Урок музыки в 7 классе "Война и дети" по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.
план-конспект урока по музыке (7 класс)
Урок был создан к юбилейному году Победы в Великой Отечественной войне. Материал урока возможно использовать во внеклассной работе с учениками 6-8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок музыки в 7 классе "Война и дети" | 28.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 7 классе «Война и дети» по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.
Тема урока «Война и дети»
Тип урока: Комбинированный.
Место урока в теме: урок музыки №8 в I четверти 7 класса в разделе «Героическая тема в русской музыке».
Цель урока: формирование активного и осознанного восприятия обучающихся истории родной страны через произведения искусства.
Задачи урока:
- расширить знания о роли детей-подростков в годы Великой Отечественной войны;
- познакомить с музыкальными произведениями, посвященными теме военного детства;
- обеспечить условия для развития воображения и творческого мышления учащихся через слушание и анализа музыкальных произведений, установление ассоциативных связей музыки с литературой;
- расширить песенный репертуар обучающихся по данной тематике;
- воспитывать уважение и чувство гордости за свой народ, отстаивающий свободу и независимость Отчизны в суровые годы;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к Родине.
Планируемые результаты:
Предметные:
- соединить слуховые представления со зрительными.
Личностные:
- участвовать в коллективно-творческой деятельности, реализовывать собственные творческие замыслы в хоровом пении;
- эмоционально откликаться на музыкальные произведения и выражать свое впечатление.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- ориентироваться в системе знаний по предмету;
- делать выводы, строить рассуждения.
Регулятивные УУД:
- ставить совместно с учителем учебную задачу;
- самостоятельно формулировать тему и цель урока;
- строить речевые высказывания о музыке в устной форме;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Коммуникативные УУД:
- стремиться к сотрудничеству со сверстниками при решении музыкальных задач;
- быть терпимыми к мнениям других, учитывать их в совместной работе.
Основная педагогическая технология – технология исследовательского (проблемного) обучения.
Методические методы: метод эмоциональной драматургии, методы сравнения, анализа и обобщения.
Межпредметные связи: музыка, история, литература.
Примерный песенный репертуар:
- «Москвичи», музыка А. Эшпая на слова Е. Винокурова.
- «Мы-дети военной поры» В. Баснера на слова М. Матусовского.
- «Песня о маленьком трубаче» С. Никитина на слова С. Крылова.
- «Песня о пионерах-героях» А. Пахмутовой на слова С. Гребенникова и Н. Добронравова.
- «Мальчишки у стен Сталинграда» И, Шварца на стихи В. Коростылева.
- «За того парня» М. Фрадкина на стихи Р. Рождественского.
- «Шел ленинградский паренек» Г. Камолдинова на стихи В. Лебедева-Кумача.
- «На безымянной высоте» В. Баснера на слова М. Матусовского.
- «До свидания, мальчики», музыка и слова Б. Окуджавы.
- «Солнечный круг» А. Островского на слова Л. Ошанина.
- «Мальчишки» А. Островского на слова И. Шаферана.
- «Отмените войну», музыка и слова Т. Ветровой.
- «Дети войны» О. Юдахиной на слова И. Резника.
- «Мы не хотим войны» М. Чертищева на слова В. Ватагина.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, презентация к уроку.
Краткое описание структуры урока:
- Организационно-мотивационный момент урока
- Определение темы урока
- Целеполагание
- Проверка домашнего задания
- Открытие новых знаний
- Вокально-хоровая работа
- Итог
- Рефлексия деятельности на уроке
- Домашнее задание
Этапы урока | Музыкальный материал | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационно-мотивационный | Музыкальное приветствие. | Отвечают на музыкальное приветствие. | |
II.Определение темы урока. | Музыкальное сопровождение (фон) к стихотворению «Дети войны» | Читает стихотворение Л. М. Голодяевской «Дети войны». Задаёт вопросы: - Какая музыка сопровождала стихотворение? - Дети войны, какие ассоциации вызывает у вас это словосочетание? - Как вы понимаете тему нашего урока? | Слушают стихотворение Л. М. Голодяевской «Дети войны». Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают. Формулируют тему урока. |
III.Целеполагание. | Дети войны. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но всё равно сражались рядом со взрослыми, становясь настоящими героями. У поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, почти не было детства. Этих детей воспитала война. Наш сегодняшний урок об этом и ещё о памяти. - Что же вы хотели бы узнать сегодня на уроке? | Отвечают на вопрос учителя | |
IV.Проверка домашнего задания. Исполнение песен. | Песни, исполняемые детьми: 1. «Песня о маленьком трубаче», музыка С. Никитина, сл. С. Крылова. 2. Песня «Москвичи», музыка А. Эшпая, слова Е. Винокурова. 3. Песня «Солнечный круг», музыка А. Островского, слова Л. Ошанина. | Предлагает учащимся выступить с домашним заданием. (На предыдущем уроке учащиеся были разделены на три группы для исследовательской деятельности. Каждой из групп было дано задание: предложить программу концерта «Военное детство в песнях», исполнить одну из песен концерта, подобрать к ней эпиграф, рассказать об истории создания). Беседа о прозвучавших песнях. | Группы №1, №2 и №3 Предлагают свою программу и эпиграф к ней. Исполняют выбранную песню и рассказывают её историю. |
V.Открытие новых знаний. Слушание музыки. | Песня «Дети войны», музыка О. Юдахиной на слова И. Резника в исполнении М. Нитич (видеофильм). Песня «Дети войны» в исполнении Т. Гвердцители. | Во время Второй мировой войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей! Что есть у нас дороже наших детей? Как сохранить детство в тревожном XXI веке? А вместе с ним и наше будущее? Перед прослушанием песни вопросы: - Как сложилась судьба этих детей? - Можно ли назвать их счастливыми? Зачитывает фрагмент из книги Т. Кудрявцевой «Маленьких у войны не бывает». - Чем отличается это исполнение песни? | Слушают песню. Отвечают на вопросы учителя. Слушают чтение. Отвечают на вопрос учителя. Анализируют средства музыкальной выразительности. |
VI. Исполнение песни. Вокально-хоровая работа. | Песня «Мы не хотим войны», М. Чертищева на слова В. Ватагина | - Узнали ли вы музыкальное произведение по его вступлению? - О чём эта песня? - Какие чувства вызывает у вас песня? Продолжает разучивание песни с детьми. | Отвечают на вопросы учителя. Работают над вокально-хоровыми навыками, над сценическим образом. Исполняют песню. |
VII. Итог. | - Какой теме сегодня был посвящён наш урок? - Какие музыкальные произведения вы на уроке сегодня послушали и спели? | Отвечают на вопросы учителя. | |
VIII. Рефлексия. | Предлагает желающим продолжит следующие фразы: - Чтоб не забылась война… - О войне пишут песни для того… | Продолжают фразы. | |
IX. Домашнее задание. | - Все меньше остается среди нас тех, кто сражался за светлое будущее своей Отчизны. Мы должны сохранить их воспоминания – свидетельства о том, что они совершили, как жили, как сражались, как работали, во что верили и на что надеялись. Узнайте какие военные песни любят петь в вашей семье. Благодарит за активную работу на уроке. | Записывают домашнее задание. |
Приложение
Людмила Михайловна Голодяевская пишет от имени детей, которых удушали газом в душегубках и газовых камерах. От имени детей, которых бросали живыми в горящие печи крематориев. Дети войны никогда не смогут забыть преступлений фашизма.
Дети войны – и веет холодом,
Дети войны – и пахнет голодом,
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских – седые полосы.
Какая разница, где был под немцами –
В Дахау, Лидице или Освенциме,
Их кровь алеет на плацах маками,
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны – и боль отчаянна!
О, сколько надо им минут молчания...
***
Мы пришли из распятого детства,
Где погибли отец или мать.
И досталась нам память в наследство,
Чтобы внукам её передать.
Мы пришли из бараков Освенцима,
Где в печах нас сжигали живьём.
До сих пор никому и не верится,
Что вернулись и даже живём…
Что вернулись, учились, любили.
Что страдали за чьи-то грехи…
И что Родину там не забыли,
Что работаем, пишем стихи.
Мы пришли из распятого детства.
Но ценили семью, мир и труд.
Что оставим мы внукам в наследство,
Наши дети пускай сберегут.
Горькая память...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Музыка на основе учебной программы авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской
Рабочая программа по музыке на основе учебной программы Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...
Методическая разработка раздела «Музыка и литература»образовательной программы: «Музыка» (Автор Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская) 5 класс
-Раздел раскрывает метапредметные связи (музыка, литература)-Раздел продолжает формировать музыкальную культуру учащихся...
Контрольный итоговый тест по музыке для 6 класса, по программе "Музыка 5-7 класс" авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.
Итоговый тест по музыке для 6 класса, по программе "Музыка 5-7 класс, авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, разработан в соответствии с основными положениями ФГОС основного общего образования. Тест сос...
Спецификация к итоговому тесту по музыке для 6 класса, по программе "Музыка 5-7 класс" авторов Е.Д.Критской. Г.П.Сергеевой.
Спецификация к итоговому тесту по музыке 6 класс, по программе "Музыка 5-7 класс" авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.В спецификации представлены цели итоговой работы, документы её определяющие.Раскры...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Урок музыки по теме: «Образы песен зарубежных композиторов» 6 класс Авторы программы и учебника Г. П. Сергеева Е. Д. Критская Современные образовательные технологии.
Идея урока: Голос, голос, Кто тебя не слышит,...
Урок музыки в 7 классе "Война и дети" по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.
Урок создавался к юбилейному году Победы в Великой отечественной войне. Материал урока возможно использова во внеклассной работе с учениками 6-8 классов....