Открытый урок в 3 классе, 4 четверти.
план-конспект урока по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Тема урока: "Музыкальный инструмент – скрипка".
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Место урока в учебном курсе: 3 класс, IV четверть.
Цели и задачи урока:
1. Обучающие:
- Продолжить знакомство с инструментами симфонического оркестра.
- Умение ориентироваться в инструментальных тембрах.
2. Развивающие:
- Умение анализировать, сравнивать, обобщать.
- В процессе слушания музыки развивать тембровый слух.
3. Воспитательные:
- Обогащать духовный мир детей.
- Воспитание потребности в общении с искусством и понимания значения музыки для человека.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, музыкальный центр, набор - пазлы “Скрипка.”
Ход урока
1. Музыкальное приветствие.
2. Беседа по теме.
(На экране видеофрагмент-показ различных музыкальных инструментов)
Учитель: (Фоном звучит фрагмент из сюиты “Шехеразада”, тема Шехеразады. Н.А.Римский-Корсаков)
Приложение 1
Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь
И вселяет в нас надежды…
Остальное- как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.
Б.Ш.Окуджава
Учитель: Ребята, какой инструмент солировал в музыке?
О каком инструменте сегодня пойдет речь?
Дети: О скрипке.
(Дети с помощью учителя формулируют цель и задачи: познакомимся с инструментом- скрипка, будем учиться различать скрипку по тембру, по внешнему виду).
Учитель: Давайте на неё посмотрим.
(На экране появляется изображение скрипки)
Как она стройна, красива и изящна: тонкая талия, плавные закругления. К корпусу скрипки прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты 4 струны.
Из чего изготавливается скрипка?
1 ученик зачитывает сообщение: Верхняя часть скрипки-дека - изготавливается из ели, нижняя из белого клёна. Клён можно брать для изготовления скрипки только весной, тогда, когда на дереве появляются листья. После долгой зимы дерево “просыпается” и листья забирают лишнюю влагу. А если ель будет со смолой, то она будет очень мешать мастеру.
2 ученик зачитывает сообщение: Сделать скрипку очень сложно. Здесь важно всё: и размер корпуса и форма корпуса и даже качество лака, которым её покрывают. В изготовлении скрипок прославились на весь мир итальянские мастера из города Кремон: Никколо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. Их называют сегодня мастера - волшебники. Никто до сих пор не разгадал секрета, как им удавалось делать у скрипок необыкновенный и красивый голос.
3 ученик зачитывает сообщение: Очень многое в звучании скрипки зависит от смычка. На трость натянуты конские волосы.
Смычок скрипач плавно и непрерывно ведёт по струнам в течение долгого времени и звук получается протяжным и певучим. Не зря говорят - скрипка поёт. Тембр скрипки похож на человеческий голос и часто, когда звучит скрипка. Кажется, что скрипка что-то рассказывает.
Приложение 2
Учитель: Я хочу для вас спеть норвежскую народную песню “Волшебный смычок”.
1.
Пришёл к нам в село, музыкант старичок.
В руках музыканта волшебный смычок.
Ударил по струнам, сбежался народ,
Танцует, играет, смеётся, поёт.
2.
Шёл мимо богач, услыхал скрипача
И вспыхнула зависть в душе богача,
Продай свою скрипку, ты беден и стар,
Я дам за неё тебе хлеба амбар.
3.
Я скрипку свою, не продам никому.
Нужна эта скрипка не мне одному,
Под звуки её веселится народ,
Танцует, играет, смеётся, поёт.
Учитель: Почему музыкант не захотел продать скрипку?
Дети: Благодаря скрипке у музыканта были друзья, которые рады были встрече с ним.
Скрипка была для музыканта, как самый лучший и близкий друг. Он не хотел предавать эту дружбу, не хотел променять скрипку даже на богатство.
Учитель: Почему люди думали, что смычок у скрипки волшебный?
Дети: Скрипач так хорошо играл на скрипке, что людям. Которые не умеют играть на ней, можно подумать, что музыкант волшебник и играет с помощью волшебного смычка.
Учитель: Как называют человека, который играет на скрипке?
Дети: Скрипач.
Учитель: Сегодня весь мир знает скрипача - виртуоза Никколо Паганини из Италии.
Он раскрыл многие возможности скрипки для других музыкантов. Сочинял сам музыку, которая была очень сложна для других скрипачей. (Слушание произведения Н.Паганини “Каприс” в видеозаписи)
Приложение3
3. Творческая мастерская.
Учитель: Давайте, ребята, сделаем подарок для музея музыкальных инструментов, попробуем изобразить скрипку.
(Класс делится на группы и детям предлагается собрать на листах ватмана, используя клей-карандаш, из нескольких фрагментов изображение скрипки /по принципу игры в пазлы/, под звуки скрипки, дети “творят”)
4. Завершение урока. Демонстрация выполненных работ.
Учитель: Итак, что нового вы узнали на уроке? Что вам особенно понравилось? О чем вы расскажите своим друзьям и родителям?
А сейчас я хочу узнать, с каким вы настроением уходите сегодня с урока искусства? Если вам урок понравился, поставьте на нотный стан красную нотку, если чувствуете неудовлетворение – синюю нотку. До свидания!
Используемая литература
1. Э.Финкельштейн “Музыка от А до Я”.
2. А.Клёнов “Там, где музыка живёт”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....
Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....
Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”
Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...
Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС
Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...
Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»
Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....