Методическая разработка раздела «Музыка и литература»образовательной программы: «Музыка» (Автор Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская) 5 класс
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_muzyka_5_kl.ppt | 2.18 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность, место раздела в программе: Раздел раскрывает метапредметные связи (музыка, литература) Раздел продолжает формировать музыкальную культуру учащихся
Урок музыки – это, прежде всего, урок творчества, на котором должны быть решены следующие триединые задачи : Образовательная - вооружить учащихся системой музыкальных знаний умений и навыков. Воспитательная - формировать у обучающихся духовные и нравственные качества личности через музыкально-литературные образы. Развивающая - при обучении развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности, любовь к музыке, эмоции, познавательные способности: речь, память, внимание, воображение, восприятие. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА Сформировать представление о взаимосвязи музыки и литературы.
Психолого-педагогические особенности учащихся: По характеру учебной мотивации У учащихся класса преобладает эмоциональная и познавательная мотивация в обучении По сформированности навыков учебной деятельности У большинства учащихся наблюдается высокий уровень сформированности учебных навыков. Они в основном понимают содержание материала, способны к самостоятельному анализу, и исправлению ошибок. По уровню волевого развития и концентрации внимания В целом учащиеся могут быть охарактеризованы с высокой степенью работоспособности. У большинства учащихся хорошо развито произвольное внимание, быстрое включение в работу. По особенностям поведения в процессе учебной деятельности Практически все учащиеся способны регулировать свое поведение на основе требований учителя. Но есть учащиеся нуждающиеся в дополнительной эмоциональной мотивации со стороны учителя. Отличительной особенностью данных классов является интерес к изобразительности в музыке. Они внимательно слушают, а также активно участвуют в обсуждении музыкальных фрагментов.
Личностно-ориентированное обучение : Метод учебного проекта Групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые методики Один из активных путей создания на уроке атмосферы сотворчества, сотрудничества педагога и ученика Начинается с организации творческого пространства детьми. Рефлексия основных правил организации. Ролевые игры Самоорганизующаяся деятельность
Ожидаемые результаты освоения программы: Овладение школьниками системой музыкально-теоретических знаний, умений; Формирование у школьников художественно-эстетического вкуса, любви к музыке; Умение анализировать музыкальный материал; Способность к контролю и самоконтролю; Способность к творческому решению учебных и практических задач.
Типы уроков: Уроки овладения новыми знаниями Уроки формирования и усвоения умений и навыков Уроки обобщений и систематизации знаний Уроки повторения, закрепления знаний, умений и навыков Контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков), музыкальные викторины Комбинированные уроки , на которых одновременно решается несколько дидактических задач
Методы обучения: Методы организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности Методы освоения учениками нового материала: Иллюстративно-объяснительные Репродуктивные Проблемного изложения Частично-поисковые Исследовательские и т.д. Наглядные ( демонстрации, иллюстрации, показ картин и т.д.) Практические (упражнения, исследования и т.д.) Методы характеризующие мыслительные операции: Индуктивные (от частного к общему) Дедуктивные (от общего к частному) Традуктивные (не меняя уровня обобщения) Методы передачи учебной информации: Словесные (рассказ, беседа, звуковоспроизведение и т.д.) Наглядные (демонстрации, иллюстрации, показ картин и т.д.) Практические (упражнения, исследования и т.д.) Методы обучения: Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности Методы стимулирования мотивов интереса к учению: Познавательные игры Учебные дискуссии Неожиданность Занимательность Создание ситуаций новизны, успеха Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности: Убеждение Требование Приучение Поощрение Методы музыкального воспитания: Метод интонационно-стилевого постижения музыки Метод сравнительного анализа Метод эмоциональной драматургии Проблемно-поисковый метод Методы обучения:
Методы обучения: Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности Устные или письменные Фронтальные, групповые, индивидуальные Итоговые или текущие С применением компьютеров и других ТСО или без них Методы активизации обучающихся на уроках музыки: Пение Импровизация Голосовые игры Речевые упражнения Словесное высказывание о музыке Интересный подбор музыкального материала Задания на активизацию слухового внимания: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов и т.д. Создание рисунков, раскрашивание Графическая звукозапись Движение: дирижирование, ходьба, марширование, подскоки, наклоны, хлопки и т.д. Инсценирование Игра на музыкальных инструментах
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная Групповая Индивидуальная Используемые образовательные технологии дыхательные упражнения ритмопластика, гимнастика фольклорная арттерапия Здоровьесберегающие технологии
Система знаний и умений: Формирование знаний об отличительных особенностях различных музыкальных жанров (опера, балет, мюзикл); Знания о составе симфонического оркестра; Знание о многообразии тембральных различий музыкальных инструментов симфонического оркестра; Знание об изобразительных свойствах инструментов симфонического оркестра; Знание о строении музыкальных форм произведений (рондо, вариации, трехчастная, репризная формы и т.д.); Знание о строении мелодии, ритмических особенностях, гармонической и полифонической основе музыки.
Тематическое планирование по разделу: Кол-во часов Что роднит музыку с литературой 1 час Вокальная музыка (песня, романс, вокализ, ансамбль) 1 час Фольклор в музыке русских композиторов 1 час Жанры инструментальной и вокальной музыки 1 час Вторая жизнь песни 1 час Всю жинь мою несу Родину в деуше 1 час Писатели и поэты о музыке и музыкантах 1 час Первое путешествие в музыкальный театр 1 час Второе путешествие в музыкальный театр 1 час Музыка в театре, в кино, на телевидении 1 час
Методическая разработка урока: «Второе путешествие в музыкальный театр» Тип урока : комбинированный Тема урока: путешествие в музыкальный театр. Балет-сказка «Щелкунчик». Цель урока: развитие активного осознанного восприятия музыки учащимися на основе выявления в ней музыкальных образов, определения их характеров. Задачи урока: Образовательные: учить овладению навыкам осознанного слушания музыкальных произведений, дальнейшему их анализу. Формировать целостное представление о творчестве П.И. Чайковского. Воспитательные: воспитывать мир чувств ребенка, его эмоциональную чуткость. Развивающие: способствовать развитию основных мыслительных процессов: внимания, памяти, умений сравнивать, анализировать. Способствовать развитию навыка эмоционального слушания.
Оборудование и материалы: Проектор Экран Компьютер Музыкальный центр, диски Фортепиано Портреты композиторов Иллюстрации к сказкам Кастаньеты - 4 комплекта Бубны – 4 шт.
Марш Вальс цветов Испанский танец Демонстрационные материалы: Китайский танец
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Организационный момент. (1 мин..) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку . Приветствуют учителя стоя, проверяют готовность рабочего места к уроку. Садятся за парты. Постановка цели урока. (2 мин..) Мы продолжаем наше увлекательное путешествие в мир музыкального театра. Театр уж полон, ложи блещут, Партеры и кресла, всё кипит, В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит… Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истома, она, Одной ногой касаясь, пола, Другою медленно кружит И вдруг прыжок, и вдруг летит… Сегодня, мы соприкоснёмся и познакомимся с удивительным, изящным искусством имя ему – Балет. Слушают, анализируют.
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Постановка проблемного вопроса урока. Новый материал. (5 мин.) В переводе с французского (Balleto) и с латинского языка (ballo) – танцую. Это вид театрально-музыкального искусства. Вспомните, с каким театрально-музыкальным искусством мы знакомились в первом путешествии в музыкальный театр? Знакомясь с театрально-музыкальным искусством БАЛЕТ главный вопрос на нашем уроке, на который мы попробуем найти ответ, благодаря чему создаётся художественный образ в балете. История балетного театра уходит корнями в далёкое прошлое. На протяжении нескольких эпох создавался этот сложный вид музыкально-театрального искусства, меняя и переплетая в себе несколько искусств. Ответы детей: опера. Запись в творческих тетрадях. Повторение (3 мин.) Что является первоисточником, как для оперного, так и для балетного искусства. Литературные произведения, переделываемые сообразно музыкально-сценическим требованиям, где излагается содержание сюжета? Либре́тто (итал.) libretto «книжечка» - литературная основа оперы, балета, оперетты, мюзикла. Ответы детей: литература, либретто, с перевода «книжечка».
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Изучение нового материала. (7 мин.) И первый лепесток? Первоисточником любого сюжета, сказки, спектакля является? Спектакль не обычный, а музыкальный. И второй лепесток? - Безмолвное, но театрализованное искусство с помощью чего происходит выражение чувств, эмоции? Третий и четвёртый лепестки? (открываю пятый лепесток) Какую функцию выполняет изобразительное искусство в Балете? Учащиеся поочередно открывают лепестки: - Литература - Музыка Пантомима - Хореография - Декорации Запись в творческих тетрадях. Углубление в новый материал (7 мин.) Благодаря такому союзу искусств и появилось незабываемое зрелище как музыкальный спектакль – БАЛЕТ. Ни одну эпоху складывался этот вид искусства. Многие страны вносили свой вклад в его развитие. Нам есть чем гордиться - яркий расцвет этого искусства произошёл именно в России, в конце 19 века. По сегодняшний день русская школа балета одна из первых и сильных в мире этого искусства. Хочется представить Вашему вниманию прославленных танцоров нашей страны: Великая Анна Павлова – на многие века, танцуя, прославила музыку П.И. Чайковского (Лебединое озеро). Советская балерина – Галина Уланова; Мая Плисецкая; Звёздный дуэт в балете: Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Сейчас Владимир Васильев является балетмейстером (хореографом) мирового значения. Слушают, анализируют.
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Более ста лет назад было создано прекрасное творение хореографа - балетмейстера Мариуса Петипа и русского композитора П.И. Чайковского, которое и по сегодняшний день радует нас – зрителей. За основу этого балета был взят сюжет сказки немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана, а название этой сказки… (показ куклы - Щелкунчик) И только музыка П.И. Чайковского превратила эту сказку в особенную – музыкальную. Действие балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся возле рождественской ёлки. Ответы детей: Балет – сказка «Щелкунчик». «Щелкунчик и Мышиный король». Углубление в новый материал с игровыми элементами (7мин.) С наступлением ночи сказка оживает. Щелкунчик (показ игрушки) вступает в неравную схватку с мышиным войском, и с помощью девочки Мари одерживает победу. Чары зла разрушены. Принц ведёт Мари в сказочную страну сладостей и игрушек. Начинается праздник, на котором гости-сладости, исполняют свои танцы. Гости на этом празднике необычные – представляют свою страну, а точнее чем славится, какими сладостями их страна. С помощью чего героям удаётся передать характер, национальный колорит в танце те, создавая свой - художественный образ? Все ликуют и приветствуют принца и Мари в сказочном кукольном королевстве сладостей. Встречайте первый характерный танец. – Шоколад. Испанский танец (показ куклы в национальном костюме). С помощью, каких видов искусств мы может увидеть и услышать характерные национальные особенности этого танца? Кукольный, но всё равно жгучий танец в испанском стиле. Звучание, какого национального инструмента подчёркивает испанский колорит? (показ инструмента – кастаньет) . Танец этих гостей ни какого не оставит равнодушным (показ куклы в национальном костюме).. Ответы детей: изобразительное искусство: костюмы Хореография: движения лёгкие, но острые. Симфоническая музыка. Кастаньеты. (под звучание музыки дети имитируют пальцами рук игру кастаньет).
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Встречайте характерный танец - Леденцы. Русский танец. Как сочетание изобразительного искусства, симфонической музыки, хореографии смогли передать характер русского народного колорита? Звучание, какого национального инструмента подчёркивает русский народный колорит? (показ инструмента – бубен) На этом празднике ликуют все, и даже цветы (показ куклы). Этот танец танцуют в разных странах. Его звучание объединяет всех гостей на празднике в кукольном королевстве сладостей. Классический танец - «Вальс цветов». Какое впечатление, настроение вызвала у Вас эта музыка? Сказочный, благородный и торжественный вальс. Этот инструмент П.И. Чайковский часто использовал в своих произведениях, чтобы создать сказочность, таинственность? (показ инструмента) Создайте движениями рук образ сказочных, нежных цветов парящих в классическом танце - вальсе. «Вальс цветов», прославляющий добро, весну, красоту и любовь завершает балет – сказку «Щелкунчик». Русские народные костюмы. Плясовая, задорная, зажигательная музыка. Движения, прыжки подчеркивает характер русской плясовой. Бубен.(под звучание музыки хлопками в ладоши имитировать звучание бубна). Вальс. Кружение. Трёх дольный ритм. Сказочная, нежная, парящая музыка. Изящные, воздушные, парящие костюмы и движения. Арфа. (под звучание музыки выполняем движения с помощью рук).
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Закрепление. Итог. (10 мин.) Путешествуя в мир музыкального театра – БАЛЕТ мы на нашем уроке познакомились с двумя видами танца. В чем особенности и различия характерного и классического танца? (Викторина-тест). Опираясь на предыдущие примеры-фрагменты из сказки-балета «Щелкунчик» выполните задание. Назовите последовательно: Название танца. Какой это вид танца (характерный или классический)? Благодаря чему создаётся художественный образ в театрально-музыкальном искусстве балет? Через что в балете происходит выражение художественного образа? Учитель вместе с детьми исполняет песню «Живет на свете красота» Живёт повсюду красота, Живёт, нигде не будь, а рядом, Всегда открыта нашим взглядам, Всегда доступна и чиста. Живёт повсюду красота, В любом цветке, в любой травинке. И даже в маленькой росинке, Что дремлет в складочке листа... Характерный и Классический. Характерный танец: национальные особенности – костюм, движения, музыка, инструменты. Всё это подчеркивает национальный колорит. Классический танец: этот вид танца тоже несёт в себе индивидуальность в музыке и движениях необходимого для данного образа, но движения и исполнения лежат общие «па», каноны, основа как в музыке, так в танце. Шоколад. Испанский танец. Характерный. Дуэт. Вальс цветов. Классический танец. Кордебалет. Леденцы. Русский танец. Характерный. Дуэт. Благодаря союзу искусств: Литературы, симфонической музыки, хореографии:, танца, пантомима. Исполнение песни «Живёт на свете красота».
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Домашнее задание Записать в творческих тетрадях особенности и отличительные черты в характерном и классическом танце. Творческое задание: зарисовать сюжет любого из понравившихся на уроке танцев (декорации, костюм, грим героев танца). Рефлексия (2мин.) Сегодня мы соприкоснулись с удивительным и прекрасным искусством - БАЛЕТ. Наслаждались прекрасными фрагментами из музыкально-театральных постановок. Познакомились с двумя видами танцев их особенностями. В заключении исполнили нежную песню о красоте. Всё это не могло не оставить отпечаток в Вашем настроении. Предлагаю создать поляну настроений вот из этих разноцветных цветков, выберите тот цвет, которой подходит сейчас Вашему настроению (доска и магниты). Выбирают один цветок, того цвета, какое у них настроение после урока и крепят с помощью магнитов на доску. Оценки (1 мин.) Спасибо Вам за прекрасный урок. Без Вашего участия не получилось бы так увлекательно и познавательно. Поаплодируйте себе. Молодцы. Выставление оценок за работу на уроке.
Урок не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребенке.
Список литературы: «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск № 9 ,17. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г. Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с 28 . Сергеева Г.П. Музыка: 5 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций /Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы: http://900igr.net/datas/stikhi/V-gostjakh-u-skazki.files/0032-032-Skazka-o-tsare-Saltane.jpg http://www.balletart.ru/rus/news/2006/img/b06_06_3.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/dioseya.26/0_482c4_4f175f16_L http://www.operaballet.net/content/files/photoalbums/77/image.image8420.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/55/2204055/f_13187638.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/23/69023861_1294607115_IMG_4240_.jpg http://www.kordram.ru/spektakli/schelkunchik/afisha.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 3 классе "Славны были наши деды!" по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, Е. Д. Критской.
Урок музыки в 3 классе в разделе «Россия – Родина моя» по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, Е.Д. Критской. Тема урока «Славны были наши деды!»...
Методическая разработка раздела "Человек и общество" программы по обществознанию для 6 класса
Работа составлена для презентации опыта работы в процессе аттестации...
Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы Тема: Процессор электронных таблиц «Open Office Calc»
Методическая разработка раздела образовательной или учебной программыТема: Процессор электронных таблиц «Open Office Calc» ...
Методическая разработка раздела «Древняя Греция» образовательной программы «История Древнего мира» 5 класс
Данная работа представляет методическую разработку раздела «Древняя Греция» (22 ч.). Раздел входит в курс Всеобщей истории 5 класса, изучение которого решает ряд задач:...
Методическая разработка раздела дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Работа над спектаклем".
Методическая разработка раздела дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Работа над спектаклем"....
Урок музыки в 7 классе "Война и дети" по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.
Урок создавался к юбилейному году Победы в Великой отечественной войне. Материал урока возможно использова во внеклассной работе с учениками 6-8 классов....
Урок музыки в 7 классе "Война и дети" по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.
Урок был создан к юбилейному году Победы в Великой Отечественной войне. Материал урока возможно использовать во внеклассной работе с учениками 6-8 классов....