Картотека музыкально - дидактических игр на развитие голоса у детей дошкольного возраста.
картотека
Подбор музыкально - дидактических игр на развитие голоса.Например : Громко-тихо,Идите с нами играть,Не разбуди куклу и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_muzykalno-didakticheskih_igr_dlya_razvitiya_golosa.docx | 25.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально - дидактические игры на развития голоса.
Часто мы резко обрываем человека в тот момент, когда он поет, или поправляем, если слышим неправильно звучащую мелодию. Этого делать нельзя, потому что песня – это отражение настроения. Если человека прервали, он начинает нервничать, раздражается или вообще перестает с вами общаться.
Песня помогает справляться с трудностями, благотворно влияет на психическое состояние человека. Вспомним слова старой известной песни: «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет». В песне человек выражает не только свое настроение, но и свое видение мира.
Одной из задач музыкального воспитания является развитие певческих навыков у ребенка. Песня – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Ребенок часто напевает свою незамысловатую мелодию в процессе игры.
Музыкально-дидактические игры помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами.
Песни могут быть различного характера. Музыкальные игры учат детей понимать передаваемое настроение в песне, различие в исполнении той или иной мелодии: одни поются отрывисто или протяжно, другие – легко или напевно.
Дети обращаются к песне с целью выразить через нее свое настроение.
Для развития у детей голоса используются различные распевки, которые проводятся на музыкальном занятии до разучивания какой-либо песни. Обычно для распевок берут несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен, попевок, которые они поют с различными звуками.
Игры на развития голоса |
«ГРОМКО – ТИХО» |
Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. |
Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки. |
Ход: Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)». |
«ИДИТЕ С НАМИ ИГРАТЬ» |
Цель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом. |
Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери. |
Ход: На расстоянии 2 – 3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал. |
«НЕ РАЗБУДИ КУКЛУ» |
Цель: Развивать умение пользоваться тихим голосом. |
Оборудование: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек. |
Ход: Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал. |
«ДУЕТ ВЕТЕР» |
Цель: Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. |
Оборудование: 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья. |
Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса. |
«СКАЖИ НА УШКО» |
Для игры понадобится игрушка-собачка. |
Возьмите игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка в щеку. Собачка с радостью это сделает. |
Предложите малышу самому попросить о чем-нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом. |
«БЫСТРО И МЕДЛЕННО» |
Вам понадобится игрушка-зайчик. |
Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!» |
Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений. |
Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук-тук) – стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжик-вжик) – ребром ладони водите по столу вперед-назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь-дон) – соберите пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет человечек (топ-топ) – средним и указательным пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая колеса поезда, капает дождик (кап-кап) – стучите пальцами по столу в разном темпе. |
«ПЕРЕБЕЖКИ» |
Цель. Развитие силы голоса. Активизация мышц губ. |
Оборудование. Мел, стульчики. Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей вызывает другого по своему выбору "Ay, ay, Петя". Петя в свою очередь отвечает ему: "Ay, ay, Вова", и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами. |
«ВЬЮГА» |
Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ. |
Оборудование. Сюжетная картинка "Вьюга". |
Описание игры. Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. |
По сигналу воспитателя "Вьюга начинается" тихо говорят: у-у-у...; по сигналу "Вьюга кончается" говорят тише; по сигналу "Вьюга закончилась" замолкают. |
Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2—3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх — дети говорят громче, плавное движение руки вниз — дети говорят тише. |
«КТО КОГО?» |
Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти. |
Описание игры. Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки а, о, у, и, э. |
«ДУЕТ ВЕТЕР» |
Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. |
Описание игры. Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: "Пошли мы летом на прогулку в лес". Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: "Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки". Педагог и дети останавливаются. "Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в (тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: "Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в..." — педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом. |
Методическое указание. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса. |
«МЕДВЕДЬ И ЁЛКА» |
Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса. |
Оборудование. Маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.). |
Описание игры. Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог: |
Волк.Ты куда идешь, медведь? |
Медведь. В город, елку приглядеть. |
Волк. Да на что тебе она? |
Медведь. Новый год встречать пора. |
Волк. Где поставишь ты ее ? |
Медведь. В лес возьму, в свое жилье. |
Волк. Что ж не вырубил в лесу? |
Медведь. Жалко, лучше принесу. |
Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем. |
«ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ» |
Цель. Развитие высоты голоса и выразительности. Совершенствование фразовой речи. |
Оборудование. Маски животных. |
Описание игры. Дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк — сначала грубым, низким голосом, а потом более высоким. |
«БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ» |
Вам понадобятся картинки с часами, большими и маленькими. |
Покажите ребенку картинку с большими часами и изобразите, как они тикают. Для этого громко произносите: «ТИК-ТАК, ТИК-ТАК». Затем покажите картинку с маленькими часиками и тихо произнесите: «Тик-так, тик-так». Попросите ребенка самого озвучить каждую из картинок. Показывайте ребенку по очереди изображения то больших, то маленьких часов. |
Аналогичным образом можно обыграть картинки «Большой и маленький молоток» («ТУК» – «тук»), «Колокольчик» («ДИНЬ-ДОН» – «динь-дон»). |
«ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ» |
Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах: |
- Кто сидел на моем стуле? |
- Кто ел из моей чашки? |
- Кто спал в моей постели? |
- Кто же был в нашем доме? И т.п. |
«КАРУСЕЛИ» |
Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки и идите по кругу, говоря: |
Еле-еле-еле-еле |
Завертелись |
Карусели |
(идите и говорите в медленном темпе). |
А потом, потом, потом |
(темп постепенно нарастает) |
Все бегом, бегом, бегом |
(двигайтесь и говорите в быстром темпе)! |
Тише, тише, не спешите |
(темп постепенно замедляется) — |
Карусель остановите |
(идите и говорите в медленном темпе)! |
Раз, два, раз, два |
(хлопать в ладоши и говорить медленно) – Вот и кончилась игра! |
При повторении игры слова произносите вместе с ребенком. |
«ГРОМКО – ШЕПОТОМ» |
Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом. |
Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально): |
— Су-су-су — кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно). |
Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са... (там летит оса), су-су-су... (я боюсь осу).
|
«ГОРКА» |
Силу голоса соизмеряем с направлением движения руки: вверх (на горку) – сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – сила голоса уменьшается. |
«ЛЕСНЫЕ ТРОПИНКИ» |
Цель: научить детей повышать и понижать силу голоса |
- Кто там далеко идёт? – топ – топ – топ (тихим голосом) |
Кто - то близко здесь идёт? – топ – топ – топ (громким голосом). |
«ПАРОВОЗ» |
Паровоз гудит тихо, он уехал далеко; паровоз гудит громко, он подъехал близко. |
«ЗАЙЧИКИ» |
Зайцы далеко играют на барабане – бам, бум, бом (тихим голосом); |
Зайцы близко стоят и играют громко – бам, бум, бом. |
«Дирижёр» |
Предлагается пропевать гласные звуки, обозначая высоту голоса движением руки: рука вверх поднята – поём высоким голосом, рука опущена вниз – поём низким голосом. |
Сначала взрослый проводит данную игру, а затем и детям предлагается побыть в роли дирижёра. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
Презентация включает в себя этапы развития, условия возникновения и успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей «Дидактическая игра- важное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста».
Здесь вы узнаете, что игра является важным средством развития логического мышления ....
Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр".
Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"....
Картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста
Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста...
Дидактические игры на развитие эмоций у детей дошкольного возраста с ОВЗ
В своей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) мы часто используем игры, сделанные своими руками. Наши дидактические игры созданы и адаптированы для детей, и...
План по самообразованию музыкального руководителя «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной д
Цель: углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....
«Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
laquo;Музыкальныйфольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». В наше время повсеместно наблюдается процесс оскуде...