Конспект интегрированного урока музыки по теме: «Что роднит музыку с ИЗО?». 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Урок в 5 классе
Тема урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
Цель урока:
Выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства
Задачи
- раскрыть особенности понятий «живописная музыка» и «музыкальная живопись»;
- показать связь музыки и изобразительного искусства: музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши переживания;
- размышлять о музыкальном и художественном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения в музыке и изобразительном искусстве.
- способствовать развитию детского воображения, развитию эмоциональной отзывчивости на произведения живописи и музыки; творческого мышления; вокально-хоровых навыков.
- воспитывать любовь к искусству.
^Оборудование и материалы
Презентация «Музыка и живопись»;
Таблица сравнения музыкальных и живописных средств выразительности;
Таблица соответствия цвета и звука;
Текст песни «Мир, который нужен мне» А.Ермолов;
Проектор, компьютер, музыкальный центр.
^Музыкальный материал
Слушание:
Чайковский «Баба Яга»
К. Дебюсси Симфоническая картина «Море» ч.3
И. Бах «Шутка» из Сюиты №2
Чайковский «Баркарола»
Дедюля «Ветер»
А. Ермолов «Мир, который нужен мне»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integr._ur._izo_muz.docx | 33.45 КБ |
5-17.pptx | 596.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе
Тема урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
Цель урока:
Выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства
Задачи
- раскрыть особенности понятий «живописная музыка» и «музыкальная живопись»;
- показать связь музыки и изобразительного искусства: музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши переживания;
- размышлять о музыкальном и художественном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения в музыке и изобразительном искусстве.
- способствовать развитию детского воображения, развитию эмоциональной отзывчивости на произведения живописи и музыки; творческого мышления; вокально-хоровых навыков.
- воспитывать любовь к искусству.
^Оборудование и материалы
Презентация «Музыка и живопись»;
Таблица сравнения музыкальных и живописных средств выразительности;
Таблица соответствия цвета и звука;
Текст песни «Мир, который нужен мне» А.Ермолов;
Проектор, компьютер, музыкальный центр.
^Музыкальный материал
Слушание:
Чайковский «Баба Яга»
К. Дебюсси Симфоническая картина «Море» ч.3
И. Бах «Шутка» из Сюиты №2
Чайковский «Баркарола»
Дедюля «Ветер»
А. Ермолов «Мир, который нужен мне»
Этап урока ОНЗ | Содержание урока | УУД, формирующиеся на данном этапе |
I.Орг.момент. Проверка д/з. Мотивация к учебной деятельности | 1) Здравствуйте ребята. Мы надеемся, что у вас хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течение всего урока. 2) сл. №1. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы найдете, прочитав эпиграф к уроку: (Читает ученик) Всех звуков и цветов соотношенья, А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь! (Г. Гессе) | Регулятивные: волевая саморегуляция. |
II. Подготовка к работе на основном этапе. |
Вопрос: С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства? Ответы детей Совершенно верно. Слова «цвет», «оттенки цвета» употребляются в изобразительном искусстве. Но тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока ответить. Вопрос: Давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Предположения детей. Верно, тема нашего урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?» Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки. 2) Для художника видимый цветной мир – это мир наших жизненных переживаний, наших чувств и представлений о красоте. Цвет – дитя света. Без источника света цвета нет. Вы все видели, когда после дождя выглядывает солнышко, на небе появляется чудесное цветное явление. Вопрос: Что это? Ответ: Это радуга. Вопрос: А кто помнит из скольких цветов состоит радуга? Ответ: Из семи цветов. Вопрос: Кто сможет перечислить их по порядку? (Для ответа можно вспомнить слова «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.» первая буква каждого слова является первой буквой названия цвета). Ответ: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. 3) Предлагается детям нарисовать радугу. Самостоятельная работа учащихся. Звучит песня «Семь дорожек» Сл. №3 Изображение радуги. Вопрос: Ребята посмотрите, что общего у радуги с музыкой? Ответ: Радуга состоит из семи цветов, а музыкальный звукоряд – из семи нот. Сл.№3 На радуге проявляются названия нот
| Познавательные: |
III. Усвоение новых знаний и способов действий | Давайте теперь отпределим точно, какого цвета у нас каждая нотка. Слушаем «Стихотворением о нотах» (пока вы слушаете стих, в тетрадочках рисуем нотный стан с нотами, а нотки постепенно слушая стих, будем закрашивать): Какого цвета нота до?
Вопрос: Какой же можно сделать вывод? Ответ: ВЫВОД: существует переложение цвета в звуки. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
IV. Реализация построенного проекта |
Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует чей-то портрет… А вот чей, вам нужно узнать. Кто это: обычные люди, наши современники, или персонажи сказки? СЛУШАНИЕ: пьеса «Баба-Яга» П. Чайковского Наводящие вопросы перед слушанием:
Вопрос: Какие эмоции вы выбираете для характеристики этой музыки. ТАИНСТВЕННО, ЗЛО, РЕЗКО, ЛАСКОВО, ГРОЗНО, МЯГКО, СТРЕМИТЕЛЬНО. Сл. №8 Вопрос: Чей же портрет рисует нам эта музыка? Ответ: Портрет Бабы Яги. Действительно, это Баба яга. Посмотрите как её изобразил Известный художник Иван Билибин. В образе Бабы-Яги — ужасной старухи с костяной ногой, запечатлелось отношение человека к миру иному. Этот образ пугает, отталкивает Вопрос: Какой же можно сделать вывод? Ответ: ВЫВОД: Есть такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину. ЭТО живописная музыка.
Вопросы: - Какие краски он использовал? - Какое настроение передал в нем художник? - Какая, по вашему мнению, должна звучать музыка, когда вы смотрите на эту картину? Ответы детей. Предлагаю послушать вам музыку, которую сочинил французский композитор Дебюсси, когда увидел море перед штормом, а заодно и проверим ваши предположения. Сл. № 9 СЛУШАНИЕ: пьеса «Море» Дебюсси. Вопрос: - Созвучна ли пьеса с пейзажем и верны ли ваши предположения? (Ответы детей) ВЫВОД: Есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими. ЭТО музыкальная живопись. Художники так же как и композиторы тонко чувствуют, и свои размышления о жизни человека и величии природы передают художественным полотнам. | Коммуникативные: Познавательные: |
V. Первичное закрепление во внешней речи |
4)Физкультминутка. Давайте немного отдохнём, посмотрим клип и потанцуем под музыку. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
VI. Включение в систему знаний и поторение | Дети читают высказывание М. П. Мусоргского: «Художник верит в будущее, потому что живет в нем» Ответы детей. 2) А вот слова Виктора Борисова-Мусатова. В своем дневнике он записал: 3) О связи музыки и живописи сложено немало песен, одну из них мы начнем учить «Мир который нужен мне». Давайте её споём. Исполнение песни А Ермолова «Мир, который нужен мне»
Ребята, откройте разворот учебника стр. 76-77, где представлены произведения художников: Р. Турньер «Камерное трио эпохи барокко», О. Ренуар «Большой канал в Венеции», В. Ермилов «Гитара». Вопрос: Можно ли эти картины назвать звучащими? Ответ: Да, можно .Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений и определите, какой из них подходит к этим картинам. (Звучат фрагменты Чайковский «Баркарола», Дедюля «Ветер», И.С.бах «Шутка» из сюиты №2) Сл. №11 Мы вновь убедились, что картины бывают звучащими, а музыка – живописной. Сл.№ 12 Вопрос: Прочитайте следующие высказывания известных художников и музыкантов и определите, какое из них лучше всего отражает тему сегодняшнего урока. «Музыка – сестра живописи» Ответ: «Музыка – сестра живописи» Леонардо да Винчи. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка — оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности | 1)Вопрос: Молодцы ,ребята, вы замечательно работали сегодня на уроке. Давайте ещё раз скажем какую проблему мы решали сегодня на уроке? Ответ: Что роднит музыку с изобразительным искусством? И музыка и живопись могут создавать картины. Музыка – с помощью звука, а живопись – цветом. 2) Проведём рефлексию: перед вами нотный стан, на который каждый из вас должен прикрепить нотку в том месте, которое соответствует вашему настроению от сегодняшнего урока. Чем больше урок вам понравился, тем выше должна расположиться нотка и наоборот. 3). Д. З. Попробуйте дома подобрать примеры «музыкальной живописи» и «живописной музыки», чтобы продемонстрировать на следующем уроке своим одноклассникам 4)Урок окончен. Желаем вам успехов. | Познавательные: Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что роднит музыку с изобразительным искусством?
« Мир который нужен мне » Я рисую на окне Мир , почти такой, как наш. Я рисую на окне акварели и гуашь. Краски яркие возьму И закрашу серый цвет. Нарисую ту страну, Где для слёз причины нет,
Где улыбки каждый день, Где почти всегда весна, Где у всех, у всех людей Очень добрые глаза. Кто-то ищет целый век: " Где же счастье?" - Вот оно! Здравствуй, добрый человек - Посмотри в моё окно!
Припев : Ты посмотри: На моём окне Я рисую этот мир, Где ни зла, ни горя нет. Ты посмотри: Будет этот мир, Где добро всегда царит, Мир , который нужен мне!
Я рисую новый мир. Пусть моя не сохнет кисть! Я рисую новый мир. Эй , прохожий, обернись! Если что-то ты хотел В этой жизни изменить – Нарисуй в своём окне Мир , каким он должен быть.
И я верю, что когда Каждый кисть свою возьмёт, С наших окон доброта В настоящий мир войдёт. И наступит долгий век Без обид и слёз в глазах. Где ты, добрый человек? Это всё в твоих руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока-праздника для учащихся начальной школы (музыка+технология) Название урока: «Весенний перезвон»
В начальной школе целесообразно проводить интегрированные уроки-праздники. Данный конспект урока совмещает музыкальную и технологическую деятельность учащихся. Целесообразно проводить тако...
План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»
План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»...
конспект интегрированного урока Гармония в жизни. ОБЖ и музыка.
Место данного урока в системе указанной программы: 6 класс, III четверть. Тема урока: Гармония в жизни.Цель: Ознакомить детей с ориентированием на местности при помощи часов, звезд, солнца, ознак...
Конспект интегрированного урока по физической культуре и окружающей среде во 2 классе «Русские народные игры как средство повышения двигательной активности»
Цель урока: способствовать повышению двигательной активности учащихся через применение русских народных игр.Задачи урока:развитие основных двигательных способностей (скоростных, скоростно-силовых, коо...
Конспект интегрированного урока литературы и истории "Моя родная сторона, Смоленщина моя..."
Интегрированный урок направлен на расширение знаний обучающихся о родном крае, показ значения малой родины в жизни каждого человека, воспитание интереса к её истории, литературе....
Разработка урока музыки на тему "Что роднит музыку и изобразительное искусство?"
Цели урока:образовательные: показать на примере произведений музыки и изобразительного искусства общность понятий и терминов этих видов искусств;развивающие: способствовать развитию музыкальной культу...
Конспект интегрированного урока по татарскому и английскому языку для учащихся 5 класса. Тема Расстояние дружбе не мешает.
Конспект интегрированного урока по татарскому и английскому языку для учащихся 5 класса.Тема: Расстояние дружбе не мешает....