Постановка учебной задачи
Стадия вызова (приём технологии критического мышления) | Тему урока мы сегодня узнаем с помощью набора номера мобильного телефона. (Слайд с изображением телефона и номера) (детям раздаются карточки с цифрами, а на обороте части слов из темы урока) 8 937 562 08 41 4 – «Му» 9 – «зыкаль» 3 – «ная» 7 – «жи» 5 – «вопись» 6 – « и жи» 2 – «вопис» 0 – «ная» 8 – «му» 4 – «зы» 1 – «ка». Итак, тема нашего урока – «Музыкальная живопись и живописная музыка».
Какие задачи мы поставим для раскрытия этой темы? Что мы хотим узнать? ( Общность музыки и живописи. Сходство выразительных средств музыки и живописи. « Можем ли мы услышать живопись», «Можем ли мы увидеть музыку»)
Игра «Верите ли вы что?» 1.Картины могут иметь музыкальное название? 2.Верите ли вы, что в романсе С.Рахманинова «Весенние воды» аккомпанемент исполняется спокойно, мягко, плавно? 3.Верите ли вы, что в картине В. Борисова-Мусатова «Водоём» изображены две женщины, они же являются родственниками художника. 4. Верите ли вы, что К.Бальмон и Ф.Тютчев – это русские поэты 19-20 века. 5. Верите ли вы, что на стихотворение К. Бальмонта «Островок» сочинён романс С.В.Рахманиновым. 6. Верите ли вы, что слушая романсы С.В. Рахманинова, вы можете мысленно нарисовать картину природы? | Группа учащихся получили карточки с частями слова из темы урока. Учащиеся выстраиваются в соответствии с номером телефона. Все читают получившуюся фразу.
Учащиеся записывают тему урока в тетради.
Учащиеся высказывают свои предположения о задачах урока.
Учащиеся отвечают на вопросы (к этим вопросам вернёмся на стадии обобщения темы урока). |
Сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность | Познавательные: -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и задачи.
Метапредметные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе позитивных мотивов и интересов.
|
«Открытие» учащимися новых знаний | Перед вами текст из дневника художника В. Борисова-Мусатова. Я прочитаю текст, а вы найдите доказательства того, что живопись этого художника является музыкальной.
Учащиеся делают вывод, что В.Борисов-Мусатов был романтическим фантазёром, любящим музыку Картинная галерея В. Э. Борисова-Мусатова. Ребята, давайте посетим выставку русского художника Виктора Борисова-Мусатова. Но вот только организаторы не подписали картины. Распределите названия картин по своему мнению и обоснуйте свой выбор.
-Что вы можете сказать о названии некоторых картин?
-Вы представили ещё одно доказательство о музыкальной живописи художника | Тексты у каждой команды.
…Спокойствие душу объемлет, И я никуда не иду. А я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков — все краски, А инструменты — кружева, и шёлк, и цветы.
Я импровизирую на фоне фантазии, А романтизм — мой всесильный капельмейстер, И мне кажется иногда, что я на каком-то необитаемом острове.
И действительность как будто не существует, Мечты мои всегда впереди. Они мне создают целые симфонии, Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. И я никуда не иду, Спокойствие душу объемлет…
Учащиеся отвечают на вопрос, доказывают свою точку зрения, после обсуждения в команде.
Учащиеся в 5 группах дают название только одной картине и придумывают объяснение. Учащиеся рассматривают картины: «Гармония», «Водоём», «Осенняя песнь», «Весна», «Мотив без слов».
Названия «Гармония», «Мотив без слов», «Осенняя песнь» связаны с музыкой.
|
Научатся слушать, следить за текстом, находить доказательств по заданному вопросу.
Объясняем слова: капельмейстер, палитра, импровизирую, романтизм с помощью энциклопедии.
| Коммуникативные: -выражают собственное мнение о картине Регулятивные: -договариваются, находят общее решение при работе в группе. Личностные: -уважительное отношение к иному мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Метапредметные: смысловое чтение текстов различных стилей и жанров.
Познавательные: Осуществляют поиск необходимой информации.
Личностные: Умеют образно воспринимать, определять своё отношение к художественным явлениям деятельности; владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками |
Самостоятельная работа с самопроверкой
| Обратите внимание на детали картины «Водоём» -Кто изображён на первом плане?
-Действительно так. На картине изображены сестра художника и его невеста в парке его любимой усадьбы. Как вы думаете, какое у них настроение?
-Опишите их позу, одежду.
-Верно. Их изображения проникнуты светлой грустью, нежностью. Их позы показывают оцепенение. Кружевные тонкие накидки придают фигурам изящество. -Проанализируем средства изобразительного языка, которые помогают передать состояние задумчивости, созерцательности. Заполните таблицу.
- Проверяем результат вашей групповой работы. 10 + =5; 9,8+=4; 7,6,5+=3
-Какие средства выразительности показывают задумчивость, созерцательности. В живописи есть тоже понятие ритм - это повторы одинаковых линий, цветовых пятен. Найдите эти повторы в картине.
-Действительно, в картине ритмично переплетаются различные элементы. Что же главное в картине образы природы или образы женщин?
-Мне кажется, что последнее высказывание очень точное. Ведь если бы не было в картине женских образов, то вряд ли мы смогли ощутить настроение картины. | Учащиеся отвечают на вопросы.
-Две женщины. Одна из них стоит, другая сидит… Они находятся у пруда или озера.
-Они мечтают, может о чём-то грустят, что-то вспоминают. -Обе женщины как будто замерли, их фигуры неподвижны. Одежда украшена кружевами, какая-то лёгкость ощущается, хрупкость.
Учащиеся в группе заполняют таблицу: Средства изобразитель-ности | Характерис- тика средств | Линии | Мягкие, плавные, округлые | Краски | Приглушён- ные | Ритм | Повторение Округлых линий | Цветовая гамма | Голубой, зелёный, белый, розовый | Композиция: Что на первом плане | Две женщины | Композиция: Что на втором плане | Пруд или озеро |
Учащиеся озвучивают ответы. Сравниваем с ответами на доске. Выставляем оценки в оценочный лист (см. приложение)
Доказывают: понятие ритм в картине -округлые линии в складках платья сидящей девушки… округлые очертания облаков, а так же линии камей не берегу, форма листвы, проблески между листвой, отражение стволов деревьев.
-Главное природа. - Нет, главные образы – образы женщин. -А по-моему, они связаны.
| Учащиеся анализируют детали картины
Научатся определять жизненную основу художественный произведений
Анализируют средства выразительности в картине. Научатся анализировать средства изобразительности в художественных произведениях.
Научатся выделять в картинах ритм, форму, линии.
Узнают, в каких деталях картины заложен ритм.
Учащиеся доказывают, что и природа и люди в картине единое целое.
| Коммуникативные: - выслушивают мнения и идеи одноклассников;
-формируют собственное мнение и позицию;
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении; контролируют свои действия в коллективной работе и понимание важности их правильного выполнения; Личностные: -готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
Регулятивные: оценка уровня и качества усвоения Личностные: -выставляют оценки за первый этап работы в оценочные листы.
Коммуникативные: -выслушивают мнения и идеи одноклассников; -формируют собственное мнение и позицию.
|
Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Обобщение.
Подготовка к слушанию музыки | -Какие ещё произведения искусства обращаются к образам природы и образам человека в природе.
-Верно, молодцы. Настроение этой картины хочется сравнить и с поэзией, и с музыкой. В творчестве поэтов Константина Бальмонта и Фёдора Тютчева есть произведения о природе, и об отношении человека к природе. Короткие биографические справки о творчестве этих поэтах подготовят (по желанию детей)…. используя литературный справочник. - У вас на парте карточки со стихами этих поэтов. Но все четверостишия перепутаны. Составьте стихи по смыслу и содержанию. - Заслушаем ребят.
-Спасибо, молодцы. Выберите стихотворение, которое бы по своей идее, было созвучно с картиной В. Борисова-Мусатова «Водоём».
-Правильно, вы выбрали стихотворение К.Бальмонта. Какое название вы бы дали этому стихотворению? Это стихотворение называется «Островок» Кто может прочитать выразительно?
-Что объединяет эти произведения?
-Перед вами мелодии двух романсов С.В.Рахманинова. Послушайте обе. Во время слушания, продирижируйте. Какую бы выбрали для этих стихов?
-Чем эта мелодия подходит? Споём по нотам.
-Вы правильно обратили внимание на повторяющийся звук «ре».
-Посмотрите в ноты, здесь даны два варианта аккомпанемента. Какой, по-вашему, может подойти к этой мелодии? Почему не второй вариант?
-Да вы всё внимательно рассмотрели и правильно ответили. Настало время слушания. -Послушаем романс в записи. Проследите за развитием стихотворного текста и обоснуйте трактовку музыки С.В.Рахманинова.
-Понравилось вам исполнение? - Мелодия каждого четверостишия была одинаковой или разной? Давайте проанализируем.
Учитель играет фрагменты с подголосками, подтверждая слова учащихся (если учащиеся не услышали самостоятельно, то методом сравнения учитель играет аккомпанемент 1-го и 2-го четверостишия и анализирует). -Зачем С.В.Рахманинов сочинил мелодию романса в высоком регистре, а в аккомпанементе мы слышим нисходящие звуки в низком регистре?
-Какую атмосферу несёт нам музыка и живопись этих произведений? Чему учат нас эти произведения?
- Послушаем ещё раз? Про музыку С.В.Рахманинова писатель Максим Горький сказал про Рахманинова: «Как он хорошо слышит тишину!» А мы сможем её услышать (Звучит романс в исполнении И.С.Козловского).
Какое исполнение понравилось больше? Получилось услышать тишину?
- У вас ещё есть один текст- это стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды». Послушаем сочинение С.В. Рахманинова. Каждая группа получает задание на выбор и после прослушивания обсуждает и защищает свои вопросы: 1.Найдите эпитеты к музыке этого романса из Словаря эмоционально-образного содержания музыки. 2. О чём рассказывает эта музыка? 3. Сочините синквейн на это произведение? 4. Что необычного в сюжете? 5. Какое свойство отличает эти два произведения? 6. Какова основная идея произведения? 7. Что вы можете сказать об исполнителях? Состав. 8. Что вы представили, слушая музыку?
Звучит романс «Весенние воды» в исполнении детского хора. - Какие чувства вызвала музыка? Вам понравилось? А теперь каждая группа защищает свой ответ.
Послушаем романс «Весенние воды» ещё раз и заполним таблицу. Заполните каждый самостоятельно таблицу со средствами музыкальной выразительности, анализируя романс «Весенние воды».
Проверьте ответы друг у друга. Слушаем ответы учащихся, голосуем. За 10-9=5, 8-7=4,6-5=3 |
-Музыка, литература.
Работают со справочной литературой.
Учащиеся составляют стихотворение из четверостиший.
Выступление учащихся с короткими сообщениями о творчестве поэтов.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Из моря смотрит островок, Его зелёные уклоны Украсил трав густых венок, Фиалки, анемоны.
Над ним сплетаются листы, Вокруг него чуть плещут волны. Деревья грустны, как мечты, Как статуи, безмолвны.
Здесь еле дышит ветерок, Сюда гроза не долетает, И безмятежный островок Всё дремлет, засыпает.
Учащиеся делают обобщение, сравнивая картину «Водоём» и Стихотворение «Островок». Высказывают свои предположения названия, аргументируя ответы. -Мечтательность, спокойствие природы, тихая грусть.
Слушают, анализируют, сопоставляют со стихами К.Бальмонта.
-Мелодия более спокойная, плавная, длительности ровные. Исполнение по нотам.
-Повтор звука выражает покой, тихую грусть, как в картине. Паузы усиливают настроение глубокой печали. -Плавно, протяжно, певуче; все звуки движутся без скачков, в небольшом диапазоне. Звуки движутся в равномерном ритме.
Учащиеся аргументируют: Движение шестнадцатых нот, темп быстрый, звуки стремительно поднимаются до высокого регистра и опускаются вниз.
Слушают романс в исполнении детского хора.
Высказывают своё мнение.
Анализируют мелодию. -В первых двух четверостишиях мелодия была одинаковая, композитор сохранил мелодию, но аккомпанемент был разный. Во втором четверостишии в аккомпанементе появились подголоски.
-Чтобы слушатель ощутил неподвижность воздуха, звенящую тишину.
-Видеть в природе красоту, учиться ею любоваться. -Природа приглашает с ней поговорить о любви, красоте, о своих мечтах. -Человек в такой красоте может отдохнуть от суеты, подумать о смысле жизни, побыть наедине с самим собой.
Ответы учащихся.
Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят, Бегут и будят сонный берег, Бегут и блещут и гласят.
Они гласят во все концы: «Весна идёт! Весна идёт! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперёд.
Весна идёт! Весна идёт!» И тихих, тёплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней.
Защита ответов.
Мелодия | Характерис-тика | Аккомпанемент |
| Темп |
| Лад |
| Регистр в мелодии |
| Динамика |
| Форма |
|
|
Научатся работать с информационными источниками, извлекать необходимую информацию.
Научатся воспринимать стихотворное произведение
Научатся слушать и анализировать мелодии романсов, дирижировать и предавать движениями рук характер мелодии.
Научатся исполнять незнакомые мелодии по нотам.
Научатся давать характеристику мелодии, петь мелодию с ориентацией на нотную запись.
Научатся анализировать произведения только по нотным текстам, различая длительности нот.
Научатся и слушать, воспринимать и понимать музыку разных жанров, сопоставляя характер музыки и текста.
Научатся сравнивать, сопоставлять, понимать замысел композитора.
Научатся делать обобщение на основе полученных знаний.
Научатся определять жизненную основу музыкального произведения понимать выразительные возможности голоса и инструмента.
Научатся работать со словарём эмоционально- образного содержания музыки, определять исполнительский состав, сопоставлять и сравнивать, формулировать основную идею произведения.
Научатся выражать свои чувства к музыке, анализировать средства музыкальной выразительности.
|
Познавательные: -осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный материал.
Метапредметные: смысловое чтение текста стихотворения
Метапредметные: выразительное прочтение стихотворения.
Коммуникативные: -проявлять активность во взаимодействии, вести диалог.
Познавательные: -передавать свои впечатления об услышанной мелодии. Регулятивные: -выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Личностные: Выражать эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения. Регулятивные: -выполнять учебные действия, ставя задачи, определяя этапы выполнения заданий.
Личностные: -проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение.
Познавательные: -сравнивать музыкальные и художественные образы, музыкальные фразы, аккомпанемент, штрихи музыки.
Личностные: Выражать своё эмоциональное отношение к искусству и по окончанию слушания произведения.
Коммуникативные: -проявлять активность во взаимодействии, вести диалог.
Познавательные: - самостоятельно осуществлять поиск решения заданных вопросов.
Коммуникативные: -формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: -научатся понимать чувства других людей.
|