Открытый урок в 3 классе, 4 четверти.
план-конспект урока по музыке

Хольшина Ирина Михайловна

"Музыкальный инструмент – скрипка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx16.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Тема урока: "Музыкальный инструмент – скрипка".

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Место урока в учебном курсе: 3 класс, IV четверть.

Цели и задачи урока:

1. Обучающие:

- Продолжить знакомство с инструментами симфонического оркестра.

- Умение ориентироваться в инструментальных тембрах.

2. Развивающие:

- Умение анализировать, сравнивать, обобщать.

- В процессе слушания музыки развивать тембровый слух.

3. Воспитательные:

- Обогащать духовный мир детей.

- Воспитание потребности в общении с искусством и понимания значения музыки для человека.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, музыкальный центр, набор - пазлы “Скрипка.”

Ход урока

1. Музыкальное приветствие.

2. Беседа по теме.

(На экране видеофрагмент-показ различных музыкальных инструментов)

Учитель: (Фоном звучит фрагмент из сюиты “Шехеразада”, тема Шехеразады. Н.А.Римский-Корсаков)

Приложение 1

Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь

И вселяет в нас надежды…

Остальное- как-нибудь.

Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,

По чьему благословению я по небу лечу.

                                            Б.Ш.Окуджава

Учитель: Ребята, какой инструмент солировал в музыке?

О каком инструменте сегодня пойдет речь?

Дети: О скрипке.

(Дети с помощью учителя формулируют цель и задачи: познакомимся с инструментом- скрипка, будем учиться различать скрипку по тембру, по внешнему виду).

Учитель: Давайте на неё посмотрим.

(На экране появляется изображение скрипки)

Как она стройна, красива и изящна: тонкая талия, плавные закругления. К корпусу скрипки прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты 4 струны.

Из чего изготавливается скрипка?

1 ученик зачитывает сообщение: Верхняя часть скрипки-дека - изготавливается из ели, нижняя из белого клёна. Клён можно брать для изготовления скрипки только весной, тогда, когда на дереве появляются листья. После долгой зимы дерево “просыпается” и листья забирают лишнюю влагу. А если ель будет со смолой, то она будет очень мешать мастеру.

2 ученик зачитывает сообщение: Сделать скрипку очень сложно. Здесь важно всё: и размер корпуса и форма корпуса и даже качество лака, которым её покрывают. В изготовлении скрипок прославились на весь мир итальянские мастера из города Кремон: Никколо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. Их называют сегодня мастера - волшебники. Никто до сих пор не разгадал секрета, как им удавалось делать у скрипок необыкновенный и красивый голос.

3 ученик зачитывает сообщение: Очень многое в звучании скрипки зависит от смычка. На трость натянуты конские волосы.

Смычок скрипач плавно и непрерывно ведёт по струнам в течение долгого времени и звук получается протяжным и певучим. Не зря говорят - скрипка поёт. Тембр скрипки похож на человеческий голос и часто, когда звучит скрипка. Кажется, что скрипка что-то рассказывает.

Приложение 2

Учитель: Я хочу для вас спеть норвежскую народную песню “Волшебный смычок”.

1.
Пришёл к нам в село, музыкант старичок.
В руках музыканта волшебный смычок.
Ударил по струнам, сбежался народ,
Танцует, играет, смеётся, поёт.
2.
Шёл мимо богач, услыхал скрипача
И вспыхнула зависть в душе богача,
Продай свою скрипку, ты беден и стар,
Я дам за неё тебе хлеба амбар. 
3.
Я скрипку свою, не продам никому.
Нужна эта скрипка не мне одному,
Под звуки её веселится народ,
Танцует, играет, смеётся, поёт.

Учитель: Почему музыкант не захотел продать скрипку?

Дети: Благодаря скрипке у музыканта были друзья, которые рады были встрече с ним.

Скрипка была для музыканта, как самый лучший и близкий друг. Он не хотел предавать эту дружбу, не хотел променять скрипку даже на богатство.

Учитель: Почему люди думали, что смычок у скрипки волшебный?

Дети: Скрипач так хорошо играл на скрипке, что людям. Которые не умеют играть на ней, можно подумать, что музыкант волшебник и играет с помощью волшебного смычка.

Учитель: Как называют человека, который играет на скрипке?

Дети: Скрипач.

Учитель: Сегодня весь мир знает скрипача - виртуоза Никколо Паганини из Италии.

Он раскрыл многие возможности скрипки для других музыкантов. Сочинял сам музыку, которая была очень сложна для других скрипачей. (Слушание произведения Н.Паганини “Каприс” в видеозаписи)

Приложение3

3. Творческая мастерская.

Учитель: Давайте, ребята, сделаем подарок для музея музыкальных инструментов, попробуем изобразить скрипку.

(Класс делится на группы и детям предлагается собрать на листах ватмана, используя клей-карандаш, из нескольких фрагментов изображение скрипки /по принципу игры в пазлы/, под звуки скрипки, дети “творят”)

4. Завершение урока. Демонстрация выполненных работ.

Учитель: Итак, что нового вы узнали на уроке? Что вам особенно понравилось? О чем вы расскажите своим друзьям и родителям?

А сейчас я хочу узнать, с каким вы настроением уходите сегодня с урока искусства? Если вам урок понравился, поставьте на нотный стан красную нотку, если чувствуете неудовлетворение – синюю нотку. До свидания!

Используемая литература

1. Э.Финкельштейн “Музыка от А до Я”.

2. А.Клёнов “Там, где музыка живёт”.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....