конспект урока музыки в 5 классе"Музыкальная живопись и живописная музыка"
учебно-методическое пособие по музыке (5 класс) на тему

разработка урока музыки для 5 класса 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здравствуйте ребята! Я вижу, что настроение у вас хорошее, вы готовы к уроку и можно начинать наше путешествие в мир музыки.

Как вы думаете, что нас на уроке музыки может объединить, сплотить?

Ученики: – музыка, песня.

Учитель: - Предлагаю начать наше совместное творчество с песни.

Слайд 1.Поём песню Гладкова «О картинах»

Какие названия прозвучали в песне? Слайды 5-7.Пейзаж, натюрморт, портрет (изображение природы, предметов, человека).К какому виду искусства они относятся? (Живопись)

Слайд 8.

На экране  записана  тема урока, в которой я не случайно пропустила слова. Здесь пропущены прилагательные, которые вам предстоит  подобрать и вставить по смыслу, чтобы раскрыть содержание темы.

Я хочу спросить вас – были ли у вас такие ситуации, что когда вы рассматривали какую-то картину – вы начинали слышать внутренним голосом музыку? Или вам вспоминалась знакомая мелодия?Как  можно сказать о живописи, которая зазвучала для нас музыкой? Какая это живопись?

Ученики:-музыкальная.

            И, наверное, многие из вас, слушая музыку, начинали что-то представлять своим внутренним зрением? Какие-то образы, картины? Какой мы назовём музыку? (живописной)

Слайд 9.

Итак, тема нашего урока «Музыкальная живопись и живописная музыка»

Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.

У музыки и живописи  много общего. Сравнивая средства выразительности музыки и живописи, мы обращаем внимание на рисунок, колорит, композицию, их общность и особенности. Вспомним некоторые выражения, которые часто употребляются музыкантами: «музыкальная картина», «симфоническая картина», композитор рисует картину….».

Слайд 10.Предлагаю  вместе выполнить творческое задание и соединить в пары слова, относящиеся к музыке и к живописи.

        Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны как в музыке, так и в живописи.Некоторые художники (Кандинский) стремились выразить музыку красками.У некоторых композиторов зрительно-цветовые представления настолько сильны и ярки, что приводят к созданию звуковых, музыкальных образов. К числу таких композиторов принадлежат выдающиеся русские композиторы Н. А. Римский-Корсаков и А. Н. Скрябин.

Слайд 11

У вас на столах есть справочный материал. Внимательно прочитайте его и коротко расскажите, что вы узнали об этих композиторах.Слайды 12,13.

Как Вы понимаете, смысл выражения: «музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»?А язык живописи нуждается в переводе?

        Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Выберите ответственного (лидера), кто будет представлять вашу работу. Вы можете совещаться, но не мешать другим.

Подберите репродукцию, которая наиболее соответствует настроению музыки. Подберите несколько слов из словаря эстетических эмоций, которые  помогут рассказать о музыке и запишите их. Также запишите несколько названий цвета, которые подойдут для рисования этой музыки.

Слайд 14-15. Вивальди «Зима»Adagio

Обсуждение

Слайд 16-17. Чайковский «Февраль. Масленица»

Обсуждение.

Вспомните, какие  выразительные средства относятся к музыке, а какие к изобразительному искусству?

У вас есть листочки, на которых средства выразительности необходимо распределить в 2 столбика таблицы.

Слайд 18. Проверьте правильность ваших ответов. Оцените свою работу.

Зрение и слух всегда взаимодействуют между собой в чувственном познании мира.

Каждый художник видит и выражает своё видение мира по-разному. Например, так или так… Слайды 19-22

Каждый из вас – индивидуальность, в каждом из вас есть талант. Сможет ли музыка открыть в вас художника?

Предлагаю игру, где музыка становится материальной!

На столе у вас есть листочки бумаги и краски не случайно. Сейчас вы будете не только слушателями, но и творцами. Слушаем, видим музыку и попробуем зарисовать впечатления от прослушанного произведения в красочных предметных и абстрактных формах, изобразить рисунок музыки (у кого-то это будут просто цветные линии мелодии, пятна, мазки, абстрактные фигуры, у кого-то может быть сюжетная картинка). Это ваше восприятие и видение музыки.

Дети рисуют под музыку.Слайд 23

Музыка помогла вам стать художниками. Предлагаю вам разместить свои красочные впечатления на импровизированной выставке работ – на классной доске.

 Слайд 24. «Музыка – сестра живописи»

Профессиональными музыкантами- исполнителями и композиторами, могут стать не все, а вот полюбить музыку и черпать в ней жизненные силы и вдохновение может каждый. И в этом вам помогут концерты, выставки, которые вы можете посетить. У меня есть для вас афиша концертов государственной филармонии на февраль. Посетите её с родителями или с классом.

Слайд 25. Домашнее задание.  (по выбору)

        

Слайд 26. Спасибо за совместное творчество!Я желаю вам и дальше быть такими внимательными, чуткими, желаю вам удивляться в жизни и видеть красоту.  

До свидания.



Предварительный просмотр:

Предложены репродукции на выбор

G:\музыкальная живопись живописная музыка\МОЙ УРОК\раздаточные картинки\1385290285-korovin-konstantin-russian-village-in-winter.jpg G:\музыкальная живопись живописная музыка\МОЙ УРОК\раздаточные картинки\зима.jpgG:\музыкальная живопись живописная музыка\МОЙ УРОК\раздаточные картинки\1444165737-celia-thaxters-garden-isles-of-shoals-maine-1890.jpg G:\музыкальная живопись живописная музыка\МОЙ УРОК\раздаточные картинки\xudozhnik-prichepa-06.jpg G:\музыкальная живопись живописная музыка\МОЙ УРОК\раздаточные картинки\зимний пейзаж 2.jpg G:\музыкальная живопись живописная музыка\МОЙ УРОК\раздаточные картинки\Кустодиев.jpg



Предварительный просмотр:

Работа в группе

  1. Прослушайте музыку и подберите созвучную ей репродукцию, вклейте её в лист №1 поле №1 «Репродукция»
  2. Подберите слова из словаря эстетических эмоций, которые охарактеризуют эту музыку и запишите их в поле №2.
  3. В поле №3 впишите цвета красок, которые можно использовать для описания этой музыки.

Выполните эти же задания для второй музыкальной композиции и занесите результаты в лист №2.

Желаю удачи!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Учитель: Максимова Г.А.

Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка»

Цели урока

Сформировать представление о взаимосвязях музыки и живописи, и понимание того, что источником любого творчества является жизнь.

Выявление  общности средств выразительности  живописи и музыки через анализ произведений  

Образовательные: Изучение новых понятий :Колорит, композиция. фактура, звуковая гамма

Развивающие: Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

Воспитательные: Формирование уважения к традициям своего народа. Расширение кругозора и познаний о творчестве композиторов, художников.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний  

Межпредметные связи: музыка, живопись.

Наглядность: компьютерная презентация, раздаточный материал, словарь эстетических эмоций, музыка А. Вивальди «Зима», П.И. Чайковского «Февраль. Масленица», К. Дебюсси «Лунный свет», Г. Гладкова «Песня о картинах», А. Ермолова «Мир, который нужен мне».

репродукции картин , портреты композиторов, художников.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Самоопределение к деятельности

(орг.момент)

 Развитие вокально-хоровых навыков

3 мин

Приветствие

Исполнение песни Г. Гладкова «О картинах»

Настраиваются на восприятие

Исполняют песню

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

1 мин

Какие термины упоминаются в песне? К какому виду искусства они относятся?

Дети отвечают на вопросы

Коммуникативные : вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками .

Личностные. Эмоциональный отклик на  проблему .

3.Постановка учебной задачи

1,5 -2 мин.

Как  можно сказать о живописи, которая зазвучала для нас музыкой?

Какой мы назовём музыку, которая вызвала  зрительные образы?

Скажите, ребята, как бы вы сформулировали  цель нашего урока?

Учащиеся высказывают свои предположения о теме урока.

Наверное цель- узнать ,что такое «живописная музыка и  музыкальная живопись» и какие краски используют композиторы в своей музыкальной живописи.

Услышать новую музыку, познакомимся с творчеством художников

Регулятивные: умение ставить цель, проговаривать и осмысливать

Познавательные: осознать познавательную задачу, выделять и формулировать учебную цель

Личностные. Эмоциональный отклик на  проблему.

 Коммуникативные ( умение слушать собеседника, работать в группе)

4. Открытие нового знания

2 мин

3-4 мин

6 мин

Активизация знаний учащихся.

У музыки и живописи  много общего. Сравнивая средства выразительности музыки и живописи, выполняем задание на экране.

Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны как в музыке, так и в живописи. У вас на столах есть справочный материал. Внимательно прочитайте его и коротко расскажите, что вы узнали об этих композиторах.

Работа в группах: во время звучания музыки  подберите репродукцию, которая наиболее соответствует настроению музыки. Подберите несколько слов из словаря эстетических эмоций, которые  помогут рассказать о музыке и запишите их. Также запишите несколько названий цвета, которые подойдут для рисования этой музыки.

Сравнивают, составляют пары слов.

Читают тексты о Скрябине и Римском-Корсакове, затем рассказывают главное.

находят связь музыки и живописи, выражают свою точку зрения, аргументируют её с помощью выбора репродукций и словаря эстетических эмоций.

Коммуникативные:

-выражают собственное мнение о картине

Регулятивные:

-договариваются, находят общее решение при работе в группе.

Личностные: отражают эмоциональное отношение к искусству,

-уважительное отношение к иному мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные:

смысловое чтение текстов

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации.

Учатся выделять специальную информацию из текста. Воспринимать на слух

Слушают новую музыку

Предметные:  учатся работать со словарём эмоционально- образного содержания музыки, учатся определять жизненную  основу музыкального произведения.

5. Освоение учебного материала.

4 мин

Вспомните, какие  выразительные средства относятся к музыке, а какие к изобразительному искусству? У вас есть листочки, на которых средства выразительности необходимо распределить в 2 столбика таблицы.

Проверьте правильность ваших ответов. Оцените свою работу.

Дети самостоятельно выполняют задание, затем проверяют и оценивают свою работу.

Метапредметные: учатся классифицировать средства выразительности музыки и живописи.

Регулятивные: оценивают свою работу.

6.  Этап проверки понимания учащимися нового материала.

3-4 мин

Сейчас вы будете не только слушателями, но и творцами. Слушаем, видим музыку и попробуем зарисовать впечатления от прослушанного произведения в красочных предметных и абстрактных формах, изобразить рисунок музыки

Дети рисуют музыку.

Предметные: учатся выражать музыку в красках(перевод одного искусства на язык другого искусства)

Личностные:

-выражать эмоциональное отношение к искусству в процессе рисования

7. Подведение итогов по теме урока

2,5 мин.

Музыка помогла вам стать художниками. Предлагаю вам разместить свои красочные впечатления на импровизированной выставке работ – на классной доске.

Что вы сегодня узнали на уроке?

Как пригодится вам это в жизни?

Дети размещают сои рисунки на доске.

Отвечают на вопросы.

Предметные: проявлять творческую фантазию на заданную тему. Регулятивные: сформированность мотивационной направленности на  продуктивную музыкально-творческую деятельность.

Личностные: выводят общий итог урока, эмоционально  выражают своё отношение к теме.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

8. Домашнее задание

1 мин

Задание по выбору:

  • Найти и рассказать интересные факты о связи музыки и живописи.
  • Выполнить рисунок к музыке, прозвучавшей на уроке

Учащиеся записывают задание или фотографируют.

9. Рефлексия деятельности

1,5 мин

Профессиональными музыкантами- исполнителями и композиторами, могут стать не все, а вот полюбить музыку и черпать в ней жизненные силы и вдохновение может каждый. И в этом вам помогут концерты, выставки, которые вы можете посетить.

Дети получают афиши филармонии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

 УРОК МУЗЫКИ  В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1.                 Показать учащимся на...

конспект урока для 5 класса "Музыкальная живопись и живописная музыка" по программе Е.Критской, Г.Сергеевой

Конспект урока для 5 класса по программе Е.Критской, Г.Сергеевой "Музыкальная живопись и живописная музыка" из раздела "Музыка и изобразительное искусство". Тип урока - интегрированный....

Разработка метапредметного урока в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Знакомство с направлением в искусстве - импрес­сионизмом, расширение представление детей об экологических законах; побуждение детей к участию в природоохранных мероприятиях, формирование негативно...

урок в 5 классе "МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА"

Два русских гения. Музыка и живопись. Рахманинов и Борисов-Мусатов.«Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего...

Презентация и конспект урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка".

Методическая разработка в 5 классе по теме  "Музыкальная живопись и живописная музыка" показывает взаимосвязь музыки и изобразительного искусства....

Тема урока: Тема богатырей в музыке в разделе «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс.

Урок музыки: Тема богатырей в музыке в разделе «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс. Тип урока:  Урок «открытия» нового знанияЦели урока: -Образова...