Работа с родителями при нарушении голоса у детей.
консультация на тему

Хазикова Оксана Валерьевна

Сообщение для МО логопедов раскрывает основные задачи, которые ставятся в процессе взаимодействия логопеда с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_pri_narusheniyah_golosa.docx53.69 КБ

Предварительный просмотр:

.

               Работа с родителями при нарушениях голоса

Хазикова Оксана Валерьевна

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Ласточка»

Одним из важнейших направлений в коррекционно – воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

Речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребёнка наиболее эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей. Лишь постоянным, последовательным и адекватным потребностям и способностям ребёнка вмешательство взрослого гарантирует наилучший результат.

Современная семья в ситуации всеобщей нестабильности переживает серьёзный кризис, он выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Заниженная социальная установка на воспитание детей у молодых родителей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, коррекции речевых нарушений, закономерностях психического развития детей, отрицательно влияют на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребёнка.

Основная цель полноценного взаимодействия – это активизация родителей, привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в дошкольном учреждении более последовательным, а их взаимовлияние более эффективным.

Основные задачи, которые ставятся в процессе взаимодействия логопеда с родителями, сводятся к следующему:

  • установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;
  • создание атмосферы общности интересов;
  • повышение грамотности родителей в области коррекционной педагогики;
  • формирование навыков наблюдения за ребёнком и умение делать правильные выводы из этих наблюдений;
  • усвоение родителями уверенного и спокойного стиля воспитания с целью обеспечения ребёнку чувства комфортности и защищённости.

Продумывая содержание общения с семьями, логопед  обязательно должен принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, родительский опыт, жилищные условия и т.д.

Существует несколько принципов, в соответствие с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями детей, имеющими недостатки речи.

1.      Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.

2.      Не прибегать к назидательному тону при общении даже с самыми неблагополучными родителями , рекомендации давать в форме пожеланий.

3.      Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника;

4.      Сохранять конфиденциальность информации.

5.      Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.

6.      В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.

7.      Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.

8.      Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов.

9.      Избегать использования в беседе таких слов, как "дефект", "нарушение" и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста, и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более  нейтральными: "трудности", "проблемы", "недостатки".

10.  Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.

Становление личности человека — сложный и многогранный процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию. Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, который основан на родственных чувствах, выражается в глубокой любви к детям и ответном чувстве детей к родителям.

Совместная работа учителя-логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и существенно влияет на успешность коррекционно-воспитательной работы. Основной целью учителя-логопеда в работе с родителями, воспитывающими детей с нарушениями речи, является оптимизация и коррекция детско-родительских отношений.

Формы совместной работы учителя-логопеда с родителями:

· В начале учебного года учитель-логопед обследует речь детей. В

основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка. Учитель-логопед должен познакомиться с родителями детей, которые будут у него заниматься. Из первой беседы выясняются условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Учитель-логопед интересуется жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для специалиста, так и для родителей. От ее атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество. Нужно настроить и привлечь родителей к совместной работе, объяснить какую помощь от них ждет учитель-логопед в воспитании и обучении, в целях достижения успеха коррекционной работы.

· Проведение открытых логопедических занятий, индивидуальных

занятий с родителями. Во время занятий используется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком. Индивидуальная работа с родителями совместно с их детьми включает следующие формы: демонстрация родителям приёмов работы с ребёнком; конспектирование родителями занятий; выполнение домашних заданий со своим ребёнком; самостоятельное чтение родителями литературы, специально подобранной для решения конкретного вопроса.

· Проведение консультаций. Положительным результатом консультаций считаю ситуации, когда родители, прислушавшись к рекомендациям и почувствовав возможность получения реальной поддержки, самостоятельно возвращаются на повторную консультацию, где прослеживается динамика психофизического развития ребёнка, а также эффективность предложенных рекомендаций.

· Лекционно-просветительская работа – проводится для получения

необходимых теоретических знаний родителей по различным вопросам воспитания и обучения детей. Посещая эти занятия, родители приобретают не только знания, но и поддержку друг друга, понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с похожими проблемами, это придает родителям спокойствие, снимает напряжение.

К лекционно-просветительской работе относится и проведение тематических родительских собраний. Необходимо знакомить родителей с требованиями, приемами и содержанием работы учителя-логопеда, ведь зачастую, они не имеют представления о том, какую огромную работу проводит учитель-логопед, какие задачи воспитательного и образовательного процесса он решает.

· Организация «круглых столов», родительских конференций. Эти

встречи проводятся в непринуждённой обстановке, дают родителям много полезной информации, очерчивают круг вопросов, на которые они ещё не смогли получить ответы.

Следует отметить, что изучение детско-родительских отношений в семьях, где воспитывается ребенок с нарушениями речи, – одна из актуальных тем на стыке психологии и логопедии. Благодаря использованию представленных форм работы с родителями, установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса отмечаются существенные позитивные изменения: в восприятии семейных отношений с ребенком; в осознании своего положения в семейном коллективе; в динамике родительского отношения к детям, которое становится более тёплым, принимающим. Успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения ребенка, но и решаются многие внутрисемейные конфликты и проблемы родителей, в семье создается благоприятный психоэмоциональный климат. Родители более адекватно и оптимистично оценивают состояние и перспективы своих детей.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

  Литература :

  • 1. Глушкова Г.В., Гризик Т.И., Кузнецова Г.В., Доронова Т.А. / Вместе с семьей. М.: Просвещение, 2005.
  • Давыдова О.И., Богословец Л.Г. Работа с родителями. М., 2005.
  • Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. // Дошкольное воспитание, 2000, N2, с.44-49.
  • Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание N1, 2004.
  • Иванова И.А. Особенности родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии. // Коррекционная педагогика.–2007.–7.
  • Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Для того. чтобы партнерство с родителями было наиболее действенным...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Для того. чтобы партнерство с родителями было наиболее действенным...

Описание опыта работы с родителями в учреждении дополнительного образования детей

Работа с родителями: из опыта работы / Составитель: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Гузь Яна Вадимовна. – Златоуст, 2012. Рецензент: заместитель ...

Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ

Девиантное поведение проявляется в реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни....

Консультация для родителей "Профилактика нарушений речи у детей"

От правильного произношения зависит общая культура речи, и нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми....

Статья "Нарушение голоса у детей"

охрана и гигиена детского голоса...

Особенности нарушений голоса у детей со стертой дизартрией

Аннотация. В статье отражены мнения разных авторов, характеризующие состояние голоса детей со стертой дизартрией и раскрывающие причины и симптоматику голосовых расстройств у данной категории детей.Кл...