«Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Музыка скрипки» урок 25
план-конспект занятия по музыке (5 класс)

Гринь Наталья Андреевна

Цель урока углубление и расширение представлений учащихся о жанровом разнообразии живописи и музыки, формирование умения находить общие черты в  родственных видах искусства; интонация в музыке носитель смысла,  дать понятие интонации в музыке как носителя смысла,  расширить представления о выразительности и изобразительности музыкальной интонации.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

тема II полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” 3 четверть

УРОК 25: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

 Музыка скрипки» - 1 час

Цель:  углубить и расширить представления учащихся о жанровом разнообразии живописи и музыки; сформировать умения находить общие черты в  родственных видах искусства; дать понятие интонации в музыке как носителя смысла,  расширить представления о выразительности и изобразительности музыкальной интонации.

Задачи урока: знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей; уметь сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох; развивать духовно - эстетические потребности учащихся; определять средства музыкальной выразительности; рассуждать о музыке;  знакомить с музыкальными понятиями и терминами; знакомить с музыкой композиторов: И.С.  Баха, Н. Паганини.

Оборудование:  компьютер, аудиозаписи, наглядные приложения, музыкальный инструмент.

 Музыкальный материал: «Чакона» И. С. Бах, «Мелодия» П. И. Чайковского, «Каприс №24» Н. Паганини, интерпретации Каприса №24 – С. Рахманинова, В. Лютославского, В. Зинчука.

ХОД УРОКА

  1. Организационная часть

Организация класса:

Звонок голосистой птицей,
Опять пролетит поутру.
И мы начинаем учиться
Труду, вдохновенью, добру.

II. Основная часть.

1.        Актуализация знаний.  («скрипка»)

- Ребята, попробуйте отгадать загадку:

Играет так самозабвенно,
И нежно и проникновенно,
Бывает первою в оркестре,
Её приветствует Маэстро!
Быстрей ответь мне без ошибки.
О чём я говорю? О –
скрипке

2. Планирование деятельности.  

  • Познакомиться с известными скрипачами.
  • Послушать музыкальные произведения для скрипки композиторов разных времен.
  • Узнать имена знаменитых скрипичных мастеров.
  • Слушать Каприс №24   Н. Паганини.
  • Сравнить интерпретации С.Рахманинова, В. Лютославского, В.Зинчука.

  3. Работа над новым материалом. 

(Наглядный материал (Приложение№1): репродукции картин художников.

 Художники и скульпторы часто изображают музыкантов и музыкальные инструменты в своих произведениях (Я. Ван Эйк, и т.д.)

 Давайте рассмотрим картины знаменитых художников с музыкальными инструментами. Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим.  Она может тихо плакать истекая слезами, петь, говорить, кричать. Послушайте произведения сочиненные для скрипки композиторами разных времен и рассмотрите портреты знаменитых исполнителей-скрипачей.

(Наглядный материал (Приложение№2): портреты знаменитых исполнителей-скрипачей.

Слушание «Чакона» И.С. Баха и «Мелодия» П. Чайковского.

- О чем рассказала вам музыка? Какое настроение передает музыка?

В Европе скрипка появилась в конце XV в. Это любимый инструмент бродячих музыкантов, которые играли на праздниках, ярмарках, свадьбах, в трактирах и кабачках. Скрипка, как народный инструмент сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше.

Звучала скрипка и в аристократических кругах – во дворцах, замках, в богатых домах и церквях.  При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, которые играли во время пробуждения и трапез короля и, конечно, исполняли танцевальную музыку на придворных балах.

(Наглядный материал (Приложение№3): портреты знаменитых скрипичных мастеров.

Самыми знаменитыми скрипичными мастерами были итальянские мастера: Николо Амати, Антонио Страдивари, Андреа Гварнери.

4. Физкультминутка.

Физкультминутку проведем

Вместе дружно отдохнем,

Мы в оркестр поиграем

Дирижером побываем,

В пианиста превратимся быстро,

А потом и скрипачом,

И грустить нам не почем,

Барабаним в барабан,

И в тарелки бьем бам-бам

Вот и все мы скажем вам

Перестанем мы играть

И  урок начнем опять

4. Совместное открытие нового знания через музыку и совместное рассуждение.

Неукротимым духом своим он побеждал зло.

(Наглядный материал (Приложение№4): портреты Н. Паганини.

Во всем мире  всем известно  имя итальянского композитора, скрипача-виртуоза XIX века Никколо Паганини. Его мастерство игры на скрипке было настолько совершенно, что ходили слухи, будто исполнять труднейшие пассажи своих произведений ему помогает нечистая сила. Не случайно одна из пьес Паганини  получила название «Дьявольские трели».

Яркую, необычайную личность Паганини отразили в своих произведениях художники и скульпторы.

Одним из самых известных сочинений Паганини стал «Каприс №24»  

 (в переводе с французского – прихоть, каприз).

- Послушайте фрагмент произведения, и ответьте на вопросы:

  • Знакома ли эта музыка?
  • В какой форме написано это произведение?

Вариацио́нная фо́рма, или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века).

  • Почему композитор назвал свое произведение каприс?

Мелодию этого произведения неоднократно повторяли в своих сочинениях разные композиторы, как дань уважения и памяти скрипачу-виртуозу. Музыкальный портрет Паганини создал в своем произведении С. Рахманинов. На эту музыку в Большом театре в Москве был поставлен балет.

Сейчас мы послушаем три фрагмента интерпретаций Каприса №24 - С.Рахманинова, В. Лютославского, В.Зинчука, попробуем сравнить их.  (Слушание)  Интерпретация (искусство) — индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения (вообще говоря, не определяемая однозначно замыслом автора): интерпретация роли актёром, интерпретация музыкального произведения пианистом и т. п.

- Какие черты шедевра Паганини подчеркнуты композиторами и исполнителями?

- Какая из трех интерпретаций понравилась вам больше и почему?

Слушание «Каприс №24» (ответы на вопросы).

Давайте ещё раз прослушаем оригинал.   Вам не только нужно прослушать задание  усложняется,  надо свои чувства передать в цветовой гамме, попытаться связать звуки музыки, ваше впечатление и  цветовые оттеки и краски. Тема четверти – музыка и живопись.

Итак, вы художники своих чувств и музыки Н.Паганини. Слушаем и рисуем музыку Паганини.

 Слушание музыки и рисование учащимися цветовой гаммы своих впечатлений. Музыкально- изобразительная деятельность.

III.  Подведение  итогов.

Рефлексия. Итог совместной работы.

 Игра «Вопрос. Ответ». Поиграв в эту игру, мы сможем увидеть, что запомнили, и выучили на уроке.

1- Итальянский композитор, скрипач, совершивший переворот в скрипичной музыке?

2- Жанр музыки, в котором неоднократно меняется настроение?

3- Немецкий композитор, который сочинял музыку для органа, лютни, скрипки и других инструментов.

4-   Старинный жанр музыки, первоначально означавший танец.

5- Построить  простую  логическую схему появления произведений художников и  композиторов. (Сама жизнь является источником вдохновения для творческих людей – композитора, художника.)

-  Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?

  -  Что самое главное необходимо запомнить с урока?   (Ответы детей)

  -  Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка)  

IV. Домашнее задание: рисунок скрипки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс

Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....

План работы методического объединения учителей технологии, искусства (изобразительное искусство, музыка) на 2018 – 2019 учебный год

     Тема работы методического объединения: "Повышение профессиональной компетентности учителей как условие совершенствования качества современного образования». ...

Урок музыки в 5 классе. "Портрет в музыке и Изобразительном искусстве. Скрипка" Программа по музыке Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Слайд № 1. Тема урока .Слайд № 2-3 К какому жанру изобразительного искусства относятся эти картины? Что на них изображено?Слайд № 4. Проблема урока.Слайд № 5.На картине Ботиччини один из ангелов играе...

Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»

Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»...

Руководство городским методическим объединением предметной области "Искусство" учителей изобразительного искусства, музыки и МХК.

Учительское сообщество учителей изобразительное искусства, черчения, музыки и мировой художественной культуры занимает активную позицию по внедрению и реализации инновационных технологий, методо...

Бинарный урок Изобразительное искусство – музыка «Ноктюрн в музыке и живописи»

Тип урока: Изучение нового материала, формирование новых знанийЦель урока: формирование представления о взаимосвязи музыки и живописи, их общей основы, их взаимовлияния и взаимодополнения на...