Открытый урок музыки. 2 класс "Средства музыкальной выразительности"
план-конспект урока по музыке

Мартынцова Наталья Ильинична

 

Тема урока: «Средства музыкальной выразительности. Тембр»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass_sredstva.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок во II классе.

МБОУ «СОШ №1 имени Ярослава Василенко» п.Пурпе

Учитель музыки Мартынцова Н.И.

Тема урока: «Средства музыкальной выразительности. Тембр»

Цели урока:

Образовательные: Дать учащимся понятие тембр через ознакомление голосов: человека, животных, музыкальных инструментов. Осмысленное и эмоциональное восприятие понятия «тембр» как средства музыкальной выразительности;

Развивающие: Развивать мышление, монологическую речь, внимание, память воображение, сенсорную сферу, творческий потенциал;

Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к музыке, чувство прекрасного, бережное отношение к музыкальным инструментам, воспитывать уважение к человеку, чья профессия связана с музыкой;

ФОПД: фронтальная, индивидуальная, групповая;

Оборудование: музыкальный центр, скрипка, аккордеон, сундук, синтезатор, раздаточный материал (цветные карточки, карточки с изображением музыкальных инструментов, карточки с названием средств музыкальной  выразительности), шумовые музыкальные инструменты (ложки, трещотки), на доске макет цветка;

Методы музыкального образования, используемые на уроке:

Музыкальные:

Метод эмоциональной драматургии;

Метод наблюдения за музыкой;

Метод сопереживания;

Методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному материалу;

Размышления о музыке;

Метод моделирования художественно-творческого процесса;  

Общепедагогические:

По источнику знаний: практический, наглядно-слуховой, словесный;

По назначению: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение  знаний, закрепление приобретенных знаний, проверка знаний,  умений и навыков;

По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, игровой;

Ход урока.

Дети заходят в класс под музыку симфонического оркестра.

Музыкальное приветствие.

У. «Прозвенел звонок, начался урок

Здравствуйте, ученики…(мажорное восходящее трезвучие)

Д. «Здравствуйте, учитель!» (мажорное нисходящее трезвучие);

(приветствие  в ритме вальса)

«Музыка, здравствуй!

Музыка, здравствуй!

Музыка, здравствуй, музыка!

Праздник прекрасный,

Праздник прекрасный

Дарит нам музыка.

У. - Здравствуйте девочки!

Д. - Здравствуйте!

У. – Здравствуйте, мальчики!

М. – Здравствуйте!

У. - Все второклассники, здравствуйте!
Все – Здравствуйте, здравствуйте, все!!!»

На фоне музыки.

У. Я приглашаю всех вас в незабываемое путешествие! А поможет нам попасть туда наш музыкальный сундучок. Интересно, что на этот раз нового приготовил он нам. Итак, мы начинаем.

В далекой волшебной стране находится удивительное царство. Мир прекрасных звуков. Есть в этом царстве язык, который понимают люди всего мира, потому что музыка - это язык нашей души. А правит музыкальным королевством Госпожа Мелодия.

(Достаю из сундучка первый пазл «мелодия», закрепляю на доске)

Без мелодии нет музыки: ни простой песенки, ни сложной симфонии. Мелодия – первая помощница композитора, именно ей он доверяет свои мысли и чувства. Особенно красиво она получается у тех композиторов, которые слушают свое сердце, чьи чувства искренние, настоящие.

Но в музыкальном царстве живёт не только одна мелодия, с ней верные друзья и только когда они вместе – рождается прекрасный цветок - чудо – музыка.

Давайте вместе вспомним  их имена:

1. Он в сердце живет, и в часах, и в дыханье.

И ноты построит он как командир.

Порядок наводит во всем мироздание,

А если исчезнет, то рухнет весь мир.  -     РИТМ.

У.  Правильно, ребята. Ритм – это сердце музыки.

Попробуйте повторить за мной ритм (3/4)

Дети повторяют.

У. Ритм какого танца мы с вами изобразили?

Д. Ритм вальса.

У. Ритм польки. (учащиеся повторяют, отвечают на вопросы)

У. Следующая загадка.

2. То он мчится  словно ветер, то всех медленней на свете,

То умеренный совсем. Это итальянец  -  ТЕМП.

У. Темп – это характер музыки.

(учащиеся прохлопывают в ладоши ритм польки в быстром и медленном темпе)

3. То тихо, тихо, еле слышно

То громко, громко на весь свет

Кто регулирует все звуки,

Ребята, дайте мне ответ -                    ДИНАМИКА.

У. Ребята, вы прекрасно знаете, что музыка способна изображать животных, насекомых. Я предлагаю вам сейчас изобразить шмеля, используя динамику. Наш шмель лети издалека, приближается к нам и улетает прочь.

Какие динамические оттенки мы будем использовать  P – F – P  

(Изображаем шмеля)

4. Скачут нотки как лошадки

То лебедушкой плывут.

Их стакатто и легато

В мире музыки зовут  

Скажем все без промедления

Что это?                           -                 ЗВУКОВЕДЕНИЕ.

У. Сейчас на примере русской народной песни «Во поле береза стояла»  исполните первую строчку песни на легато,  а вторую на стакатто.

(Исполнение)

5.У.  Кажется, я слышу чьи-то шаги. Ребята, я уверена, что это друзья нашей мелодии! Давайте их послушаем.

(В класс входят участники театрального коллектива «Маска», исполняющие роль Мажора и Минора)

Маж. Мы два брата. Я всегда счастлив, ярок, весел.

Мин. Ну а я грущу всегда.

Вот и сейчас я нос повесил!

Маж. Ты хоть посмейся, брат, и заливисто и звонко. А-А-А-А-А-А-А-А-А!

Мин. Опять ревет капризная девчонка!

У. Узнали, ребята, братьев? Как их зовут?

Д. – Мажор и минор. ( одевают маски)

  1. Он бывает очень низкий, средний и высокий.

     Звукоряда он магистр

     Друг мелодии -                                 РЕГИСТР.

У. сейчас, я предлагаю всем нам поиграть. Для этого я приглашаю три человека выйти ко мне.

(Раздаю маски)

Петя – будет исполнять роль коровы. В каком регистре живет корова? – в низком. Правильно. Попробуй спеть мелодию песни «Мир похож на цветной луг» в низком регистре.

(Все участники в своем регистре исполняют одновременно мелодию песни)

У. молодцы, ребята, у вас все отлично получилось!

  1.  У. Сегодня я познакомлю вас еще с одним другом мелодии. Его имя – тембр. Будьте внимательны, ведь вам сегодня предстоит составить музыкально послание о тембре тем, кто будет жить в XXII веке. Итак, знакомимся!

 Представляете, тембр -  художник, раскрашивает звуки. И живет он в каждом из нас. Давайте это проверим. Закройте, пожалуйста, глаза, и постарайтесь узнать голос. До кого я дотронусь – тот должен  спеть  слово музыка. Импровизируйте! Задание понятно?

                      проводится игра «Узнай по голосу»

Лену и Сашу вы, ребята узнали по голосу, потому что их выдал тембр.

Знаете ли вы, что все вы – музыканты, вы владеете инструментом. Как вы думаете,  какой инструмент есть у всех у вас? – Голос.

А ещё тембр живёт ….. в голосах музыкальных инструментов.

На фоне музыки.

О, если б вы знали, как нежен фагот,

Какая душа у рояля!

И флейта, влюблено вздыхая, поет –

Быть может, вы тоже слыхали?

У. Ребята, по каким  признакам мы с вами узнаём голоса музыкальных инструментов?

Д. По тембру.

У. На ваших партах лежат карточки с изображением музыкальных инструментов. Послушайте и покажите мне выбранный вами инструмент.

Слушание.  Флейта.

У. Какой инструмент вы услышали?

(наглядное пособие)

У. Ребята, обратите внимание на плакат «,,,,,,,,,,,,»

Выберите, пожалуйста, слова, которые подходят для тембра флейты.

Ученики выбирают нужные слова.

У. Ребята, кто из вас вспомнит имена композиторов, которые в своих произведениях очень ярко изобразили птичку

Скрипка.

У. про скрипку…

Для вас играет ваша одноклассница  Дана.

У. Ребята, что нужно делать для того, чтобы музыкальные инструменты долго радовали своих слушателей?

Д. – Беречь их.

У. Правильно, беречь.

Скрипка родом из Италии ее придумали и сделали великие итальянские мастера такие как Амати, Страдивари. Некоторые скрипки живут уже несколько столетий.

А какие русские народные инструменты вы знаете?

(выберите карточки)

Русские инструменты тоже своими руками делали народные умельцы.

У. Какой тембр – хлесткий, деревянный и т. д

(Трещотки играют на 2-ю долю)

Игра на детских музыкальных инструментах СТОЯ.

 Исполнение «Барыня».

У. Вот какой замечательный оркестр у нас получился!

Ребята, какие вы знаете виды оркестров? (учитель показывает картинки с изображением оркестров: симфонический, народный, духовой.)

У. Значит наш оркестр можно назвать Оркестр народных инструментов.

У. В исполнении какого оркестра звучала музыка во время входа в кабинет?

У. Как же называется коллектив, когда вместе звучат не инструменты, а голоса.

Д. Хор.

У. Сейчас  мы проведем музыкальную викторину и узнаем, какие бывают хоры (Мужской, женский, смешанный, детский хор) Как мы смогли отличить эти хоры?

Д. По звучанию, по окрасу звука  т.е  по тембру.

У. Давайте ребята с вами создадим детский хор! Распоемся.

1. Распевание;

2.Исполнение песни «Мир похож на цветной луг» в сопровождении Ямахи.

У. Ну что ж, ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Кто помнит, какое ответственное задание мы с вами должны выполнить?

Д. Составить послание в будущее!!!

Составление послания. Обобщение.

У. Наши помощники мажор и минор отнесут наше письмо в почтовое отделение и, через несколько веков, оно дойдет до жителей XXII века.

Музыкальное окончание урока.

Мажор и минор раздает гостям памятные эмблемы.

Послание в будущее.

Люди, живущие в XXII веке и любящие музыку:

Помните, правит миром музыки Госпожа _____________________(мелодия)

А с ней верные друзья __________________________________________

Тембр это ____________________________________-

Он живет в __________________ и _________________

Мы хотим, чтобы вы __________________ музыку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему: «Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения.»

План урока:  Организационный момент Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика (с использованием личностно-ориентированной технологии)...

Открытый урок музыки во 2- классе «Мир музыкальных звуков».

Открытый урок музыки во 2- классе «Мир музыкальных звуков»....

План открытого урока по теме: « Музыкальные жанры в русской музыке: детские потешки, протяжные песни».

План открытого урока по теме: « Музыкальные жанры в русской музыке: детские потешки, протяжные песни».Предназначен для младшего школьного возраста....

Конспект открытого урока музыки в 5 классе на тему: "Живописная музыка и музыкальная живопись"

Данный урок был проведен на заседании районного методического объединения учителей музыки Прибайкальского района Республики Бурятия. Урок построен по требованиям ФГОС. Данный конспект урока можно испо...

Технологическая карта открытого урока музыки Тема "Музыкальные инструменты.Скрипка и игил"

Технологическая карта открытого урока музыки  Тема "Музыкальные инструменты.Скрипка и игил"...