Открытый урок музыки (музыкальная гостиная) в 5 классе "Тайны симфонического оркестра"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Крнспект открытого урока музыки в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
25.volkova_otkrytyy_urok_tayny_simfonicheskogo_orkestra_.docx | 441.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАОУ Зареченская СОШ№2
Музыкальная гостиная
«Тайны_
симфонического оркестра»
Подготовила: Волкова Л.Н.
учитель музыки I категории
Тоцкое - Второе 2017г
Цель: сформировать представление о симфоническом оркестре и его составляющем.
Задачи:
- дидактические: повторить группы инструментов симфонического оркестра; пополнить словарь терминов понятием «симфонический оркестр».
- развивающие: развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности; развивать образное и ассоциативное мышление, продуктивное воображение, музыкальную память и слух, певческий голос; развивать творческий потенциал учащегося; развивать умение использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, развивать умение анализировать и систематизировать изученный материал.
- воспитательные: формировать умение планировать учебное сотрудничество с одноклассниками в процессе учебной деятельности; воспитывать любовь к музыке на примере лучших образцов музыкального искусства.
Музыкальный материал: П.И. Чайковский Октябрь «Осенняя песнь»; «Вальс» из «Детского альбома»; И.Штраус Полька «Трик - трак»; «Песенка про оркестр» муз. С. Важова, сл. М. Яснова.
Ход мероприятия
Организационный момент. Музыкальное приветствие.
1.Динь-дон, динь-дон,
Прозвенел звоночек нам,
Динь-дон, динь-дон,
Быстро встанем по местам.
Припев:
Музыка заглянет в класс,
Мы готовы спеть для вас,
Чтобы радость ощутить,
Будем с музыкой дружить!
- Здравствуйте уважаемые гости, ребята, улыбнитесь друг другу, своей улыбкой и передайте всем присутствующим свое хорошее настроение.
- Ребята! Я пригласила всех вас в музыкальную гостиную. Сегодня мы отправимся с вами в музыкальное путешествие, чтобы узнать одну из тайн музыки. Это и будет темой нашей встречи, которую помогут определить 2 музыкальных фрагмента. Послушайте, назовите произведение и скажите в чем разница их исполнения.
Слушание П.И. Чайковский Октябрь «Осенняя песнь» (фортепиано и оркестр). (Ответы обучающихся)
- Совершенно верно! Это замечательное произведение П.И. Чайковского из цикла «Времена года» Октябрь «Осенняя песнь».
- А в чем же была разница исполнения? (Ответы обучающихся).
- Правильно, исполнение было в двух вариантах фортепианное и оркестровое. Какое исполнение вам понравилось больше и почему?
(Ответы обучающихся)
Введение в тему.
- Молодцы!!! Инструмент фортепиано вам знаком хорошо, а что такое оркестр? (Ответы обучающихся)
- Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это оркестр.
Значит оркестр - это коллектив музыкантов, играющих на различных
музыкальных инструментах.
- Оркестры по своему составу бывают разные - оркестр народных инструментов, джазовый, эстрадный, духовой и симфонический. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И, конечно каждый оркестр имеет свои выразительные тембровые и динамические возможности.
Викторина « Какой оркестр звучит»
- А теперь небольшая викторина. Пользуясь предыдущим опытом, определите по звучанию вид оркестра. (Ответы обучающихся)
- А какой оркестр, самый большой по составу?
- Правильно! Хочу вас заверить, что симфонический оркестр имеет очень много тайн, которые сегодня мы с вами непременно раскроем в нашей музыкальной гостиной. Поэтому тема нашей встречи так и звучит «Тайны симфонического оркестра».
- Подумайте, а какие тайны есть у симфонического оркестра? Что бы вам хотелось узнать? (Ответы обучающихся: когда появился оркестр, откуда такое название, сколько человек в оркестре, какие инструменты входят в оркестр и т.д.)
- Давайте разберем все по порядку. Чтобы узнать, когда появился оркестр и почему он так называется, нам необходимо отправится в древнюю Грецию.
Древнегреческий театр представлял собой весьма внушительное сооружение, напоминающее половину цирка. Зрителей собиралось очень много, а
площадка, на которой располагался хор, называлась «ОРХЕСТРА».
На этой сцене выступали артисты и музыканты. Ну а для того, чтобы музыканты не путались, а играли слажено, им помогал хорошо подкованный музыкант. Он был обут в сандалии с железными подметками и громко отбивал ногой ритм. Звали его уважительно – корифей. Постепенно название площадки «орхестра», где располагался хор и ансамбль, перешло на самих исполнителей, музыкантов.
Так и появилось название оркестр. Но именно симфонический оркестр появился в 16 веке, в Италии и существует уже целых 500 лет. Итак, наша первая тайна раскрыта!
- А сколько же музыкантов в симфоническом оркестре? Как вы думаете?
- Симфонический оркестр — большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно может колебаться в пределах 60-120 (и даже больше) человек. И каждый из них играет на своем инструменте.
Симфонический оркестр делится на четыре основные группы.
1.Струнно-смычковая группа инструментов.
Состав группы: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
- Эти инструменты называются струнно-смычковыми, А почему?
- Правильно! Звук у них извлекается при соприкосновении смычка со струнами инструмента.
2.Группа деревянных духовых инструментов.
Состав группы: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
- А им дали такое название почему?
Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха, а деревянные – потому что они изначально изготавливались из дерева.
3.Группа медных духовых инструментов.
Состав группы: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
- По аналогии с предыдущей группой, как вы думаете, почему они объединены в группу?
- Духовыми инструментами их называют потому, что звук извлекают путем вдувания воздуха, а медными…(вопрос детям).
4.Группа ударных инструментов
- А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?
- Да, ребята, это ударные инструменты.
В эту группу входят: литавры, малый барабан, большой барабан, тарелки, бубны.
5.Клавишные и одиночные инструменты
- Также в оркестр могут быть включены отдельные инструменты – рояль (фортепиано), челеста, арфа.
- Итак, вторая тайна раскрыта!!! Теперь вы знаете, какое количество, и какие инструменты входят в состав симфонического оркестра!!!
Игра «Оркестр»
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Оркестр». Зазвучит музыка, во время которой я буду называть музыкальные инструменты, а вы должны изображать игру на этих инструментах.
Если я ошибусь – подайте мне сигнал – громко хлопайте в ладоши.
Договорились? Тогда начнем.
Звучит Полька «Трик- трак» И. Штрауса
- играем на скрипке, на бубне, на мясорубке;
- играем на барабане, на трубе, на утюге;
- играем на флейте, на рояле, на метле.
- Молодцы, ребята! Итак, и эту тайну мы раскрыли!!!
- Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются и как же все музыканты настраивают свои инструменты? Это
тоже большая тайна!!! Посмотрите на схему.
- Каждый музыкант знает свое место и занимает именно его. Гобой играет ноту «ля» и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от «до» до «си». Инструменты настроены, и музыканты начинают разыгрываться. Но вот музыканты замолкают и все приветствуют человека, входящего на сцену.
Загадка
Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр, хор?
Знаем, это… (дирижер)
- Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения. Вот дирижер поднял дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в зале… Мгновение- взмах руки дирижера и грянет музыка. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям. Чтобы все оркестранты видели его.
- В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута». Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».
- Скажите, мешал ли стук батуты слушанию музыки?
- А еще, дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.
- Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.
- Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером? Давайте попробуем стать дирижерами. Как бы вы показали музыкантам, что надо играть тихо, а
громко? А как же показать, что играть нужно плавно, а отрывисто?
Я предлагаю сейчас, внимательно слушать музыкальное произведение и дирижировать в соответствии с его характером, ритмом и динамикой.
Пластическое упражнение «Дирижер». П. И. Чайковский «Вальс» из «Детского альбома»
Вокально-хоровая работа.
- Хорошо, получилось!!! А сейчас мне хотелось бы раскрыть ещё одну тайну симфонического оркестра. Симфонический оркестр не только может существовать сам по себе, но и под оркестр можно исполнять песни и мы
сейчас попробуем это сделать, но прежде, распоемся и вспомним, как правильно брать дыхание при пении.
Распевание. Разучивание песни
ПЕСЕНКА ПРО ОРКЕСТР
1. На заре лесные птицы начинают петь.
Может скрипка ухитриться, птицей зазвенеть.
Чтобы ели не шумели, а закат погас,
За смычком виолончели вступит контрабас.
Припев:
Могут инструменты эти,
Рассказать про всё на свете.
Подождите – и окрест,
Зазвучит оркестр.
Подождите – и окрест,
Зазвучит оркестр.
2. Голосок певучей флейты радостно поёт,
Вдруг услышишь рядом с ней ты, как ворчит фагот.
И весёлых, и сердитых знает белый свет,
Но, конечно, примирит их солнечный кларнет.
Припев:
Могут инструменты эти,
Рассказать про всё на свете.
И уже звучит окрест
Маленький оркестр.
И уже звучит окрест
Маленький оркестр.
3. Если росами сверкает мягкая трава,
Кто побудку нам играет? Звонкая труба!
Приглушённо и покорно отзываясь ей,
Эхо тает, как валторна, в глубине полей.
Припев:
Могут инструменты эти
Рассказать про всё на свете.
И уже звучит окрест
Небольшой оркестр.
И уже звучит окрест
Небольшой оркестр.
4. Заглушая песни птичьи с самого утра,
На футбольном поле нынче началась игра,
И трибуны неустанно гол победный ждут.
Так грохочут барабаны и тарелки бьют!
Припев:
Могут инструменты эти
Рассказать про всё на свете.
И уже звучит окрест
Весь большой оркестр.
И уже звучит окрест
Весь большой оркестр.
Исполнение песни «Продавец зонтиков»
Закрепление материала
– А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме нашей встречи.
Игра «Третий лишний», «Найди на рисунке инструмент симфонического оркестра»
Подведение итогов.
- Сегодня мы с вами узнали много нового о разнообразии видов оркестров, ближе познакомились с одним из них - симфоническим оркестром. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Музыка - это тоже речь, в ней есть смысл, и красота, и чувства. Я хочу пожелать вам, чтобы она стала вашим другом.
Оркестр симфонический вас может угостить:
Поэмой драматической, симфонией эпической,
Фантазией лирической, рапсодией трагической.
Всех инструментов голоса сольются
И тогда услышим, как шумят леса,
И как журчит вода, и как дрова трещат в огне,
И как ветер злится,
И как мечтает о весне продрогшая синица!
И в заключении нашей встречи , я раскрою вам свою маленькую тайну, уже 3 года я собираю коллекцию музыкальных инструментов. Думаю, вам будет очень интересно, рассмотреть ее и вспомнить все, о чем мы говорили в нашей музыкальной гостиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 3 классе. Инструменты симфонического оркестра.
Научить учащихся не только угадывать на слух инструменты симфонического оркестра, но и понять, что каждый из них- индивидуальность, со своим "ХАРАКТЕРОМ" , " ОКРАСКОЙ" звучания....
нетрадиционный урок музыки "Музыкальная гостиная"
В "музыкальной гостинной" дети знакомятся с великими композиторами- классиками, узнают интересные факты из их жизни, знакомятся с их творчеством,слушают произведения этих композиторов....
Открытый урок музыки "Симфонический оркестр", 4-й класс
Урок был проведен в 4 классе Хотелось бы показать современный урок музыки с использованием компьютерных технологий, поэтому урок был п...
Комплект для открытого урока по музыке "Музыкальная гостиная по творчеству И.С.Баха"
Сценарий и презентация открытого урока на тему " Музыкальная гостиная по творчеству И.С.Баха"....
Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Симфонический оркестр. Деревянные духовые инструменты"
Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Симфонический оркестр. Деревянные духовые инструменты" 6 класс (легкая степень умственной отсталости)...
Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Дмитрий Борисович Кабалевский.
Конспект урока музыки для 7 класса...
Разработка урока музыки для 5 класса "Тайны симфонического оркестра"
Урок составлен в соответствии с ФГОС...