Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальная грамота с элементами сольфеджио" (2014-2015 уч.г.)
рабочая программа по теме
Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 1 ступени для учащихся 1-2 классов музыкально-хорового центра "Лель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 253 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Музыкальная грамота с элементами сольфеджио»
(Музыкально-хоровой центр «Лель»)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Музыкальная грамота
с элементами сольфеджио»
(Музыкально-хоровой центр «Лель»)
Направленность - художественная
Уровень - ознакомительный
Возраст учащихся – 1-2 классы
Срок реализации программы – 1 год
Авторы:
педагог дополнительного образования
Савина Алина Анатольевна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА – 2014
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Музыкальная грамота
с элементами сольфеджио»
(Музыкально-хоровой центр «Лель»)
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Пояснительная записка………………………… | 2-7 стр. |
2 | Учебно-тематический план…………………… | 8 стр. |
3 | Содержание программы……………………… | 9-11 стр. |
4 | Методическое обеспечение программы……… | 12-14 стр. |
5 | Список литературы…………………………… | 15-17 стр. |
6 | Приложение…………………………………… | 18-23 стр. |
| 18 стр. | |
| 19-23 стр. |
1. Пояснительная записка
Направленность
Программа «Музыкальная грамота с элементами сольфеджио» является модифицированной, ознакомительного уровня 1 ступени и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
В системе эстетического воспитания велика роль музыкального образования. Занятия музыкой воспитывают у ребенка чувство прекрасного, художественный и эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость, учат разбираться в культурных и социальных явлениях.
В хоре основной деятельностью является хоровая исполнительская деятельность. Воспитание музыкальной и певческой культуры ребенка младшего школьного возраста в хоре происходит преимущественно на народной песне, на классической музыке - русской и зарубежной, на песнях для детей современных авторов. В работе над произведениями одним из требований является пропевание отдельных музыкальных фраз без сопровождения, что дает устойчивый навык чистого интонирования и точного воспроизведения мелодии на основе развития музыкального слуха исполнителя и его музыкальных представлений.
В процессе пения в хоре ребенок накапливает музыкально-слуховые и интонационные впечатления, которые развивают способность сознательно слушать музыку, анализировать исполняемые произведения, и на основе своих музыкально-слуховых представлений точно интонировать незнакомую мелодию. С приобретением музыкально-слуховых и интонационных навыков активизируется и развивается внутренний слух, что является необходимым условием любой музыкально-исполнительской деятельности. Именно поэтому, его развитие – одна из важнейших задач курса сольфеджио.
Внутренний слух (основной критерий музыкальности), в свою очередь, зависит, во-первых, от богатства музыкальных впечатлений учащихся; во-вторых, от качества их музыкального восприятия и памяти; в-третьих, от развитости музыкального мышления учеников, умения разбираться в полученных впечатлениях и, наконец, в-четвертых, от способности создавать представления о новых, еще не слышанных в действительности музыкальных явлениях путем синтеза накопленных в памяти музыкальных представлений. Такая сложная деятельность внутреннего слуха невозможна без специальных теоретических знаний.
Таким образом, все музыкальные навыки тесно связаны между собой, развитие одного навыка способствует развитию другого (стимулирует развитие и других навыков). И успешная музыкальная деятельность возможна только при взаимодействии всех компонентов: эмоционального восприятия музыки, внутреннего слуха, музыкального мышления, памяти, правильной работы мышц (при игре на каком-либо музыкальном инструменте, голосового аппарата – при пении).
В свете вышесказанного, следует отметить необходимость комплексного обучения, при котором происходит одновременное развитие всех музыкальных способностей обучающихся: слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, музыкального мышления, творческого воображения и эстетического вкуса. Вместе с тем в процессе музыкального обучения используются музыкальные методы, направленные на развитие каждого музыкального навыка в отдельности.
Развитие всех необходимых навыков и умений является одной из важнейших задач курса сольфеджио.
Сольфеджио является одной из основных дисциплин музыкально-хорового центра «Лель» (МХЦ «Лель»), так как помогает развитию музыкальности детей и способствует приобретению навыков, необходимых в хоровой практике. Полученные на занятиях сольфеджио знания и приобретенные навыки, также должны помочь обучающимся в освоении музыкального инструмента и в изучении музыкальной литературы.
Цель: формирование знаний музыкальной грамоты и всестороннее развитие музыкального слуха, музыкально-ритмических и вокально-интонационных навыков и творческих задатков учащихся на занятиях сольфеджио для их исполнительской самореализации в хоровом коллективе.
Задачи:
образовательные:
- знакомство с теорией музыки, особенностями различных стилей и направлений в музыке;
- постижение музыкальной логики произведения;
- формирование вокально-интонационных навыков;
- выработка у учащихся слуховых представлений;
- обучение ориентированию в ладу: определять на слух его вид, ступени, интервалы лада;
- обучение правильному и интонационно точному пению любых ступеней лада, интервалов в ладу и от нот (как одноголосно, так и в ансамбле), мажорных и минорных трезвучий и их обращений, воспроизведению выученной или незнакомой мелодии;
- обучение навыкам записывать по слуху и на память, а также подбирать на инструменте несложные мелодии;
- обучение сочинению небольших музыкальных построений (мелодии, ритмические партитуры и т.п.);
- знакомство с основными средствами музыкальной выразительности и обучение их чувствовать (для более глубокого понимания и живого восприятия музыки);
- знакомство с техникой безопасности в игре на инструментах (см. Приложение 1);
развивающие:
- развитие музыкальных способностей (слуха, памяти, чувства ритма);
- развитие музыкального мышления, памяти, аналитического восприятия;
- стимулирование и развитие творческих задатков учащихся;
- развитие музыкально-эстетического вкуса ребенка, его музыкально-слуховых и интонационных представлений;
- развитие зонного или абсолютного слуха: научить чувствовать тональность и удерживать ее строй;
- выработка навыка анализа на слух, а также по нотному тексту музыкальных произведений или их отрывков;
- выработка навыка двухголосного пения с инструментом, как одного их основных методов домашней работы над хоровым репертуаром;
воспитательные:
- формирование интереса к изучаемому предмету, к музыке;
- воспитание уважения, поддержки сверстников;
- формирование коммуникативных способностей;
- формирование культуры личности.
Отличительные особенности
Спецификой преподавания сольфеджио в МХЦ «Лель» является необходимость сохранения тесной связи с исполнительской хоровой деятельностью. Это, в свою очередь, делает необходимым изменение программы и методов работы по сравнению с общепринятым в музыкальных учебных заведениях. Не менее важной задачей для предмета сольфеджио в хоре является установление тесной связи внутреннего слуха и голоса, т.е. музыкально-слуховых представлений и вокально-интонационных навыков. Без этой связи невозможно развитие собственно голоса и практическая хоровая деятельность учащихся.
Программа «Музыкальная грамота с элементами сольфеджио» написана на основе документа «Программа по сольфеджио для детских музыкальных школ» (Москва, 1984 г., автор Калужская Т.А.) и полученного собственного педагогического опыта с опорой на специальную и психолого-педагогическую литературу, практику работы педагога с детьми, полученных знаний на курсах повышения квалификации. Программа может корректироваться и дополняться каждый год с учётом полученных новых знаний, методик и др.
Возраст учащихся: 1-2 классы
Срок реализации программы: 1 год
Форма и режим занятий:
занятий сольфеджио проходят 1 раз в неделю по 1 часу (45 мин. занятие, 15 мин. организованный отдых), 44 часа в год: 32 часа аудиторных занятий и 12 часов социальная практика (другие формы работы с детьми: концерты, фестивали, мероприятия и др.). Количество обучающихся в группе составляет 15 человек.
На занятиях учитываются возрастные особенности развития детей, применяются различные формы и методы работы, соответствующие возрастным особенностям обучающихся.
Ожидаемые результаты
Первый год обучения сольфеджио является информационно-ознакомительным и подготовительным.
К концу обучения учащиеся должны:
- усвоить основные музыкально-теоретические понятия (ритм, метр, темп, звукоряд, гамма, лад, интервал, трезвучие, аккорд, фраза, мелодия и т.п.);
- свободно читать ноты в скрипичном ключе;
- сольмизировать и петь с листа с дирижированием на 2/4, 3/4, 4/4 простейшие нотные примеры;
- петь ступени лада по ручным знакам, по столбице на слоги и с названием нот;
- определять на слух характер музыкального произведения, его структуру, лад, направление движения мелодии;
- записывать ритмический рисунок мелодии;
- записывать на слух мелодическую попевку;
- анализировать произведения, исполняемые в классе фортепиано.
Методы оценки результатов обучения
Текущая оценка результатов обучения происходит в виде проверки домашних заданий, опроса учащихся и проведении небольших самостоятельных работ. В конце полугодия проводятся контрольные занятия: первое занятие – теоретическое, второе - практическое, а в конце года – переводные экзамены соответственно учебному плану. Оценка знаний, умений и навыков, полученных за весь период обучения, происходит на выпускном экзамене (см. Приложение 2).
2. Учебно-тематический план
№ | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение в предмет. Техника безопасности. | 2 | 1 | 1 |
2. | Вокально-интонационные навыки | 6 | 1 | 5 |
3. | Воспитание чувства метроритма | 5 | 1 | 4 |
4. | Развитие музыкальной логики | 3 | 1 | 2 |
5. | Развитие музыкального восприятия | 3 | 1 | 2 |
6. | Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений | 4 | 1 | 3 |
7. | Музыкальный диктант | 3 | 1 | 2 |
8. | Воспитание творческих навыков | 2 | 1 | 1 |
9. | Социальная практика | 12 | 2 | 10 |
10. | Итоговые занятия | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 44 | 12 | 32 |
3. Содержание программы
1. Введение в предмет. Техника безопасности.
Теория: знакомство с предметом обучения, план работы на учебный год; основы обращения с выключателем, основы пользования электропианино, музыкальным центром, телевизором и видеоплеером; основы поведения на занятиях и в перерыве между занятиями;
Практика: применение полученных знаний в процессе обучения.
2. Вокально-интонационные навыки.
Теория: посадка, дыхание и дикция во время пения; высокие и низкие звуки, звукоряд, гамма, мажорный и минорный лад, устойчивые и неустойчивые ступени, вводные звуки, тоника, тоническое трезвучие, интервал, аккорд, тон, полутон; первоначальные навыки нотного письма; строение мажорной гаммы; тональности До, Соль, Фа, Ре;
Практика: песни-упражнения, мажорные гаммы вверх и вниз, пение ступеней лада по ручным знакам, по столбице на слоги и с названием нот; разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые; тоническое трезвучие; тон, полутон; различные упражнения.
3. Воспитание чувства метроритма.
Теория: темп, метр, ритм, размер, длительность, такт, тактовая черта, сильная доля, затакт, пауза; определение и запись ритма стихов, ритмические партитуры; схемы размеров 2/4, 3/4, 4/4;
Практика: повторение данного ритмического рисунка на слоги; прохлопывание; сольмизация нотных примеров; определение ритма мелодии; исполнение простейших ритмических партитур; дирижирование на 2/4, 3/4, 4/4.
4. Развитие музыкальной логики.
Теория: предложение, фраза, мотив, мелодия, период, куплет, реприза;
Практика: определение окончания произведения, деление его по фразам, сравнение фраз и мотивов, определение выразительных свойств пройденных элементов музыкальной речи (темп, регистр, движение мелодии и т.п.).
5. Развитие музыкального восприятия.
Теория: ритм, метр, темп, лад, ступени лада, трезвучие, характер музыкального произведения;
Практика: определение на слух характера музыкального произведения, темпа, метра, количества фраз и их структуры, направления движения мелодии, лада и отдельных его ступеней, трезвучия.
6. Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений.
Теория: основы сольфеджирования и чтения с листа, пения вслух и про себя, пения «по цепочке»;
Практика: пропевание знакомых мелодий попеременно вслух и про себя, пение «по цепочке». Сольфеджирование и пение с листа простейших нотных примеров.
7. Музыкальный диктант.
Теория: основы записи ритма и мелодической попевки на слух;
Практика: запись ритмического рисунка мелодии. Работа по развитию музыкальной памяти.
8. Воспитание творческих навыков.
Теория: основы сочинения мелодии;
Практика: допевание мелодий на слоги и с названием нот, досочинение окончаний фраз или предложений, сочинение простейших мелодий на данный ритм, текст.
9. Социальная практика.
Теория: закрепление и повторение учебного курса предмета сольфеджио; подготовка учащихся к конкурсам, фестивалям и мероприятиям разного уровня; основы сценической культуры исполнения;
Практика: репетиции выступлений, исполнение выученного произведения;
выполнение упражнений и заданий разного характера и сложности; участие в конкурсах, фестивалях; участие в мероприятиях разного уровня.
10. Итоговые занятия.
Теория: к концу первого года обучения обучающиеся должны усвоить основные музыкально-теоретические понятия (ритм, метр, темп, звукоряд, гамма, лад, трезвучие, аккорд, фраза, мелодия и т.п.);
Практика: свободно читать ноты в скрипичном ключе; сольмизировать и петь с листа с дирижированием на 2/4, 3/4, 4/4 простейшие нотные примеры; петь ступени лада по ручным знакам, по столбице на слоги и с названием нот; определять на слух характер музыкального произведения, его структуру, лад, направление движения мелодии; записывать ритмический рисунок мелодии; анализировать произведения исполняемые в классе фортепиано.
4. Методическое обеспечение программы
На каждом занятии педагог ведёт работу по всем разделам курса с применением различных форм и методов занятий, соответствующих возрасту учащихся и уровню приобретенных ими навыков.
Знания по всем разделам курса даются по спирали, то есть увеличивается объем знаний по уже пройденной ранее теме, но при этом ребёнок приобретает новые навыки и умения и совершенствует старые, что дает ему возможность решать более сложные задачи.
Для успешной реализации поставленных задач по программе применяются следующие формы и методы работы:
1) вокально-интонационные упражнения (пение a cappella и с гармонической поддержкой):
- пение гамм;
- тоническое трезвучие и его обращения;
- ступеней лада;
- мелодических оборотов;
- секвенций;
- интервалов в одноголосном варианте;
2) упражнения на воспитание чувства метроритма:
- определение и запись ритма стихов;
- повторение данного ритмического рисунка на слоги;
- прохлопывание ритма;
- сольмизация нотных примеров;
- дирижирование;
- определение на слух метроритма мелодии;
- исполнение ритмических партитур;
3) гармонический анализ произведения (по нотам и на слух):
- разбор музыкального произведения или его отрывков: определение жанра, формы, фактуры, мелодии и ритма, нахождение кульминации произведения;
- определение выразительных свойств изученных элементов музыкального языка;
4) слуховой анализ:
- определение на слух лада, его ступеней;
5) пение по нотам:
- сольфеджирование и пение с текстом нотных примеров;
- пение с листа;
- чередование пения вслух и про себя;
- пение выученных мелодий.
6) сообщение теоретических сведений;
7) музыкальный диктант:
- повторение голосом прослушанной мелодии с названием нот (без записи);
- запись мелодической попевки с предварительном разбором;
- запись по памяти знакомых мелодий;
8) упражнения на фортепиано:
- подбор по слуху знакомых мелодий;
9) сочинение мелодий:
- сочинение мелодий и ритмических рисунков с использованием пройденных элементов музыкального языка;
- сочинение мелодий на заданные стихи.
На данном году обучения дети получают теоретические знания и практические умения и навыки в простой и доступной форме для их возраста и способностей. Обучение строится на основе принципа «от простого к сложному».
На занятиях по сольфеджио ведётся постоянная фронтальная работа со всей группой по всем разделам программы (сольфеджирование, анализ на слух, музыкальный диктант и др.). Это позволяет педагогу на каждом занятии осуществлять беглый текущий опрос всех учащихся.
На каждом занятии проверяется домашнее задание и проводится небольшая самостоятельная работа, что позволяет постоянно контролировать уровень знаний учащихся и выявлять их слабые стороны.
Приобретенные на занятиях знания и навыки требуется закреплять в домашней работе учащихся, которая включает в себя весь комплекс работы на занятии. Наибольшее предпочтение отводится творческим заданиям (подбор знакомых мелодий, сочинение мелодий на данный текст, ритмический рисунок с использованием пройденного материала). Выполнение творческих заданий требует более скурпулезной самостоятельной работы и стимулирует интерес учащегося к предмету.
Условия реализации программы
- учительский стол и стул;
- синтезатор на учительском столе, электронное пианино (фортепиано);
- телевизор, видеоплеер и музыкальный центр;
- доска с разлинованным нотным станом (два ряда по 5 линеек), разноцветные мелки;
- парты и стулья - два ряда;
- наглядные пособия - плакаты с учебными материалами;
- методические пособия для занятий сольфеджио: учебники и тетради по сольфеджио; специальная учебная, нотная, методическая и психолого-педагогическая литература.
5. Список литературы
Список нотной литературы
- Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976г.;
- Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М., 1975г.;
- Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы ДМШ. – М., 1979г.;
- Вахромеев В. Сольфеджио. – М., 1968г.;
- Давыдова Е. Запорожец С. Сольфеджио. Учебник для 3 класса ДМШ. – М., 1976г.;
- Далматов Н. Музыкальный диктант. – М., 1972г.;
- Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1. – М., 1978г.;
- Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2. – М., 1979г.;
- Калужская Т.А. Программа по сольфеджио для детских музыкальных школ. -М.,1984г.;
- Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. – М., 1980г.;
- Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 1 класса ДМШ. – М. 1989г.;
- Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 2 класса ДМШ. – М. 1989г.;
- Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для подготовительного класса ДМШ. – М. 1989г.;
- Металлиди Ж. Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л., 1980г.;
- Музыкальные диктанты / Общая редакция В. Вахромеева. – М., 1975г.;
- Рубец А. Одноголосное сольфеджио. – М., 1981г.;
- Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 1979г.
Список методической литературы
- Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М., 1975г.;
- ДМШ. – М., 1975г.;
- Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 2 класса ДМШ. – М., 1977г.;
- Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3 класса ДМШ. – М., 1978.;
- Вопросы методики воспитания слуха / Под ред. Н. Островского. – Л., 1967г.;
- Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1978г.;
- Калугина М. Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. – М., 1989г.;
- М. Котляревская –Крафт ,И. Москалькова ,Л. Бахтан. Сольфеджио. Учебное пособие для подготовительных отделений. М., С- Пбг., 1995г.;
- Г. Шатковский. Развитие музыкального слуха.- М., 1996 г..
Психолого-педагогическая литература
- Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1979.;
- Готовность к школе: Руководство практического психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Наука, 1995.;
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития
- детей. - М: Просвещение, 1995.;
- Зимняя И.А.. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.;
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М.: Линка-Пресс, 1997.;
- Психолого-педагогический словарь/ Сост. Межериков, под ред. П.И.
- Пидкасистого. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.;
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.;
- Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
Приложение 1
Техника безопасности
В целях безопасности своей жизни и жизни других детей, ребенок должен
соблюдать следующие правила:
- не засовывать пальцы и различные предметы в электрическую
розетку;
- пользоваться выключателем в случае необходимости;
- уметь пользоваться специальным музыкальным оборудованием (электропианино, музыкальным центром, телевизором, видеоплеером);
- при обращении со специальным музыкальным оборудованием, почувствовав неприятный запах, или услышав и увидев искру, немедленно прекратить действия, отойти от предмета и сообщить педагогу;
- на занятиях не качаться на стуле и не толкать парту;
- канцелярские предметы держать только в руках или на столе, и использовать их только в письменных целях;
- во время занятия и в перерывах по кабинету не бегать, не подходить близко к окну и не высовываться из него;
- не играть с острыми и колющимися предметами, не дергать руками за занавески.
Приложение 2
Аттестация учащихся
Текущая оценка результатов обучения происходит в виде проверки домашних заданий, опроса учащихся и проведении небольших самостоятельных работ.
В конце полугодия проводятся контрольные занятия: первое занятие – теоретическое, второе - практическое, а в конце года – переводные экзамены соответственно учебному плану. Оценка знаний, умений и навыков, полученных за весь период обучения, происходит на выпускном экзамене.
Критерии оценок:
Ответы по теории и практические задания оцениваются по баллам, которые присваиваются учащемуся за правильность, самостоятельность, аккуратность выполнения.
1-е полугодие
Теория:
Опрос детей
- Дать определение: темп, метр-пульс, ритм;
- Дать определение: длительность, размер, такт, сильная доля, затакт, пауза;
- Дать определение: фраза, мелодия, куплет, реприза;
- Дать определение: гамма, лад музыки, тональность;
- Обозначить числами ступени гаммы: тоника, устойчивые, неустойчивые, вводные.
Критерии оценки:
За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:
5 баллов – высокий уровень (самостоятельно ребёнок дал ответы на все вопросы),
3-4 балла - средний уровень (дал ответы на 2 вопроса с помощью педагога),
0-2 балла - низкий уровень (практически не ответил или не ответил на 3 вопроса).
Практические задания:
- Переписать нотный пример, определить и написать размер такта;
- В переписанном нотном примере:
- определить тональность;
- расставить ступени в данной тональности;
- все устойчивые ступени обозначить в кружочек;
- найти устойчивые и неустойчивые скачки, обозначить скачки стрелочками – вверх, вниз - от первой ноты скачка;
- Чтение с листа:
- Познакомиться самостоятельно с нотным примером;
У инструмента:
- просольмизировать нотный пример с названием ритмических слогов и с названием нот;
- указать количество фраз мелодии;
- объяснить движение мелодии;
- спеть настройку в тональность номера;
- спеть нотный пример с дирижированием.
Критерии оценки:
За каждое выполненное задание ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 3 балла:
3 балла – высокий уровень,
2 балла - средний уровень,
0-1 балла - низкий уровень.
Общие критерии:
7-8 баллов – высокий уровень,
4-6 балла - средний уровень,
0-3 балла - низкий уровень.
2-е полугодие
Теория:
Опрос детей
- Дать определение: тон, полутон;
- Обозначить в тонах и полутонах строение мажорной гаммы;
- Дать определение: аккорд, тоническое трезвучие;
- Назвать знаки альтерации и их свойства;
- Назвать изученные мажорные тональности и их ключевые знаки.
Критерии оценки:
За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:
5 баллов – высокий уровень,
3-4 балла - средний уровень,
0-2 балла - низкий уровень.
Практические задания:
- Переписать нотный пример, определить такты и расставить тактовые черточки;
- Записать на слух ритмический диктант на 2 такта, предварительно определив размер такта;
- Определить на слух и записать обозначениями: тон, полутон; два лада музыки – мажор, минор; размер такта пьесы; начало пьесы – с полного такта, или из-за такта.
- Пропеть вокально-интонационные упражнения в заданной тональности по схеме: гамма вверх-вниз, вводные ступени, устойчивое трезвучие, опевание устойчивых ступеней, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, пропеть аккорды по трезвучиям от заданных ступеней;
- Чтение с листа:
- Познакомиться самостоятельно с нотным примером;
У инструмента:
- просольмизировать нотный пример с названием ритмических слогов и с названием нот;
- указать количество фраз мелодии;
- объяснить движение мелодии;
- спеть настройку в тональность номера;
- спеть нотный пример с дирижированием.
Критерии оценки:
За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:
5 баллов – высокий уровень,
3-4 балла - средний уровень,
0-2 балла - низкий уровень.
Общие критерии:
8-10 баллов – высокий уровень,
5-7 балла - средний уровень,
0-4 балла - низкий уровень.
Протокол
результатов усвоения детьми учебного курса
по предмету сольфеджио
за 20______/__________учебный год
Группа _____________________
№ | Ф.И. ребёнка | _____________ год обучения __________ полугодие | ||||
Теория (баллы) | Практика (баллы) | Сумма (баллы) | Средний балл | Уровень | ||
Итого по группе: | Низкий (Н) – чел. ( %) Средний (С) – чел. ( %) Высокий (В) – чел. ( %) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Сольфеджио" (2014-2015 уч.года)
Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 2 ступени для учащихся 2-4 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Теория музыки. Сольфеджио." (2014-2015 уч.года)
Дополнительная общеобразовательная программа базового уровня для учащихся 5-9 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

Дополнительная общеобразовательная программа «ОФП с элементами самозащиты» для обучающихся 5-18 лет (бюджет)
Модифицированная образовательная программа «ОФП с элементами самозащиты» для детей школьного возраста является дополнительной образовательной программой физкультурно-спортивной направленно...

Дополнительная общеобразовательная программа «ОФП с элементами самозащиты» для обучающихся 5-18 лет (внебюджет)
Модифицированная образовательная программа «ОФП с элементами самозащиты» для детей школьного возраста является дополнительной образовательной программой физкультурно-спортивной направленно...

Дополнительная общеобразовательная программа «ОФП с элементами самозащиты» для обучающихся 4-7 лет (внебюджет)
Модифицированная образовательная программа «ОФП с элементами самозащиты» для детей школьного возраста является дополнительной образовательной программой физкультурно-спортивной направленно...

дополнительная общеобразовательная программа ОФП с элементами гимнастики и йоги
Дополнительная программа по физической культуре...

Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...