Преобразующая сила музыки, рожденная войной, но призывающая к миру.
статья по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Преобразующая сила музыки, рожденной войной,
но призывающей к миру
В преддверии 75-летнего юбилея великой Победы во всех классах школы на уроках музыки, классных часах или тематических общешкольных мероприятиях, посвященных этой дате, будет звучать музыка.
А в школьной образовательной программе по музыке вообще нет такой темы, которую нельзя было бы раскрыть на примере произведений о войне. Это очень многогранная тема: музыка – война – победа. И в разговоре с детьми важно будить у них не только память знаний о войне, но прежде всего память чувств, чтобы дети не только знали о войне, но и почувствовали ее горячее дыхание, которое доносит до нас искусство музыки. Пережитое всегда остается с человеком. Память чувств цементирует память знаний. В этом нам помогает музыка.
Композитор Д. Шостакович писал: «Оно (искусство) не избегало страшной правды войны, однако даже в самые тяжкие дни в нем звучала героика, призыв, вера в грядущую победу. Наше искусство было напоено беспредельной любовью к Родине, это был его главный, определяющий тон ...». Композитор, написавший эти слова, создал именно такую героическую музыку – Седьмую симфонию, посвященную героическим защитникам Ленинграда, где она и зародилась, и в которой Д. Шостакович заложил такое мужество, такую волю к победе, такое признание силы музыки, что первое же ее исполнение в марте 1942 года стало реальным вкладом в борьбу с врагом, оправдывая, подтверждая и реализуя наяву лозунг «Все для фронта, все для победы!».
Анализируя и раскрывая эту тему преобразующей силы музыки, рожденной войной, но призывающей к миру, можно говорить с детьми:
- о гражданском подвиге композиторов, создавших в военные годы лишений и утрат удивительные по художественному совершенству и заложенной в них силе духа сочинения (от песни до симфонии);
- о подвиге музыкантов фронтовых бригад, доносивших эти патриотические произведения до бойцов в короткие минуты передышки непосредственно на фронтах - переднем крае битвы с врагом;
- о непосредственном воздействии музыки на участников сражений - воинов, о том, как она помогала им преодолеть лишения и потери, тоску о близких, выстоять в жестоких боях и победить;
- о музыке, как о мудром летописце тех свинцовых пламенных лет, которая и после Победы продолжает благородное дело увековечения народного подвига в Великой Отечественной войне;
- о миссии, которую сегодня несет искусство музыки в утверждении мира на земле, напоминая о павших и призывая всех нас к величайшей бдительности и противостоянию проискам врагов мира.
Раскрывая великую жизненную тему о преобразующей силе музыки, можно привести яркие примеры из жизни музыки на фронте и в тылу в годы войны.
Так песня А.В. Александрова «Священная война» была и знаменем, и оружием: «Идет война народная, священная война …».
Защитники легендарной длительной обороны Брестской крепости, когда их осталось около 300 человек, в ответ на ультиматум фашистов о сдаче в плен пошли на последний прорыв со словами «Это есть наш последний и решительный бой…». Прорваться удалось десятерым.
«Песня о маленьком трубаче», который тоже играл «Интернационал», также призывала товарищей на бой с врагами.
Военные песни имели особую вдохновляющую силу, являлись «душевным боеприпасом»: «В ночи песня – свет, в жару – тень, в мороз – телогрейка». Военная песня быстро запоминалась и не расставалась с бойцами ни в окопе, ни в землянке, согревая их сердца и придавая уверенности в победе.
В военное время были созданы и многие лирические песни. Они также важны для солдата. В. Лебедев-Кумач писал: «Кто сказал, что надо бросить песни о войне? После боя сердце просит музыки вдвойне…». Солдаты переписывали в заветные тетрадочки и блокнотики стихи К. Симонова «Жди меня», напевали «Огонек», «Темную ночь», «В землянке». «Вечер на рейде», любили песню М. Блантера и Е. Долматовского: «Моя любимая», которая согревала их сердца словами: «В кармане маленьком моем есть карточка твоя, так значит мы всегда вдвоем, моя любимая.» Маршал победы Г.К. Жуков, вспоминая о войне, называл три бессмертные песни: «Священная война», «Дороги» и «Соловьи».
Музыкой, как сильным духовным оружием, народ дорожит, бережно передавая от поколения к поколению. Особенно это касается героических песен Великой Отечественной войны, в которых отражена романтика подвига, борьбы за свободу Родины. Сегодня, прикоснувшись мыслями и чувствами к тому, что пережили на фронте и в тылу наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки, мы не только наслаждаемся художественными достоинствами таких произведений, но и включаем их в нашу борьбу за сохранение мира, не оставаясь равнодушными к проискам тех, кто вновь пытается ввергнуть мир в пучину войны, страданий и горя.
Патриотическая музыка – наше бесценное богатство. На нашу Победу работало и все прошлое России, и вся отечественная культура, созданная веками, которой тоже угрожало уничтожение от рук фашистов. Это понимали бойцы. Так после концерта фронтовой бригады Ленинградской филармонии один из бойцов сказал : «За такую культуру не жалко жизнь отдать!», а в одном из отзывов на выступление концертной бригады Большого театра было сказано: «Мелодии Чайковского … становились нашими союзниками в Великой Отечественной войне против фашистов ...». А победное звучание 3-ей части Шестой симфонии П. Чайковского после радостных военных сводок по всесоюзному радио своей торжественностью усиливало радость людей в тылу и укрепляло их уверенность в скорейшем полном разгроме врага. И это тоже о силе музыки, помогавшей побеждать врага:
- музыка звала в бой;
- музыка сама шла с бойцами в битву;
- музыка – участник сражений;
- музыка напоминает о павших в боях за свободу;
- музыка – правдивый и мудрый летописец;
- музыка борется за мир;
- музыка – часть нашей жизни;
- музыка – сама жизнь.
После войны бессмертный подвиг защитников осажденной Брестской крепости запечатлен оперой К. Молчанова «Неизвестный солдат», память павших на полях сражений и в фашистской неволе отражена мудрой и лиричной песней «День Победы» Д. Тухманова на стихи В. Харитонова»: «Этот день Победы порохом пропах. Это праздник с сединою на висках, Это радость со слезами на глазах …».
Призывом к миру проникнуты многие музыкальные произведения: «Гимн демократической молодежи» А. Новикова на стихи Л. Ошанина, «Бухенвальдский набат» В. Мурадели на стихи А. Соболева, «Реквием» Д. Кабалевского на стихи Р. Рождественского и многие-многие другие.
Д. Кабалевский писал: «Сочинение это («Реквием») написано о погибших, но обращено к живым, рассказывает о смерти, но воспевает жизнь, рождено войной, но всем своим существом устремлено к миру …», а другой великий композитор Д. Шостакович писал: «Слушая сегодня лучшие произведения военных лет, мы с радостью убеждаемся, что их образы, пафос, страсть по-прежнему волнуют нас. Музыка правдиво запечатлела мысли и чувства советского человека в годы войны».
Музыка военных лет по-настоящему современна, она обладает огромной преобразующей силой воздействия на человека, воспитывает патриотизм, готовность во всеоружии встретить любого врага при его попытке развязать войну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
6 класс тема "Преобразующая сила музыки" 2 урока (Скрябин, обобщающий))
Разработка 2-х уроков. "Творчество А.Н.Скрябина было его временем...", обобщающий урок по теме "Преобразующая сила музыки"...
УРОК В 6 классе "ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА МУЗЫКИ"
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ УРОК И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ "ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА МУЗЫКИ" .РЕСУРС СОДЕРЖИТ КОНСПЕКТ УРОКА, ПРЕЗЕНТАЦИЮ, А ТАКЖЕ ФАЙЛ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ В ФОРМАТЕ МП 3....
Конспект и презентация к уроку музыки «Преобразующая сила музыки».
Тема урока: Преобразующая сила музыки.Тип урока: комбинированный.Цель урока: Формировать знания детей о преобразующей силе музыки.На уроке решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи...
Презентация к уроку музыки по теме "Преобразующая сила музыки" 6 класс
Презентация к уроку музыки по теме "Преобразующая сила музыки" 6 класс...
Урок музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки" 2 полугодие
Урок музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки"...
Урок музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки"
В. Моцарт «Реквием»Художественно-педагогическая идея урока:«Ты, Моцарт, БогИ сам того не знаешь».А. С. Пушкин...
Модель урока по музыке 6 класс "Преобразующая сила музыки Л.В. Бетховена"
Конспект урока по проамме Д.Б. Кабалевского"Преобразующая сила музыки" 6 класс...