Статья "Нарушение голоса у детей"
статья по музыке

Королева Ольга Алексеевна

охрана и гигиена детского голоса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_korolevoy_o.a.docx21.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкально-хоровая школа им. Г. Струве»

СТАТЬЯ

На тему: « Охрана и гигиена детского голоса»

Подготовила:

преподаватель МОУДО “ДМХШ им. Г. Струве”  

Королева О.А.

г. Железногорск 2020 г.

Голос является индикатором психоэмоционального состояния человека, и любые голосовые нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование личности.

Голосовой аппарат – это комплекс органов и систем, которые принимают участие в процессе голосообразования.

Принято выделять четыре его основные части:

  1. гортань – генератор звука;
  2. резонаторную часть (глотка, полости рта и носа);
  3. энергетический аппарат (трахея, бронхи, легкие, диафрагма);
  4. артикуляционный аппарат (ротовая полость, язык, губы, твердое и мягкое небо.  

К нарушению механизма голосообразования может привести патологический процесс, возникший в самом голосовом аппарате или в других органах или системах. Так, например, если увеличены миндалины, то нарушается четкость артикуляции, изменяется тембр голоса. Аденоидные разрастания придают голосу носовой оттенок и даже гнусавость. В последние годы наблюдается рост числа детей, страдающих нарушениями голоса. Большинство исследователей связывают это с перенапряжением голосовой функции (Василенко Ю.С., Уланов С.Е.).

Можно выделить две ведущие причины перенапряжения голоса, приводящие детей к его расстройству:

  1. несоблюдение правил охраны и гигиены детского голоса;
  2. повышение невротизации и психоэмоциональные перегрузки детей.

В последние годы широкое развитие получила сеть платных музыкальных кружков и студий. У большинства преподавателей вокала в этих учебных заведениях отсутствуют знания по вопросам охраны и гигиены детского голоса. Нарушаются нормы длительности занятий. Дети с острыми ринитами, фарингитами и прочими заболеваниями допускаются к занятиям.

Такая практика приводит к большим голосовым перегрузкам. Особую популярность сейчас приобрело детское эстрадное и народное пение. При этом детям для исполнения предлагаются произведения взрослого репертуара, написанные без учета особенностей звуковысотного диапазона. Дети, вынуждены исполнять эти произведения в грудном регистре с форсированной манерой голосоведения, изменением вокальной позиции гортани. Вследствие этого у детей могут развиваться узелки голосовых складок, функциональные дисфонии.

Были обследованы 345 детей в возрасте от 6 до 16 лет, которые обратились в фониатрическое отделение Санкт-Петербургского НИИ уха, горла и речи. Самую большую группу составили 175 пациентов с узелками голосовых связок. Примерно столько же страдало хроническими ларингитами. Результаты у больных с узелками голосовых связок: 21% - изменения были выявлены после рождения или на первом году жизни и обусловлены повышенной нервной возбудимостью детей с диатезом и нарушением желудочно-кишечного тракта; 20% - возникли после ОРВИ, гриппа, ангины; 26% - были связаны с повышенной голосовой нагрузкой; 33% - неизвестная причина. В группе пациентов с хроническими ларингитами у 35% осиплость голоса возникла сразу после рождения или на первом году жизни; в 12% случаев возникла после ОРВИ; у 1% - после коклюша, у 5% - на фоне аллергических заболеваний; 17% - в связи с постоянной громкой речью и криком; 30% - причина неизвестна. Было установлено, что родители всех обследованных детей отмечали у них повышенную психоэмоциональную активность. При сборе анамнеза было выявлено, что беременность 70 % матерей протекала с угрозой выкидыша, была отягощена токсикозом и респираторными инфекциями.

Одной из важнейших составляющих реабилитации детей с нарушениями голоса являются фонопедические занятия, которые должны проводиться с учетом формы голосового расстройства, взаимосвязи эмоционального состояния, мышечного тонуса и процесса фонации, а также с учетом общедидактических принципов доступности, последовательности, систематичности, наглядности. Если нарушения возникли у эмоционально напряженного ребенка, то занятия проводятся в режиме расслабления. Основное внимание уделяется релаксационным упражнениям, технике самомассажа, семейной психотерапии с целью улучшения микроклимата семьи. При хроническом ларингите основное внимание уделяется не только психотерапевтическому воздействию, сколько развитию слухового внимания, умению контролировать силу голоса. Длительная фонопедическая реабилитация требовалась пациентам с бороздками голосовых связок. Для них использовался комплекс упражнений по снятию мышечного напряжения, формирования экономного и направленного выдоха, координации голоса, дыхания, артикуляции.

Необходимо осуществлять следующие мероприятия по гигиене и охране голоса ребенка:

  1. следить за уровнем нагрузки на голосовой аппарат;
  2. не допускать злоупотребления высокими нотами во время пения и криком во время игры;
  3. не допускать большие речевые нагрузки, пение во время болезни;
  4. с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть;
  5. рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла,- острого, соленого, чрезмерно горячего или холодного;
  6. в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру.

Таким образом, комплексная диагностика способствует наиболее полной реабилитации детей с нарушением голоса, которая включает в себя обязательную санацию лор-органов, терапию психосоматических расстройств и фонопедические занятия.


 

Список используемой литературы

1. Шорин И. Развитие, воспитание и охрана певческого голоса. – М., 1959.

2. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. – М., 1990.

3. Рябченко А.Т. Функциональные нарушения голоса. – М.: Медицина, 1964.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации. Развитие певческого голоса у детей 6 – 12 лет с использованием фонопедического метода

«Методические рекомендации развития певческого голоса у детей 6 – 12 лет с использованием фонопедического метода» предназначены для организации учебных занятий с учащимися 1- 5 классов. Особое в...

Консультация для родителей на тему: «ОХРАНА ГОЛОСА У ДЕТЕЙ»

В статье даются советы родителям, по гигиене и охране голоса у детей. Упражнения по развитию голоса и речевого дыхания....

Тема: Введение в программу. «Разноцветные голоса» (для детей 6-7 лет)

Цель: познакомиться с детьми, пробудить у детей интерес к занятиям в вокальном ансамбле....

Работа с родителями при нарушении голоса у детей.

Сообщение для МО логопедов раскрывает основные задачи, которые ставятся в процессе взаимодействия логопеда с родителями....

Рекомендации по сохранению певческого голоса у детей

Зачастую мы не задумываемся о необходимости сохранения певческого голоса у детей. Нам кажется, что ничто не может повредить детский голос, но это не так....

Статья "Работа с голосом у детей в переходный период".

Статья "Работа с голосом у детей в переходный период"....

Картотека музыкально - дидактических игр на развитие голоса у детей дошкольного возраста.

Подбор музыкально - дидактических игр на развитие голоса.Например : Громко-тихо,Идите с нами играть,Не разбуди куклу и др....