилактикой заболеваний органов дыхания. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления. Воспитание музыкального ладового чувства связано с развитием способности нервной системы к регулированию процессов возбуждения и торможения, протекающих в организме, которые лежат в основе поведения человека.
Гимнастика А.Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Эта дыхательная гимнастика имеет необыкновенно широкий спектр воздействия, и используется в работе над вокалом. [3, с. 1]
Игровая технология замечательна тем, что процессы обучения происходят незаметно для детей, непроизвольно, а потому и положительные эмоции, образы, фантазии. Физиологическую потребность в движении нельзя проигнорировать, поэтому, обучая пению детей во время занятия использую двигательные зарядки.
Технология результативности. Дети реализуют свой творческий потенциал, участвуя в мероприятиях, праздничных программах, конкурсах.
Методические приёмы при обучении детей вокально–хоровым навыкам:
формированию певческого дыхания способствует физическое укрепление организма в целом - это дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка («сдулся мячик», «зазвенели комары», «ветер»);[3, с. 2], [1, с.12]
формированию правильных дыхательных движений ребёнка способствует развитию навыка в пении кантилены («Катаемся с горки» голосом и «Поднимаемся на горку»);
артикуляционная гимнастика помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк; развить мимику; дикцию («Да-дэ-ди-до-ду» – c-d-e-f-q-f-e-d-c); [1, c. 15]
речевые ритмо–интонационные упражнения способствуют развитию речевого и музыкального слуха: чувства ритма, темпа, тембра, речевого и певческого дыхания, выразительности речи (пение «цепочкой»);
распевание помогает развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса (распевка «Брей –бра-бро-бру», «Рей-рей-рей» - с2-д-е-с1,а так же распевки Н.А. Ветлугиной), [2, с. 3-10].
Пример музыкального занятия
Цель: формирование правильной и ясной певческой дикции.
Методическое обеспечение: нотный стан; диск с записью музыки А.Варламова «Лягушачий джаз»; нотки-бусинки разного цвета (7 штук).
Мотивация: просьба к детям помочь Королю музыки – скрипичному ключу найти потерявшиеся нотки-бусинки.
Методика проведения: Дети заходят в зал.
Музыкальное приветствие: «Добрый день». Детей встречает Король:
Я - Король музыкальной страны –
Ведь музыку, песенки любите вы?
Я весь музыкальный и мелодичный –
Ведь я не простой,
Я – ключ Скрипичный!
Но приключилась со мною беда –
Придворные нотки сбежали от меня,
Наверно излишне был с ними я строг –
Верните мне их, я усвоил урок!
Король: «Из ноток - бусинок было сделано мое королевское волшебное ожерелье, и без него, наверное, музыке больше не звучать. Помогите мне бусинки нотные собрать?!» - Ответы детей.
Муз.руководитель : «Но, чтобы нотки-бусинки «запели» надо выполнить определенные упражнения. Немножко старания – разовьёшь дыхание».
«Мы отправляемся на поиски ноток –бусинок. Вот высокая трава, а комаров видимо-невидимо» (упр. на дыхание «Зазвенели комары»).
«Мы погреемся немножко, согревай свои ладошки» (упр. «Греем ручки»).
«Вот собачка прибежала - от жары она устала» (упр. «Собачка»).
«А сейчас - молчок, пусть попляшет язычок» (артикуляционная гимнастика). «Окошко», «Обезьянки», «Конфетка», «Часы», «Лошадки» (вок.-интон. упр.). «Нас весёлый паровозик в путешествие увозит» - «Паровоз» (вибрация губ), [1, с.12]. «Словно пёс мотор рычит: «Остановка» - говорит» - «Мотор рычит»
(вибрация звука «Р», «Машина» из сб. «Музыкальная азбука»).
Звучит труба (фонограмма).
Король прикрепляет одну бусинку на нотный стан.
Муз.руководитель : «А вот и Жучок спешит домой».
Песенка «Жучок» - пение с работой кистей рук (удар первого пальца о
каждый) в медленном темпе, [4, с. 15 ].
Муз.руководитель : «Молодцы, ребята, вот и нашлась ещё нотка-бусинка».
Король прикрепляет бусинку на нотный стан.
Муз.руководитель : - В кулачке моём спряталась загадка:
Жук, жук не жужжи, а себя покажи.
У тебя на спинке - чёрные крупинки.
(детям раздают маленьких божьих коровок)
«Божья коровка» - распевка. [4, с. 25]
«Жу-жу»- звучат два звука – дети угадывают.
Две бусинки возвращаются в домик.
Муз.руководитель : « Бусинка одна катилась, да в клубочек превратилась.
В этой сказке хитрый кот. Кто нам песенку споёт?» Работа над песенкой «Балалайка». Звучит один звук. Прикрепляется ещё одна бусинка.
Муз.руководитель : исполняет вступление к песне «Весёлые лягушки!».
Работа над песней «Весёлые лягушки!»: проговаривание текста в ритме
музыки шёпотом, с 7-8 такта - пропевание в медленном темпе, работа над
интонацией с 9 такта, исполнение с самого начала.
Звучат два звука – дети отгадывают, бусинки прикрепляются на нотный стан.
Муз.руководитель : « И вот теперь получилась песня. Вот какая!»
Звучат семь нот – это начало песни «Песенка про гамму!».
Исполнение песни «Песенка про гамму!» муз. Струве (с солистами).
Король: «Вот все бусинки вернулись во дворец
Нашей сказке музыкальной подошел конец
Снова чудной музыки рады все друзья
И терять те бусинки больше мне нельзя». (Король уходит)
Муз.руководитель : «Ребята, как вы сами оцениваете свою работу? Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что ещё не всё получается – «О». Дети дают оценку своей работе, поют «До свидания!», выходят из зала.
Список литературы:
1. Кацер О.В. Методика обучения детей пению. Учебно-методическое пособие. Музыкальная политра, Санкт-Петербург, 2005г.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальный Букварь. Москва изд.Музыка, 1968г.
3. http://strelnikova.ru/ Дыхательные упражнения А.Н.Стрельниковой
4. Королькова И.С. Крохе музыканту, Изд. Ростов на Дону, 2010г.
5. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия. Москва-Воронеж, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии изучения английского языка для дошкольников
На протяжении многих веков проблема социального становления ребёнка волновало общество. В учреждениях дополнительного образования детей происходит процесс формирования и развития творчес...
Педагогический проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии ТРИЗ"
В связи с введением ФГОС изменились требования к развитию коммуникативных способностей детей при поступлении в школу.Недостаточный уровень развития коммуникативных способностей у детей с р...
Разработка образовательного путешествия «Животные севера и юга» в Ленинградский Зоопарк для дошкольников. Использование инновационной технологии: образовательного путешествия для освоения дошкольником окружающего мира.
Образовательное путешествие - этот метод направлен на мотивацию и раскрытие творческого потенциала дошкольника в процессе освоения окружающего мира....
«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей дошкольников: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»
Материал предназначен для логопедов,учителей-дефектологов,воспитателей детского сада....
Сообщение "Организация и применение культурных практик в рамках музыкального воспитания дошкольников с использованием педагогической технологии Клубный час" Лебедева Л.И.
Сообщение Организация и применение культурных практик в рамках музыкального воспитания дошкольников с использованием педагогической технологии Клубный час...
Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)
Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...
Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)
Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...