Урок по теме "Молекулярный уровень: контрольно - обобщающий урок" 9 класс
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Гуреева Наталья Анатольевна

Урок обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Технология - игровая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Молекулярный уровень: контрольно – обобщающий урок.

9 класс

Технология: игровая.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков.

Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний через вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.

Задачи:

-образовательные: повторение и закрепление основных понятий молекулярного уровня жизни как пограничного между живой и неживой природой;

-воспитательные: развитие интереса и познавательной активности учащихся, воспитание культуры общения;

-развивающие: выработка умений и навыков по применению знаний.

Оборудование: жетоны красного, желтого и зеленого цвета, карточки с терминами и их определениями, пакет с биологическими задачами, вопросы – билеты.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Каждый урок – это сложный путь к знаниям. А на каждом пути надо соблюдать правила движения, только при этом  условии он будет успешным. Цель нашего урока сегодня – осмыслить уже приобретенные знания при изучении молекулярного уровня жизни, следуя по замысловатым лабиринтам игры под названием «Светофор». Называется она так потому, что ваши ответы будут оцениваться жетонами трех цветов: зеленый – ответ правильный, желтый – частично правильный, красный – не правильный. Каждый жетон дает вам определенное количество баллов: зеленый – 2 балла, желтый – 1 балл, красный – 0 баллов. Победителем будет ученик, набравший максимальное количество баллов. Остальные ученики получают оценки по рейтингу набранных баллов.

 

II.Проведение игры.

Гейм первый – «Дальше, дальше!»

Ученики по очереди отвечают на предложенные вопросы.

1.Назовите уровни организации живой материи, начиная с самого низкого (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно – видовой, биогеоценотический, биосферный).

2.Какие элементарные единицы образуют молекулярный уровень организации? (атомы и молекулы).

3.Назовите элементы, составляющие основу живых организмов (98%) – (кислород, углерод, водород, азот).

4.На какие группы делятся все вещества, образующие живые организмы? (органические – белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты и неорганические – вода, минеральные соли).

5.Какое вещество Леонардо да Винчи мог назвать «соком жизни»? (вода).

6.Перечислите функции воды, подтверждающие высказывание Леонардо да Винчи (растворитель).

7.Большинство органических соединений  - полимеры. Как называется структурный элемент полимера? (мономер).

8.Какое соединение является мономером белков? (аминокислота).

9.Какое соединение является мономером нуклеиновых кислот? (нуклеотид).

10.Назовите универсальный аккумулятор энергии в клетке (АТФ).

11.Назовите структуры белковой молекулы (первичная, вторичная, третичная, четвертичная).

12.Перечислите разновидности РНК (и-РНК, т-РНК, р-РНК).

13.Расшифруйте полное название ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота).

14.Как называется связь между аминокислотами в белке? (пептидная).

15.Кто открыл вирусы? (Д.И. Ивановский).

Гейм второй «Найди пару»

Учащимся раздаются два типа карточек: на одних записаны термины, на других – расшифровка понятий. По выбору учителя один из учащихся зачитывает карточку с определением термина, а учащийся, у которого находится карточка с названием этого термина, встает и громко его зачитывает. Пара выходит к доске. Оба ученика получают зеленые жетоны. И так до тех пор, пока все пары не выстроятся у доски.

Карточки с терминами

Карточки с определениями

1.Полимер

Цепь, состоящая из многочисленных звеньев – мономеров

2.Денатурация

Нарушение природной структуры белка

3.Комплементарность

Способность  нуклеотидов к избирательному соединеню в пары

4.Ферменты

Биологические катализаторы, ускоряют химические реакции в живом организме

5.Вирусы

Не имеют клеточного строения

6.Витамины

Сложные биоорганические соединения, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма

7.Макроэргическая связь

При разрыве этой связи выделяется около 40 кДж энергии

Гейм третий «Заморочки из бочки»

Учитель предлагает учащимся биологические задачи. Они написаны на отдельных листочках, которые ученики самостоятельно выбирают из пакета.

1.В 1963 году в Голландии появились стиральные порошки, которые хорошо удаляли грязь, но действовали при температуре не выше 40⁰ С, но белье с таким порошком не рекомендовали кипятить. Какое действующее вещество  содержал порошок? Почему оно ограничивало температурный режим? (ферменты, они денатурируют при высокой температуре и теряют свои свойства).

2.Каковы причины использования медицинских препаратов, содержащих АТФ (её солей) при мышечной или сердечной дистрофии? (соли АТФ являются источником энергии для мышечных сокращений и других видов функциональной активности клетки).

3.Одна из цепей участка ДНК имеет следующее строение: ЦАА-АЦА-АГТ-ЦГТ. Изобразите соответствующий ей участок второй цепи (ГТТ-ТГТ-ТЦА-ГЦА).

4.Состав ДНК от РНК отличается содержанием: углевода, азотистых оснований, углевода и азотистых оснований (углевода и азотистых оснований).

5.В организме моржей, тюленей и других северных животных накапливается толстый слой подкожного жира. Какие функции он выполняет? (защищает от переохлаждения).

Гейм четвертый – «Счастливый билет»

Участвуют те ученики, которые набрали по результатам предыдущих геймов максимальное количество баллов. Задания написаны на отдельных листочках, которые учащиеся выбирают сами, подобно билетам на экзамене.

1.Исключите лишнее: целлюлоза, крахмал, гликоген, глюкоза (гликоген).

2.Выявите определенную взаимосвязь между первым и вторым словом; такая же связь существует между третьим словом и одним из понятий, приведенных ниже. Найдите его.

Целлюлоза: «глюкоза» = белок: … «нуклеотид, глицерин, аминокислота, липид» (аминокислота).

3.Какие полисахариды характерны для растений: целлюлоза, крахмал, гликоген, хитин? (целлюлоза, крахмал).

4.Какие из углеводов нерастворимы в воде: сахароза, глюкоза, целлюлоза, крахмал? (целлюлоза, крахмал).

5.Исключите лишнее: гемоглобин, миоглобин, инсулин, амилаза, сахароза (сахароза).

6.К какой группе органических соединений относится холестерин: белки, липиды, углеводы? (липиды).

7.Липиды отличаются от углеводов функцией: энергетической, строительной, регуляторной, запасающей (регуляторной).

8.Какие из перечисленных объектов относятся к молекулярному уровню организации живого: клевер, амеба, гемоглобин, болото, бактерия? (гемоглобин).

9.Между первым и вторым понятием существует определённая связь. Такая же связь существует между третьим и одним из перечисленных ниже понятий. Найдите его. Клеточный: «нейрорн» = молекулярный: … «заяц-беляк, луг, витамин С, эпителий» (витамин С).

III.Подведение итогов игры.

Подсчет числа набранных жетонов, объявление победителя, выставление оценок за урок.

IV.Домашнее задание:

-повторить по учебнику главу 1, подготовиться к тестовой проверке знаний.

V.Литература:

1.А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию 9 класс», учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, Дрофа, 2005.

2.В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Биология. Введение в общую биологию. Рабочая тетрадь. 9 класс»,  Москва, Дрофа, 2006.

3.О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова «Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс», Москва, Вако, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА ПО ХИМИИ ПО ТЕМЕ "УГЛЕВОДОРОДЫ" 10 КЛАСС(базовый уровень).

Урок проводят с целью проверки и обобщения знаний учащихся по теме "Углеводороды". Кроме того учащиеся продолжают учиться работать в группе, поскольку задания составлены так, чтобы в их выполнении был...

«Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточный уровень».

«Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточный уровень»....

План-конспект урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок "

План-конспкт урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок по темам: Александр I и Николай I"....

Обществознание, 10 класс, профильный уровень. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество и человек».

Цель урока: Повторить и обобщить материал по разделу «Общество и человек».Задачи: Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, ...

Урок истории в 5 классе "Древний Восток" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)

Цели урока:  обобщить знания обучающихся по разделу Древний Восток; стремиться к тому, чтобы обучающиеся осмыслили важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего ...

Урок географии "Лесная зона" (повторительно - обобщающий) 7 класс, СКШ 8 вид

Повторительно - обобщающий урок по теме "Лесная зона" в 7 классе...