Педагогические технологии формирования здорового образа жизни школьника.
статья по физкультуре на тему

Жаркова Снежана Юрьевна

Статья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 378:796

  1. Педагогические технологии формирования здорового образа жизни школьника.

Жаркова Снежанна Юрьевна

Преподаватель физической культуры «Физическое воспитание»

МБУ «Лицей №67» г.Тольятти

Ключевые слова: здоровый образ жизни, образовательные технологии, мотивация, школьник, учащийся, методика, физическая культура, педагогическое воздействие, потребность, диагностика, анкетирование.

Аннотация: В статье рассматривается возможность мотивации школьников к формированию здорового образа жизни, через различные педагогические технологии.

Формирование здорового образа жизни в молодежной среде – сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности молодых людей. Ориентированность молодежи на ведение здорового образа жизни зависит от множества условий. Это и объективные общественные, социально-экономические условия, позволяющих вести, осуществлять здоровый образ жизни в основных сферах жизнедеятельности (учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга), и система ценностных отношений, направляющая сознательную активность молодых людей в русло именно этого образа жизни.

Здоровый образ жизни – показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья. Компоненты здорового образа жизни: достаточная двигательная активность; закаливание; рациональное питание; соблюдение режима дня; личная гигиена; отказ от вредных привычек. [ 1, 2]

Учащиеся, регулярно занимающиеся спортом и не прерывающие занятий даже в период каникул, более благополучно для своего здоровья проходят эти сложности школьной жизни. У учащихся, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к содружеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей. Этой группе школьников в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в труде, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль. [ 3]

        При формировании здорового образа жизни личности необходимо обеспечить сбалансированную систему педагогического воздействия на ее интеллектуальную, эмоционально-волевую и практическую деятельность. Интенсивность формирования здорового образа жизни личности будет возрастать по мере повышения ценностных ориентаций, обогащения опытом, получения информации о физических и духовных достижениях. [ 2]

Исследование некоторых составляющих ЗОЖ показало, что динамика отношений к нему неуклонно идет вниз. Во-первых, у большинства школьников отсутствует положительный опыт занятий физической культурой. Во-вторых, очень низкий уровень знаний теории и методики физической культуры. В-третьих, не воспитана потребность в соблюдении норм здорового образа жизни, самосовершенствовании и самовоспитании. В-четвертых, отсутствует чувство личной ответственности за недостаточный багаж двигательных умений и навыков, низкие физические кондиции.

В связи с этим необходимы наиболее эффективные формы и методы формирования ЗОЖ подрастающей молодежи путем совершенствования

 системы физического воспитания, различных способов ее модернизации, интенсификации, оптимизации. Можно сказать, что проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в настоящее время осознается как педагогическая. [4]

Необходимо усилить образовательную направленность физической культуры с целью информирования школьников о ЗОЖ; использовать разнообразные формы и методы, способствующие приобщению учащихся к ЗОЖ и совершенствованию организационно-педагогической деятельности преподавателя. Учебный материал о ЗОЖ может быть представлен посредством взаимодействия педагога и школьника и осуществляться в виде специализированного курса лекций, лекций-бесед, диспутов, встреч, посвященных основам здорового образа жизни. В теоретической части спецкурса дать определения основных понятий: «здоровье», «здоровый образ жизни», «составляющие здорового образа жизни», значение для здоровья занятий физической культурой, понимание их содержания и осознание значимости здоровья и ЗОЖ в жизни человека. [ 4]

Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на подгруппы. Одна из них — это учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками.

Использование теоретического курса усиливает образовательную направленность физической культуры, информирует студентов о ЗОЖ, формирует убежденность в необходимости посещения занятий по физической культуре, изучения особенностей организма, рационального питания, оптимального использования своего физического потенциала, ведения здорового образа жизни. Использование разнообразных форм и методов активности на занятиях по физической культуре способствует приобщению учащихся к ЗОЖ, формирует их заинтересованность в двигательной активности. Например, проведение диагностики здорового образа жизни подрастающей молодежи на основе применения анкетирования является одним из наиболее информативных способов опроса, осуществляемого путем непосредственного общения социолога и респондента. Школьники могут самостоятельно подсчитать количество очков и сделать соответствующий вывод. [ 4, 5]

Использование технологий формирования здорового образа жизни позволяет задействовать такие базовые характеристики личности школьника, как способность к познанию и самопознанию, потребности высшего уровня, ценностные отношения. Кроме того, они способствуют переоценке школьников смыслов собственной жизнедеятельности, осуществлению потребности в достижении, признании, реализации своих разнообразных способностей, в том числе по изменению образа жизни. Такое мероприятие как диагностика позволяет повысить мотивацию к занятиям физической культурой, а, следовательно, формирует у учащихся здоровый образ жизни.

Развитие физической культуры и спорта среди школьников является одним из наиболее важных факторов формирования у молодого поколения установок на здоровый образ жизни. Необходима дальнейшая разработка новых эффективных форм привлечения молодежи к занятиям различными видами спорта; консолидация усилий всех физкультурно-педагогических кадров, работающих в системе образования, на решение задач формирования у молодежи потребности в занятиях спортом; совершенствование системы проведения спортивно-массовых мероприятий, не требующих больших финансовых вложений. В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать работников культуры, здравоохранения и других лиц, пользующихся авторитетом среди молодежи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Герасимова И.А. Формирование физической культуры и здорового образа жизни школьников на основе их личностной самооценки. [Текст] / И.А. Герасимов – М.: 2000.
  2. Красноперова Н.А. Педагогическое обеспечение формирования ЗОЖ школьника [Текст] / Н.А. Красноперова // Теория и практика физической культуры. 2005. – № 6.
  3. Марчук С. А. Некоторые аспекты здоровьесбережения студенческой молодежи [Текст] / С.А. Марчук // Теория и практика физической культуры. – 2005. №6.
  4. Паначев В.Д. Исследование факторов ЗОЖ школьников [Текст] / В.Д. Паначев // Социологические исследования, 2004, – №11.
  5. Бородюк Т.М. О методологических подходах к изучению и формированию здорового образа жизни населения [Текст] / Т.М. Бородюк, Н.Д. Маленко и др. // Гигиена и санитария, 1991

                                                                    Анкета

Название статьи

  1. Педагогические технологии формирования здорового образа жизни школьника.

Фамилия, имя, отчество (полностью)

    Жаркова Снежана Юрьевна

Место работы и почтовый адрес (организация, кафедра, отдел, должность, для учителей –категория, и т.д.)

 МБУ «Лицей №67» пр.Степана Разина,73 Тольятти Самарская обл.,445051

Ученая степень

 -

Ученое звание

 -

Телефон мобильный

89053067685

E-mail

 snezanazarkova161@gmail.com

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Формирование здорового образа жизни школьника"

   Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах фи...

Статья "Формирование здорового образа жизни школьников"

Статья о значении формирования ЗОЖ с ранних лет...

Формирование здорового образа жизни школьников

Привычка к здоровому образу жизни должна формироваться в семье и в образовательных учреждениях. Пропаганда здорового образа жизни в школе, личный пример педагогов поможет создать здоровое поколение.Пр...

Формирование здорового образа жизни школьников на уроке и во внеурочной деятельности в условиях малокомплектной школы

Формирование здорового образа жизни школьников на уроке и во внеурочной деятельности в условиях малокомплектной школы...

Внедрение концепции формирования здорового образа жизни школьников в образовательных учреждениях Карабашского городского округа

Физическое и духовно-нравственное здоровье определяет уровень цивилизации государства.В статье говорится о необходимости внедрения целостной системы формирования здорового образа жизни в образовательн...

Педагогические технологии формирования здорового образа жизни у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках естествознания.

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления  здоровья учащихся является  приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Важную роль в формиро...

Обобщение опыта работы учителей физической культуры и ОБЖ:« Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни школьников».

   Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает мерой качества жизни. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят ...