Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс
план-конспект по теме
Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok__volshebnik_e.grig_.doc | 40.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) 4 класс
Тема: Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ».
Цель: Создать эмоционально-образную атмосферу для восприятия музыки Э.Грига через рассказ К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», и
изобразительное творчество учащихся.
Задачи: 1. Познакомить с рассказом о музыканте с помощью театрализации.
2. Помочь ученикам изложить свои мысли о музыке Э.Грига.
3. Выразить музыкальное впечатление через рисунок.
4. Закрепить ранее усвоенные навыки исполнения песни.
Тип урока: Заключительный.
Жанр урока: Панорама
Оборудование: музыкальный центр, портрет Э.Грига, разноцветные карточки (4-5 цветов для разделения по группам), листы бумаги для рисования, краски, кисти.
План урока
1. Звучит «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» (фрагмент)
- Что вы почувствовали, когда звучала эта музыка? (тепло, свет, спокойствие, улыбку…)
- А как развивалась мелодия? ( восходящие интонации)
- Какие средства музыкальной выразительности наиболее ярко здесь проявились? (динамика, тембр, регистр)
- С какой картиной природы может быть связана эта музыка? (рассвет, утро, восход солнца)
- Кто знает какие-нибудь стихи про утро, созвучные музыке? (если нет – прочитать)
Например:
Задрожали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром,
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
- Эти стихи написал русский поэт Сергей Есенин.
- А можно представить, что утро в музыке наступает на море? Ласково плещется волна, а угрюмые утёсы – фьорды – кажутся розовыми китами в первых лучах восходящего солнца. Кто же тот композитор, который нарисовал эту картину музыкальными звуками? (Эдвард Григ) (уточнить значение слова «фьорды») (портрет композитора)
2. – И вот однажды, недалеко от домика, где жил Григ, на берегу моря, в чаще леса, произошла одна удивительная встреча.
(заранее подготовленные дети читают или рассказывают по ролям «Корзину с еловыми шишками»)
1 Ведущий. Концерт начался после обычного вечернего выстрела из пушки в порту. Выстрел означал заход солнца.
Несмотря на вечер, ни дирижер, ни оркестранты не включили лампочек над пультами. Вечер был настолько светлый, что фонари, горевшие в листве лип, были зажжены, очевидно, только для того, чтобы придать нарядность концерту.
Исполнение песни «З А Х О Д С О Л Н Ц А»
Дагни: Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие. Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.
Потом она вздрогнула и подняла глаза. Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал ее имя. Дагни услышала, как человек во фраке сказал:
Человек во фраке: – Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.
Дагни: Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступавшие к горлу слезы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями.
Сначала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.
К О Н Ц Е Р Т для фортепьяно с оркестром (во время чтения приглушается, но звучит постоянно)
2 Ведущий: Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.
Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!
Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.
М У З Ы К А К О Н Ц Е Р Т А
Дагни: Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она его укоряла, что он не умеет быстро работать.
Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет!
М У З Ы К А К О Н Ц Е Р Т А
1 Ведущий: Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы.
В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты – счастье, – говорил он. – Ты – блеск зари!»
2 Ведущий: Музыка стихла. Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты.
Дагни встала и быстро пошла к выходу из парка. Все оглядывались на нее. Может быть, некоторым из слушателей пришла в голову мысль, что эта девушка и была той Дагни Педерсен, которой Григ посвятил свою бессмертную вещь.
Дагни: «Он умер! – думала Дагни. – Зачем?» Если бы можно было увидеть его! Если бы он появился здесь! С каким стремительно бьющимся сердцем она побежала бы к нему навстречу, обняла бы за шею, прижалась мокрой от слез щекой к его щеке и сказала бы только одно слово: «Спасибо!» – «За что?» – спросил бы он. «Я не знаю… – ответила бы Дагни. – За то, что вы не забыли меня. За вашу щедрость. За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек».
1 Ведущий: Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.
И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
2 Ведущий: Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет.
Звучит « У Т Р О» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» (всё до конца)
3. - Ваши впечатления? Что очень понравилось? Кто из персонажей запомнился?
- Этот рассказ про великого норвежского композитора Эдварда Грига (название рассказа) написал русский писатель Константин Паустовский, а в рассказе звучала музыка этого композитора. Как называется такое произведение? (разбор исполнителей – фортепиано и оркестр, на доске слово «КОНЦЕРТ», вспомнить определение)
- Пусть сейчас ещё раз позвучит Концерт, а вы, объединившись в группы по цвету карточек, попробуйте нарисовать впечатление от этой музыки на листах красками.
(Работа на 10 минут, после чего можно устроить экспозицию картин на доске, с рассказом об образе)
Итог урока: Музыкальным волшебником Норвегии стал Эдвард Григ для слушателей всего мира, волшебником, который мог звуками передать всю красоту и прелесть родной природы, соединив в них народные традиции своей страны с неповторимостью собственных мелодий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 3 классе «Развитие музыки в сюите Эдварда Грига «Пер Гюнт» при помощи темпа и динамики».
Урок музыки в 3 классе по теме «Развитие музыки в сюите Эдварда Грига «Пер Гюнт» при помощи темпа и динамики»....
Урок музыки в 6 классе «Тема природы в музыке, литературе, изобразительном искусстве».
Показать, раскрыть тему природы у поэтов, художников, композиторов. На музыкальных примерах, стихах, картинах убедиться что природа разнообр...
Интегрированный урок /Литература – изобразительное искусство – музыка./в 5 классе.«Зимний пейзаж в русской культуре девятнадцатого века».
Интегрированный урок по литературе в 5 классе...
урок музыки 3 класс : «Сказка в музыке» (по произведениям Эдварда Грига)
Осмысление образа сказочных героев (гномов) посредством выразительных и изобразительных возможностей музыки. Ввести детей в мир сказочной музыки Норвегии....
Урок музыки в 6 классе «Тема природы в музыке, литературе, изобразительном искусстве».
Показать, раскрыть тему природы у поэтов, художников, композиторов. На музыкальных примерах, стихах, картинах убедиться что природа разнообр...
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...
«Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Музыка скрипки» урок 25
Цель урока углубление и расширение представлений учащихся о жанровом разнообразии живописи и музыки, формирование умения находить общие черты в родственных видах искусства; интонация в музыке но...