Открытый урок музыки (музыкальная гостиная) в 5 классе "Тайны симфонического оркестра"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Людмила Николаевна Волкова

Крнспект открытого урока музыки в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 25.volkova_otkrytyy_urok_tayny_simfonicheskogo_orkestra_.docx441.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  МАОУ Зареченская СОШ№2     


   Музыкальная  гостиная

«Тайны_
симфонического   оркестра»
 

   
       
  http://3.bp.blogspot.com/-_DJNY4CG9lQ/U4caW5gwBJI/AAAAAAAAg48/JXmxiQ_qL4w/s600/music_orchestra.png

                                                                             

                                                                             Подготовила: Волкова Л.Н.
                                                                              учитель музыки I категории

                                                             

                                     Тоцкое - Второе  2017г

Цель: сформировать представление о симфоническом оркестре и его составляющем.

Задачи:

- дидактические: повторить группы инструментов симфонического оркестра; пополнить словарь терминов понятием «симфонический оркестр».


- развивающие
: развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности; развивать образное и ассоциативное мышление, продуктивное воображение, музыкальную память и слух, певческий голос; развивать творческий потенциал учащегося; развивать умение использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, развивать умение анализировать и  систематизировать изученный материал.

- воспитательные: формировать  умение планировать учебное сотрудничество с одноклассниками в процессе учебной деятельности; воспитывать любовь к музыке  на примере лучших образцов  музыкального искусства.
Музыкальный материал: П.И. Чайковский Октябрь «Осенняя песнь»; «Вальс» из «Детского альбома»; И.Штраус  Полька «Трик - трак»; «Песенка про оркестр» муз. С. Важова, сл. М. Яснова.


                                                 
Ход  мероприятия

Организационный момент. Музыкальное приветствие.
   

1.Динь-дон, динь-дон,

Прозвенел звоночек нам,

Динь-дон, динь-дон,

Быстро встанем по местам.

Припев:

Музыка заглянет в класс,

Мы готовы спеть для вас,

Чтобы радость ощутить,
Будем с музыкой дружить!

- Здравствуйте уважаемые гости,  ребята, улыбнитесь друг другу, своей улыбкой и передайте всем присутствующим  свое хорошее настроение.
- Ребята! Я пригласила всех вас в музыкальную гостиную. Сегодня мы отправимся с вами в музыкальное путешествие, чтобы узнать одну из тайн музыки. Это и будет темой нашей встречи, которую помогут определить 2 музыкальных  фрагмента. Послушайте, назовите произведение   и  скажите  в чем разница их исполнения.

Слушание  П.И. Чайковский  Октябрь «Осенняя песнь» (фортепиано и оркестр).
(Ответы обучающихся)

- Совершенно верно! Это замечательное  произведение П.И. Чайковского из цикла «Времена года»  Октябрь «Осенняя песнь».

- А в чем же была разница исполнения? (Ответы обучающихся).
- Правильно, исполнение было в двух вариантах фортепианное и оркестровое. Какое исполнение вам понравилось больше и почему?
 (Ответы обучающихся)

Введение в тему.
-  Молодцы!!! Инструмент фортепиано вам знаком хорошо, а что такое оркестр? (Ответы обучающихся)
-  Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это оркестр.
Значит
оркестр - это коллектив музыкантов, играющих на различных
музыкальных инструментах.

- Оркестры по своему составу бывают разные -  оркестр народных инструментов, джазовый, эстрадный, духовой и симфонический. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И, конечно каждый оркестр имеет свои выразительные тембровые и динамические возможности.
Викторина « Какой оркестр звучит»
- А теперь небольшая викторина. Пользуясь предыдущим опытом, определите по звучанию  вид оркестра.
(Ответы обучающихся) 


- А какой оркестр, самый большой по составу?

- Правильно! Хочу вас заверить, что симфонический оркестр имеет очень много тайн, которые сегодня мы с вами непременно раскроем в нашей музыкальной гостиной. Поэтому тема нашей встречи так и звучит «Тайны симфонического оркестра».

- Подумайте, а  какие тайны есть у симфонического оркестра? Что бы вам хотелось узнать? (Ответы обучающихся: когда появился оркестр, откуда такое название, сколько человек в оркестре, какие инструменты входят в оркестр и т.д.)
- Давайте разберем все по порядку. Чтобы узнать, когда появился оркестр и почему он так называется, нам необходимо отправится в древнюю Грецию.

Древнегреческий театр представлял собой весьма внушительное сооружение,  напоминающее  половину цирка. Зрителей собиралось очень много, а

площадка, на которой располагался хор, называлась «ОРХЕСТРА».

На этой сцене выступали артисты и музыканты. Ну а для того, чтобы музыканты не путались, а играли слажено, им помогал хорошо подкованный музыкант.  Он  был обут в сандалии с железными подметками и громко отбивал ногой ритм.  Звали его уважительно – корифей.  Постепенно название площадки «орхестра», где располагался хор и ансамбль, перешло на самих исполнителей, музыкантов.
Так и появилось название оркестр.  Но именно симфонический оркестр появился в 16 веке, в Италии и существует уже целых 500 лет.  Итак,  наша первая тайна раскрыта!
- А сколько же музыкантов в симфоническом оркестре? Как вы думаете?


- Симфонический  оркестр — большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения.
 Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно может колебаться в пределах 60-120 (и даже больше) человек. И каждый из них играет на своем инструменте.

Симфонический оркестр делится на
четыре основные группы.

1.Струнно-смычковая группа инструментов.  

Состав группы: скрипки,  альты,  виолончели, контрабасы.

- Эти инструменты называются струнно-смычковыми, А почему?
- Правильно!  Звук у них извлекается при соприкосновении смычка со струнами инструмента.

2.Группа деревянных духовых инструментов. 

Состав группы: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.

- А им дали такое название почему?
Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха, а деревянные – потому что они изначально изготавливались из дерева.

3.Группа медных духовых инструментов. 

Состав группы: валторны, трубы, тромбоны, тубы.

- По аналогии с предыдущей группой, как вы думаете, почему они объединены в группу?
- Духовыми инструментами их называют потому, что звук извлекают путем вдувания воздуха, а медными…(вопрос детям).

4.Группа ударных инструментов
 - А какие  инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?
- Да, ребята, это ударные инструменты.

В эту группу входят: литавры, малый барабан, большой барабан, тарелки, бубны.

5.Клавишные и одиночные инструменты

- Также в оркестр могут быть включены отдельные инструменты – рояль (фортепиано), челеста, арфа.
-  Итак,  вторая тайна раскрыта!!! Теперь вы знаете, какое количество, и какие инструменты входят в состав симфонического оркестра!!!

Игра «Оркестр»
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Оркестр». Зазвучит музыка, во время которой я буду называть музыкальные инструменты, а вы должны изображать игру на этих инструментах.

Если я ошибусь – подайте мне сигнал – громко хлопайте в ладоши.

Договорились? Тогда начнем.
Звучит  Полька «Трик- трак» И. Штрауса

- играем на скрипке, на бубне, на мясорубке;

- играем на барабане, на трубе, на утюге;
- играем на флейте, на рояле, на метле.


- Молодцы, ребята! Итак,  и эту тайну мы раскрыли!!!

- Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются и как же все музыканты настраивают свои инструменты? Это
тоже большая тайна!!! Посмотрите на схему.

- Каждый  музыкант знает свое  место и занимает именно его. Гобой играет ноту «ля» и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от «до» до «си». Инструменты настроены,  и музыканты начинают разыгрываться. Но вот музыканты замолкают и все приветствуют человека, входящего на сцену.

Загадка

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?        

С кем звучит оркестр, хор?

Знаем, это… (дирижер)

- Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения. Вот дирижер поднял дирижерскую палочку…  Напряженная  тишина воцарилась в зале… Мгновение- взмах руки дирижера и грянет музыка. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям. Чтобы все оркестранты видели его.


- В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута». Батутой  громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».

- Скажите, мешал ли стук батуты слушанию музыки?

- А еще, дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Музыкантам  очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.

- Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера. 

- Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером? Давайте попробуем стать дирижерами. Как бы вы показали музыкантам, что надо играть тихо, а
громко? А как же показать, что играть нужно плавно, а отрывисто?


Я предлагаю сейчас, внимательно слушать музыкальное произведение и дирижировать в  соответствии с его характером, ритмом и динамикой.


Пластическое упражнение  «Дирижер». П. И. Чайковский «Вальс» из «Детского альбома»

                     

Вокально-хоровая работа.
-
Хорошо, получилось!!! А сейчас мне хотелось бы раскрыть ещё одну тайну симфонического оркестра. Симфонический оркестр не только может существовать сам по себе, но и под оркестр можно исполнять песни и мы
сейчас попробуем это сделать, но прежде, распоемся и  вспомним, как правильно брать дыхание при пении.


Распевание.  Разучивание песни


ПЕСЕНКА ПРО ОРКЕСТР
1. На заре лесные птицы начинают петь.
Может скрипка ухитриться, птицей зазвенеть.
Чтобы ели не шумели, а закат погас,
За смычком виолончели вступит контрабас.
Припев:
Могут инструменты эти,
Рассказать про всё на свете.
Подождите – и окрест,
Зазвучит оркестр.
Подождите – и окрест,
Зазвучит оркестр.

2. Голосок певучей флейты радостно поёт,
Вдруг услышишь рядом с ней ты, как ворчит фагот.
И весёлых, и сердитых знает белый свет,
Но, конечно, примирит их солнечный кларнет.
Припев:
Могут инструменты эти,
Рассказать про всё на свете.
И уже звучит окрест
Маленький оркестр.
И уже звучит окрест
Маленький оркестр.

3. Если росами сверкает мягкая трава,
Кто побудку нам играет? Звонкая труба!
Приглушённо и покорно отзываясь ей,
Эхо тает, как валторна, в глубине полей.

Припев:
Могут инструменты эти
Рассказать про всё на свете.
И уже звучит окрест
Небольшой оркестр.
И уже звучит окрест
Небольшой оркестр.

4. Заглушая песни птичьи с самого утра,
На футбольном поле нынче началась игра,
И трибуны неустанно гол победный ждут.
Так грохочут барабаны и тарелки бьют!
Припев:
Могут инструменты эти
Рассказать про всё на свете.
И уже звучит окрест
Весь большой оркестр.
И уже звучит окрест
Весь большой оркестр.

Исполнение песни «Продавец зонтиков»

Закрепление материала

– А сейчас  предлагаю вам несколько заданий по теме  нашей встречи.

Игра «Третий лишний», «Найди на рисунке инструмент симфонического оркестра»
Подведение итогов.  

- Сегодня мы с вами узнали много нового о разнообразии видов оркестров, ближе познакомились с одним из них -  симфоническим оркестром. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Музыка - это тоже речь, в ней есть смысл, и красота, и чувства. Я хочу пожелать вам, чтобы она стала вашим другом.

                          Оркестр симфонический вас может угостить:

                          Поэмой драматической, симфонией эпической,

                          Фантазией лирической, рапсодией трагической.

                          Всех инструментов голоса сольются

                          И тогда услышим, как шумят леса,

                          И как журчит вода, и как дрова  трещат в огне,

                          И как ветер злится,
                         И как мечтает о весне продрогшая синица!

И в заключении нашей встречи , я раскрою вам свою маленькую тайну, уже 3 года я собираю коллекцию музыкальных инструментов. Думаю, вам будет очень интересно, рассмотреть ее  и вспомнить все, о чем мы говорили в нашей музыкальной гостиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3 классе. Инструменты симфонического оркестра.

Научить учащихся не только угадывать на слух инструменты симфонического оркестра, но и понять, что каждый из них- индивидуальность, со своим "ХАРАКТЕРОМ" , " ОКРАСКОЙ" звучания....

нетрадиционный урок музыки "Музыкальная гостиная"

В "музыкальной гостинной" дети знакомятся с великими композиторами- классиками, узнают интересные факты из их жизни, знакомятся с их творчеством,слушают произведения этих композиторов....

Открытый урок музыки "Симфонический оркестр", 4-й класс

Урок был проведен в 4 классе            Хотелось бы показать современный урок музыки с использованием компьютерных технологий, поэтому урок был п...

Комплект для открытого урока по музыке "Музыкальная гостиная по творчеству И.С.Баха"

Сценарий и презентация открытого урока на тему " Музыкальная гостиная по творчеству И.С.Баха"....

Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Симфонический оркестр. Деревянные духовые инструменты"

Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Симфонический оркестр. Деревянные духовые инструменты" 6 класс (легкая степень умственной отсталости)...