"Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Миронова Людмила Викторовна

Разработка урока по музыке в 5 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx27.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                               

Открытый урок

 

Тема:

«Колокольность в музыке и

изобразительном искусстве»

                         

( Музыка 5 класс)

Учитель:  Миронова Л.В.

2012-2013 учебный год

                                 

Цель: Расширить представления учащихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений  отечественного композитора   С.С. Рахманинова).

Задачи: Обучающая – научить оперировать музыкальными терминами - мелодия, гармония, повтор, сюита и др.; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Развивающая – развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать слух, память, внимание.

Воспитательная – формировать уважение к традициям своего народа, воспитывать музыкальную культуру, как часть духовной культуры.

 Личностные УУД: понимание значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.

Познавательные УУД: Умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь), понимать  специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов.

Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с разворотом урока  в учебнике, с текстом песни.

Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.

Музыкальный материал: «Праздничный трезвон. Красный Лаврский звон»  в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице - Сергиевой лавры; сюита – фантазия для двух фортепиано 3-я часть  «Слёзы»; 4- часть «Светлый праздник»; тропарь «Христос воскресе!»; «Песня о колоколах» музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.

Оборудование: аккордеон, видоеплеер, фонохрестоматия 4-5 кл., портрет композитора, компьютер, проектор, раздаточный материал.

Тип урока: Расширение и углубление знаний.

Форма урока: Урок – презентация.

Метод: Объяснительно – иллюстративный.  

        Ход урока

Вход. Звучание колокольного звона »Пасхальный звон»

Сообщение темы урока.

Учитель: ребята, что вы услышали при входе в класс?

Ученик: колокольный звон

Учитель: вы конечно знаете, что колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины. В вашей станице есть церковь и вы  часто слышите звон её колоколов. Одинаково ли  они звучат?

Ученик: колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках.

Учитель: давайте послушаем какой голос бывает у колоколов.

Слушание. »Медведь»; «Перезвон» (слайд 6-2; слайд 12)

Учитель: как звучал первый колокол?

Ученик: это были мерные удары в один большой колокол.

Учитель: правильно, такое звучание называется благовест – это колокольный звон, которым верующие оповещаются  о начале богослужения, это мерные удары в один большой колокол. Благовест - сам призыв в церковь является благой вестью.

Учитель: а как звучал второй пример?

Ученик: празднично, радостно во все колокола с короткими перерывами.

Ученик: такое звучание называется трезвон – праздничный, радостный звон во все колокола с короткими перерывами. Совершается в праздничные дни, в торжественные моменты богослужения, а так же  во время крестного хода.

Учитель: а теперь посмотрите видеофрагмент из к/ф «Александр Невский»

Учитель: что вы почувствовали в звучании этого колокола?

Ученик: тревогу, надвигающуюся беду

Учитель: такой колокольный звон называется набат. В набатный колокол звонят во время пожаров, бедствий, звон в набат вы правильно отметили как тревожный, предупреждающий.

Учитель: итак, давайте повторим какие названия имеют колокольные звоны?

Ученик: благовест, трезвон, набат.

Учитель: ребята, на уроках музыки вы уже познакомились с творчеством С.В. Рахманинова и знаете, что С.В. Рахманинов в детстве очень любил бегать на церковный двор и играть на малых колоколах.

Учитель: две колокольные музыкальные картины – заключительные части Сюиты для двух ф-но были навеяны С. Рахманинову воспоминаниями детства. Прочитайте воспоминания композитора о его детских впечатлениях после посещения Новгородского Софийского собора.

Ученик читает текст (учебник стр.108)

Учитель: а теперь мы послушаем 3-ю часть из сюиты-фантазии С.Рахманинова, запишите в своих тетрадях, что вы услышали, что ощутили в этой музыке?

Учитель: многократно повторяющееся нисходящее мелодическое движение всего 4-х звуков, ровный, однообразный  ритм,  медленный темп, негромкие звучности, минорный лад.

Учитель: а на что похожи эти 4 ноты?

Ученик: на слёзы, возникает чувство какой-то потери, горя

Учитель: вот почему ком-тор назвал эту часть «Слёзы»

Учитель: это просто плач, или это тяжёлые слёзы?

Ученик: это «серебряные» слёзы

Учитель: и это «серебро» передано в звучании фортепиано

Учитель: а вот как поэт Ф.Тютчев передаёт эти чувства в своём произведении, послушайте.

Учитель читает стихотворение Ф.Тютчева (слайд)

Учитель: а сейчас слушаем заключительную часть сюиты.

Слушание 4-й части сюиты - фантазии

Учитель: что произошло с « 4-мя серебряными плачущими нотами» в финале сюиты? Как звучит колокольный напев? Сделайте музыкальную характеристику этой части, пользуясь стендом музыкальных терминов.

Ученик: музыка этой части торжественная, радостная, ликующая, быстрый темп, яркая динамика.

Учитель: эта музыка контрастная, значит противоположная по звучанию3-й части. Яркий контраст 3-й и 4-й частей сюиты обусловлен контрастными картинами русской жизни.

Учитель: заключительную часть сюиты композитор так и назвал «Светлый праздник». Вот как пишет об этом празднике  поэт А. Хомяков.

Учитель: ребята, скажите, какого числа весь православный народ будет праздновать «Светлый праздник», праздник  Вознесения Христово (Пасху)? 

Ученик: 24 апреля.

Учитель: сейчас прозвучит «Праздничный трезвон. Красный Лаврский звон» в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице - Сергиевой лавры.

 Что вы услышали в музыке трезвона?

Ученик: радостный восторг, ликование.

Учитель: Правильно! И, конечно, же колокольными перезвонами церквей, храмов и монастырей будут встречать православные христиане этот праздник. Многие из вас посещали церковь, были на праздничных богослужениях и слышали старинные песнопения. Обратите внимание на экран. Здесь вы видите ноты одного из таких песнопений «Христос воскресе!». Послушайте фрагмент, чтобы затем вы могли его услышать в 4-й части сюиты-фантазии.

 Учитель исполняет тропарь «Христос воскресе!».

Итак, сейчас последний раз прозвучит 4-я часть сюиты и я хочу проверить вашу внимательность. Там где будет звучать интонации песнопения

«Христос воскресе!», вы поднимите руку.

Слушание 4-й части сюиты- фантазии «Светлый праздник».

Учитель: музыку колоколов мы можем услышать не только в церкви, в  произведениях русских классиков, но и в кино композитор Е. Крылатов и поэт Ю. Энтин  написали «Песню о колоколах» для х/ф «Приключения Электроника».

Учитель:  эту песню мы сейчас с вами разучим. У вас на столах лежат тексты песни, послушайте её в исполнении детского хора.

Звучит фонограмма «Песня о колоколах».

 А теперь примите певческую посадку. Дыхание в этой песне берётся по фразам, следите по тексту.

Дыхание берём не поднимая плечи, через нос, побольше, т.к. умеренный темп требует хорошего вдоха, чтобы хватило на всю фразу.

Учитель: ребята, а как сделан верх в церкви?

Ученик: куполом.

Учитель: в этой песне необходимо звучание гласных округлить, чтобы у нас получился округлый и полётный звук. Мы тоже сделаем во рту купол, когда будем петь гласные  у- о- а. Вот такой собранный, красивый звук должен оставаться при дальнейшем  исполнении песни.  

Передайте в своём исполнении радость, счастье, хорошее настроение.

Исполнение «Песня о колоколах»

Итог: музыка какого отечественного композитора  звучала сегодня на уроке? С какими разновидностями колокольного звона мы сегодня на уроке познакомились?

Д/з: прочитайте в творческой тетради  страничку « Загадочный мир звуков С.Рахманинова» из книги Н.Бажанова «Рахманинов» и выполните задания в конце текста.

Спасибо за урок. А сейчас по одному выйдите к доске и поставьте друг другу оценки за урок ( на доске расчерчены три столбца с заголовками «3», «4», «5)

Выставление оценок за урок.

Выход. Звучит «Песня о колоколах»

«Песня о колоколах»

Слова Ю. Энтина                          Музыка Е. Крылатова

     

          1.Бьют часы на старой башне,

             Провожая день вчерашний,

             И звонят колокола.

             Провожая день вчерашний,

             Бьют часы на старой башне:

             Будет, будет даль светла.        

                    Припев:        Бой часов, как ключик золотой,

                       Двери утра весело открой!

                                          Окна утра настежь распахни,

                                          Сумрак  ночи с улиц прогони!

 

                                                                 

 2.Бьют часы на старой башне                                    3. Бьют часы на старой башне                                     То, что ночью было страшным,                                        В этом мире должен каждый

Светом залито дневным.        Не спешить, не отставать.

То, что ночью было страшным,        В этом мире должен каждый

Стало тёплым и домашним,        Слушать время и отважно

Стало милым и смешным.        В ногу с временем шагать.

     Припев.         Припев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Презентация  знакомит с учащихся с произведениями В.Г. Кикты и фресками Софии Киевской....

Интегрированный урок музыки и основ религиозных культур народов России "Православие в Древней Руси. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Цель урока: расширить,  закрепить знания обучающихся о Православии в Древней Руси и колокольных звонах на примерах музыкального и изобразительного искусстваЗадачи: познакомить учащихся с устройст...

Конспект урока по теме: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».

Урок по музыке по теме « Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» проводится по программе  по  музыке для 5 класса,( урок № 24 в 3 четверти)  составлена в соответствии с Феде...

Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....

Формирование познавательных универсальных действий на уроке музыки. Работа с текстом. 5 класс. Тема «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

Задание для 5 класса. Работа с текстом. Формирование умений выделять существенную информацию из текста, определять основную и второстепенную информацию,  выделять и акцентировать ключевые мысли в...