«Музыкальная живопись и живописная музыка» урок 23 час 1
план-конспект занятия по музыке (5 класс)

Гринь Наталья Андреевна

Основная задача урока показ учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. Научить  сопоставлять музыкальный и художественный образы. Усвоить понятие о том, что музыка и живопись дополняют друг друга  и усиливают человеческие ощущения и  впечатления. Научить  развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений. Развить у детей эстетическое восприятие.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

тема II полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” 3 четверть

УРОК 23: «Музыкальная живопись и живописная музыка» - 1 час

Цель:  показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.

Задачи урока: показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;

уметь  сопоставлять музыкальный и художественный образы;

дать понять, что музыка и живопись дополняют друг друга  и усиливают человеческие ощущения и  впечатления;  развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений; развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).

Оборудование: портрет М.П.Мусоргского, таблица сравнения музыкальных и живописных средств выразительности, компьютер, раздаточный материал, фортепиано,  проектор, экран.  

Музыкальный материал: М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве реке», вступление к опере «Хованщина», песенный материал «Музыка»  Г. Струве

Художественный материал: репродукции  картин В.Д.Поленова «Московский дворик»,  К.Моне «Впечатление».

ХОД УРОКА

  1. Организационная часть

Вход детей в класс.

Музыкальное приветствие

Здравствуйте, ребята!

Создает благоприятные условия для восприятия произведений искусства.

Здравствуйте, учитель!

Улыбаются, отвечают на приветствие учителя, поют. 

Учащиеся настраиваются на продуктивную работу

  1. Основная часть.
  1. Подготовка к изучению новой темы (ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ)

Работа над песней.  «Музыка»  Г. Струве

Распевание;  Работа над первым куплетом;  Отработка чистоты интонирования; Пение по фразам. Выразительность исполнения. Разучивание второго куплета;  Работа над текстом.

БЕСЕДА ПО ТЕМЕ «ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ»

Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.

Образы разных искусств – живописи, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.

С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.

  1. Как вы считаете, рассматривая произведения изобразительного искусства. Можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку?
  2. Как Вы понимаете, смысл выражения: «музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»?
  3. Что роднит музыку с изобразительным искусством?
  4. Как Вы понимаете, что такое «живописная музыка» и «музыкальная живопись»?

Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.

2. Изучение новой  темы.

Давайте на сегодняшнем уроке попытаемся вместе с вами подтвердить или опровергнуть эту мысль.

 СЛУШАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФРАГМЕНТА.

Звучит произведение (можно видеофрагмент)

М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве реке».

БЕСЕДА ПОСЛЕ СЛУШАНИЯ.

  • Какое настроение передает музыка? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм)
  • Какие пейзажи возникают в  вашем воображении под впечатлением от этой музыки? ( весенней природы, восхода солнца, спокойной реки..)
  • Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (плавная мелодия,  звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо)
  • Если бы вы были художниками, то какие картины написали бы под впечатлением этого музыкального произведения?

«Это гениальная музыка…- говорил Д.Б.Кабалевский,- будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картины того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света: от почти полной темноты до пусть еще не слишком яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которого он добавил к своей музыки две очень тонкие изобразительные подробности… сперва коротенькие. Пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на перекличку петухов, и тяжелые удары церковного колокола. Возвещающие о начале утреннего богослужения…»

  • Согласны ли мы с вами с этим утверждением?
  • Увидели ли мы туже картину, что и Д.Б.Кабалевский в этой музыке?

«Рассвет на Москве реке» - знаменитое вступление к опере «Хованщина» великого русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского. Это музыкальное произведение всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. Это пример изумительной «Музыкальной живописи» - изображение в музыке просыпающейся русской природы.

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик.

           В ней есть душа, в ней есть свобода,

          В ней есть любовь, в ней есть язык.

Так писал замечательный русский поэт Ф.Тютчев.

Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества.

Всмотритесь в картины известных художников

 (репродукции В.Д.Поленова «Московский дворик».

                           К.Моне «Впечатление»)

  • Какими словами можно передать настроение этих полотен?
  • Какая из картин созвучна настроению  и характеру музыки М.П.Мусоргского?
  • Какие средства выразительности роднят музыку и эти живописные полотна: мелодия-рисунок, линия-ритм, лад-краска. Тембр-колорит, форма-композиция?
  • Какие чувства возникают у вас – слушателя-зрителя, - когда вы смотрите на картину художников, и слушаете музыку Мусоргского?
  • Что сближает художественный образ этого музыкального произведения с картинами представленных художников?
  • Как вы понимаете высказывание: «Разве художник, в звуках воссоздавший природу. Не великий художник, не исключительный поэт

ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ. БЕСЕДА ПОСЛЕ СЛУШАНИЯ.

Звучит музыка. Прислушайтесь, в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передается от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это звучит как первые проблески света утра.  Вдали покрикивают петухи, сонно, мягко звучит песенная мелодия, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются, поблескивают в воде. В средней части этого произведения появляются колокола.

  • А какая она по характеру средняя часть этого произведения?
  • Как вы считаете, сколько частей в этом произведении?
  • Подберите названия для каждого нового проведения темы: «Благовест», «Восходящее солнце», «Нежный свет», «Пробуждение» («Петухи»), «Утренняя песнь» - и впишите в рисунок, который лежит у каждого на парте.
  • Каким знакомым вам, словом можно назвать центральную часть симфонической картины?
  1. Домашнее задание

Мы говорили на прошлых занятиях, что музыку, как и звук, можно передать цветом. Передайте в цвете наступление рассвета, свет восходящего солнца, услышанного вами в музыке М.П.Мусоргского. В своем рисунке попытайтесь отразить особенности музыкальной формы. Обратите внимание на линии и колорит рисунка.

  1. Обобщение темы урока

И композитора, и поэта, и писателя, и живописца часто называют художником, мастером, а М.П.Мусоргского называют художником в музыке. В этом мы с вами убедились на сегодняшнем уроке. Композитор не только искренне любил Родину и родную природу, но и в своем творчестве очень точно рисовал ее образы. Всем русским людям о многом говорят слова: «9 мая. День Победы». В ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал «Рассвет на Москве реке». Создавалось впечатление, что М.П.Мусоргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно рассвет Дня Победы, новой мирной жизни.

Музыка М.П.Мусоргского – это чистый образ Родины. Вот она – древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца. Несется над Красной площадью колокольный перезвон.… Из прозрачной паутинки звучаний рождается одна из прекраснейших мелодий, и нет предела ее широкому раздолью.

  1. Подведение итогов

Делаем вывод, «В чем родство и отличие музыки и живописи?»

Работа по карточкам подходящим к данному уроку. (Работа парами или в группах).

Задания:

№1:

«Языки» искусства, какие художественные средства  изобразительности и выразительности  у музыки и изо являются общими?

 Образ, цвет, объем, игра, звук,  пластика, организация пространства, слово,   интонация, ритм, динамика, материал, композиция 

№2:

Заполнить таблицу,  разделив изобразительное искусство от музыкального

А. Бородин «Богатырская симфония»

Э. Григ «Утро»

И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»

Ю.Васнецов «Три богатыря»

И Левитан «Вечерний звон»

А. Алябьев «Вечерний звон»

И.Репин «Садко»

Римский-Корсаков «Садко»

П.Чайковский «Осенняя песня»

А. Саврасов «Осень»

№3:

Что общего в музыке и живописи?

Ответы:

1.  Музыка и ИЗО - образ, объем, пластика, композиция.   

2. 

Изобразительное искусство

Музыкальное искусство

Ю.Васнецов «Три богатыря»

 

А.Бородин «Богатырская симфония»

И.Репин «Садко»

 Римский-Корсаков «Садко»

И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»

Э. Григ «Утро»

 

 А. Саврасов «Осень»

П.Чайковский «Осенняя песня»

И Левитан «Вечерний звон»

 

А. Алябьев «Вечерний звон»

 

3. Музыка и ИЗО.  Характер, они говорят об одном и том же, гармония, часто и название.

После работы оценивание занятия детьми  и своего личного участия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

 УРОК МУЗЫКИ  В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1.                 Показать учащимся на...

Урок музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Данный урок раскрывает взаимосвязь музыки с другими видами искусства (с живописью в частности) на примере импрессионизма....

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по ФГОС "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Представлена методическая разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка". Составлена технологическая карта урока.  Урок построен с применением приёмов  технго...

Конспект урока музыки Тема "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Конспект урока музыки в 5 классеТема "Музыкальная живопись и живописная музыка"...

Музыкальная живопись и живописная музыка. Урок музыки в 5 кл.

Презентация к уроку музыки в 5 классе. Закрепляем понятия "музыкальный пейзаж", повторяем средства художественной выразительности: темп, динамика, лад, регистр. Ребята ищут ответ на вопрос: ...