Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. «Весть святого торжества». «Древний храм златой вершиной блещет ярко».
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Кощеева Ксения Алексеевна

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. 

«Весть святого торжества». «Древний храм златой вершиной блещет ярко».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1._kolokolnye_zvony.docx32.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     

Дата:                                                                

Учитель музыки –Новикова А.С

Школа №93                                                                      

Руководитель практики ЧПК №1-Шелепова Д.А

Класс: 5

Преподаватель вокала-Муталиева Л.С

Студентка ЧПК№1 Кощеева Ксения                            

Преподаватель фортепиано- Арсентьева И.Н

40 группа                                                                      

                                                                                                                                                

Тема урока: Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.  

«Весть святого торжества». «Древний храм златой вершиной блещет ярко».

Цель: формирование знаний о колоколах и колокольной музыке как о национальном достоянии России;

Тип урока: открытие «новых» знаний

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, ассоциативный, метод музыкального общения

Планируемые результаты:

Предметные:
1.
 Формирование умения сопоставлять музыкальный и художественный образы

2. Знакомство с видами колокольного звона

Личностные:

1. Воспитать потребность общения с музыкой, желание слушать.

2. Развивать у учащихся умение тонко чувствовать музыку, совершенствовать певческие навыки.

Материалы и оборудование: Доска, проектор, компьютер, фортепиано, презентация

Музыкальный репертуар:

1.  «Колокола» Ю.Вережников

2. Запись колокольных звонов: Перезвон, Благовест, Набат, Похоронный звон.

3. «Весело на душе» В.А Гаврилин

4. «Молитва». В.А Гаврилин

Структура урока:

1.Орг.момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Физ. минутка

4. Организация исполнительской деятельности

5 Итог урока

6.Рефлексия

Ход урока

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1

Организационный момент

Регулятивные УУД – волевая саморегуляция

- Вход детей в класс, музыкальное приветствие

-Прозвенел звонок,

-Здравствуйте, ребята!

-Начался урок!

- Здравствуйте!

1

2

Организация слушательской деятельности

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру.

-Сегодня мы с вами продолжим рассматривать взаимосвязь музыки и литературы, а вот тему нашего урока, я думаю, вы назовете сами после того как рассмотрите репродукции картин на страницах нашего учебника.

 

Варианты предложенных тем записываются на доску.

-Я зачитаю вам утверждения, касающиеся темы нашего урока, а вы должны определить, какое из них верное, а какое неверное. Заодно вы сможете убедиться, насколько правильно была названа вами тема урока.

зачитывает учитель

пишут дети

1

2

Колокола были и есть только в России.

1

Самый большой колокол весит 200 тонн.

2

Звонить в колокола позволено только звонарям.

3

У колоколов есть уши.

4

Только в  России существует колокольная музыка.

5

Исходя из содержания прозвучавших утверждений, можете ли вы уточнить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Сравните, пожалуйста, совпали ли у вас варианты верных и неверных утверждений с соседом по парте.

Поднимите руки те, у кого 5 совпадений из пяти.

  • аналогично:  4,3, 2 и ни одного совпадения.
  • попросить детей из 2 пар, имеющих несовпадения, обосновать выбор ответа.

Как же нам выяснить, чей выбор сделан правильно, как нам в этом убедиться?

Конечно, нужно обратиться к источнику информации, который поможет нам рассеять все наши сомнения.

Послушайте меня (зачитывается текст)

«Во многих странах мира были и есть колокола. «Хлебный колокол» в Турине напоминал хозяйкам, что пора месить тесто, а колокол "Колокол чистоты" в Бонне звал горожан подметать улицы.

Но только в одной стране мира - России - живёт колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством, вошёл в музыку, отразился в литературе, в живописи.

А какими только не делали колокола старые мастера: и круглыми, и удлиненными, и коротышками!  Самым же большим колоколом в мире был и остается "Царь Колокол", стоящий теперь на каменном постаменте у подножия колокольни Ивана Великого. Он не имеет себе равного в мире не только по размеру и весу (200 тонн), но и по художественному литью.

    К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Георгий, Лебедь, Медведь, Сысой.

Да и части тела колокола назывались так же, как и части тела человека: у колокола были язык, ухо (или уши) и тулово.

         Звонить в колокола было любимым занятием русских. На Пасху всю неделю пускали на колокольню всех желающих. А в остальные дни этим занимались звонари».

А сейчас давайте еще раз вернемся к нашим «Верным и неверным утверждениям», какой выбор вы сделаете сейчас?  

-(Достают из конверта карточку) 

На какие мысли наталкивает вас  эта схема, о чем мы еще не говорили сегодня на уроке (предположения).

Граф № 1.

        

Для выяснения правильности их предсказаний детям предлагается прочитать текст.

 (дети достают карточку № 2)

«Секрет литья колоколов тщательно скрывали. Но всем было известно, что главным металлом для литья колоколов является медь. А для того, чтобы колокола звучали по-разному, в медь добавляли золото, серебро, бронзу, чугун, платину и сталь.

• с серебром звук колокола становился более открытый и звонкий;

• от добавления стали – замкнутый;

• от золота – резкий;

• от платины – нежный.     

(чтение продолжается, карточка № 3)

«С колокольного звона начинался день русского человека, колокольным звоном он и заканчивался. В праздники звучал Праздничный перезвон. Он выражал радость и ликование людей, поэтому звучал громко, радостно, игриво».  

 (слушание Праздничного перезвона).

-Дети, как вы думаете, был ли у людей  еще какой-либо   повод звонить в колокола?

Продолжаем читать текст. (карточка № 4)

«В дни траура, горя звучал Проводной звон (или похоронный). Он был плачевным, скорбным, неизменно-монотонным и тяжким. Похоронный звон по-своему отражал состояние человека в это время.

(Слушание похоронного звона).

 Громко, торопливо и сбивчиво кричал Набат (или Набатный звон). Он сигналил о начинающемся пожаре или наводнении, о приближающейся опасности и беде. В музыке его слышалась большая тревога.

 (Слушание Набатного звона).

 Благовест звонил медленно и тяжело, не нарушая тишины и покоя. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.

 (слушание Благовеста)

Детям предлагается заполнить граф № 2 (карточка № 5)

(Учебник «Музыка» Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская, страницы 32-33. П. Джогин «Валаам», И. Левитан «Над вечным покоем»,  Б. Кустодиев «Сельский праздник»)

(Дети записывают в тетрадь)

(сравнивают ответы с соседом по парте)

(слушают текст, параллельно сравнивая со своими вариантами ответов)

(анализируют ответы, после услышанного текста)

(Дети работают в группах по 4 человека, высказывают свои предположения, обосновывая свои ответы)

(достают карточку № 2)

(дети заполняют граф № 1)

17

3

Физминутка

- Ребята, а давайте сейчас попробуем с вами изобразить звонницу, в которой вы будете в роли колоколов, а я буду звонарем.

1 ряд - большие колокола - «Бом-бом»- покачивают туловище;

2 ряд - средние колокола - «Бим- бом»- движение руками;

3ряд - малые колокола – «Тили- бом» - потрясти кистями рук.

Дирижёр руководит.

2

4

Организация исполнительской деятельности

Регулятивные УУД

-Колокольная музыка нашла свое отражение в музыке многих русских композиторов прошлого и современности.  Сегодня мы с вами познакомимся с необычным, новым для вас жанром пока еще неизвестного композитора. Мы с вами уже давно знакомы с жанром симфонии. Напомните всем, что это за жанр.

А как вы думаете, чем будет отличаться от симфонии новый для нас жанр – симфония – действо? (предположения детей). Современный композитор Валерий Александрович Гаврилин назвал свою симфонию-действо «Перезвоны». Я предлагаю вам послушать фрагменты из двух частей этого произведения: «Весело на душе» и «Молитва».

А сейчас скажите мне, изменилось ли ваше мнение о том, что такое симфония – действо? (обсуждение).

Разучивание песни Ю. Верижникова «Колокола»

(отвечают)

15

5

Итог

Регулятивные УУД – контроль и оценка знаний

- Вот и подошёл к концу наш урок.

- Чему он был посвящён?

- Колокол – это символ чего?

(колокольным звонам)

 …. (России)

3

6

Рефлексия

- На столе у вас лежат разноцветные колокольчики.

 «Розовый» - это отлично. «Оранжевый» - не знаю. «Зелёный» - плохо.

- Какую бы оценку вы поставили нашему уроку?

- Достигли мы с вами целей нашего урока?

- Какую оценку вы поставили бы себе за работу на уроке?

Домашнее задание. 

Дети, в начале урока я сказала, что сегодня мы продолжим разговор о связи музыки и литературы, но ни одно из литературных произведений не было названо.   Каким образом тема нашего сегодняшнего урока связана с литературными произведениями, думаю, вы мне скажете на следующем уроке. А для этого дома обратитесь к страницам учебника 30-31.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Презентация  знакомит с учащихся с произведениями В.Г. Кикты и фресками Софии Киевской....

"Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Разработка урока по музыке в 5 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой...

Технологическая карта к уроку в 5 классе «Древнейший храм златой вершиной блещет ярко…»

Технологическая карта к уроку в 5 классе, 3 четверть, 25 урок  (по программе Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина). Технологическая карта составлена с учетом требований ФГОС....

Интегрированный урок музыки и основ религиозных культур народов России "Православие в Древней Руси. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Цель урока: расширить,  закрепить знания обучающихся о Православии в Древней Руси и колокольных звонах на примерах музыкального и изобразительного искусстваЗадачи: познакомить учащихся с устройст...

Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....

Формирование познавательных универсальных действий на уроке музыки. Работа с текстом. 5 класс. Тема «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

Задание для 5 класса. Работа с текстом. Формирование умений выделять существенную информацию из текста, определять основную и второстепенную информацию,  выделять и акцентировать ключевые мысли в...