Методическая разработка - Рабочая программа по музыке для детей с умеренной умственной отсталостью
методическая разработка по музыке
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА
Учащиеся должны:
1-ый и 2-ой годы развития и обучения - петь с помощью педагога и с музыкальным сопровождением наиболее простые песни.
3-ий , 4-ый, 5-ый годы развития и обучения - петь с инструментальным сопровождением и без него наиболее легкие песни.
6-ой, 7-ой годы развития и обучения - петь без музыкального сопровождения и самостоятельно в сопровождении инструмента, вспомнить и спять выученную песню, различать на слух правильное и неправильное пение, отличать звуки по их высоте и длительности, уметь во время пения сохранять правильную позу;
8-ой, 9-ый 10-й годы развития и обучения - выразительно исполнять знакомые песни с сопровождением и без него, вспомнить и спеть песни, разученные в предыдущие годы, уметь петь коллективно и индивидуально, слушать себя и других во время пения и исправлять ошибки, различать движение мелодии вверх и вниз, долгие и короткие звуки.
По окончании всего курса учащееся должны:
- четко произносить слова, петь на одном дыхании короткие музыкальные фразы, не прерывая в середине слов, брать дыхание между фразами;
- правильно артикулировать гласные звуки, отчетливо произносить согласные в конце слов;
- правильно передавать мелодию, петь напевно, плавно, легким звуком;
- одновременно начинать и заканчивать песню, петь умеренно громко и тихо;
- разливать высокие и низкие звуки, показывать движением руки движение мелодии;
- различать музыкальное вступление, запев и припев;
- петь эмоционально, передавая динамические оттенки;
- точно передавать ритмический рисунок;
- определять произведения по их характеру: маршевые, песенные, танцевальные, веселые и грустные;
- различать польку, вальс, хоровод, пляску;
- различать музыкальные образы и содержание музыкальных произведений;
- знать исполнительский состав (соло; хор детский, женский, мужской; оркестр народный, духовой, симфонический);
- петь хором и соло;
- эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykab.1-10kl.doc | 71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа
по предмету «Музыка»
для детей с умеренной умственной отсталостью
1 — 10 класс
Скорректированная
I ВВЕДЕНИЕ
Большинство детей с проблемами в интеллектуальном развитии не могут справляться даже с программой коррекционно-адаптационного обучения в силу тяжести и глубины нарушений познавательной деятельности. Ранее таких детей и подростков не обучали в специальных школах или с ними занимались только в учреждениях социального обеспечения. Таким образом нарушалась Конвенция о правах ребёнка на получение образования в соответствии с его возможностями. Дети с глубокой умственной отсталостью должны получать равные со своими сверстниками права на коррекцию и развитие в условиях специальных школ.
В нашей школе открыты классы для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Некоторые дети страдают нарушениями опорно-двигательного аппарата или повреждением сенсорной системы, эпилепсией, аутизмом и аутичными состояниями. Все это требует тщательного изучения возможностей развития каждого из них, определения путей коррекционной работы.
При составлении данной программы передо мной встал вопрос: «Как заинтересовать, как увлечь глубоко умственно отсталых школьников музыкой?» Без эмоциональной увлеченности невозможно достичь даже минимальных результатов. Учитывая бедность эмоционального развития детей, я стремилась найти такие принципы, методы и приемы, которые помогли бы увлечь ребят, заинтересовать их музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство. Главное
- вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка - это важнейшая часть самой жизни и жизни каждого отдельного человека. Предлагаемая программа дает возможности каждому ребенку получить эмоциональный заряд, формировать интерес к музыке в соответствии с уровнем его интеллектуального развития.
II ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основу программы по музыке (1-10 классы; 1 ч в неделю) положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоционально - волевой сферы и познавательной деятельности глубоко умственно отсталых детей. Программа является адаптивно-развивающей. Помимо этого аспекта программа несет в себе психо-диагностический смысл. Наблюдая за динамикой развития каждого ребенка в течение всего времени можно определить его «зону ближайшего развития» и составить индивидуальный маршрут.
Программа предусматривает постоянную работу как над четким произношением, так и над смысловым содержанием песен. Слушание музыки способствует расширению у детей представлений о музыкальных произведениях и ориентированию в музыкальных жанрах.
Ежегодное повторение тем способствует более глубокому закреплению умений и навыков, полученных в предыдущие годы развития и коррекции.
Особое внимание обращается на:
- умение соблюдать певческую установку;
- правильную артикуляцию гласных звуков, как основы работы над певческой дикцией и звукообразованием;
- смысловое понимание текста песен;
- умение узнавать знакомые произведения;
- умение различать звучание музыкальных инструментов;
- ежегодное повторение тем для более глубокого закрепления умений и навыков, полученных в предыдущие годы развития и коррекции;
- составление индивидуальных коррекционно -развивающих маршрутов.
III ЦЕЛИ КУРСА
- Развитие музыкального мышления детей.
- Расширение кругозора учащихся.
- Установление связи между уроками музыки и развития речи, изобразительного искусства и математики, окружающего мира, главное -между музыкой и жизнью.
Цели учителя:
1. Воспитывать интерес к музыке;
2. обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями;
3. знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности;
4. развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладо-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос;
5. содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке;
6. формировать самостоятельность и умение применять выученный репертуар в повседневной жизни.
IV РАЗДЕЛЫ КУРСА
- Развитие артикуляционного аппарата;
- правильное формирование певческого звука;
- развитие слухового внимания;
- развитие эмоциональной сферы;
- знакомство с творчеством композиторов.
V ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА
Учащиеся должны:
1-ый и 2-ой годы развития и обучения - петь с помощью педагога и с музыкальным сопровождением наиболее простые песни.
3-ий , 4-ый, 5-ый годы развития и обучения - петь с инструментальным сопровождением и без него наиболее легкие песни.
6-ой, 7-ой годы развития и обучения - петь без музыкального сопровождения и самостоятельно в сопровождении инструмента, вспомнить и спять выученную песню, различать на слух правильное и неправильное пение, отличать звуки по их высоте и длительности, уметь во время пения сохранять правильную позу;
8-ой, 9-ый 10-й годы развития и обучения - выразительно исполнять знакомые песни с сопровождением и без него, вспомнить и спеть песни, разученные в предыдущие годы, уметь петь коллективно и индивидуально, слушать себя и других во время пения и исправлять ошибки, различать движение мелодии вверх и вниз, долгие и короткие звуки.
По окончании всего курса учащееся должны:
- четко произносить слова, петь на одном дыхании короткие музыкальные фразы, не прерывая в середине слов, брать дыхание между фразами;
- правильно артикулировать гласные звуки, отчетливо произносить согласные в конце слов;
- правильно передавать мелодию, петь напевно, плавно, легким звуком;
- одновременно начинать и заканчивать песню, петь умеренно громко и тихо;
- разливать высокие и низкие звуки, показывать движением руки движение мелодии;
- различать музыкальное вступление, запев и припев;
- петь эмоционально, передавая динамические оттенки;
- точно передавать ритмический рисунок;
- определять произведения по их характеру: маршевые, песенные, танцевальные, веселые и грустные;
- различать польку, вальс, хоровод, пляску;
- различать музыкальные образы и содержание музыкальных произведений;
- знать исполнительский состав (соло; хор детский, женский, мужской; оркестр народный, духовой, симфонический);
- петь хором и соло;
- эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.
Приложение.
К данной программе прилагается перечень тем с указанием минимальных и максимальных знаний и навыков учащихся.
тема | минимум знаний и навыков | максимум знаний и навыков | |||||||||
1. | Детские песни | «Петушок» р.н.п. «Сорока-сорока» р.н.п. «Уж как шла лиса» р.н.п. «Дон-дон» «Андрей-воробей» р.н.п. «Барабан» Кабалевского «Мишка с куклой» сл. и муз. Качурбиной «Сайки» сл.Высотской муз. М. Карасе ва | «Антошка» сл.Ю.Энтина муз. В.Шаинского «Неваляшка» сл.З.Петровой муз. З.Левиной «Чему учат в школе» сл. Пляцковского м.Шаинского «Вместе весело шагать» сл. Матусовского м.Шаинского «Спят усталые игрушки» сл.Петровой м. Островского | ||||||||
2. | Песни о природе | «Осенняя песенка» сл. | «Осень» сл.Плещеева, муз. | ||||||||
Плещеева муз. Васильева-Буглая «Осенняя песня» сл. и муз. Мираджи «Уж как шла лиса» р.н.п. «Белые гуси» сл. Клоковой, муз.Красева «Веселые гуси» укр. н.п. «Серенькая кошечка» сл. Найденовой муз.Витмана «Песенка о весне» сл. Френкель, муз. Фрида | Кюи «Спор» муз. Гретри «Сурок» сл. Гете, муз. Бетховена «Ручей» сл.Рывиной, муз. Чичериной «Скворушка прощается» сл. Ивенсон муз. Попатенко «Любитель - рыболов» сл. Барто м. Старокадомского «Стоит стар человечек» м.Гумпердинка | ||||||||||
3. | Песни к красным датам календаря | «Елочка» сл.Александровой муз.Красева «Маме в день 8 марта» сл. Ивенсен, муз.Тиличеевой «Дед Мороз» сл. Погореловского, муз. Витмана «Наша Родина сильна» сл. Волочиной, м.Филиппенко «Мы запели песенку» сл. Мироновой, муз. Рустамова | «Самая хорошая» сл. Фадеевой, муз. Иванникова «Елка» сл.Высотской, муз. Раухвергера «В пограничники пойду» сл.Малкова муз. слонова «Котенок и щенок» сл. Викторова, муз.Попатенко «Хор нашего Яна» эст. н.п. «Вечный огонь» сл. Чибисова, муз.Филиппенко «Солдатушки, бравы ребятушки» р.н.п. | ||||||||
4. | Народные песни | «Перепёлочка» белор. н.п. «Во поле береза стояла» «Как у наших у ворот» «На зеленом лугу» р.н.п. «Гуси» р.н.п. «Куда летишь, кукушечка?» «Не летай, соловей» р.н.п. | «Савка и Гришка» белор. н.п. «Земелюшка - чернозём» р.н.п. «Как на тоненький ледок» р.н.п. «Во кузнеце» р.н.п. | ||||||||
5. | Песни о мире | «Вечный огонь» сл. Чибисова, муз.Филиппенко «Дружат дети всей земли» сл.Викторова муз.Львова-Компанейца | «Баллада о солдате» муз. Соловьева-Седова «С чего начинается Родина» сл.Матусовского м.Баснера | ||||||||
6. | Русские классики | «Детская полька» Глинки «Полька» Дунаевского «Итальянская полька» Рахманинова «Марш деревянных солдатиков» Чайковского «Марш» Прокофьева «Болезнь куклы» «Новая | «Вальс -шутка» Шостаковича «Марш Черномора» Глинки финал IV симфонии Чайковского «Петя и Волк» Прокофьева «Болтунья» Прокофьева «Конек-горбунок» Щедрина | ||||||||
кукла» Чайковского | «Песня жаворонка» Чайковского балет «Щелкунчик» Чайковского | ||||||||||
7. | Зарубежная классика | «Смелый наездник» Шумана «Веселая, грустная» Бетховена «Марш» Бетховена «Веселый крестьянин» Шумана | «Полонез» Шопена «Колыбельная» Моцарта «Сурок» Бетховена «Колыбельная» Гершвина «Заход солнца» Грига Соната № 14 «Лунная» Бетховена Увертюра к опере «Кармен» Бизе 40-а симфония Моцарта | ||||||||
8. | Гражданская тематика | «Спортивный марш» Дунаевского «Встречный марш» Чернецкого «Бравые солдаты» сл. Волгиной муз.Филиппенко Песенка друзей сл.Энтина муз. Гладкова «Учил Суворов» сл. Левашова муз.Новикова «Вечный огонь» сл. Чибисова муз.Филиппенко | «Песня о Родине» Дунаевского «Маленький барабанщик» нем.рев. песня «День Победы» Тухманова «Мир нужен всем» м.Мурадели «Нас много на шаре земном» М.Александрова «Катюша» Блантера «Летите, голуби» сл.Матусовского муз. Дунаевского «Вставайте, люди русские» Прокофьева «Родина слышит» Шостаковича | ||||||||
Данная программа преследует следующие цели: | |||||||||||
Минимум знаний и навыков | Максимум знаний и навыков | ||||||||||
1. Исполнение нескольких фраз или куплета песни | 1. Исполнение всей песни. | ||||||||||
2. Музыкальные жанры: марш (шагают) песня (поют) танец (танцуют) | 2. Музыкальные жанры: марш: военный, спортивный, детский, игрушечный; танец: полька, вальс, хоровод, пляска. | ||||||||||
3. Определение характера музыки: веселая, грустная | 3. Определение характера музыки: веселая, радостная, задорная; грустная, печальная; ласковая, добрая, нежная; четкая, серьезная, смелая. | ||||||||||
4. Определение исполнительского состава: хор, солист, оркестр. | 4. Определение исполнительского состава: хор детский, хор женский, хор мужской; солист; оркестр, народный оркестр, духовой оркестр, симфонический. | ||||||||||
5. Знание звучания музыкальных инструментов: труба, баян, балалайка, бубен, барабан | 5.Знание звучания музыкальных инструментов: скрипка, труба, барабан, баян, балалайка, бубен, ложки, треугольник, гитара, фортепиано, флейта, орган. | ||||||||||
6. Обучение игре на детских музыкальных инструментах: уметь играть на барабане, бубне, колокольчике. | 6. Обучение игре на детских музыкальных инструментах: уметь играть на ложках, бубне, барабане, маракасе, треугольнике, вермоне; играть индивидуально и в ансамбле. |
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Уроки музыки тесно связаны с уроками устной речи, уроками счета, изобразительного искусства, с устным народным творчеством.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
основная форма обучения - урок. Но предполагаемые различные формы уроков: урок - сказка, урок - путешествие, урок - концерт.
Методы обучения:
1. убеждение средствами музыки:
а) выразительное исполнение;
б) организация целенаправленного внимания;
в) разъяснение темы, содержания, выразительных музыкальных средств.
2. приучение, упражнение:
а) учить внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особеннсти
звучания, своеобразие ритма;
б) сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и
изобразительного искусства.
3. наблюдение за каждым учеником;
4. индивидуальный опрос в ходе разучивания песни;
5. применение наглядности.
ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ
- Программа по музыке для общеобразовательных школ 1- 3 классы под
редакцией Д.Б.Кабалевского М. «Просвещение», 1980 г. - Г.С. Ригина «Уроки музыки в начальных классах» М. «Просвещение», 1979 г.
- Т.М.Орлова, С.И.Бекина «Учите детей петь» М. «Просвещение», 1987 г.
- В.А.Петрова «Музыкальнее занятия с малышами» М. «Просвещение», 1993 г.
- Д.В. Кабалевский «Про трех китов и про многое другое» М. 1972 г.
- Шацкая В.Н. «Музыкально-эстетическое воспитание детей и школьников» М. 1975 г
- Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» М. 1984 г.
- Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах» М. «Просвещение», 1990 г. - Радынова О.П. «Слушаем музыку» М. «Просвещение», 1990 г.
- Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М. 1984 г.
- Комиссарова Л.Н., Костина Э.Г. «наглядные средства в музыкальном
воспитании дошкольников» М. 1986 г.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Опрос;
2. Исполнение песни хором или соло;
3. Самостоятельный разбор произведения.
Типовые задания
1. Нарисовать любимого героя песни;
2. подобрать загадки;
3. выучить слова песни;
4. слушать музыку дома;
5. сходить с родителями в театр, в зоопарк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для детей с глубокой умственной отсталостью 5 класс
Рабочая программа по математике предназначена для 5 класса детей с глубокой умственной отсталостью...
Методическая разработка: «Рабочая программа внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Методическая разработка:«Рабочая программа внеурочной деятельностидля детей с ограниченными возможностями здоровья»...
Рабочая программа для учащихся 2 класса с умереной умственной отсталостью (домашнее обучение)
Уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу для учеников 2 класса с диагозом "Умеренная умственная отсталость" (домашнее обучение)Программа составлена на основе пр...
Методическая разработка "Конспект урока для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренную умственную отсталость". Воспитатель: Анисимова Е.Д.
Предмет: «Развитие речи и окружающий мир»Тема: «Путешествие в страну овощей и фруктов»Тип урока: интегрированный с использованием ИКТ, комбинированный с элементами игрыЦе...
Методическая разработка по предмету «Альтернативное чтение» для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (надомное обучение) 6 класс
Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» для 6 класса (обучающихся с умеренной умственной отсталостью) является приложением к Адаптированной основной обра...
Авторская рабочая программа логопедических занятий для детей с лёгкой умственной отсталостью
Формирование умения объединять в логическую последовательность несколько предложений. Обучение простейшим приёмам мыслительной обработки текстов и программированию устного высказывания.1) Формир...
рабочая программа учителя логопеда ФГОС вариант 2 умеренная умственная отсталость 7 класс
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 7 класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубо...