урок музыки "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
Цель урока: Сформировать представление о колокольном звоне как явлении музыкального искусства.
Задачи:
Образовательные: способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления.
Развивающие: развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие различные образы; работать с учебником, анализировать музыкальные примеры, сравнивать их; содействовать развитию эмоционального восприятия колокольных звонов.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к памятникам отечественной культуры, почитание традиций русского народа.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: познакомить с национальными и историческими традициями и обычаями, определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении.
Познавательные УУД: умение работать с учебником, понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов.
Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством, узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия
Коммуникативные УУД: участие в исполнении музыкальных произведений, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.
Тип урока: Расширение и углубление знаний.
Основные термины и понятия: Колокол. Сюита. Контраст. Темп, динамика, мелодия, ритм, тембр.
Ход урока
1.Организационный момент (1 мин)
- Представление учителя
Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок музыки.
Приветствие друг друга (по здороваемся друг с другом и пожелаем хорошего настроения).
2. Актуализация опорных знаний и умений (3 мин)
1слайд. (звучит запись курантов)
- Знакомы ли вам эти звуки?
- Какой музыкальный инструмент здесь используется? (Колокола)
- Что вы представляете, слушая эту музыку? (Картину)
- С чем они ассоциируются у вас. (Москва. Кремль)
2 слайд. (звучит запись колокольных звонов)
- Определить какой картине соответствует музыка.
3.Постановка учебной проблемы
(работа с рабочими листами)
Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдет речь? (О колокольных звонах)
(Запишите в рабочих листах ответ №1)
Вспомните, ребята, какой раздел мы начали изучать во 2 полугодии?
(Музыка и ИЗО»)
Учитель объявляет тему урока.
4 слайд. Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве». (Записывают в рабочую тетрадь).
Какая же цель будет нашего урока?
Цель урока: Определить, какое место колокольные звоны занимают в русской культуре?
Для этого нужно собрать необходимые доказательства.
- Как вы думаете, когда появились первые колокола на Руси?
5 слайд. Из истории колокола (текст написан на колокольчиках, для каждого уч-ся под номерами, выходят к доски и читают)
- Первое упоминание о колоколах встречается в Х веке.
- На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан.
- Возвещали время труда и отдыха,
- время бодрствования и сна, время веселья и скорби.
- Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать.
- Они служили мерилом добра и праведности: «Голос чище звона», «Слава, что звон».
- Колокола даже имели имена, к примеру: Лебедь, Сысой, Реут.
- Колокола имеют лечебное свойства. Их называют «лекареми». Учёные обнаружили, что каждый вирус обезвреживается «своим» звуком, т.е. звуком определённой частоты. Так, что недаром наши предки во время эпидемии били в колокала, дающие звуки определённого тембра и частоты, и так долго пока не сгинет напасть.
- Колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи; его не выдерживает молекулярная структура болезнетворных микробов.
10)Если в комнате поставить даже маленький колокол, то при звучании в живых клетках свёртывается белок.
- Вот мы и познакомились с историей колокола.
- Где ещё мы можем встретить колокола?
(Самый большой колокол – Царь колокол; в церквях, храмах, на лошадях..)
4. Формулировка учебной проблемы, планирование действий
6 слайд. Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы знакомились с биографией и творчеством композитора Сергея Рахманинова. Давайте вспомним,
- Где и когда родился композитор, какой уголок России ему дорог? (Новгородский край; 20 марта1873 года) (143 года со дня рождения)
- Со скольки лет С. Рахманинов стал играть на музыкальном инструменте, и на каком? (с 4 лет, на фортепьяно)
- Кто из композиторов сказал 8 летнему С. Рахманинову «Я предсказываю ему великое будущее» (П. И. Чайковский)
- С кем маленький Серёжа проводил большую часть своего времени, кто был самым дорогим ему человеком? (Бабушка)
5. Открытия нового знания
Прослушивание и анализ произведения
Сейчас прозвучит одно из музыкальных произведений С. Рахманинова. Вам нужно определить настроение и характер музыки.
Звучит 4 часть «Светлый праздник» из сюиты С.Рахманинова
- Какое настроение передает нам прозвучавшая музыка?
(Записываем в рабочих листах в. № 2)
Подумайте, ребята, что лежит в основе этой музыки?
(Праздничное, радостное настроение. В основе слышен колокольный звон).
- Какой музыкальный инструмент подражает колокольному звону?
(Записываем в рабочих листах в. № 3) (Фортепиано)
- Верно. Мы слышим целый оркестр разных колоколов и колокольчиков, благодаря одновременному звучанию 2-х фортепиано.
Слайд: 2-3 картина
- На слайде вы видите Софийский собор в г.Новгороде. Сюда вместе с бабушкой маленький Сережа приезжал на церковные праздники, и здесь будущий композитор мог слышать колокольные звоны.
6. Первичная проверка понимания
Работа с учебником
Прочитайте из учебника на стр.108. воспоминания детства композитора.
Дети читают отрывок из учебника.
- О каких же 4 нотах вспоминает композитор?
- Откройте с. 109 и прочитайте 4 ноты
(ми, соль, ля, си). (Учитель прикрепляет ноты к магнитной доске)
Если сложить эти ноты в определенном порядке, то получится знакомый мотив - тема 4 части сюиты «Светлый праздник».
Таким образом, в основе прослушанной музыки Рахманинова лежат 4 ноты колокольного звона.
7. Применение новых знаний.
- Мы с вами познакомились с новым муз. понятием «СЮИТА», давайте найдём в таблице этот термин и прочитаем, что означает.
7 слайд. СЮИТА – крупное музыкальное произведение из 4 и более частей разного характера на одну общую тему (запишите понятие в тетрадь)
8 лайд. Просмотр видео. Изображение звонаря на звоннице
Давайте посмотрим видеосюжет и попытаемся определить о каких видах колокольного звона узнал будущий композитор?
(Праздничный трезвон, набат, благовест, малиновый звон)
- Какой вид колокольного звона использовал С.Рахманинов в своём произведении? ( Праздничный трезвон)
- На протяжении многих веков колокольные звоны сопровождали жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время веселья и скорби.
Продолжите знакомство с текстом в у учебнике с.108. «Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющею тему…
9 лайд . Слушаем 3 часть сюиты - «Слёзы».
Композитор лишь изменил чередование 4 знакомых нам нот, и сложилась иная музыка (тема «Слёзы»)
- Что изменилось? Как звучит колокольный напев?
(Музыка стала грустной, печальной).
Учитель:
Слёзы людские, о слёзы людские
Льётесь вы ранней и поздней порой…
Льётесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые,-
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной. (Ф.Тютчев)
- В жизни крестьян были не только радостные моменты, печаль и тоска жили рядом. Поэтому по своему характеру и настроению музыка 3 и 4 части сюиты контрастна.
Новое понятие. Контраст в музыке - сопоставление в музыке 2 разнохарактерных приёмов. (запишите понятие в тетрадь)
10 – 11 слайд.
Сравнительная характеристика музыкальных произведений.
Темп | Динамика | Мелодия | |
«Светлый праздник» | быстрый | Громкая, яркая | Торжественная. праздничная |
«Слёзы» | медленный | тихая | грустная, печальная |
ВЫВОД: Звучание колокольных звонов оставили глубокий след в душе композитора, что нашло отражение в его творчестве. И в этом мы с вами сегодня на уроке убедились.
12 лайд. Игра «Музыкальное эхо» по картине И. Левитана
- Попробуем в своем воображении «оживить» картину. Что в ней «зазвучит», какие звуки вы услышите?
Слушаем и имитируем р.н.п. «Вечерний звон».
Композитор – поёт правильную мелодию
Дирижёр – дирижирует
Все остальные - имитируют звучание колоколов.
- Что общего между прозвучавшей песней и картиной художника? Охарактеризуйте средства выразительности в песне.
(И картина, и песня передают нам спокойное, умиротворенное настроение).
ВЫВОД: Средства выразительности, используемые композитором в песне и художником в картине, перекликаются. Обратите внимание, что и картина, и русская народная песня имеют одинаковое название – «Вечерний звон».
13 лайд. Физминутка. Игра в звонарей. Под звучащий колокольный звон в записи, дети изображают игру на колоколах.
8. Вокально-хоровая работа
14 лайд. Распевка «Распевка по нотам»
15 лайд. Исполнение песни«Купола России»
Творческое задание: Проимитировать звучания колоколов в песни
Имитировать – подражать, копировать, воспроизводить, следовать примеру.
9. Рефлексия учебной деятельности
16 лайд. «Вставь нужное слово»
- Следующее задание для вас будет проверочным. Вставьте в текст пропущенные слова.
Колокола – это символ …(России), это душа русского …(человека)– открытая и широкая. В несколько колоколов одновременно может звонить…(один) человек. Музыкальные инструменты, как и голос человека, могут ….(имитировать) колокольный звон. Красота звучания …(колокола) отразилась в разных музыкальных произведениях русских композиторов. Неотъемлемой чертой русской музыки является …(колокольность).
17 слайд. Вывод по уроку.
«Зачем звонят колокола?»
- На примере биографии и творчества С. Рахманинова мы можем сделать вывод, что яркие музыкальные впечатления детства композиторов становятся интонационной основой многих произведений. В основе профессиональной музыки лежат народные истоки. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к духовным ценностям. Именно такая музыка становится нам близкой и понятной.
- Колокольные звоны – это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. И забыть их, выбросить из памяти людской – кощунство над памятью предков, над нашей отечественной культурой.
Говорят:
икона – молитва в красках,
храм – молитва в камне,
колокол – молитва в звуке.
Я желаю вам, чтобы в ваших душах звучали самые светлые колокольчики.
10. Домашнее задание.
17 слайд.
1) с. 108-111, знать определения.
2) Найти в интернете песни, в которых поётся о колокольных звонах.
По желанию
3) Нарисовать рисунок по одному из прослушенных музыкальных произведений.
Учитель: Ну вот, ребята, наш урок окончен. Я сегодня принесла маленький колокольчик, средний и большой. Сегодня вы узнали, что колокольный звон лечебный и поэтому когда будете уходить с урока, позвоните в колокольчик и пусть он вам принесет радость и счастье. Будьте здоровы!
19 слайд. Спасибо за урок!