«Музыкальная живопись и живописная музыка» урок 23 час 1
план-конспект занятия по музыке (5 класс)
Основная задача урока показ учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. Научить сопоставлять музыкальный и художественный образы. Усвоить понятие о том, что музыка и живопись дополняют друг друга и усиливают человеческие ощущения и впечатления. Научить развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений. Развить у детей эстетическое восприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_muzykalnaya_zhivopis_i_zhivopisnaya_muzyka.docx | 27.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
тема II полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” 3 четверть
УРОК 23: «Музыкальная живопись и живописная музыка» - 1 час
Цель: показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.
Задачи урока: показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы;
дать понять, что музыка и живопись дополняют друг друга и усиливают человеческие ощущения и впечатления; развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений; развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).
Оборудование: портрет М.П.Мусоргского, таблица сравнения музыкальных и живописных средств выразительности, компьютер, раздаточный материал, фортепиано, проектор, экран.
Музыкальный материал: М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве реке», вступление к опере «Хованщина», песенный материал «Музыка» Г. Струве
Художественный материал: репродукции картин В.Д.Поленова «Московский дворик», К.Моне «Впечатление».
ХОД УРОКА
- Организационная часть
Вход детей в класс.
Музыкальное приветствие
Здравствуйте, ребята!
Создает благоприятные условия для восприятия произведений искусства.
Здравствуйте, учитель!
Улыбаются, отвечают на приветствие учителя, поют.
Учащиеся настраиваются на продуктивную работу
- Основная часть.
- Подготовка к изучению новой темы (ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ)
Работа над песней. «Музыка» Г. Струве
Распевание; Работа над первым куплетом; Отработка чистоты интонирования; Пение по фразам. Выразительность исполнения. Разучивание второго куплета; Работа над текстом.
БЕСЕДА ПО ТЕМЕ «ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ»
Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.
Образы разных искусств – живописи, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.
С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.
- Как вы считаете, рассматривая произведения изобразительного искусства. Можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку?
- Как Вы понимаете, смысл выражения: «музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»?
- Что роднит музыку с изобразительным искусством?
- Как Вы понимаете, что такое «живописная музыка» и «музыкальная живопись»?
Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.
2. Изучение новой темы.
Давайте на сегодняшнем уроке попытаемся вместе с вами подтвердить или опровергнуть эту мысль.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФРАГМЕНТА.
Звучит произведение (можно видеофрагмент)
М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве реке».
БЕСЕДА ПОСЛЕ СЛУШАНИЯ.
- Какое настроение передает музыка? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм)
- Какие пейзажи возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки? ( весенней природы, восхода солнца, спокойной реки..)
- Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (плавная мелодия, звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо)
- Если бы вы были художниками, то какие картины написали бы под впечатлением этого музыкального произведения?
«Это гениальная музыка…- говорил Д.Б.Кабалевский,- будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картины того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света: от почти полной темноты до пусть еще не слишком яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которого он добавил к своей музыки две очень тонкие изобразительные подробности… сперва коротенькие. Пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на перекличку петухов, и тяжелые удары церковного колокола. Возвещающие о начале утреннего богослужения…»
- Согласны ли мы с вами с этим утверждением?
- Увидели ли мы туже картину, что и Д.Б.Кабалевский в этой музыке?
«Рассвет на Москве реке» - знаменитое вступление к опере «Хованщина» великого русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского. Это музыкальное произведение всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. Это пример изумительной «Музыкальной живописи» - изображение в музыке просыпающейся русской природы.
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Так писал замечательный русский поэт Ф.Тютчев.
Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества.
Всмотритесь в картины известных художников
(репродукции В.Д.Поленова «Московский дворик».
К.Моне «Впечатление»)
- Какими словами можно передать настроение этих полотен?
- Какая из картин созвучна настроению и характеру музыки М.П.Мусоргского?
- Какие средства выразительности роднят музыку и эти живописные полотна: мелодия-рисунок, линия-ритм, лад-краска. Тембр-колорит, форма-композиция?
- Какие чувства возникают у вас – слушателя-зрителя, - когда вы смотрите на картину художников, и слушаете музыку Мусоргского?
- Что сближает художественный образ этого музыкального произведения с картинами представленных художников?
- Как вы понимаете высказывание: «Разве художник, в звуках воссоздавший природу. Не великий художник, не исключительный поэт?»
ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ. БЕСЕДА ПОСЛЕ СЛУШАНИЯ.
Звучит музыка. Прислушайтесь, в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передается от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это звучит как первые проблески света утра. Вдали покрикивают петухи, сонно, мягко звучит песенная мелодия, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются, поблескивают в воде. В средней части этого произведения появляются колокола.
- А какая она по характеру средняя часть этого произведения?
- Как вы считаете, сколько частей в этом произведении?
- Подберите названия для каждого нового проведения темы: «Благовест», «Восходящее солнце», «Нежный свет», «Пробуждение» («Петухи»), «Утренняя песнь» - и впишите в рисунок, который лежит у каждого на парте.
- Каким знакомым вам, словом можно назвать центральную часть симфонической картины?
- Домашнее задание
Мы говорили на прошлых занятиях, что музыку, как и звук, можно передать цветом. Передайте в цвете наступление рассвета, свет восходящего солнца, услышанного вами в музыке М.П.Мусоргского. В своем рисунке попытайтесь отразить особенности музыкальной формы. Обратите внимание на линии и колорит рисунка.
- Обобщение темы урока
И композитора, и поэта, и писателя, и живописца часто называют художником, мастером, а М.П.Мусоргского называют художником в музыке. В этом мы с вами убедились на сегодняшнем уроке. Композитор не только искренне любил Родину и родную природу, но и в своем творчестве очень точно рисовал ее образы. Всем русским людям о многом говорят слова: «9 мая. День Победы». В ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал «Рассвет на Москве реке». Создавалось впечатление, что М.П.Мусоргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно рассвет Дня Победы, новой мирной жизни.
Музыка М.П.Мусоргского – это чистый образ Родины. Вот она – древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца. Несется над Красной площадью колокольный перезвон.… Из прозрачной паутинки звучаний рождается одна из прекраснейших мелодий, и нет предела ее широкому раздолью.
- Подведение итогов
Делаем вывод, «В чем родство и отличие музыки и живописи?»
Работа по карточкам подходящим к данному уроку. (Работа парами или в группах).
Задания:
№1:
«Языки» искусства, какие художественные средства изобразительности и выразительности у музыки и изо являются общими?
Образ, цвет, объем, игра, звук, пластика, организация пространства, слово, интонация, ритм, динамика, материал, композиция
№2:
Заполнить таблицу, разделив изобразительное искусство от музыкального
А. Бородин «Богатырская симфония»
Э. Григ «Утро»
И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»
Ю.Васнецов «Три богатыря»
И Левитан «Вечерний звон»
А. Алябьев «Вечерний звон»
И.Репин «Садко»
Римский-Корсаков «Садко»
П.Чайковский «Осенняя песня»
А. Саврасов «Осень»
№3:
Что общего в музыке и живописи?
Ответы:
1. Музыка и ИЗО - образ, объем, пластика, композиция.
2.
Изобразительное искусство | Музыкальное искусство |
Ю.Васнецов «Три богатыря»
| А.Бородин «Богатырская симфония» |
И.Репин «Садко» | Римский-Корсаков «Садко» |
И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» | Э. Григ «Утро»
|
А. Саврасов «Осень» | П.Чайковский «Осенняя песня» |
И Левитан «Вечерний звон»
| А. Алябьев «Вечерний звон»
|
3. Музыка и ИЗО. Характер, они говорят об одном и том же, гармония, часто и название.
После работы оценивание занятия детьми и своего личного участия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"
УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1. Показать учащимся на...
Урок музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Данный урок раскрывает взаимосвязь музыки с другими видами искусства (с живописью в частности) на примере импрессионизма....
Методическая разработка урока музыки в 5 классе по ФГОС "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Представлена методическая разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка". Составлена технологическая карта урока. Урок построен с применением приёмов технго...
Конспект урока музыки Тема "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Конспект урока музыки в 5 классеТема "Музыкальная живопись и живописная музыка"...
конспект урока музыки в 5 классе"Музыкальная живопись и живописная музыка"
разработка урока музыки для 5 класса...
Музыкальная живопись и живописная музыка. Урок музыки в 5 кл.
Презентация к уроку музыки в 5 классе. Закрепляем понятия "музыкальный пейзаж", повторяем средства художественной выразительности: темп, динамика, лад, регистр. Ребята ищут ответ на вопрос: ...