Дополнительная общеобразовательная программа "Литературная гостиная"
рабочая программа (5 класс) на тему
. Словесное творчество, выразительное чтение, элементы художественного анализа текста.
Предназначена для учащихся 5 классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Направленность -словесно-художественная
Вид образовательной деятельности. Словесное творчество, выразительное чтение, элементы художественного анализа текста.
Предназначена для учащихся 5 классов.
Цели:
-Помочь учащимся овладеть определённой системой литературоведческих понятий, которые обеспечат осознание языковых истоков образности и выразительности художественного текста.
-Содействовать пониманию учащимися художественного текста через восприятие словесно-художественных образов.
-Укреплять потребность к речевому самосовершенствованию.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепление ранее полученных на уроках литературы сведений на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов, выработка умений работы с текстом.
Воспитательные:
- Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности.
Развивающие:
- Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы, повышение уровня языкового развития учащихся.
Пояснительная записка
Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир литературы, показать текст произведения как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, это должно способствовать развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе.
Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, раскрыть творческие особенности некоторых писателей и поэтов, расширить словарный запас, формировать устойчивый навык выразительного чтения текстов различных жанров ,строить свою речь так, чтобы она соответствовала образцам .
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые вопросы литературоведения, знакомство с основами стихосложения, ритмом, рифмой, знакомство с творчеством поэтов и писателей различных эпох и литературных жанров. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планирования на базе лучших образцов литературного творчества
.
Педагогическая целесообразность данной программы для пятиклассников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно -эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность
.
Отличительные особенности программы:
-деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами литературного чтения;
-принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология);
-принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Перспективность программы: заключается в том, что программа предполагает дальнейшее расширение творческих способностей учащихся, переход от сотворчества к созданию собственных произведений. Перспективной задачей является формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение как явление искусства слова.
Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программа курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных письменных высказываниях, учит творческому употреблению литературного языка.
В соответствии с этим конечной целью становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы объединения, должны быть ориентированы на то, чтобы обучающийся получил широкую практику работы с различными текстами. Все вопросы и задания рассчитаны на работу на занятии.
Педагогические условия реализации программы:
В основе работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
•личностно-ориентированный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность
.
Условия реализации программы:
В основе работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-ориентированный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
Формы и режим занятий:
В процессе реализации программы педагог использует следующие формы организации обучения:
- индивидуально-групповые (педагог уделяет внимание нескольким обучающимся на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно);
- дифференцированно - групповые (в группы объединяют обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности умений и навыков);
- работа в парах;
- фронтальные (фронтально-репродуктивные и фронтально-поисковые).
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения, по 2 часа в неделю, всего 72 часа,
возраст детей 11-12 лет.
Программа предусматривает занятия без предварительного отбора, так как каждый ребенок талантлив от природы, задача педагога помочь раскрыться таланту, научить видеть окружающий мир.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение в группы численностью от 10 до 12 человек.
В ходе реализации программы используются следующие методы обучения:
-Продуктивный (частично-поисковый и исследовательский): упражнения с использованием технологических карт поэтапного выполнения работы, игровые методы, с помощью которых обучающиеся сами находят решения отдельных вопросов и учатся самостоятельно ставить задачи;
-Репродуктивный (информационно-рецептивный и репродуктивный): рассказ, беседы, чтение художественных произведений, драматизация, объяснение; наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
В основу программы были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Планируемые результаты :
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами, воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Реализация программы направлена на достижение следующих результатов:
Результаты освоения программы внеурочной деятельности:
первый уровень результатов:
- приобретение школьниками знаний о жанрах словесного искусства, изобразительно-выразительных средствах языка; совершенствование выразительного чтения наизусть произведений;
-освоение элементарных приемов создания миниатюр;
-умение работать с разными источниками информации;
второй уровень результатов:
-развитие у школьников ценностного отношения к литературе, эстетического
восприятия литературных произведений;
- развитие умения выражать личное отношение к прочитанному; ценностного
отношения к продуктам собственного творчества и творчества других;
третий уровень результатов:
-приобретение школьниками опыта организации совместной деятельности с другими
детьми и взрослыми (педагогами, представителями творческой интеллигенции, сотрудниками организаций - социальных
партнеров), опыта социальной коммуникации
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
Результатом внеурочной деятельности являются становление и последующее формирование универсальных учебных действий (компетенций).
Личностные результаты:
- формирование уважительного отношения к родному языку, языку народов других стран;
- формирование чувства гордости за свою Родину,
- развитие эстетических чувств и эмоциональной отзывчивости;
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам
.
Метапредметные результаты:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции;
- формирование умения постановки целей , задач, решение которых необходимо для достижения поставленных целей,;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;
- развитие смыслового чтения;
- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Предметные результаты:
-расширение литературного образования, предусмотренного программой;
-формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством,
-формирование мировоззрения.
По окончании обучения обучающийся будет знать:
- основные литературоведческие термины;
- основные этапы жизни и творчества писателей (изучаемых в течение учебного года);
- основные принципы написания литературного сценария;
- содержание литературных произведений (изучаемых в течение учебного года).
По окончании обучения обучающийся будет уметь:
- анализировать тексты литературных произведений (изучаемых в течение учебного года);
- составлять сценарий проведения творческой постановки;
- подбирать материал к изучаемой теме.
Формы и методы работы:
Для более эффективной реализации программы предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего это групповые занятия, так как занятия в группах помогают обучающимся освоить теоретический материал, формировать умения и навыки работы. Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому учащемуся. Задача индивидуального подхода – определение индивидуальных возможностей каждого ребёнка, формирование его личности. Индивидуальный подход помогает обучающемуся наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности.
Методическое обеспечение программы:
- книги (произведения различных авторов, народные сказки, рассказы, загадки);
- иллюстрации к художественным произведениям; - компьютерная техника;
- готовые презентации к занятиям;
- игрушки (герои сказок), костюмы сказочных героев и т.д.
Формы подведения итогов:
В образовательном процессе используются следующие виды контроля:
-входной - проводится в начале обучения по программе, предусматривает изучение личности обучающегося с целью знакомства с ним (наблюдение, устный опрос, анкетирование).
- текущий– проводится после прохождения какой-нибудь темы, для определения уровня освоения программного материала и дальнейшей корректировке действий педагога (наблюдение, устный опрос, творческое задание).
- промежуточный – проводится в середине учебного года с целью определения уровня компетентности обучающихся (наблюдение, творческое задание).
- итоговый – проводится в конце обучения по программе с целью определения качества усвоения программного материала
Тематическое планирование
№/№ | Тема | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом. | 2 |
2. | Русская народная сказка «По щучьему веленью» | 2 |
3. | Былина «Три поездки Ильи Муромца» | 2 |
4. | Басни. И. А. Крылов «Крестьянин в беде». А. Е. Измайлов «Кукушка» | 2 |
5. | В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери» | 2 |
6. | Сказка А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке» | 2 |
7. | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека (Отрывок». «Три пальмы» | 2 |
8. | П. П. Ершов «Конек – Горбунок» | 2 |
9. | Конкурс чтецов «Золотая осень» | 3 |
10. | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 2 |
11. | Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» | 2 |
12. | К. М. Станюкович «Максимка» | 2 |
13. | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел» | 2 |
14 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 2 |
15. | Стихи о зиме. «Поет зима - аукает». | 2 |
16 | Конкурс скороговорок «Всех скороговорок не переговоришь – не перевыговоришь». | 2 |
17. | Рассказы Н. Носова. | 2 |
18. | Викторина «Знатоки сказок А. С. Пушкина». | 2 |
19. | Считалки и небылицы. | 2 |
20. | Занятие практикум «Сочиняем загадку» | 2 |
21. | Стихи о маме. «Мама – главное слово». | 2 |
22. | Современные детские журналы. Экскурсия в библиотеку. | 2 |
23. | Веселые рассказы Ю. Драгунского. | 2 |
24. | Создание сборника любимых стихов о природе. | 2 |
25. | Рассказы Б. Житкова о животных. | 2 |
26. | Конференция «Мой любимый литературный герой» | 2 |
27. | Стихи русских поэтов о весне. | 2 |
28. | В гостях у датского сказочника Г. Х. Андерсена. | 2 |
29. | Рассказы о природе В. Бианки. | 2 |
30. | Путешествие по сказкам братьев Гримм. | 2 |
31. | Веселые стихи Д. Хармса, Э.Успенского. | 2 |
32. | Детские стихи С. Михалкова. | 2 |
33. | Дискуссия «О чем я хотел бы прочитать летом». | 2 |
34. | Викторина «По страницам любимых книг». | 2 |
35. | Викторина по сказкам | 2 |
36. | Заключительное занятие | 1 |
Содержание программы:
1.Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом. Организационные вопросы. Игра-путешествие «Удивительный мир лета», что интересного узнали и что прочитали, поделиться впечатлениями. Работа с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок, оглавление). Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу о книге.
2. Русская народная сказка «По щучьему веленью» Ролевая игра
3.Былина «Три поездки Ильи Муромца» . Познакомить с понятием «былина», развить интерес к чтению былин; способствовать развитию умения работать с текстом.
4. Басни. И. А. Крылов «Крестьянин в беде». А. Е. Измайлов «Кукушка». Познакомить с творчеством русских баснописцев, развить интерес к чтению, умения понимать текст на уровне содержания, смысла; способствовать развитию умений выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте басни части.
5. В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». Коллективное обсуждение
6. Сказка А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Анализ фрагментов из художественных произведений.
7. М. Ю. Лермонтов «Дары Терека (Отрывок». «Три пальмы»). Поиск в художественных текстах.
8. П. П. Ершов «Конек – Горбунок». Анализ особенности творческой манеры писателя.
9. Конкурс чтецов «Золотая осень» . Самостоятельный подбор текстов.
10. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Анализ фрагментов из художественных произведений.
11.Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец». Исследование текстов.
12. К. М. Станюкович «Максимка». Обучение художественному пересказу
13. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел». Исследование текстов.
14. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Выступление на занятии с чтением наизусть прозаического отрывка.
15. Стихи о зиме. «Поет зима - аукает». Самостоятельный подбор текстов.
16. Конкурс скороговорок «Всех скороговорок не переговоришь – не перевыговоришь». Самостоятельный подбор текстов.
17. Рассказы Н. Носова. Инсценированное чтение.
18. Викторина «Знатоки сказок А. С. Пушкина». Выступление на занятии.
19. Считалки и небылицы. Самостоятельный подбор текстов
.
20. Занятие практикум «Сочиняем загадку». Создание собственных текстов.
21. Стихи о маме. «Мама – главное слово». Самостоятельный подбор текстов.
22. Современные детские журналы. Экскурсия в библиотеку.
23. Веселые рассказы Ю. Драгунского. Обучение творческому пересказу.
24. Создание сборника любимых стихов о природе. Самостоятельный подбор текстов.
25. Рассказы Б. Житкова о животных. Выявление творческих особенностей рассказов писателя.
26. Конференция «Мой любимый литературный герой». Создание собственных текстов.
27. Стихи русских поэтов о весне. Самостоятельный подбор текстов.
28. В гостях у датского сказочника Г. Х. Андерсена. Биография писателя.
Знакомство со сказками.
29. Рассказы о природе В. Бианки. Анализ фрагментов из художественных произведений.
30. Путешествие по сказкам братьев Гримм. Составление кроссвордов и викторин
.
31. Веселые стихи Д. Хармса, Э.Успенского. Отработка навыка выразительного чтения.
32. Детские стихи С. Михалкова. Самостоятельный подбор текстов.
33. Дискуссия «О чем я хотел бы прочитать летом». Выступление на занятии.
34. Викторина «По страницам любимых книг». Тестирование.
35. Викторина по сказкам. Тестирование.
36. Заключительное занятие. Подведение итогов.
Литература:
1. Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьной и детских библиотеках6 вып.4. – М.: русская школьная библиотечная ассоциация, 2007, 254 с.
2. Костромская земля. Краеведческий альманах Костромского общественного фонда культуры. - Вып.1-5. - Кострома, 2002. - с ил., 311 с.
3. Духовно - нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде/авт.- сост. Е.М. Зуева.-М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.-336 с.- (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1; Вып.1-2)
4. История Костромского края. XX век. Учебное пособие. Под научной ред. доктора ист. наук В.Р.Веселова - Кострома, 1997, 236 с.
5. Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Вып. VI. Чухлома. Чухломский район - Кострома, 2004, 248 с.
6. Казаринов Л.Н. Прошлое Чухломского края - Чухлома, 2007, 32 с.
7. Галкин В.И. Чухлома. - Чухлома, 1992, 120 с.
8. Смирнова Г.П. Чухлома. - Чухлома, 2004, 132 с. 9. Исторические и архитектурные памятники г. Чухломы. - Чухлома, 2001, 48 с
9. Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
10. Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.
11. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.
12. Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа литературная гостиная "Вдохновение"
Дополнительная общеобразовательная программа литературная гостиная "Вдохновение"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения "Литературная гостиная"
....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная гостиная»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная гостиная» разработана для детей 11-16 лет, имеющих интересы в сфере музыкального искусства, а та...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...