Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс
план-конспект по теме

Штыркова Светлана Георгиевна

Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok__volshebnik_e.grig_.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный  урок (музыка, литература, изобразительное искусство)                                     4 класс

Тема: Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ».

Цель: Создать эмоционально-образную атмосферу для восприятия музыки Э.Грига через рассказ К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»,  и

изобразительное творчество учащихся.

Задачи: 1. Познакомить с рассказом о музыканте с помощью театрализации.

2. Помочь ученикам изложить свои мысли о  музыке Э.Грига.

3. Выразить музыкальное впечатление через рисунок.

4. Закрепить ранее усвоенные навыки исполнения песни.

Тип урока: Заключительный.

Жанр урока: Панорама

Оборудование: музыкальный центр, портрет Э.Грига, разноцветные карточки (4-5 цветов для разделения по группам), листы бумаги для рисования, краски, кисти.

                                                   План урока

1. Звучит «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» (фрагмент)

- Что вы почувствовали, когда звучала эта музыка? (тепло, свет, спокойствие, улыбку…)

- А как развивалась мелодия? ( восходящие интонации)

- Какие средства музыкальной выразительности наиболее ярко здесь проявились? (динамика, тембр, регистр)

- С какой картиной природы может быть связана эта музыка? (рассвет, утро, восход солнца)

- Кто знает какие-нибудь стихи про утро, созвучные музыке? (если нет – прочитать)

       Например:

Задрожали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром,

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

- Эти стихи написал русский поэт Сергей Есенин.

- А можно представить, что  утро в музыке наступает на море?  Ласково плещется волна, а угрюмые утёсы – фьорды – кажутся розовыми китами в первых лучах восходящего солнца. Кто же тот композитор, который нарисовал эту картину музыкальными звуками? (Эдвард Григ) (уточнить значение слова «фьорды») (портрет композитора)

2.  – И вот однажды, недалеко от домика, где жил Григ, на берегу моря, в чаще леса,  произошла одна удивительная встреча.

(заранее подготовленные дети читают или рассказывают по ролям «Корзину с еловыми шишками»)

1 Ведущий.   Концерт начался после обычного вечернего выстрела из пушки в порту. Выстрел означал заход солнца.

Несмотря на вечер, ни дирижер, ни оркестранты не включили лампочек над пультами. Вечер был настолько светлый, что фонари, горевшие в листве лип, были зажжены, очевидно, только для того, чтобы придать нарядность концерту.

Исполнение песни «З А Х О Д С О Л Н Ц А»

Дагни:   Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие. Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.

Потом она вздрогнула и подняла глаза. Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал ее имя. Дагни услышала, как человек во фраке сказал:

Человек во фраке:   – Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника  Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.

Дагни:   Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступавшие к горлу слезы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями.

Сначала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

                К О Н Ц Е Р Т для фортепьяно с оркестром (во время чтения приглушается, но звучит постоянно)

2 Ведущий:   Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.

Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!

Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.

                         М У З Ы К А  К О Н Ц Е Р Т А

Дагни:  Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она его укоряла, что он не умеет быстро работать.

Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет!

                        М У З Ы К А  К О Н Ц Е Р Т А

1 Ведущий:  Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы.

В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты – счастье, – говорил он. – Ты – блеск зари!»

2 Ведущий:    Музыка стихла. Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты.

Дагни встала и быстро пошла к выходу из парка. Все оглядывались на нее. Может быть, некоторым из слушателей пришла в голову мысль, что эта девушка и была той Дагни Педерсен, которой Григ посвятил свою бессмертную вещь.

Дагни:    «Он умер! – думала Дагни. – Зачем?» Если бы можно было увидеть его! Если бы он появился здесь! С каким стремительно бьющимся сердцем она побежала бы к нему навстречу, обняла бы за шею, прижалась мокрой от слез щекой к его щеке и сказала бы только одно слово: «Спасибо!» – «За что?» – спросил бы он. «Я не знаю… – ответила бы Дагни. – За то, что вы не забыли меня. За вашу щедрость. За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек».

1 Ведущий:    Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.

– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.

И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.

2 Ведущий:   Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет.

Звучит  « У Т Р О» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» (всё до конца)

3.  - Ваши впечатления? Что очень понравилось? Кто из персонажей запомнился?

- Этот рассказ про великого норвежского композитора Эдварда Грига (название рассказа) написал русский писатель Константин Паустовский, а в рассказе звучала музыка этого композитора. Как называется такое произведение? (разбор исполнителей – фортепиано и оркестр, на доске слово «КОНЦЕРТ», вспомнить определение)

- Пусть сейчас ещё раз позвучит Концерт, а вы, объединившись в группы по цвету карточек, попробуйте нарисовать впечатление от  этой музыки на листах красками.

(Работа на 10 минут, после чего можно устроить экспозицию картин на доске, с рассказом об образе)

Итог урока: Музыкальным волшебником Норвегии стал Эдвард Григ для слушателей всего мира, волшебником, который мог звуками передать всю красоту и прелесть родной природы, соединив  в них народные традиции своей страны с неповторимостью собственных мелодий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3 классе «Развитие музыки в сюите Эдварда Грига «Пер Гюнт» при помощи темпа и динамики».

Урок музыки в 3 классе по теме «Развитие музыки в сюите Эдварда Грига «Пер Гюнт» при помощи темпа и динамики»....

Урок музыки в 6 классе «Тема природы в музыке, литературе, изобразительном искусстве».

Показать, раскрыть  тему  природы   у  поэтов, художников, композиторов. На  музыкальных примерах,  стихах, картинах  убедиться что  природа  разнообр...

урок музыки 3 класс : «Сказка в музыке» (по произведениям Эдварда Грига)

Осмысление образа сказочных героев (гномов) посредством выразительных и изобразительных возможностей музыки.   Ввести детей в мир сказочной музыки Норвегии....

Урок музыки в 6 классе «Тема природы в музыке, литературе, изобразительном искусстве».

Показать, раскрыть  тему  природы   у  поэтов, художников, композиторов. На  музыкальных примерах,  стихах, картинах  убедиться что  природа  разнообр...

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

«Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Музыка скрипки» урок 25

Цель урока углубление и расширение представлений учащихся о жанровом разнообразии живописи и музыки, формирование умения находить общие черты в  родственных видах искусства; интонация в музыке но...