Открытый урок на тему: «Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения.»
материал по теме
План урока:
- Организационный момент
- Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика (с использованием личностно-ориентированной технологии)
- Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесберегающей технологии)
- Проблемная ситуация на основе учебного материала
- Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке - с использованием игровой технологии (звуковое лото, рисунки, картинки)
- Итог урока
- Домашнее задание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_fortepiano_s_uchashchimsya_1_klassa_7.docx | 111.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок по фортепиано с учащимся 1 класса 7-летнего срока обучения по теме:
«Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения.»
МБОУ ДОД «Краснопоймовская сельская детская музыкальная школа»
Преподаватель по классу фортепиано
Ерохина Ирина Борисовна
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Урок включает:
- организационную и содержательную установку
- проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося
- взаимодействие педагога и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний, умений, навыков
- закрепление изученного материала и упражнения
- диагностику прочности усвоения знаний
- инструктаж по выполнению домашнего задания
Вид урока: традиционный
Цель урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений.
Методы обучения:
Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление5вв15ку приемов игры non legato, legato, staccato.
Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной учителем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.
Практический: музыкальные дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.
Методические приемы:
- Словесный, наглядный, практический
- Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика
- Развитие мышления, творческой инициативы
- Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук, верно исполнять мелодию и правильно передавать ритмический рисунок
Психологические условия на уроке:
Мобилизация внимания, познавательной активности, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающейся ситуации, психологический микроклимат на уроке.
Задачи урока:
В интересной для ребенка форме закрепить понятие выразительных средств в музыке и их влияние на эмоционально-образный тон произведения, для расширения творческих возможностей учащегося в процессе обучения на инструменте.
Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, тембр, ритм, мелодия), продолжить формирование практических навыков (игра штрихами non legato, legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);
Развивающие: развитие слуха, координация движений, образное музыкальное мышление, творческая активность через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях, игра в «Звуковое лото», «Говорящие пальцы», сочинение ритма на заданный текст, «подумай – угадай» музыкальные образы, работа с рисунками и картинками);
Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность.
Средства обучения:
Фортепиано, 2 стула, подставка для ног, «Звуковое лото», схема «средства музыкальной выразительности», рисунки, картинки, нотные пособия, портрет Л. Бетховена.
Применение педагогических технологий:
Здоровьесберегающая:
- Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день. Он будет более организован.
- Рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, гимнастика для глаз на расслабление мышц, упражнение «Сороконожка» и упражнение «Радуга».
- чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и слушание музыки).
- на уроке важен психологический комфорт, стиль общения педагога с учащимся, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности учителя.
2) Технология личностно-ориентированного обучения И. Якиманской:
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации учащихся, развития индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.
Упражнение «Говорящие пальцы. Фокус-покус»;
Упражнение «Говорящие пальцы. Загадка».
Это задание: стимулирует учащегося к самостоятельному выбору способов решения этой задачи; загадка выявляет субъективный опыт ученика; оценивается не только результат, а главным образом процесс учений, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ученик; стимулирует ученика на саморазвитие, самовыражение в ходе овладения знаниями.
3) Технология проблемного обучения:
Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися учебных проблем. Учащиеся включатся в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение и активно усваивают знания. Создаем проблемную ситуацию учебным заданием: К. Лоншан-Друшкевичова «Маленькие Негритята».
4) Технология формирования мотивации или игровая технология:
Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов («Подумай-угадай», «Звуковое лото», работа с рисунками, карточками) повышает интерес учащихся к занятиям на фортепиано, активизирует их творческую деятельность. Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.
План урока:
Организационный момент
Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика (с использованием личностно-ориентированной технологии)
Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесберегающей технологии)
Проблемная ситуация на основе учебного материала
Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке - с использованием игровой технологии (звуковое лото, рисунки, картинки)
Итог урока
Домашнее задание
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие, посадка за инструментом, настрой на активную творческую работу.
Разминка.Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика с использованием личностно – ориентированной технологии, закрепление навыка non legato на изучении гаммы до мажор. Укрепление 2 и 4 пальцев опертым звуком правой и левой руками. Для большего интереса учим со словами:
Как-то в лодке плыли нотки
До ре ми фа соль ля си
А за лодкой, вслед за лодкой
Тихо плыли караси
«Что за чудная погодка
Говорили караси,
Но не слышали их в лодке
До ре ми фа соль ля си
Песни в лодке распевали
До ре ми фа соль ля си
А под лодкой танцевали
Озорные караси
Раскачалась сильно лодка
И пошла нырком на дно.
Караси спасали нотки
Си ля соль фа ми ре до
Упражнение «Радуга» + рисунок
Дуговые упражнения над клавиатурой с последующими погружениями в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговым движением свободно и плавно. Можно представить себе, как прозрачная капелька катится по радуге вниз и звонко падает в глубокое озеро.
- Нарисуй ее над клавиатурой, а концы радуги пусть звучат, приговаривая:
Ой ты, радуга-дуга
Под тобой лежат луга.
В небе ты повисла, словно коромысло.
Я красивую такую
В пол минуты нарисую.
Сначала рисуй правой рукой, потом левой. А теперь попробуем вместе двумя руками.Дома повторяй это упражнение.
- Как ты думаешь, умеют ли пальцы говорить?
- Не умеют! Как же говорить без слов?
- А ведь пальцами можно «проговорить», т.е. прохлопать или простучать ритмический рисунок стихов, песенки.
- Значит, и пальцами я буду разговаривать?
- Конечно. Запомни стишок (Упражнение «Говорящие пальцы»):
Фокус-покус, трали-вали,
Едет мышь на самосвале.
Ты чего же, это, мышь,
Сверху вниз на нас глядишь?
Кыш! Кыш! Кыш!
Проговори – простучи стишок такими пальцами:
1 1 2 2 1 1 3 3
1 1 4 4 1 1 5 5
1 1 2 2 1 1 3
1 1 4 4 1 1 5
Всеми пальцами
А теперь прохлопай руками такую загадку:
Шел, шел без дорог. Где шел – там и лег. До весны пролежал, а потом побежал.
Тут тебе предстоит все выполнить самостоятельно дома: отгадать загадку, записать ритмический рисунок загадки, решить, какими пальцами ты будешь ее «говорить», написать номера пальцев под ритмическим рисунком стишка. Это твое творческое домашнее задание.
Работа с музыкальным материалом (использование здоровьесберегающей технологии). Ученик исполняет выученные ранее пьесы.
И. Филипп «Колыбельная». Перед этой пьесой исполняется упражнение «Баю-баю» штрихом legato по 4 звука, слушая окончания фраз.
Л. Бетховен «Ода к радости» (работа над трудными местами). Это произведение было написано в 1785 году Фридрихом Шиллером для дрезденской масонской ложи, а в 1793 году положена на музыку Бетховена (портрет Бетховена). В 1972 году она была принята в качестве официального гимна Совета Европы и в 1993 году стала гимном Европейского Союза.
Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьяненные тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди – братья меж собой.
Мать-природа все живое
Соком радости поит,
Всем дает своей рукою
Долю счастья без обид…
(исполняется все произведение)
В этих пьесах ведется работа над исполнительским штрихом, динамическими оттенками, характером произведения.
Между произведениями включается динамическая пауза.
- Упражнение для глаз: подвигать глазками вправо, влево, вверх, вниз, попытаться сделать восьмерку глазами под спокойную музыку.
- Упражнение «Сороконожка» - сомкнуть руки в кольцо (правая рука находится сверху), поочередно переступать 2 и 3 пальцами обеих рук по поверхности рук. На слове «догнали» руки встречаются на шее: «Две сороконожки бежали по дорожке. Побежали, побежали и друг дружочку догнали!»
Проблемная ситуация на основе учебного материала
«Маленькие негритята» К. Лоншан-Друшкевичова:
- Как ты думаешь, почему эта пьеса исполняется на черных клавишах?
- Потому что, в ней рассказано о черненьких ребятах.
- О чем говорит эта музыка, как ты думаешь?
- О том, что негритята маршируют. Они веселые и радостные.
- Исполни это произведение. Внимательно вслушивайся в музыку и сообрази: Сколько больших частей в пьесе? Отличается ли одна часть от другой? Чем? Есть ли в пьесе заключение? Надо стараться сыграть так, чтобы каждый шаг негритят был слышен. Сыграть надо несвязно. То есть, каким штрихом?
- Non legato.
- Правильно. А какие то звуки надо связать. Какие?
Одну часть пьесы можно сыграть громко на “f”, а другую тихо – на “p”, а где как играть, реши самостоятельно. Попробуй по-разному. Но не забудь: в конце пьесы (заключение) музыка стихает. Негритята куда-то удаляются, их уже не видно. Наступает тишина. Ты для себя решил, как будешь распределять динамику? А теперь сыграй это произведение еще раз. А можно ли сыграть всю пьесу на одних белых клавишах? Попытайся дома.
5) Закрепление пройденного материала (выразительные средства в музыке) с использованием игровой технологии (звуковое лото, рисунки, картинки).
Игра «Звуковое лото»
Staccato-остро, отрывисто ••• | legato- плавно, связно | non legato- не связно | МИНОР | F- громко | |
Быстро | Умеренно | Медленно | МАЖОР | p- тихо |
- Послушай внимательно отрывки из двух произведений:
1 произведение: звучит Е. Тиличеева «Гроза»
2 произведение: звучит Е. Тиличеева «Мама поет»
А теперь послушай стихи и скажи, какое из двух стихотворений подходит к первому музыкальному произведению, а какое ко второму.
«Гроза»:
Гром гремит, Рычит, грохочет
Над притихшею землей.
Грозный гром, наверно, хочет,
Чтобы мы ушли домой.
«Мама поет»:
Светят звезды ласково над моим окном,
И поет мне песенку мама перед сном.
Перед тобой две карточки: розовая и серая. На какой из них, ты нарисовал бы ласковую маму, а на какой грозу? Почему?
Педагог исполняет два контрастных произведения:
1 произведение: «Сакура»
2 произведение «Сладкая песенка»
Во время звучания произведений учащийся выкладывает на стол карточки «Звуковое лото», которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению. Далее проходит проверка и обсуждение итогов игры.
- Ты уже понял, что можно рисовать не только красками, но также и звуками. Попробуй угадать ряд сказочных персонажей и животных и покажи их на картинках.
Звучит А. Клементьев «Зайц»
А. Клементьев «Колобок»
А. Галынин «Медведь»
И. Арсеев «Собачка Моська»
6) Итог урока:
Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играть выразительно повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на творческом процессе. Зажигая искру интереса в познании увлекательного мира музыки, мы воспитываем в ученике любовь к искусству, формируем его художественно-эстетический вкус.
7) Домашнее задание:
- Закрепление пьесок Л. Бетховен «Ода к радости» и И. Филипп «Колыбельная».
- В пьесе «Маленькие негритята» продумать динамику F и P и попытаться сыграть ее на белых клавишах.
- Загадка «Говорящие пальцы»
Итак, за дело! Желаю тебе работать с увлечением и сделать успехи!
Список литературы:
1) Л. Баренбойм «Путь к музицированию», Ленинград, 1980
2) О. Сотникова Учебное пособие для начинающих пианистов «Я учусь играть»
3) Н. Ветлугина «Музыкальный букварь», Москва, 1986
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения
Преподаватель:Джанетта Геннадьевна БашкироваДата проведения: 15.03.2012г.Класс:1Отделение ДШИ:фортепианноеТема урока:"Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения".Форма про...
Открытый урок по теме: "Изобразительно-выразительные средства русского языка и их роль в тексте"
Данный материал предназначен для закрепления и систематизации знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" в 10-м классе....
Открытый урок на тему: Изобразительно-выразительные средства языка
открытый урок на тему: Изобразительно-выразительные средства языка...
Тема самообразования "Использование игровых моментов на начальном этапе обучения английскому языку"
Игровые технологии - данное понятие включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогиче...
Конспект открытого занятия по теме «Проблема овладения различными штрихами на начальном этапе обучения игры на фортепиано»
Занятие проводилось по предмету общее фортепиано для детей 6 лет....
План проведения открытого урока "Использование вокально-хоровых упражнений и канонов на начальном этапе работы над 2-хголосием" 2015 год
План-конспект урока в младшем хоре (дети 6 лет) в Школе хорового искусства...
Открытый урок по предмету гитара на тему: «Принципы работы над основными видами фактур гитарной музыки на начальном этапе обучения».
Открытый урокпо предмету гитара, Тема: «Принципы работы над основными видами фактур гитарной музыки на начальном этапе обучения»....