Дополнительная общеобразовательная программа "Литературная гостиная"
рабочая программа (5 класс) на тему

Земцова Елена Петровна

. Словесное творчество, выразительное чтение, элементы художественного анализа текста.

Предназначена для учащихся 5 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направленность -словесно-художественная

Вид образовательной деятельности. Словесное творчество, выразительное чтение, элементы художественного анализа текста.

Предназначена для учащихся 5 классов.

Цели:

-Помочь учащимся овладеть определённой системой литературоведческих понятий, которые обеспечат осознание языковых истоков образности и выразительности художественного текста.

-Содействовать пониманию учащимися художественного текста через восприятие словесно-художественных образов.

-Укреплять потребность к речевому самосовершенствованию.

Задачи:

    Образовательные:

 - Закрепление ранее полученных на уроках литературы сведений на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов, выработка умений работы с текстом.

 Воспитательные:

- Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности.

 Развивающие:

- Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы, повышение уровня языкового развития учащихся.

Пояснительная записка

Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир литературы, показать текст произведения как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности,  это должно способствовать развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе.    

   Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, раскрыть творческие особенности некоторых писателей и поэтов, расширить словарный запас, формировать устойчивый навык выразительного чтения текстов различных жанров ,строить свою речь так, чтобы она соответствовала образцам  .

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые  вопросы литературоведения, знакомство с основами стихосложения, ритмом, рифмой, знакомство с творчеством поэтов и писателей различных эпох и литературных жанров. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планирования на базе лучших образцов литературного творчества

.

Педагогическая целесообразность данной программы для пятиклассников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно -эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность

.

Отличительные особенности программы:

-деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами литературного чтения;

-принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология);

-принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

 Перспективность программы:  заключается в том, что программа предполагает дальнейшее расширение творческих способностей учащихся, переход от сотворчества к созданию собственных произведений. Перспективной задачей является формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение как явление искусства слова.

   Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программа курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных письменных высказываниях, учит творческому употреблению литературного  языка.

В соответствии с этим конечной целью становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

   Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы объединения, должны быть ориентированы на то, чтобы обучающийся получил широкую практику работы с различными текстами. Все вопросы и задания рассчитаны на работу на занятии.

 

Педагогические условия реализации программы:

В основе работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

•личностно-ориентированный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность

. 

Условия реализации программы:

В основе работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-ориентированный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

Формы и режим занятий:

В процессе реализации программы педагог использует следующие формы организации обучения:

- индивидуально-групповые (педагог уделяет внимание нескольким обучающимся на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно);

- дифференцированно - групповые (в группы объединяют обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности умений и навыков);

- работа в парах;

- фронтальные (фронтально-репродуктивные и фронтально-поисковые).

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения, по 2 часа в неделю, всего 72 часа,

возраст детей 11-12 лет.

Программа предусматривает занятия без предварительного отбора, так как каждый ребенок талантлив от природы, задача педагога помочь раскрыться таланту, научить видеть окружающий мир.

Для успешной реализации программы целесообразно объединение в группы численностью от 10 до 12 человек.

В ходе реализации программы используются следующие методы обучения:

-Продуктивный  (частично-поисковый и исследовательский): упражнения с использованием технологических карт поэтапного выполнения работы, игровые методы, с помощью которых обучающиеся сами находят решения отдельных вопросов и учатся самостоятельно ставить задачи;

-Репродуктивный (информационно-рецептивный и репродуктивный): рассказ, беседы, чтение художественных произведений,  драматизация, объяснение; наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

В  основу  программы  были  положены  следующие  принципы:

-  принцип  системности  –  предполагает  преемственность  знаний,  комплексность  в  их  усвоении;

- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Планируемые результаты :

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами, воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Реализация программы направлена на достижение следующих результатов:

Результаты освоения программы внеурочной деятельности:

первый уровень результатов:

- приобретение школьниками знаний о жанрах словесного искусства, изобразительно-выразительных средствах языка; совершенствование выразительного чтения наизусть произведений;

-освоение элементарных приемов создания миниатюр;

-умение работать с разными источниками информации;

второй уровень результатов:

-развитие у школьников ценностного отношения к литературе, эстетического

восприятия литературных произведений;

- развитие умения выражать личное отношение к прочитанному; ценностного

отношения к продуктам собственного творчества и творчества других;

третий уровень результатов:

-приобретение школьниками опыта организации совместной деятельности с другими

детьми и взрослыми (педагогами, представителями творческой интеллигенции, сотрудниками организаций - социальных

партнеров), опыта социальной коммуникации

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:

Результатом внеурочной деятельности являются  становление и  последующее формирование универсальных учебных действий (компетенций).

Личностные результаты:

- формирование уважительного отношения к родному языку, языку народов других стран;

-  формирование чувства гордости за свою Родину,

- развитие эстетических чувств  и эмоциональной отзывчивости;

- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-  проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам

.

Метапредметные результаты:

 - развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- развитие  коммуникативной компетенции;

- формирование умения постановки целей , задач, решение которых необходимо для достижения поставленных целей,;

- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;

- развитие смыслового чтения;

- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Предметные результаты:

-расширение литературного образования, предусмотренного программой;

-формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством,

-формирование мировоззрения.

По окончании обучения обучающийся будет знать:

- основные литературоведческие термины;

- основные этапы жизни и творчества писателей (изучаемых в течение  учебного года);

- основные принципы написания литературного сценария;

- содержание литературных произведений (изучаемых в течение  учебного года).

По окончании обучения обучающийся будет уметь:

- анализировать тексты литературных произведений (изучаемых в течение  учебного года);

- составлять  сценарий проведения творческой постановки;

- подбирать материал к изучаемой теме.

Формы и методы работы:

Для более эффективной реализации программы предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего это групповые занятия, так как занятия в группах помогают обучающимся освоить теоретический материал, формировать умения и навыки работы.  Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому учащемуся. Задача индивидуального подхода – определение индивидуальных возможностей каждого ребёнка, формирование его личности. Индивидуальный подход помогает обучающемуся наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности.

Методическое обеспечение программы:

- книги (произведения различных авторов, народные сказки, рассказы, загадки);

 - иллюстрации к художественным произведениям; - компьютерная техника;

 - готовые презентации к занятиям;

 - игрушки (герои сказок), костюмы сказочных героев и т.д.

Формы подведения итогов:

В образовательном процессе используются следующие виды контроля:

-входной  - проводится в начале обучения по программе, предусматривает изучение личности обучающегося с целью знакомства с ним (наблюдение, устный опрос, анкетирование).

- текущий– проводится после прохождения какой-нибудь темы, для определения уровня освоения программного материала и дальнейшей корректировке действий педагога (наблюдение, устный опрос, творческое задание).

- промежуточный – проводится в середине учебного года с целью определения уровня компетентности обучающихся (наблюдение, творческое задание).

- итоговый – проводится в конце обучения по программе с целью определения качества усвоения программного материала

Тематическое планирование

№/№        

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом.        

2

2.

Русская народная сказка «По щучьему веленью»

2

3.

Былина «Три поездки Ильи Муромца»        

2

4.

Басни. И. А. Крылов «Крестьянин в беде». А. Е. Измайлов «Кукушка»        

2

5.

В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери»        

2

6.

Сказка А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»        

2

7.

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека (Отрывок». «Три пальмы»

2

8.

П. П. Ершов «Конек – Горбунок»        

2

9.

Конкурс чтецов «Золотая осень»        

3

10.

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

2

11.

Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец»

2

12.

К. М. Станюкович «Максимка»

2

13.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел»        

2

14

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»        

2

15.

Стихи о зиме. «Поет зима - аукает».        

2

16

Конкурс скороговорок «Всех скороговорок не переговоришь – не перевыговоришь».

2

17.

Рассказы Н. Носова.        

2

18.

Викторина «Знатоки сказок А. С. Пушкина».        

2

19.

Считалки и небылицы.        

2

20.

Занятие практикум «Сочиняем загадку»

2

21.

Стихи о маме. «Мама – главное слово».        

2

22.

Современные детские журналы. Экскурсия в библиотеку.

2

23.

Веселые рассказы Ю. Драгунского.

2

24.

Создание сборника любимых стихов о природе.        

2

25.

Рассказы Б. Житкова о животных.        

2

26.

Конференция «Мой любимый литературный герой»        

2

27.

Стихи русских поэтов о весне.

2

28.

В гостях у датского сказочника Г. Х. Андерсена.

2

29.

Рассказы о природе В. Бианки.

2

30.

Путешествие по сказкам братьев Гримм.

2

31.

Веселые стихи Д. Хармса, Э.Успенского.

2

32.

Детские стихи С. Михалкова.

2

33.

Дискуссия «О чем я хотел бы прочитать летом».

2

34.

Викторина «По страницам любимых книг».

2

35.

Викторина по сказкам

2

36.

Заключительное занятие

1

Содержание программы:

1.Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом.        Организационные вопросы. Игра-путешествие «Удивительный мир лета», что интересного узнали и что прочитали, поделиться впечатлениями. Работа с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок, оглавление). Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу о книге.

2. Русская народная сказка «По щучьему веленью»       Ролевая игра

3.Былина «Три поездки Ильи Муромца» . Познакомить с понятием «былина», развить интерес к чтению былин; способствовать развитию умения работать с текстом.

4. Басни. И. А. Крылов «Крестьянин в беде». А. Е. Измайлов «Кукушка».         Познакомить с творчеством русских баснописцев, развить интерес к чтению, умения понимать текст на уровне содержания, смысла; способствовать развитию умений выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте басни части. 

5. В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери».     Коллективное обсуждение

6. Сказка А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».         Анализ фрагментов из художественных произведений.

7. М. Ю. Лермонтов «Дары Терека (Отрывок». «Три пальмы»). Поиск в художественных текстах.

8. П. П. Ершов «Конек – Горбунок». Анализ особенности творческой манеры писателя.

9. Конкурс чтецов «Золотая осень»        . Самостоятельный подбор текстов.

10. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Анализ фрагментов из художественных произведений.

11.Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец». Исследование текстов.

12. К. М. Станюкович «Максимка». Обучение художественному пересказу

13. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел». Исследование текстов.

14. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».         Выступление на занятии с чтением наизусть прозаического отрывка.

15. Стихи о зиме. «Поет зима - аукает».        Самостоятельный подбор текстов.

16. Конкурс скороговорок «Всех скороговорок не переговоришь – не перевыговоришь». Самостоятельный подбор текстов.

17. Рассказы Н. Носова. Инсценированное чтение.

18. Викторина «Знатоки сказок А. С. Пушкина». Выступление на занятии.

19. Считалки и небылицы. Самостоятельный подбор текстов

.

20. Занятие практикум «Сочиняем загадку». Создание собственных текстов.

21. Стихи о маме. «Мама – главное слово».        Самостоятельный подбор текстов.

22. Современные детские журналы. Экскурсия в библиотеку.

23. Веселые рассказы Ю. Драгунского. Обучение творческому пересказу.

24. Создание сборника любимых стихов о природе. Самостоятельный подбор текстов.

25. Рассказы Б. Житкова о животных.        Выявление творческих особенностей рассказов писателя.

26. Конференция «Мой любимый литературный герой». Создание собственных текстов.

27. Стихи русских поэтов о весне. Самостоятельный подбор текстов.

28. В гостях у датского сказочника Г. Х. Андерсена. Биография писателя.

Знакомство со сказками.

29. Рассказы о природе В. Бианки. Анализ фрагментов из художественных произведений.

30. Путешествие по сказкам братьев Гримм. Составление кроссвордов и викторин

.

31. Веселые стихи Д. Хармса, Э.Успенского. Отработка навыка выразительного чтения.

32. Детские стихи С. Михалкова. Самостоятельный подбор текстов.

33. Дискуссия «О чем я хотел бы прочитать летом». Выступление на занятии.

34. Викторина «По страницам любимых книг». Тестирование.

35. Викторина по сказкам. Тестирование.

36. Заключительное занятие. Подведение итогов.

Литература:

1. Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьной и детских библиотеках6 вып.4. – М.: русская школьная библиотечная ассоциация, 2007, 254 с.

2.  Костромская земля. Краеведческий альманах Костромского общественного фонда культуры. - Вып.1-5. - Кострома, 2002. - с ил., 311 с.

3. Духовно - нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде/авт.- сост. Е.М. Зуева.-М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.-336 с.- (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1; Вып.1-2)

 4.  История Костромского края. XX век. Учебное пособие. Под научной ред. доктора ист. наук В.Р.Веселова - Кострома, 1997, 236 с.

 5. Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Вып. VI. Чухлома. Чухломский район - Кострома, 2004, 248 с.

6. Казаринов Л.Н. Прошлое Чухломского края - Чухлома, 2007, 32 с.

 7.  Галкин В.И. Чухлома. - Чухлома, 1992, 120 с.

8.  Смирнова Г.П. Чухлома. - Чухлома, 2004, 132 с. 9. Исторические и архитектурные памятники г. Чухломы. - Чухлома, 2001, 48 с

9. Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.

10. Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.

Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.

11. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.

12. Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа литературная гостиная "Вдохновение"

Дополнительная общеобразовательная программа литературная гостиная "Вдохновение"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная гостиная»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Музыкальная гостиная» разработана для детей 11-16 лет, имеющих интересы в сфере музыкального  искусства, а та...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...