Урок музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
Данный урок раскрывает взаимосвязь музыки с другими видами искусства (с живописью в частности) на примере импрессионизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.docx | 33.85 КБ |
ssylka_dlya_uroka_muzyki.docx | 12.76 КБ |
rabochie_listy_i_zadaniya_dlya_uchashchikhsya.docx | 38.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка»
Вид урока: Углубление в тему «Связь музыки с другими видами искусства»
Жанр урока: Музыкально-художественная экспозиция
Цель: Раскрыть взаимопроникновение живописи и музыки на примере импрессионизма.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с понятием импрессионизма, его истоками, развитием в живописи и музыке, деятелями искусства, работавших в данном направлении; проанализировать художественно-изобразительные особенности импрессионизма в музыке и живописи;
- Развивать у учащихся музыкально-аналитическое мышление, совершенствовать умение понимания жизненно-образного содержания музыкальных произведений.
- Воспитывать любовь и уважение к музыке и искусству в целом.
Оборудование:
мультимедийная установка, 12 компьютеров с выходом в Интернет (кабинет информатики).
Музыкальный материал:
К. Дебюсси «Лунный свет»
К. Дебюсси «Празднества»
Дополнительный материал:
творческий набор (основа, гуашь, кисти, клеёнки, 1 форма для заливки общей картины)
ХОД УРОКА:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.
- ПОСТАНОВКА ТЕМЫ, ПРОВЕРКА ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:
Учитель: (СЛАЙД 1 – тема урока) Сегодня мы продолжим рассматривать, как музыка связана с другими видами искусства и с живописью в частности. Тема нашего урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка», запишите её в тетради. Мы познакомимся с новым для нас направление в искусстве, чтобы проследить взаимопроникновение живописи и музыки. Но для начала давайте вспомним жанры живописи, с которыми мы познакомились на прошлых уроках, они нам сегодня помогут. (СЛАЙД 2 – картины в разных жанграх)
Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака.
Или снежная равнина, или поле и шалаш.
Обязательно картина называется… ПЕЙЗАЖ.
Если видишь: на картине чашка кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт.
Или все предметы сращу, знай, что это… НАТЮРМОРТ.
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на вас.
Или принц в плаще старинном или Вовка, твой сосед.
Обязательно картина называется… ПОРТРЕТ.
Учащиеся хором называют название жанров и их определения.
- ПОДГОТОВКА К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
Учитель: Ну что ж, молодцы, жанры живописи вспомнили. Тогда начнём знакомство с новым направлением в живописи и музыки, а для этого я приглашаю вас в фантастически красивую страну – Франция. (СЛАЙД 3 – виды Франции, Парижа, последний - Лувр) Страна необычная, очень чувственная и поэтичная, страна, которая подарила миру большое количество деятелей культуры, открыла миру своё видение искусства и своё впечатление от этого безумного-безумного мира, или, как говорят французы, «Impression».
Гуляя по Парижу, можно попасть в национальный художественный музей Лувр. Здесь находятся картины художников различных эпох и стилей. Но мне бы хотелось обратить ваше внимание на две экспозиции. Вот первая из них: (СЛАЙД 4 – картины Шишкина И.И. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», Густава Кубре «Девушки на берегу Сены», Брюллова К. «Итальянский полдень»). И вторая: (СЛАЙД 5 – картины Эдгара Дега «Балерины в розовом», Пьера Ренуара «Розарий в Варжемоне», Поль Сезанна «Гора Сент-Виктуар»). Взгляните на эти картины и подумайте, почему они представлены в различных залах. Может быть, есть что-то, что объединяет каждую группу и отличает одну от другой. (СЛАЙД 6 – обе выставки на одном слайде для визуального сравнения)
Ответ детей: В первой группе детали прорисованы более тщательно, контрастно. Во второй группе рисунок как будто не имеет чётких границ, всё перетекает из одного в другое, всё как-будто шевелиться и немного размыто.
- ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ:
Учитель: Художники второй выставки стремились изобразить не столько сюжет, сколько своё впечатление от увиденного. Эти картины кажутся нам как бы несколько завуалированными, задымлёнными, фантастичными.
В 1874 г. состоялась выставка художников в Париже. Организатором Чтобы избежать монотонности в названиях своих картин, Клод Моне озаглавил одну из них необычно: «Впечатление» («impression»). Критик Леруа зло высмеял этих «мазил-впечатленщиков». Художникам же признали правильной уничижительную кличку и увековечили её в истории культуры. А стиль, в котором они работали, получил название импрессионизм. (СЛАЙД 7 – название направления) Позже это направление проникает и в музыкальное искусство.
Чтобы более подробно разобраться в этом направлении, я предлагаю вам самостоятельно, используя всемирную сеть Интернета выполнить задания. Я разделю вас на пары, у каждой из которой будет определённое задание, ответ вы записываете в распечатанные для вас таблички. Позже мы все вместе заполним таблицу полностью, которая позволит нам разобраться в том, что же такое импрессионизм. (СЛАЙД 8 – таблица)
Учитель самостоятельно разбивает учащихся на пары, усаживая за компьютеры, руководствуясь тем, что бы в паре был ребёнок с хорошим владением компьютера и менее знающего. Командам выдаются листочки, на которых записано задание и путь к его решению. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) и таблицы, в которые записываются ответы (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Учитель: Итак, я надеюсь, вы готовы, я прошу вас пересесть на свои места, и давайте приступим к заполнению таблицы.
Определение: | Импрессионизм - направление в искусстве конца 19 — начала 20 веков. | |
Возникновение названия: | В 1874 г. Состоялась выставка художников в Париже. Чтобы избежать монотонности в названиях своих картин, Клод Моне озаглавил одну из них необычно: «Впечатление» («impression»). Критики зло высмеяли этих «мазил-впечатленщиков». Прозвище закрепилось. | |
Живопись | Музыка | |
Представители: | Клод Моне, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Огюст Ренуар | Клод Дебюсси, Морис Равель |
Основные (излюбленные) жанры: | Пейзажи | Фортепианные и оркестровые пьесы-эскизы, фортепианные и вокальные миниатюры, балеты, циклы. |
Техника письма: | Техника беглых пятен-мазков. Вблизи кажутся беспорядочными |
Учитель: Последнюю графу мы заполним после работы над музыкальным материалом. Понять, как выражался импрессионизм в музыке, нам поможет французский композитор Клод Дебюсси (СЛАЙД 9 – портрет композитора, название его произведения «Празднества», аудиофайл и вопросы для обдумывания)
Учитель: Сначала мы обратимся к симфонической картине «Празднества», послушаем фрагмент, но прошу обратить внимание на следующие моменты: какие картины возникают у вас от звучащей музыки? Чувствуется ли движение в музыки или она описывает покой? Какие краски вы бы использовались, если бы были художниками? Можете закрыть глазки, что бы вам ничего не мешало.
Прослушивание фрагмента симфонической картины «Празднества»
Учитель: Итак, давайте обсудим наши впечатления. Какие картины представляли вы, слушая симфоническую картину?
Предполагаемые ответы детей: шумный праздник, яркие огни ночного карнавала, улыбки, радость.
Учитель: Есть ли движение в музыке?
Предполагаемые ответы детей: есть, чувствуется суета, постоянное движение и даже мельтешение.
Учитель: А вы можете увидеть отдельных людей или всё смешивается?
Предполагаемые ответы детей: все гости смешиваются в единую массу
Учитель: Какие краски вы увидели и представили?
Предполагаемые ответы детей: фиолетовый, жёлтый, ярко-красный.
Учитель: Ну что ж, погружение в мир праздника, по-моему, получился. А сейчас мы обратимся ещё к одному произведению Клода Дебюсси, этого необычного композитора, который рисует картины, часто пейзажи, с помощью звуков. «Лунный свет». Задачи те же: попробуйте представить картину, которую с помощью музыки изображает композитор. Останьтесь сейчас наедине со своими мыслями, эмоциями, импрессией, закройте глаза и постарайтесь понять, что за картину написал композитор. (СЛАЙД 10 – название музыкального произведения «Лунный свет», вопросы для обдумывания и аудиофайл)
Прослушивание «Лунный свет»
Учитель: Каковы ваши впечатления? Какие ассоциации рождает музыка у вас? Какие цвета использовал композитор?
Предполагаемые ответы детей: фиолетовый, жёлтый, бежевый, неброские, приглушённые тона
Учитель: Какое настроение?
Предполагаемые ответы детей: фантастическое, загадочное
Учитель: А теперь давай вернёмся к таблице, мы оставили пустыми графы о музыкальном импрессионизме. (СЛАЙД 11 – таблица) Какова техника письма композитора-импрессиониста и общее впечатление от произведений?
Предполагаемые ответы детей: нет ярко выраженной мелодии, цветовые вспышки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью. Описание чувств, собственных впечатлений.
5. ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ИМПРЕССИОНИЗМ» В ЖИВОПИСИ И МУЗЫКЕ
Учитель: Сегодня на уроке мы встретились с картинами художников-импрессионистов, а так же музыкальными картинами композитора-импрессиониста. Как вы думаете, есть ли что-то, что объединяет эти произведения искусства?
Предполагаемые ответы детей: В них важен те столько сюжет, так как он постоянно меняется, сколько чувства, ощущение, возникшие от соприкосновения с этими произведениями искусства и часто сменяющие друг друга.
6. ИТОГ УРОКА
Учитель: Мне сегодня так же важна ваша импрессия от урока и от услышанной музыки. Мы ещё раз прослушаем «Лунный свет», но при этом попробуем выразить свою импрессию. Перед вами на столах стоят баночки с основой (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), краски и кисти. Во время звучания музыкального произведения, используйте цвет, который, по вашему мнению, наиболее подходит к этой музыке, и вмешайте его в основу. Учитывайте и насыщенность цвета. Позже я пройду по рядам с формой, и каждый из вас выльет свою цветовую основу в неё. Можно вылить обычным способом, можно вылить фигурно или точечно. Фантазируйте и творите. (СЛАЙД 12 – звучание «Лунного света» и слайдшоу)
Звучание «Лунного света», ребята выполняют творческую работу.
Учитель: Вот такая картина нашего общего настроения у нас получилась. Из музыки родилась картина! Так как же связаны между собой живопись и музыка?
Предполагаемые ответы детей: Мы слышим музыку, в голове возникают зрительные образы, мы рисуем картину. И наоборот, мы видим картину, под её впечатлением в голове начинают звучать звуки, мелодии, мы сочиняем, исполняем, напеваем. (СЛАЙД 13 – Логические цепочки связи живописи и музыки)
Учитель: Я надеюсь, что наше сегодняшнее погружение в искусство импрессионизма останется в вашем сердце и памяти. А закончить наш урок мне бы хотелось словами Клода Дебюсси: «Мир искусства прекрасен и удивителен! Дорога туда начинается в вашей душе, в вашем сердце. Учитесь раскрывать вашу душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нём неповторимое и удивительное, и тогда, большой мир искусства откроет вам свои тайны» (СЛАЙД 14 – цитата К. Дебюсси)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТАБЛИЦА
Определение: | _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ | |
Живопись | Музыка | |
Представители: | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ |
Основные (излюбленные) жанры: | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ |
Техника письма и общее впечатление: | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Для приготовления основы необходимы мука – 1 стакан, подсолнечное масло – 2 ч. л., соль – 2 ч. л., клей ПВА – 2 ч. л., вода (столько, чтобы консистенция краски была как у сметаны). Данная основа замешивается до начала урока, разливается в небольшие ёмкости и ставится на партах перед каждым учеником. Кроме этого, у каждого ученика должен иметься набор гуашевых красок и кисть для перемешивания краски.
Во время выполнения творческого задания учитель предлагает ученикам в приготовленный ранее раствор добавить гуашевую краску любого цвета (который ему подсказывает музыка), учитывая, что от количества краски зависит интенсивность оттенка.
Второй этап работы – учитель подходит к каждому ученику с ёмкостью с низкими краями (например, коробка из-под конфет) и предлагает вылить получившийся раствор в любое место данной ёмкости. После полученный состав аккуратно перемешивается. После застывания получается очень красивая созданная коллективно картина.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ
ЗАДАНИЕ: НАЙТИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИМПРЕССИОНИЗМА Алгоритм действий:
| ЗАДАНИЕ: НАЙТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИМПРЕССИОНИЗМА В ЖИВОПИСИ Алгоритм действий:
|
ЗАДАНИЕ: НАЙТИ ТЕХНИКУ ПИСЬМА КАРТИН ХУДОЖНИКАМИ-ИМПРЕССИОНИСТАМИ Алгоритм действий:
| ЗАДАНИЕ: НАЙТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЫКЕ Алгоритм действий:
|
ЗАДАНИЕ: НАЙТИ ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ МУЗЫКАНТОВ-ИМПРЕССИОНИСТОВ Алгоритм действий:
|
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ИМПРЕССИОНИЗМ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ
Определение: | _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ | |
Живопись | Музыка | |
Представители: | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ |
Основные (излюбленные) жанры: | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ |
Техника письма и общее впечатление: | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ |
ИМПРЕССИОНИЗМ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ
Определение: | _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ | |
Живопись | Музыка | |
Представители: | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ |
Основные (излюбленные) жанры: | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ |
Техника письма и общее впечатление: | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"
УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1. Показать учащимся на...
Конспект урока по теме:" Музыкальная живопись и живописная музыка".
Данный конспект содержит один из звеньев разных видов искусств-пейзаж. Урок интегрированный и рассматривает средства выразительности в изобразительном искусстве и музыке....
Методическая разработка урока музыки в 5 классе по ФГОС "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Представлена методическая разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка". Составлена технологическая карта урока. Урок построен с применением приёмов технго...
Урок музыки в 5 классе по теме: "Живописная музыка и музыкальная живопись"
На примере музыкальных и живописных произведений показать учащимся роль музыкального начала в жизни и произведениях изобразительного искусства, взаимосвязь музыки и других видов искусства....
Конспект открытого урока музыки в 5 классе на тему: "Живописная музыка и музыкальная живопись"
Данный урок был проведен на заседании районного методического объединения учителей музыки Прибайкальского района Республики Бурятия. Урок построен по требованиям ФГОС. Данный конспект урока можно испо...
Конспект урока музыки Тема "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Конспект урока музыки в 5 классеТема "Музыкальная живопись и живописная музыка"...
Комментарии
Спасибо
Интересный материал, разнообразные задания, умница, обязательно использую в своей работе.