Обобщающий урок 1 четверти 2 класс «Музыка во всём, она повсюду…»
план-конспект урока по музыке
Коспект урока музыки во втором классе.
Цель данного урока - способствование закреплению эмоционально-устойчивого, положительно окрашенного интереса учащихся к музыкальным занятиям.
Задачи - формирование нравственно-эстетических переживаний учащихся на основе восприятия музыкальных произведений русской и зарубежной классики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_vo_vsyom_ona_povsyudu.docx | 26.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План – конспект урока музыки во 2 классе.
(обобщающий урок 1 четверти)
Тема: «Музыка во всём, она повсюду…»
«Музыка во всём, она повсюду –
в шелесте листвы, в мерцании звёзд.
Музыке я верю, словно другу.
И за ней пройду я сотни вёрст!».
Цели:
- научить детей воспринимать на слух музыкальные и немузыкальные звуки, вслушиваться и различать их;
- научить детей выражать свои впечатления от прослушанной музыки
- воздействовать на чувства и эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству;
- показать многомерность и гармоничность окружающего мира;
- способствовать закреплению эмоционально – устойчивого, положительно окрашенного интереса учащихся к музыкальным занятиям.
Задачи:
- формировать нравственно – эстетические переживания учащихся на основе восприятия произведений музыки;
- развивать восприятие, память, внимание учащихся;
- познакомить с композиторами разных эпох;
- развивать вокально-хоровые навыки;
- активизация тембрового слуха.
Тип урока: урок-повторение, урок-путешествие.
Методы: беседа, объяснение, игра, слушание музыки.
Оборудование: компьютер, аудиозаписи.
Средства обучения: «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, А. Вивальди «Гроза», П.И.Чайковский. «Осенняя песня», «Песенка крокодила Гены» из м/ф «Голубой вагон», «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди, музыка без слов.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
У: Прозвенел звонок, начался урок. Здравствуйте, ребята!
У: Здравствуйте.
У: Посмотрите, всё ли готово к уроку.
Д: Всё готово.
У: А теперь вспомним правила поведения на уроке. Сидеть ровно, не разговаривать. Когда учитель спрашивает, подниматься с места. Не мешать работе всего класса.
Сегодня на уроке мы будем слушать много музыки. И я хочу познакомить вас с правилами, как нужно слушать музыку. Сидеть ровно, слушать очень внимательно, можно закрыть глаза, для того чтобы лучше представлять то, что композитор хотел передать своей музыкой. Запомнили?
Постановка цели урока.
У: Наша встреча, ребята, сегодня необычная. Нам предстоит всего за один урок вспомнить, что мы уже знаем о музыке: мы отправимся в музыкальное путешествие.
Для начала давайте попытаемся ответить на такой вопрос – что такое музыка?
Д: (предполагаемые ответы): музыка это песни, мелодии, звуки и т.д.
Музыка все время с нами. Она окружает нас повсюду, она внутри нас. Щебет птиц, шелест листвы, плеск воды, завывания ветра – это музыка, музыка природы. Она родилась на Земле раньше нас, а потом родился человек и сотворил из звуков природы искусство и название этому искусству – музыка. Человек дал голос траве, деревьям, воде. Музыка рассказала нам о природе, о мире, в котором мы живем. В музыке отражается все, чем живет человек. Говорить о музыке – это говорить о жизни. (звучит «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига на фоне музыки слова)
- «Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействие на человека. Именно поэтому может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества» - Д.Б. Кабалевский
II. Работа по теме урока
Звуки шумовые и музыкальные.
С самого рождения человека окружает мир звуков. Звуки бывают разными, оказывается? они могут быть не только музыкальными.
Игра «Что я вижу»
У: Давайте оглядимся в нашем зале и перечислим, что мы видим.
Дети: Картины на стенах, окно, шторы, стулья, стол и т.д.
У: Что помогает нам видеть окружающие предметы.
Дети: Глазки
Игра «Осязаю»
У: А теперь мы закрываем глазки. Кладу в руки ребенка разные предметы – ручку, лист бумаги и т.д. Спрашиваю Что в руках?
Звучат ответы
У: Кто наши помощники, которые помогают нам понять, что у нас в руках.
Дети: Ручки, кулачки
Игра: «Что я слышу»
У: Хлопает в ладоши, стучит карандашом, играет на инструменте и каждый раз спрашивает, что помогает нам услышать звуки.
Дети: Помогают ушки
Звуки которые не имеют определенной высоты называются – шумовые.
Физкультминутка
Игра дождик
Предлагается всем проиллюстрировать изменение погодных условий, а именно начало дождя. Рассказ о том, как меняется погода, а класс повторяет движения.
— Сначала светило солнышко — тишина.
— Но вот маленький-маленький, почти незаметный дождик пошел — стучим одним пальцем правой руки по ладони левой.
— Чуть-чуть сильнее… — двумя пальцами.
— Еще сильнее… — тремя пальцами.
— А вот уже и сильный дождь пошел — четырьмя пальцами.
— И совсем страшный ливень! — все хлопают полной ладонью.
Затем можно продемонстрировать постепенное улучшение погоды, то есть проделать все в обратном порядке, в конце концов вернув снова к сильному дождю и объявив под аплодисменты следующий номер.
(звучит А. Вивальди «Гроза»)
Звуки которые поют, или можно сыграть, имеют определенную высоту, называются музыкальными.
Вокально-хоровая работа: (Звучит «Песенка крокодила Гены» из м/ф «Голубой вагон»)
Из чего складывается музыка. Беседа.
У: Вы все знаете, что такое стихи. Чтобы получились стихи, кто для этого нужен?
Дети: Поэт
У: А чтобы получился рассказ, кто нужен?
Дети: Писатель
У: Давайте теперь в этом же направлении поговорим о музыке. Кто нужен, чтобы получилась музыка?
Дети: Композитор
У: А чтобы услышать сочиненную музыку, кто нужен?
Дети: Музыканты
У: Все музыканты играющие на разных инструментах называются – исполнителями. А для кого музыка сочиняется и исполняется?
Дети: Для людей
У: Людей которые слушают музыку, мы называем – «слушатели». Теперь мы твердо знаем чтобы получилась музыка нам нужен?
Дети: Композитор
У: Затем?
Дети: Исполнитель
У: И, обязательно нужны мы …
Дети: Слушатели
У: Вот мы и пришли к следующему. Музыка становится настоящей тогда, когда она написана, исполнена и услышана. Музыка существует для людей, а не только для тех, кто ее сочиняет и исполняет.
Дальше, перешла к разъяснению, что композитор:
Было время, когда этим словом называли любого, кто занимался композицией, к какой бы области искусства это ни относилось. Ведь латинское composito означает – сочинение, составление. Термин composition можно перевести как сочинитель, составитель и отнести к чему угодно, даже к составлению изящных букетов. Однако уже начиная с 16 века, этот термин все чаще стал употребляться в смысле «сочинитель музыки». Сейчас у него имеется только одно это значение.
Очень трудно стать настоящим композитором. Для этого нужно посвятить всю свою жизнь музыке: с детства учиться играть не рояле, хорошо знать все музыкальные науки – теорию музыки, гармонию, полифонию, оркестровку, историю музыкального искусства. Нужно изучить произведения всех крупных композиторов прошлого и современности, понять особенности их творчества; изучить особенности звучания всех музыкальных инструментов. Только тогда можно сочинять настоящую хорошую музыку. Разумеется, если есть творческое дарование.
А мы, слушая музыку, отдаем должное мастерству человека, владеющего искусством соединения звуков, - композитору и исполнителю, который тоже долго обучался игре на каком – либо инструменте и т.д.
Слушатель – это тоже важный участник музыкального искусства, также должен быть грамотным и обладать определенными знаниями.
(Звучит П.И.Чайковский. «Осенняя песня»)
С началом учебного года наступает осень.
Бодрящий дух и ясная погода.
Сады и рощи в убранстве осеннем,
Встречают золотое время года.
Это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой всегда восхищались поэты, музыканты, художники. Чтобы нарисовать картину у художника есть краски, у поэта – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же, как это делает П.И.Чайковский в своем произведении «Осенняя песня» пьеса месяц октябрь из цикла «Времена года».
Если Чайковский рисовал осень задумчивой и грустной, то А.Вивальди изобразил это время года в концерте «Осень», как праздник урожая. «Танец и песня крестьян» - вот авторская ремарка в начале.
Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
(Звучит первая часть концерта «Осень» из цикла «Времена года» А.Вивальди.)
III. Подведение итогов.
У:- Сегодня на уроке вы были очень хорошими слушателями, талантливыми исполнителями. Что вы узнали нового? Чему научились?
Д: ответы детей.
(на фоне музыки заключительное слово учителя)
Музыкальное искусство в воспитании вас школьников играет особую, ничем незаменимую роль. Эта особенность вытекает прежде всего из того, что любое произведение искусства в самом себе содержит нравственное начало. Музыка содержит в себе колоссальные возможности для решения этой задачи.
Великое никогда не увядающее искусство. Особенно много музыки звучит сегодня в век радио и телевидения, век видеозаписи, когда так доступны концерты, и практически каждый может научиться играть на каком-либо инструменте.
Да, звучит очень много музыки, музыки самой разной – старинной и современной, так называемой «классической» и «лёгкой», исполняемой профессиональными артистами и любителями. Как разобраться, сориентироваться в этом безбрежном звуковом море? Как научиться отличать в музыкальном искусстве подлинное от подделки? Как почувствовать красоту серьёзного произведения, которое по началу может показаться скучным и неинтересным, а на самом деле глубоко по образному смыслу и истинно красиво?
Совет один: стараться больше знать о музыкальном искусстве, его истории особенностях языка, законах (разумеется, постоянно слушая много хорошей, серьёзной музыки). Ведь музыка, как хорошая книга может стать вашим добрым и мудрым учителем, вашим верным другом, который никогда вас не подведёт.
Стихотворение М.Скребцовой «Музыка волшебница».
У старика спросил поэт:
- Что музыка такое дед?
- Воспоминание она.
В ней юность давняя слышна.
Был задан девочке вопрос,
Она ответила всерьез:
- Похожа музыка на луч,
Окно пробивший из-за туч.
А юноша ответил так:
- Без музыки нельзя никак.
Душа без музыки грустит,
В простор волшебный не летит.
А девушка, пожав плечом
Сказала: «Музыка – наш дом,
В ней все родное, все свое.
Во всем дыхание ее».
-Вы правы все, - сказал поэт,
Прекрасен каждый ваш ответ.
Одно хочу я повторить –
Нас учит музыка любить.
До новых встреч в музыкальном мире, где еще так много тайн и загадок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Литосфера" Обобщающий урок 6 класс
Данная презентация поможет учителям при проведении обобщающего урока...
Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»
Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
Обобщающий урок по теме:"Музыка вокруг нас"
Данный урок способствуе тформированию уверенности в своих силах, общительности, открытости...
Урок по теме "Молекулярный уровень: контрольно - обобщающий урок" 9 класс
Урок обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Технология - и...
Урок английского языка. «Степени сравнения прилагательных. Обобщающий урок». 3 класс.
Представленный материал содержит коспект урока и презентацию к нему....
План – конспект урока по предмету Человек на тему: «Пищеварение». Обобщающий урок. (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)
План – конспект урока по предмету Человек на тему: «Пищеварение». Обобщающий урок....