Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальная грамота с элементами сольфеджио" (2014-2015 уч.г.)
рабочая программа по теме
Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 1 ступени для учащихся 1-2 классов музыкально-хорового центра "Лель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 253 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Музыкальная грамота с элементами сольфеджио»
(Музыкально-хоровой центр «Лель»)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Музыкальная грамота
с элементами сольфеджио»
(Музыкально-хоровой центр «Лель»)
Направленность - художественная
Уровень - ознакомительный
Возраст учащихся – 1-2 классы
Срок реализации программы – 1 год
Авторы:
педагог дополнительного образования
Савина Алина Анатольевна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА – 2014
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Музыкальная грамота
с элементами сольфеджио»
(Музыкально-хоровой центр «Лель»)
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Пояснительная записка………………………… | 2-7 стр. |
2 | Учебно-тематический план…………………… | 8 стр. |
3 | Содержание программы……………………… | 9-11 стр. |
4 | Методическое обеспечение программы……… | 12-14 стр. |
5 | Список литературы…………………………… | 15-17 стр. |
6 | Приложение…………………………………… | 18-23 стр. |
| 18 стр. | |
| 19-23 стр. |
1. Пояснительная записка
Направленность
Программа «Музыкальная грамота с элементами сольфеджио» является модифицированной, ознакомительного уровня 1 ступени и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
В системе эстетического воспитания велика роль музыкального образования. Занятия музыкой воспитывают у ребенка чувство прекрасного, художественный и эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость, учат разбираться в культурных и социальных явлениях.
В хоре основной деятельностью является хоровая исполнительская деятельность. Воспитание музыкальной и певческой культуры ребенка младшего школьного возраста в хоре происходит преимущественно на народной песне, на классической музыке - русской и зарубежной, на песнях для детей современных авторов. В работе над произведениями одним из требований является пропевание отдельных музыкальных фраз без сопровождения, что дает устойчивый навык чистого интонирования и точного воспроизведения мелодии на основе развития музыкального слуха исполнителя и его музыкальных представлений.
В процессе пения в хоре ребенок накапливает музыкально-слуховые и интонационные впечатления, которые развивают способность сознательно слушать музыку, анализировать исполняемые произведения, и на основе своих музыкально-слуховых представлений точно интонировать незнакомую мелодию. С приобретением музыкально-слуховых и интонационных навыков активизируется и развивается внутренний слух, что является необходимым условием любой музыкально-исполнительской деятельности. Именно поэтому, его развитие – одна из важнейших задач курса сольфеджио.
Внутренний слух (основной критерий музыкальности), в свою очередь, зависит, во-первых, от богатства музыкальных впечатлений учащихся; во-вторых, от качества их музыкального восприятия и памяти; в-третьих, от развитости музыкального мышления учеников, умения разбираться в полученных впечатлениях и, наконец, в-четвертых, от способности создавать представления о новых, еще не слышанных в действительности музыкальных явлениях путем синтеза накопленных в памяти музыкальных представлений. Такая сложная деятельность внутреннего слуха невозможна без специальных теоретических знаний.
Таким образом, все музыкальные навыки тесно связаны между собой, развитие одного навыка способствует развитию другого (стимулирует развитие и других навыков). И успешная музыкальная деятельность возможна только при взаимодействии всех компонентов: эмоционального восприятия музыки, внутреннего слуха, музыкального мышления, памяти, правильной работы мышц (при игре на каком-либо музыкальном инструменте, голосового аппарата – при пении).
В свете вышесказанного, следует отметить необходимость комплексного обучения, при котором происходит одновременное развитие всех музыкальных способностей обучающихся: слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, музыкального мышления, творческого воображения и эстетического вкуса. Вместе с тем в процессе музыкального обучения используются музыкальные методы, направленные на развитие каждого музыкального навыка в отдельности.
Развитие всех необходимых навыков и умений является одной из важнейших задач курса сольфеджио.
Сольфеджио является одной из основных дисциплин музыкально-хорового центра «Лель» (МХЦ «Лель»), так как помогает развитию музыкальности детей и способствует приобретению навыков, необходимых в хоровой практике. Полученные на занятиях сольфеджио знания и приобретенные навыки, также должны помочь обучающимся в освоении музыкального инструмента и в изучении музыкальной литературы.
Цель: формирование знаний музыкальной грамоты и всестороннее развитие музыкального слуха, музыкально-ритмических и вокально-интонационных навыков и творческих задатков учащихся на занятиях сольфеджио для их исполнительской самореализации в хоровом коллективе.
Задачи:
образовательные:
- знакомство с теорией музыки, особенностями различных стилей и направлений в музыке;
- постижение музыкальной логики произведения;
- формирование вокально-интонационных навыков;
- выработка у учащихся слуховых представлений;
- обучение ориентированию в ладу: определять на слух его вид, ступени, интервалы лада;
- обучение правильному и интонационно точному пению любых ступеней лада, интервалов в ладу и от нот (как одноголосно, так и в ансамбле), мажорных и минорных трезвучий и их обращений, воспроизведению выученной или незнакомой мелодии;
- обучение навыкам записывать по слуху и на память, а также подбирать на инструменте несложные мелодии;
- обучение сочинению небольших музыкальных построений (мелодии, ритмические партитуры и т.п.);
- знакомство с основными средствами музыкальной выразительности и обучение их чувствовать (для более глубокого понимания и живого восприятия музыки);
- знакомство с техникой безопасности в игре на инструментах (см. Приложение 1);
развивающие:
- развитие музыкальных способностей (слуха, памяти, чувства ритма);
- развитие музыкального мышления, памяти, аналитического восприятия;
- стимулирование и развитие творческих задатков учащихся;
- развитие музыкально-эстетического вкуса ребенка, его музыкально-слуховых и интонационных представлений;
- развитие зонного или абсолютного слуха: научить чувствовать тональность и удерживать ее строй;
- выработка навыка анализа на слух, а также по нотному тексту музыкальных произведений или их отрывков;
- выработка навыка двухголосного пения с инструментом, как одного их основных методов домашней работы над хоровым репертуаром;
воспитательные:
- формирование интереса к изучаемому предмету, к музыке;
- воспитание уважения, поддержки сверстников;
- формирование коммуникативных способностей;
- формирование культуры личности.
Отличительные особенности
Спецификой преподавания сольфеджио в МХЦ «Лель» является необходимость сохранения тесной связи с исполнительской хоровой деятельностью. Это, в свою очередь, делает необходимым изменение программы и методов работы по сравнению с общепринятым в музыкальных учебных заведениях. Не менее важной задачей для предмета сольфеджио в хоре является установление тесной связи внутреннего слуха и голоса, т.е. музыкально-слуховых представлений и вокально-интонационных навыков. Без этой связи невозможно развитие собственно голоса и практическая хоровая деятельность учащихся.
Программа «Музыкальная грамота с элементами сольфеджио» написана на основе документа «Программа по сольфеджио для детских музыкальных школ» (Москва, 1984 г., автор Калужская Т.А.) и полученного собственного педагогического опыта с опорой на специальную и психолого-педагогическую литературу, практику работы педагога с детьми, полученных знаний на курсах повышения квалификации. Программа может корректироваться и дополняться каждый год с учётом полученных новых знаний, методик и др.
Возраст учащихся: 1-2 классы
Срок реализации программы: 1 год
Форма и режим занятий:
занятий сольфеджио проходят 1 раз в неделю по 1 часу (45 мин. занятие, 15 мин. организованный отдых), 44 часа в год: 32 часа аудиторных занятий и 12 часов социальная практика (другие формы работы с детьми: концерты, фестивали, мероприятия и др.). Количество обучающихся в группе составляет 15 человек.
На занятиях учитываются возрастные особенности развития детей, применяются различные формы и методы работы, соответствующие возрастным особенностям обучающихся.
Ожидаемые результаты
Первый год обучения сольфеджио является информационно-ознакомительным и подготовительным.
К концу обучения учащиеся должны:
- усвоить основные музыкально-теоретические понятия (ритм, метр, темп, звукоряд, гамма, лад, интервал, трезвучие, аккорд, фраза, мелодия и т.п.);
- свободно читать ноты в скрипичном ключе;
- сольмизировать и петь с листа с дирижированием на 2/4, 3/4, 4/4 простейшие нотные примеры;
- петь ступени лада по ручным знакам, по столбице на слоги и с названием нот;
- определять на слух характер музыкального произведения, его структуру, лад, направление движения мелодии;
- записывать ритмический рисунок мелодии;
- записывать на слух мелодическую попевку;
- анализировать произведения, исполняемые в классе фортепиано.
Методы оценки результатов обучения
Текущая оценка результатов обучения происходит в виде проверки домашних заданий, опроса учащихся и проведении небольших самостоятельных работ. В конце полугодия проводятся контрольные занятия: первое занятие – теоретическое, второе - практическое, а в конце года – переводные экзамены соответственно учебному плану. Оценка знаний, умений и навыков, полученных за весь период обучения, происходит на выпускном экзамене (см. Приложение 2).
2. Учебно-тематический план
№ | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение в предмет. Техника безопасности. | 2 | 1 | 1 |
2. | Вокально-интонационные навыки | 6 | 1 | 5 |
3. | Воспитание чувства метроритма | 5 | 1 | 4 |
4. | Развитие музыкальной логики | 3 | 1 | 2 |
5. | Развитие музыкального восприятия | 3 | 1 | 2 |
6. | Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений | 4 | 1 | 3 |
7. | Музыкальный диктант | 3 | 1 | 2 |
8. | Воспитание творческих навыков | 2 | 1 | 1 |
9. | Социальная практика | 12 | 2 | 10 |
10. | Итоговые занятия | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 44 | 12 | 32 |
3. Содержание программы
1. Введение в предмет. Техника безопасности.
Теория: знакомство с предметом обучения, план работы на учебный год; основы обращения с выключателем, основы пользования электропианино, музыкальным центром, телевизором и видеоплеером; основы поведения на занятиях и в перерыве между занятиями;
Практика: применение полученных знаний в процессе обучения.
2. Вокально-интонационные навыки.
Теория: посадка, дыхание и дикция во время пения; высокие и низкие звуки, звукоряд, гамма, мажорный и минорный лад, устойчивые и неустойчивые ступени, вводные звуки, тоника, тоническое трезвучие, интервал, аккорд, тон, полутон; первоначальные навыки нотного письма; строение мажорной гаммы; тональности До, Соль, Фа, Ре;
Практика: песни-упражнения, мажорные гаммы вверх и вниз, пение ступеней лада по ручным знакам, по столбице на слоги и с названием нот; разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые; тоническое трезвучие; тон, полутон; различные упражнения.
3. Воспитание чувства метроритма.
Теория: темп, метр, ритм, размер, длительность, такт, тактовая черта, сильная доля, затакт, пауза; определение и запись ритма стихов, ритмические партитуры; схемы размеров 2/4, 3/4, 4/4;
Практика: повторение данного ритмического рисунка на слоги; прохлопывание; сольмизация нотных примеров; определение ритма мелодии; исполнение простейших ритмических партитур; дирижирование на 2/4, 3/4, 4/4.
4. Развитие музыкальной логики.
Теория: предложение, фраза, мотив, мелодия, период, куплет, реприза;
Практика: определение окончания произведения, деление его по фразам, сравнение фраз и мотивов, определение выразительных свойств пройденных элементов музыкальной речи (темп, регистр, движение мелодии и т.п.).
5. Развитие музыкального восприятия.
Теория: ритм, метр, темп, лад, ступени лада, трезвучие, характер музыкального произведения;
Практика: определение на слух характера музыкального произведения, темпа, метра, количества фраз и их структуры, направления движения мелодии, лада и отдельных его ступеней, трезвучия.
6. Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений.
Теория: основы сольфеджирования и чтения с листа, пения вслух и про себя, пения «по цепочке»;
Практика: пропевание знакомых мелодий попеременно вслух и про себя, пение «по цепочке». Сольфеджирование и пение с листа простейших нотных примеров.
7. Музыкальный диктант.
Теория: основы записи ритма и мелодической попевки на слух;
Практика: запись ритмического рисунка мелодии. Работа по развитию музыкальной памяти.
8. Воспитание творческих навыков.
Теория: основы сочинения мелодии;
Практика: допевание мелодий на слоги и с названием нот, досочинение окончаний фраз или предложений, сочинение простейших мелодий на данный ритм, текст.
9. Социальная практика.
Теория: закрепление и повторение учебного курса предмета сольфеджио; подготовка учащихся к конкурсам, фестивалям и мероприятиям разного уровня; основы сценической культуры исполнения;
Практика: репетиции выступлений, исполнение выученного произведения;
выполнение упражнений и заданий разного характера и сложности; участие в конкурсах, фестивалях; участие в мероприятиях разного уровня.
10. Итоговые занятия.
Теория: к концу первого года обучения обучающиеся должны усвоить основные музыкально-теоретические понятия (ритм, метр, темп, звукоряд, гамма, лад, трезвучие, аккорд, фраза, мелодия и т.п.);
Практика: свободно читать ноты в скрипичном ключе; сольмизировать и петь с листа с дирижированием на 2/4, 3/4, 4/4 простейшие нотные примеры; петь ступени лада по ручным знакам, по столбице на слоги и с названием нот; определять на слух характер музыкального произведения, его структуру, лад, направление движения мелодии; записывать ритмический рисунок мелодии; анализировать произведения исполняемые в классе фортепиано.
4. Методическое обеспечение программы
На каждом занятии педагог ведёт работу по всем разделам курса с применением различных форм и методов занятий, соответствующих возрасту учащихся и уровню приобретенных ими навыков.
Знания по всем разделам курса даются по спирали, то есть увеличивается объем знаний по уже пройденной ранее теме, но при этом ребёнок приобретает новые навыки и умения и совершенствует старые, что дает ему возможность решать более сложные задачи.
Для успешной реализации поставленных задач по программе применяются следующие формы и методы работы:
1) вокально-интонационные упражнения (пение a cappella и с гармонической поддержкой):
- пение гамм;
- тоническое трезвучие и его обращения;
- ступеней лада;
- мелодических оборотов;
- секвенций;
- интервалов в одноголосном варианте;
2) упражнения на воспитание чувства метроритма:
- определение и запись ритма стихов;
- повторение данного ритмического рисунка на слоги;
- прохлопывание ритма;
- сольмизация нотных примеров;
- дирижирование;
- определение на слух метроритма мелодии;
- исполнение ритмических партитур;
3) гармонический анализ произведения (по нотам и на слух):
- разбор музыкального произведения или его отрывков: определение жанра, формы, фактуры, мелодии и ритма, нахождение кульминации произведения;
- определение выразительных свойств изученных элементов музыкального языка;
4) слуховой анализ:
- определение на слух лада, его ступеней;
5) пение по нотам:
- сольфеджирование и пение с текстом нотных примеров;
- пение с листа;
- чередование пения вслух и про себя;
- пение выученных мелодий.
6) сообщение теоретических сведений;
7) музыкальный диктант:
- повторение голосом прослушанной мелодии с названием нот (без записи);
- запись мелодической попевки с предварительном разбором;
- запись по памяти знакомых мелодий;
8) упражнения на фортепиано:
- подбор по слуху знакомых мелодий;
9) сочинение мелодий:
- сочинение мелодий и ритмических рисунков с использованием пройденных элементов музыкального языка;
- сочинение мелодий на заданные стихи.
На данном году обучения дети получают теоретические знания и практические умения и навыки в простой и доступной форме для их возраста и способностей. Обучение строится на основе принципа «от простого к сложному».
На занятиях по сольфеджио ведётся постоянная фронтальная работа со всей группой по всем разделам программы (сольфеджирование, анализ на слух, музыкальный диктант и др.). Это позволяет педагогу на каждом занятии осуществлять беглый текущий опрос всех учащихся.
На каждом занятии проверяется домашнее задание и проводится небольшая самостоятельная работа, что позволяет постоянно контролировать уровень знаний учащихся и выявлять их слабые стороны.
Приобретенные на занятиях знания и навыки требуется закреплять в домашней работе учащихся, которая включает в себя весь комплекс работы на занятии. Наибольшее предпочтение отводится творческим заданиям (подбор знакомых мелодий, сочинение мелодий на данный текст, ритмический рисунок с использованием пройденного материала). Выполнение творческих заданий требует более скурпулезной самостоятельной работы и стимулирует интерес учащегося к предмету.
Условия реализации программы
- учительский стол и стул;
- синтезатор на учительском столе, электронное пианино (фортепиано);
- телевизор, видеоплеер и музыкальный центр;
- доска с разлинованным нотным станом (два ряда по 5 линеек), разноцветные мелки;
- парты и стулья - два ряда;
- наглядные пособия - плакаты с учебными материалами;
- методические пособия для занятий сольфеджио: учебники и тетради по сольфеджио; специальная учебная, нотная, методическая и психолого-педагогическая литература.
5. Список литературы
Список нотной литературы
- Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976г.;
- Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М., 1975г.;
- Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы ДМШ. – М., 1979г.;
- Вахромеев В. Сольфеджио. – М., 1968г.;
- Давыдова Е. Запорожец С. Сольфеджио. Учебник для 3 класса ДМШ. – М., 1976г.;
- Далматов Н. Музыкальный диктант. – М., 1972г.;
- Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1. – М., 1978г.;
- Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2. – М., 1979г.;
- Калужская Т.А. Программа по сольфеджио для детских музыкальных школ. -М.,1984г.;
- Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. – М., 1980г.;
- Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 1 класса ДМШ. – М. 1989г.;
- Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 2 класса ДМШ. – М. 1989г.;
- Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для подготовительного класса ДМШ. – М. 1989г.;
- Металлиди Ж. Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л., 1980г.;
- Музыкальные диктанты / Общая редакция В. Вахромеева. – М., 1975г.;
- Рубец А. Одноголосное сольфеджио. – М., 1981г.;
- Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 1979г.
Список методической литературы
- Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М., 1975г.;
- ДМШ. – М., 1975г.;
- Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 2 класса ДМШ. – М., 1977г.;
- Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3 класса ДМШ. – М., 1978.;
- Вопросы методики воспитания слуха / Под ред. Н. Островского. – Л., 1967г.;
- Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1978г.;
- Калугина М. Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. – М., 1989г.;
- М. Котляревская –Крафт ,И. Москалькова ,Л. Бахтан. Сольфеджио. Учебное пособие для подготовительных отделений. М., С- Пбг., 1995г.;
- Г. Шатковский. Развитие музыкального слуха.- М., 1996 г..
Психолого-педагогическая литература
- Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1979.;
- Готовность к школе: Руководство практического психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Наука, 1995.;
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития
- детей. - М: Просвещение, 1995.;
- Зимняя И.А.. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.;
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М.: Линка-Пресс, 1997.;
- Психолого-педагогический словарь/ Сост. Межериков, под ред. П.И.
- Пидкасистого. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.;
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.;
- Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
Приложение 1
Техника безопасности
В целях безопасности своей жизни и жизни других детей, ребенок должен
соблюдать следующие правила:
- не засовывать пальцы и различные предметы в электрическую
розетку;
- пользоваться выключателем в случае необходимости;
- уметь пользоваться специальным музыкальным оборудованием (электропианино, музыкальным центром, телевизором, видеоплеером);
- при обращении со специальным музыкальным оборудованием, почувствовав неприятный запах, или услышав и увидев искру, немедленно прекратить действия, отойти от предмета и сообщить педагогу;
- на занятиях не качаться на стуле и не толкать парту;
- канцелярские предметы держать только в руках или на столе, и использовать их только в письменных целях;
- во время занятия и в перерывах по кабинету не бегать, не подходить близко к окну и не высовываться из него;
- не играть с острыми и колющимися предметами, не дергать руками за занавески.
Приложение 2
Аттестация учащихся
Текущая оценка результатов обучения происходит в виде проверки домашних заданий, опроса учащихся и проведении небольших самостоятельных работ.
В конце полугодия проводятся контрольные занятия: первое занятие – теоретическое, второе - практическое, а в конце года – переводные экзамены соответственно учебному плану. Оценка знаний, умений и навыков, полученных за весь период обучения, происходит на выпускном экзамене.
Критерии оценок:
Ответы по теории и практические задания оцениваются по баллам, которые присваиваются учащемуся за правильность, самостоятельность, аккуратность выполнения.
1-е полугодие
Теория:
Опрос детей
- Дать определение: темп, метр-пульс, ритм;
- Дать определение: длительность, размер, такт, сильная доля, затакт, пауза;
- Дать определение: фраза, мелодия, куплет, реприза;
- Дать определение: гамма, лад музыки, тональность;
- Обозначить числами ступени гаммы: тоника, устойчивые, неустойчивые, вводные.
Критерии оценки:
За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:
5 баллов – высокий уровень (самостоятельно ребёнок дал ответы на все вопросы),
3-4 балла - средний уровень (дал ответы на 2 вопроса с помощью педагога),
0-2 балла - низкий уровень (практически не ответил или не ответил на 3 вопроса).
Практические задания:
- Переписать нотный пример, определить и написать размер такта;
- В переписанном нотном примере:
- определить тональность;
- расставить ступени в данной тональности;
- все устойчивые ступени обозначить в кружочек;
- найти устойчивые и неустойчивые скачки, обозначить скачки стрелочками – вверх, вниз - от первой ноты скачка;
- Чтение с листа:
- Познакомиться самостоятельно с нотным примером;
У инструмента:
- просольмизировать нотный пример с названием ритмических слогов и с названием нот;
- указать количество фраз мелодии;
- объяснить движение мелодии;
- спеть настройку в тональность номера;
- спеть нотный пример с дирижированием.
Критерии оценки:
За каждое выполненное задание ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 3 балла:
3 балла – высокий уровень,
2 балла - средний уровень,
0-1 балла - низкий уровень.
Общие критерии:
7-8 баллов – высокий уровень,
4-6 балла - средний уровень,
0-3 балла - низкий уровень.
2-е полугодие
Теория:
Опрос детей
- Дать определение: тон, полутон;
- Обозначить в тонах и полутонах строение мажорной гаммы;
- Дать определение: аккорд, тоническое трезвучие;
- Назвать знаки альтерации и их свойства;
- Назвать изученные мажорные тональности и их ключевые знаки.
Критерии оценки:
За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:
5 баллов – высокий уровень,
3-4 балла - средний уровень,
0-2 балла - низкий уровень.
Практические задания:
- Переписать нотный пример, определить такты и расставить тактовые черточки;
- Записать на слух ритмический диктант на 2 такта, предварительно определив размер такта;
- Определить на слух и записать обозначениями: тон, полутон; два лада музыки – мажор, минор; размер такта пьесы; начало пьесы – с полного такта, или из-за такта.
- Пропеть вокально-интонационные упражнения в заданной тональности по схеме: гамма вверх-вниз, вводные ступени, устойчивое трезвучие, опевание устойчивых ступеней, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, пропеть аккорды по трезвучиям от заданных ступеней;
- Чтение с листа:
- Познакомиться самостоятельно с нотным примером;
У инструмента:
- просольмизировать нотный пример с названием ритмических слогов и с названием нот;
- указать количество фраз мелодии;
- объяснить движение мелодии;
- спеть настройку в тональность номера;
- спеть нотный пример с дирижированием.
Критерии оценки:
За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:
5 баллов – высокий уровень,
3-4 балла - средний уровень,
0-2 балла - низкий уровень.
Общие критерии:
8-10 баллов – высокий уровень,
5-7 балла - средний уровень,
0-4 балла - низкий уровень.
Протокол
результатов усвоения детьми учебного курса
по предмету сольфеджио
за 20______/__________учебный год
Группа _____________________
№ | Ф.И. ребёнка | _____________ год обучения __________ полугодие | ||||
Теория (баллы) | Практика (баллы) | Сумма (баллы) | Средний балл | Уровень | ||
Итого по группе: | Низкий (Н) – чел. ( %) Средний (С) – чел. ( %) Высокий (В) – чел. ( %) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/14/picture-527190-1415959563.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа "Сольфеджио" (2014-2015 уч.года)
Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 2 ступени для учащихся 2-4 классов музыкально-хорового центра "Лель"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/14/picture-527190-1415959563.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа "Теория музыки. Сольфеджио." (2014-2015 уч.года)
Дополнительная общеобразовательная программа базового уровня для учащихся 5-9 классов музыкально-хорового центра "Лель"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/20/picture-987517-1537436140.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа «ОФП с элементами самозащиты» для обучающихся 5-18 лет (бюджет)
Модифицированная образовательная программа «ОФП с элементами самозащиты» для детей школьного возраста является дополнительной образовательной программой физкультурно-спортивной направленно...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/20/picture-987517-1537436140.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа «ОФП с элементами самозащиты» для обучающихся 5-18 лет (внебюджет)
Модифицированная образовательная программа «ОФП с элементами самозащиты» для детей школьного возраста является дополнительной образовательной программой физкультурно-спортивной направленно...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/20/picture-987517-1537436140.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа «ОФП с элементами самозащиты» для обучающихся 4-7 лет (внебюджет)
Модифицированная образовательная программа «ОФП с элементами самозащиты» для детей школьного возраста является дополнительной образовательной программой физкультурно-спортивной направленно...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/21/picture-1365501-1637482885.png)
дополнительная общеобразовательная программа ОФП с элементами гимнастики и йоги
Дополнительная программа по физической культуре...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-961273-1664190341.jpg)
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...