"Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
Разработка урока по музыке в 5 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 27.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Тема:
«Колокольность в музыке и
изобразительном искусстве»
( Музыка 5 класс)
Учитель: Миронова Л.В.
2012-2013 учебный год
Цель: Расширить представления учащихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественного композитора С.С. Рахманинова).
Задачи: Обучающая – научить оперировать музыкальными терминами - мелодия, гармония, повтор, сюита и др.; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Развивающая – развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать слух, память, внимание.
Воспитательная – формировать уважение к традициям своего народа, воспитывать музыкальную культуру, как часть духовной культуры.
Личностные УУД: понимание значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.
Познавательные УУД: Умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь), понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов.
Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с разворотом урока в учебнике, с текстом песни.
Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.
Музыкальный материал: «Праздничный трезвон. Красный Лаврский звон» в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице - Сергиевой лавры; сюита – фантазия для двух фортепиано 3-я часть «Слёзы»; 4- часть «Светлый праздник»; тропарь «Христос воскресе!»; «Песня о колоколах» музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Оборудование: аккордеон, видоеплеер, фонохрестоматия 4-5 кл., портрет композитора, компьютер, проектор, раздаточный материал.
Тип урока: Расширение и углубление знаний.
Форма урока: Урок – презентация.
Метод: Объяснительно – иллюстративный.
Ход урока
Вход. Звучание колокольного звона »Пасхальный звон»
Сообщение темы урока.
Учитель: ребята, что вы услышали при входе в класс?
Ученик: колокольный звон
Учитель: вы конечно знаете, что колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины. В вашей станице есть церковь и вы часто слышите звон её колоколов. Одинаково ли они звучат?
Ученик: колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках.
Учитель: давайте послушаем какой голос бывает у колоколов.
Слушание. »Медведь»; «Перезвон» (слайд 6-2; слайд 12)
Учитель: как звучал первый колокол?
Ученик: это были мерные удары в один большой колокол.
Учитель: правильно, такое звучание называется благовест – это колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале богослужения, это мерные удары в один большой колокол. Благовест - сам призыв в церковь является благой вестью.
Учитель: а как звучал второй пример?
Ученик: празднично, радостно во все колокола с короткими перерывами.
Ученик: такое звучание называется трезвон – праздничный, радостный звон во все колокола с короткими перерывами. Совершается в праздничные дни, в торжественные моменты богослужения, а так же во время крестного хода.
Учитель: а теперь посмотрите видеофрагмент из к/ф «Александр Невский»
Учитель: что вы почувствовали в звучании этого колокола?
Ученик: тревогу, надвигающуюся беду
Учитель: такой колокольный звон называется набат. В набатный колокол звонят во время пожаров, бедствий, звон в набат вы правильно отметили как тревожный, предупреждающий.
Учитель: итак, давайте повторим какие названия имеют колокольные звоны?
Ученик: благовест, трезвон, набат.
Учитель: ребята, на уроках музыки вы уже познакомились с творчеством С.В. Рахманинова и знаете, что С.В. Рахманинов в детстве очень любил бегать на церковный двор и играть на малых колоколах.
Учитель: две колокольные музыкальные картины – заключительные части Сюиты для двух ф-но были навеяны С. Рахманинову воспоминаниями детства. Прочитайте воспоминания композитора о его детских впечатлениях после посещения Новгородского Софийского собора.
Ученик читает текст (учебник стр.108)
Учитель: а теперь мы послушаем 3-ю часть из сюиты-фантазии С.Рахманинова, запишите в своих тетрадях, что вы услышали, что ощутили в этой музыке?
Учитель: многократно повторяющееся нисходящее мелодическое движение всего 4-х звуков, ровный, однообразный ритм, медленный темп, негромкие звучности, минорный лад.
Учитель: а на что похожи эти 4 ноты?
Ученик: на слёзы, возникает чувство какой-то потери, горя
Учитель: вот почему ком-тор назвал эту часть «Слёзы»
Учитель: это просто плач, или это тяжёлые слёзы?
Ученик: это «серебряные» слёзы
Учитель: и это «серебро» передано в звучании фортепиано
Учитель: а вот как поэт Ф.Тютчев передаёт эти чувства в своём произведении, послушайте.
Учитель читает стихотворение Ф.Тютчева (слайд)
Учитель: а сейчас слушаем заключительную часть сюиты.
Слушание 4-й части сюиты - фантазии
Учитель: что произошло с « 4-мя серебряными плачущими нотами» в финале сюиты? Как звучит колокольный напев? Сделайте музыкальную характеристику этой части, пользуясь стендом музыкальных терминов.
Ученик: музыка этой части торжественная, радостная, ликующая, быстрый темп, яркая динамика.
Учитель: эта музыка контрастная, значит противоположная по звучанию3-й части. Яркий контраст 3-й и 4-й частей сюиты обусловлен контрастными картинами русской жизни.
Учитель: заключительную часть сюиты композитор так и назвал «Светлый праздник». Вот как пишет об этом празднике поэт А. Хомяков.
Учитель: ребята, скажите, какого числа весь православный народ будет праздновать «Светлый праздник», праздник Вознесения Христово (Пасху)?
Ученик: 24 апреля.
Учитель: сейчас прозвучит «Праздничный трезвон. Красный Лаврский звон» в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице - Сергиевой лавры.
Что вы услышали в музыке трезвона?
Ученик: радостный восторг, ликование.
Учитель: Правильно! И, конечно, же колокольными перезвонами церквей, храмов и монастырей будут встречать православные христиане этот праздник. Многие из вас посещали церковь, были на праздничных богослужениях и слышали старинные песнопения. Обратите внимание на экран. Здесь вы видите ноты одного из таких песнопений «Христос воскресе!». Послушайте фрагмент, чтобы затем вы могли его услышать в 4-й части сюиты-фантазии.
Учитель исполняет тропарь «Христос воскресе!».
Итак, сейчас последний раз прозвучит 4-я часть сюиты и я хочу проверить вашу внимательность. Там где будет звучать интонации песнопения
«Христос воскресе!», вы поднимите руку.
Слушание 4-й части сюиты- фантазии «Светлый праздник».
Учитель: музыку колоколов мы можем услышать не только в церкви, в произведениях русских классиков, но и в кино композитор Е. Крылатов и поэт Ю. Энтин написали «Песню о колоколах» для х/ф «Приключения Электроника».
Учитель: эту песню мы сейчас с вами разучим. У вас на столах лежат тексты песни, послушайте её в исполнении детского хора.
Звучит фонограмма «Песня о колоколах».
А теперь примите певческую посадку. Дыхание в этой песне берётся по фразам, следите по тексту.
Дыхание берём не поднимая плечи, через нос, побольше, т.к. умеренный темп требует хорошего вдоха, чтобы хватило на всю фразу.
Учитель: ребята, а как сделан верх в церкви?
Ученик: куполом.
Учитель: в этой песне необходимо звучание гласных округлить, чтобы у нас получился округлый и полётный звук. Мы тоже сделаем во рту купол, когда будем петь гласные у- о- а. Вот такой собранный, красивый звук должен оставаться при дальнейшем исполнении песни.
Передайте в своём исполнении радость, счастье, хорошее настроение.
Исполнение «Песня о колоколах»
Итог: музыка какого отечественного композитора звучала сегодня на уроке? С какими разновидностями колокольного звона мы сегодня на уроке познакомились?
Д/з: прочитайте в творческой тетради страничку « Загадочный мир звуков С.Рахманинова» из книги Н.Бажанова «Рахманинов» и выполните задания в конце текста.
Спасибо за урок. А сейчас по одному выйдите к доске и поставьте друг другу оценки за урок ( на доске расчерчены три столбца с заголовками «3», «4», «5)
Выставление оценок за урок.
Выход. Звучит «Песня о колоколах»
«Песня о колоколах»
Слова Ю. Энтина Музыка Е. Крылатова
1.Бьют часы на старой башне,
Провожая день вчерашний,
И звонят колокола.
Провожая день вчерашний,
Бьют часы на старой башне:
Будет, будет даль светла.
Припев: Бой часов, как ключик золотой,
Двери утра весело открой!
Окна утра настежь распахни,
Сумрак ночи с улиц прогони!
2.Бьют часы на старой башне 3. Бьют часы на старой башне То, что ночью было страшным, В этом мире должен каждый
Светом залито дневным. Не спешить, не отставать.
То, что ночью было страшным, В этом мире должен каждый
Стало тёплым и домашним, Слушать время и отважно
Стало милым и смешным. В ногу с временем шагать.
Припев. Припев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве
Презентация знакомит с учащихся с произведениями В.Г. Кикты и фресками Софии Киевской....
Интегрированный урок музыки и основ религиозных культур народов России "Православие в Древней Руси. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Цель урока: расширить, закрепить знания обучающихся о Православии в Древней Руси и колокольных звонах на примерах музыкального и изобразительного искусстваЗадачи: познакомить учащихся с устройст...
Технологическая карта урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Технологическая карта урока музыки...
Конспект урока по теме: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».
Урок по музыке по теме « Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» проводится по программе по музыке для 5 класса,( урок № 24 в 3 четверти) составлена в соответствии с Феде...
урок музыки "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
урок музыки для 5 класса...
Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....
Формирование познавательных универсальных действий на уроке музыки. Работа с текстом. 5 класс. Тема «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
Задание для 5 класса. Работа с текстом. Формирование умений выделять существенную информацию из текста, определять основную и второстепенную информацию, выделять и акцентировать ключевые мысли в...