Методическая разработка раздела «Музыка и литература» образовательной программы: «Музыка» (Автор Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская) 5 класс
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Бухарова Людмила Ивановна
-Раздел раскрывает метапредметные связи (музыка, литература)
-Раздел продолжает формировать музыкальную культуру учащихся
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_muzyka_5_kl.ppt2.18 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка раздела «Музыка и литература» образовательной программы: «Музыка» (Автор Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская) 5 класс Работу выполнила Л.И.Бухарова Учитель музыки МКОУ СОШ №16 г. Дзержинск

Слайд 2

Актуальность, место раздела в программе: Раздел раскрывает метапредметные связи (музыка, литература) Раздел продолжает формировать музыкальную культуру учащихся

Слайд 3

Урок музыки – это, прежде всего, урок творчества, на котором должны быть решены следующие триединые задачи : Образовательная - вооружить учащихся системой музыкальных знаний умений и навыков. Воспитательная - формировать у обучающихся духовные и нравственные качества личности через музыкально-литературные образы. Развивающая - при обучении развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности, любовь к музыке, эмоции, познавательные способности: речь, память, внимание, воображение, восприятие. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА Сформировать представление о взаимосвязи музыки и литературы.

Слайд 4

Психолого-педагогические особенности учащихся: По характеру учебной мотивации У учащихся класса преобладает эмоциональная и познавательная мотивация в обучении По сформированности навыков учебной деятельности У большинства учащихся наблюдается высокий уровень сформированности учебных навыков. Они в основном понимают содержание материала, способны к самостоятельному анализу, и исправлению ошибок. По уровню волевого развития и концентрации внимания В целом учащиеся могут быть охарактеризованы с высокой степенью работоспособности. У большинства учащихся хорошо развито произвольное внимание, быстрое включение в работу. По особенностям поведения в процессе учебной деятельности Практически все учащиеся способны регулировать свое поведение на основе требований учителя. Но есть учащиеся нуждающиеся в дополнительной эмоциональной мотивации со стороны учителя. Отличительной особенностью данных классов является интерес к изобразительности в музыке. Они внимательно слушают, а также активно участвуют в обсуждении музыкальных фрагментов.

Слайд 5

Личностно-ориентированное обучение : Метод учебного проекта Групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые методики Один из активных путей создания на уроке атмосферы сотворчества, сотрудничества педагога и ученика Начинается с организации творческого пространства детьми. Рефлексия основных правил организации. Ролевые игры Самоорганизующаяся деятельность

Слайд 6

Ожидаемые результаты освоения программы: Овладение школьниками системой музыкально-теоретических знаний, умений; Формирование у школьников художественно-эстетического вкуса, любви к музыке; Умение анализировать музыкальный материал; Способность к контролю и самоконтролю; Способность к творческому решению учебных и практических задач.

Слайд 7

Типы уроков: Уроки овладения новыми знаниями Уроки формирования и усвоения умений и навыков Уроки обобщений и систематизации знаний Уроки повторения, закрепления знаний, умений и навыков Контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков), музыкальные викторины Комбинированные уроки , на которых одновременно решается несколько дидактических задач

Слайд 8

Методы обучения: Методы организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности Методы освоения учениками нового материала: Иллюстративно-объяснительные Репродуктивные Проблемного изложения Частично-поисковые Исследовательские и т.д. Наглядные ( демонстрации, иллюстрации, показ картин и т.д.) Практические (упражнения, исследования и т.д.) Методы характеризующие мыслительные операции: Индуктивные (от частного к общему) Дедуктивные (от общего к частному) Традуктивные (не меняя уровня обобщения) Методы передачи учебной информации: Словесные (рассказ, беседа, звуковоспроизведение и т.д.) Наглядные (демонстрации, иллюстрации, показ картин и т.д.) Практические (упражнения, исследования и т.д.) Методы обучения: Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности Методы стимулирования мотивов интереса к учению: Познавательные игры Учебные дискуссии Неожиданность Занимательность Создание ситуаций новизны, успеха Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности: Убеждение Требование Приучение Поощрение Методы музыкального воспитания: Метод интонационно-стилевого постижения музыки Метод сравнительного анализа Метод эмоциональной драматургии Проблемно-поисковый метод Методы обучения:

Слайд 9

Методы обучения: Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности Устные или письменные Фронтальные, групповые, индивидуальные Итоговые или текущие С применением компьютеров и других ТСО или без них Методы активизации обучающихся на уроках музыки: Пение Импровизация Голосовые игры Речевые упражнения Словесное высказывание о музыке Интересный подбор музыкального материала Задания на активизацию слухового внимания: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов и т.д. Создание рисунков, раскрашивание Графическая звукозапись Движение: дирижирование, ходьба, марширование, подскоки, наклоны, хлопки и т.д. Инсценирование Игра на музыкальных инструментах

Слайд 10

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная Групповая Индивидуальная Используемые образовательные технологии дыхательные упражнения ритмопластика, гимнастика фольклорная арттерапия Здоровьесберегающие технологии

Слайд 11

Система знаний и умений: Формирование знаний об отличительных особенностях различных музыкальных жанров (опера, балет, мюзикл); Знания о составе симфонического оркестра; Знание о многообразии тембральных различий музыкальных инструментов симфонического оркестра; Знание об изобразительных свойствах инструментов симфонического оркестра; Знание о строении музыкальных форм произведений (рондо, вариации, трехчастная, репризная формы и т.д.); Знание о строении мелодии, ритмических особенностях, гармонической и полифонической основе музыки.

Слайд 12

Тематическое планирование по разделу: Кол-во часов Что роднит музыку с литературой 1 час Вокальная музыка (песня, романс, вокализ, ансамбль) 1 час Фольклор в музыке русских композиторов 1 час Жанры инструментальной и вокальной музыки 1 час Вторая жизнь песни 1 час Всю жинь мою несу Родину в деуше 1 час Писатели и поэты о музыке и музыкантах 1 час Первое путешествие в музыкальный театр 1 час Второе путешествие в музыкальный театр 1 час Музыка в театре, в кино, на телевидении 1 час

Слайд 13

Методическая разработка урока: «Второе путешествие в музыкальный театр» Тип урока : комбинированный Тема урока: путешествие в музыкальный театр. Балет-сказка «Щелкунчик». Цель урока: развитие активного осознанного восприятия музыки учащимися на основе выявления в ней музыкальных образов, определения их характеров. Задачи урока: Образовательные: учить овладению навыкам осознанного слушания музыкальных произведений, дальнейшему их анализу. Формировать целостное представление о творчестве П.И. Чайковского. Воспитательные: воспитывать мир чувств ребенка, его эмоциональную чуткость. Развивающие: способствовать развитию основных мыслительных процессов: внимания, памяти, умений сравнивать, анализировать. Способствовать развитию навыка эмоционального слушания.

Слайд 14

Оборудование и материалы: Проектор Экран Компьютер Музыкальный центр, диски Фортепиано Портреты композиторов Иллюстрации к сказкам Кастаньеты - 4 комплекта Бубны – 4 шт.

Слайд 15

Марш Вальс цветов Испанский танец Демонстрационные материалы: Китайский танец

Слайд 16

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Организационный момент. (1 мин..) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку . Приветствуют учителя стоя, проверяют готовность рабочего места к уроку. Садятся за парты. Постановка цели урока. (2 мин..) Мы продолжаем наше увлекательное путешествие в мир музыкального театра. Театр уж полон, ложи блещут, Партеры и кресла, всё кипит, В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит… Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истома, она, Одной ногой касаясь, пола, Другою медленно кружит И вдруг прыжок, и вдруг летит… Сегодня, мы соприкоснёмся и познакомимся с удивительным, изящным искусством имя ему – Балет. Слушают, анализируют.

Слайд 17

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Постановка проблемного вопроса урока. Новый материал. (5 мин.) В переводе с французского (Balleto) и с латинского языка (ballo) – танцую. Это вид театрально-музыкального искусства. Вспомните, с каким театрально-музыкальным искусством мы знакомились в первом путешествии в музыкальный театр? Знакомясь с театрально-музыкальным искусством БАЛЕТ главный вопрос на нашем уроке, на который мы попробуем найти ответ, благодаря чему создаётся художественный образ в балете. История балетного театра уходит корнями в далёкое прошлое. На протяжении нескольких эпох создавался этот сложный вид музыкально-театрального искусства, меняя и переплетая в себе несколько искусств. Ответы детей: опера. Запись в творческих тетрадях. Повторение (3 мин.) Что является первоисточником, как для оперного, так и для балетного искусства. Литературные произведения, переделываемые сообразно музыкально-сценическим требованиям, где излагается содержание сюжета? Либре́тто (итал.) libretto «книжечка» - литературная основа оперы, балета, оперетты, мюзикла. Ответы детей: литература, либретто, с перевода «книжечка».

Слайд 18

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Изучение нового материала. (7 мин.) И первый лепесток? Первоисточником любого сюжета, сказки, спектакля является? Спектакль не обычный, а музыкальный. И второй лепесток? - Безмолвное, но театрализованное искусство с помощью чего происходит выражение чувств, эмоции? Третий и четвёртый лепестки? (открываю пятый лепесток) Какую функцию выполняет изобразительное искусство в Балете? Учащиеся поочередно открывают лепестки: - Литература - Музыка Пантомима - Хореография - Декорации Запись в творческих тетрадях. Углубление в новый материал (7 мин.) Благодаря такому союзу искусств и появилось незабываемое зрелище как музыкальный спектакль – БАЛЕТ. Ни одну эпоху складывался этот вид искусства. Многие страны вносили свой вклад в его развитие. Нам есть чем гордиться - яркий расцвет этого искусства произошёл именно в России, в конце 19 века. По сегодняшний день русская школа балета одна из первых и сильных в мире этого искусства. Хочется представить Вашему вниманию прославленных танцоров нашей страны: Великая Анна Павлова – на многие века, танцуя, прославила музыку П.И. Чайковского (Лебединое озеро). Советская балерина – Галина Уланова; Мая Плисецкая; Звёздный дуэт в балете: Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Сейчас Владимир Васильев является балетмейстером (хореографом) мирового значения. Слушают, анализируют.

Слайд 19

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Более ста лет назад было создано прекрасное творение хореографа - балетмейстера Мариуса Петипа и русского композитора П.И. Чайковского, которое и по сегодняшний день радует нас – зрителей. За основу этого балета был взят сюжет сказки немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана, а название этой сказки… (показ куклы - Щелкунчик) И только музыка П.И. Чайковского превратила эту сказку в особенную – музыкальную. Действие балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся возле рождественской ёлки. Ответы детей: Балет – сказка «Щелкунчик». «Щелкунчик и Мышиный король». Углубление в новый материал с игровыми элементами (7мин.) С наступлением ночи сказка оживает. Щелкунчик (показ игрушки) вступает в неравную схватку с мышиным войском, и с помощью девочки Мари одерживает победу. Чары зла разрушены. Принц ведёт Мари в сказочную страну сладостей и игрушек. Начинается праздник, на котором гости-сладости, исполняют свои танцы. Гости на этом празднике необычные – представляют свою страну, а точнее чем славится, какими сладостями их страна. С помощью чего героям удаётся передать характер, национальный колорит в танце те, создавая свой - художественный образ? Все ликуют и приветствуют принца и Мари в сказочном кукольном королевстве сладостей. Встречайте первый характерный танец. – Шоколад. Испанский танец (показ куклы в национальном костюме). С помощью, каких видов искусств мы может увидеть и услышать характерные национальные особенности этого танца? Кукольный, но всё равно жгучий танец в испанском стиле. Звучание, какого национального инструмента подчёркивает испанский колорит? (показ инструмента – кастаньет) . Танец этих гостей ни какого не оставит равнодушным (показ куклы в национальном костюме).. Ответы детей: изобразительное искусство: костюмы Хореография: движения лёгкие, но острые. Симфоническая музыка. Кастаньеты. (под звучание музыки дети имитируют пальцами рук игру кастаньет).

Слайд 20

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Встречайте характерный танец - Леденцы. Русский танец. Как сочетание изобразительного искусства, симфонической музыки, хореографии смогли передать характер русского народного колорита? Звучание, какого национального инструмента подчёркивает русский народный колорит? (показ инструмента – бубен) На этом празднике ликуют все, и даже цветы (показ куклы). Этот танец танцуют в разных странах. Его звучание объединяет всех гостей на празднике в кукольном королевстве сладостей. Классический танец - «Вальс цветов». Какое впечатление, настроение вызвала у Вас эта музыка? Сказочный, благородный и торжественный вальс. Этот инструмент П.И. Чайковский часто использовал в своих произведениях, чтобы создать сказочность, таинственность? (показ инструмента) Создайте движениями рук образ сказочных, нежных цветов парящих в классическом танце - вальсе. «Вальс цветов», прославляющий добро, весну, красоту и любовь завершает балет – сказку «Щелкунчик». Русские народные костюмы. Плясовая, задорная, зажигательная музыка. Движения, прыжки подчеркивает характер русской плясовой. Бубен.(под звучание музыки хлопками в ладоши имитировать звучание бубна). Вальс. Кружение. Трёх дольный ритм. Сказочная, нежная, парящая музыка. Изящные, воздушные, парящие костюмы и движения. Арфа. (под звучание музыки выполняем движения с помощью рук).

Слайд 21

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Закрепление. Итог. (10 мин.) Путешествуя в мир музыкального театра – БАЛЕТ мы на нашем уроке познакомились с двумя видами танца. В чем особенности и различия характерного и классического танца? (Викторина-тест). Опираясь на предыдущие примеры-фрагменты из сказки-балета «Щелкунчик» выполните задание. Назовите последовательно: Название танца. Какой это вид танца (характерный или классический)? Благодаря чему создаётся художественный образ в театрально-музыкальном искусстве балет? Через что в балете происходит выражение художественного образа? Учитель вместе с детьми исполняет песню «Живет на свете красота» Живёт повсюду красота, Живёт, нигде не будь, а рядом, Всегда открыта нашим взглядам, Всегда доступна и чиста. Живёт повсюду красота, В любом цветке, в любой травинке. И даже в маленькой росинке, Что дремлет в складочке листа... Характерный и Классический. Характерный танец: национальные особенности – костюм, движения, музыка, инструменты. Всё это подчеркивает национальный колорит. Классический танец: этот вид танца тоже несёт в себе индивидуальность в музыке и движениях необходимого для данного образа, но движения и исполнения лежат общие «па», каноны, основа как в музыке, так в танце. Шоколад. Испанский танец. Характерный. Дуэт. Вальс цветов. Классический танец. Кордебалет. Леденцы. Русский танец. Характерный. Дуэт. Благодаря союзу искусств: Литературы, симфонической музыки, хореографии:, танца, пантомима. Исполнение песни «Живёт на свете красота».

Слайд 22

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Домашнее задание Записать в творческих тетрадях особенности и отличительные черты в характерном и классическом танце. Творческое задание: зарисовать сюжет любого из понравившихся на уроке танцев (декорации, костюм, грим героев танца). Рефлексия (2мин.) Сегодня мы соприкоснулись с удивительным и прекрасным искусством - БАЛЕТ. Наслаждались прекрасными фрагментами из музыкально-театральных постановок. Познакомились с двумя видами танцев их особенностями. В заключении исполнили нежную песню о красоте. Всё это не могло не оставить отпечаток в Вашем настроении. Предлагаю создать поляну настроений вот из этих разноцветных цветков, выберите тот цвет, которой подходит сейчас Вашему настроению (доска и магниты). Выбирают один цветок, того цвета, какое у них настроение после урока и крепят с помощью магнитов на доску. Оценки (1 мин.) Спасибо Вам за прекрасный урок. Без Вашего участия не получилось бы так увлекательно и познавательно. Поаплодируйте себе. Молодцы. Выставление оценок за работу на уроке.

Слайд 23

Урок не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребенке.

Слайд 24

Список литературы: «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

Слайд 25

Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск № 9 ,17. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г. Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с 28 . Сергеева Г.П. Музыка: 5 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций /Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014.

Слайд 26

Интернет-ресурсы: http://900igr.net/datas/stikhi/V-gostjakh-u-skazki.files/0032-032-Skazka-o-tsare-Saltane.jpg http://www.balletart.ru/rus/news/2006/img/b06_06_3.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/dioseya.26/0_482c4_4f175f16_L http://www.operaballet.net/content/files/photoalbums/77/image.image8420.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/55/2204055/f_13187638.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/23/69023861_1294607115_IMG_4240_.jpg http://www.kordram.ru/spektakli/schelkunchik/afisha.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3 классе "Славны были наши деды!" по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, Е. Д. Критской.

Урок музыки в 3 классе в разделе «Россия – Родина моя» по программе «Музыка» авторов  Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, Е.Д. Критской.  Тема урока «Славны были наши деды!»...

Методическая разработка раздела "Человек и общество" программы по обществознанию для 6 класса

Работа составлена для презентации опыта работы в процессе аттестации...

Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы Тема: Процессор электронных таблиц «Open Office Calc»

Методическая разработка раздела образовательной или учебной программыТема: Процессор электронных таблиц «Open Office Calc» ...

Методическая разработка раздела «Древняя Греция» образовательной программы «История Древнего мира» 5 класс

   Данная работа представляет методическую разработку раздела «Древняя Греция» (22 ч.). Раздел входит в курс Всеобщей истории 5 класса, изучение которого решает ряд задач:...

Методическая разработка раздела дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Работа над спектаклем".

Методическая разработка раздела дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Работа над спектаклем"....

Урок музыки в 7 классе "Война и дети" по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.

Урок создавался к юбилейному году Победы в Великой отечественной войне. Материал урока возможно использова во внеклассной работе с учениками 6-8 классов....

Урок музыки в 7 классе "Война и дети" по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.

Урок был создан к юбилейному году Победы в Великой Отечественной войне. Материал урока возможно использовать во внеклассной работе с учениками 6-8 классов....