Рабочая программа по музыке 5-7 классы (Полярная Звезда)
рабочая программа по музыке (5, 6, 7 класс)

Гергерт Татьяна Николаевна

Рабочие программы составлены к учебнику  музыки Сергеева Г.П., Критская Е.Д

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_muzyka_7_abv_kl._fgos.doc155.5 КБ
Microsoft Office document icon rp_muzyka_6_abv_kl._fgos.doc133.5 КБ
Microsoft Office document icon rp_muzyka_5_abv_kl._fgos.doc120.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурлинская средняя общеобразовательная школа»

Бурлинского района Алтайского края

«Согласовано»

Зам.директора по УР

_____________    О.А. Горзий

«_____» __ 2019 г.

«Утверждено»

Директор школы

___________И.К. Заплатникова

Приказ от_28.08.2019__№ __№ 125/1

Рабочая программа

по музыке                                                                                                                                                   для  обучающихся 7  а,б,в класса

на  2019– 2020  учебный год

Предметная  область: «Искусство»

Составитель:  учитель музыки                                                                                                                 Гергерт Татьяна Николаевна

Бурла                                                                                                                                                                                                                                                      2019

Пояснительная записка

  • Программа составлена на основе: Сборник рабочих программ  Музыка Искусство 5-9 классы  Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова../- М., Просвещение, 2014 г.-103 с. к учебнику   Музыка 7 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова Москва, Просвещение 2014. По программе: за год 35 часов, 1 час в неделю. Согласно учебному плану - за год 35 часов, 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения предмета

Выпускник научится:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
  • анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
  • определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
  • различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
  • различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
  • производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
  • понимать основной принцип построения и развития музыки;
  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
  • понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
  • понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
  • понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
  • распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
  • называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
  • узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
  • определять тембры музыкальных инструментов;
  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; 
  • определять характерные особенности музыкального языка;
  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
  • анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
  • определять характерные признаки современной популярной музыки;
  • называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
  • анализировать творчество исполнителей авторской песни;
  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
  • понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
  • называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
  • определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;
  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

ИКТ-компетенции

Выпускник научится:

• использовать звуковые и музыкальные редакторы;

• использовать клавишные и кинестетические синтезаторы;

• использовать программы звукозаписи и микрофоны.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинестетические синтезаторы для решения творческих задач.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1 полугодия:  «Особенности драматургии сценической музыки »

(17 часов)

Тема  2 полугодия: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

 (18 часов)

Классика и современность. ( Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это  тот опыт, который  донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают  отношение автора к жизни.

Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).

В музыкальном театре. Опера.

          Расширение и углубление знаний учащихся  об оперном спектакле, понимание  его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

 Опера М.И.Глинки  «Князь  Игорь»;  Опера А.П.Бородина «Князь Игорь»  

         Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.

В музыкальном театре. Балет.;  Балет Б.И.Тищенко «Ярославна».     

          Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете. 

          Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».

Героическая тема в русской музыке. 

           Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства. 

В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля

        Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

Опера Ж.Бизе «Кармен» 

           Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита»

          Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности,  затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление  фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.            

 Сюжеты и образы духовной музыки

            Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.

Рок - опера  Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образ

            Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты.  Музыканты – извечные маги…».  Обобщение по разделу I.

           Изучение  особенностей  музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии

музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных  героев спектакля или его сюжетных линий.

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка.

           Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

                Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

Камерная инструментальная музыка.  ,транскрипция

           Особенности развития  музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и  Ф. Бузони;

Понятие «транскрипция»,  «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке».

           Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».

Соната. Л.В.Бетховен»Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».

           Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта»

 Знакомство  с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»

на  основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.               

 Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева. Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича»

   Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых  судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа  и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).

Симфоническая картина  «Празднества» К.Дебюсси

            Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна

          Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки  и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.

Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина

          Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере  сочинения Дж.Гершвина.

Музыка народов мира

           Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся.  Обобщение  фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!».   Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся.  Обобщение  фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.

 Обобщение по разделу и курсу.

Календарно-тематическое планирование                                                                                                                                                                          

№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

По плану

фактически

Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки – 17 часов

1

Классика и современность

1

2

В музыкальном театре. Опера.

Опера «Иван Сусанин». Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.

1

3

Опера «Иван Сусанин». Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.

1

4

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.

1

5

Опера «Князь Игорь». Портрет половчан. Плач Ярославны.

1

6

В музыкальном театре. Балет.

Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами.

1

7

Балет «Ярославна». Плач Ярославны. Молитва.

1

8

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

1

9

В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.

1

10

«Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля.

1

11

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен.

1

12

Опера «Кармен». Образы Хозе и Эскамильо.

1

13

Опера «Кармен». Образы «масок» и Тореадора.

1

14

Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.

1

15

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда».  Вечные темы. Главные связи.

1

16

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».

1

17

Обобщение материала по 1 разделу

1

Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки – 18 часов 

18

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.

1

19

Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.

1

20

Камерная инструментальная музыка. Этюд.

1

21

Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.

1

22

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.

1

23

Сюита в старинном духе А. Шнитке.

1

24

Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена.

1

25

Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.

1

26

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта.

1

27

Симфония №5 Л. Бетховена.

1

28

Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта.

1

29

Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского.

1

30

Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича

1

31

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.

1

32

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

1

33

«Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина.

1

34

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит.

1

35

Исследовательский проект

1

Лист  корректировки Рабочей программы

№ урока

Дата проведения по плану

Дата проведения

фактически

Причина внесения изменений*

Корректирующие мероприятия

Подпись внёсшего изменения

Подпись зам. директора по УВР



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурлинская средняя общеобразовательная школа»

Бурлинского района Алтайского края

Рабочая программа

по музыке                                                                                                                                                                               для  обучающихся 6 а,б, в  классов

на 2019 – 2020  учебный год

Предметная  область: «Искусство»

                                                                               

 Составитель: учитель музыки

 Гергерт Татьяна Николаевна  

                                                                                                     

 

Бурла

2019 г.

Пояснительная записка

  • Программа составлена на основе: Сборник  рабочих программ  Музыка Искусство 5-9 классы  Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова../- М., Просвещение, 2014 г.-103 с. к учебнику   Музыка 6 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова Москва, Просвещение 2014. По программе:  за год 35 часов, 1 час в неделю. Согласно учебному плану - за год 35 часов, 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения предмета

Выпускник научится:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
  • анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
  • определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
  • различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
  • различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
  • производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
  • понимать основной принцип построения и развития музыки;
  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
  • понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
  • понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
  • понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
  • распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях; различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
  • называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
  • узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
  • определять тембры музыкальных инструментов;
  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; 
  • определять характерные особенности музыкального языка;
  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
  • анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
  • определять характерные признаки современной популярной музыки;
  • называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
  • анализировать творчество исполнителей авторской песни;
  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
  • понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
  • называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
  • определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;
  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей, и исполнительских коллективов;
  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

ИКТ-компетенции

Выпускник научится:

• использовать звуковые и музыкальные редакторы;

• использовать клавишные и кинестетические синтезаторы;

• использовать программы звукозаписи и микрофоны.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинестетические синтезаторы для решения творческих задач.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

35 часов (1 раз в неделю)

Тема 1 полугодия:  « Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

(17 часов)

Тема  2 полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки»

 (18 часов)

Удивительный мир музыкальных образов.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.

Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.

Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.

Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

«Уноси мое сердце в звенящую даль…».

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.

Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.

Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. 

Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.

Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

 Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.

 Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.

 Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

 «Фрески Софии Киевской».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

«Перезвоны» Молитва.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

 Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». Обобщающий урок.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Авторская музыка: прошлое и настоящее.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства : бардовская песня .

Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

Джаз – искусство 20 века.   

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -

спиричуэл, блюз.

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

Вечные темы искусства и жизни.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.

Образы камерной музыки. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.

Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития  в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.

Инструментальная баллада.     Ночной пейзаж. 

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада.Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.

Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе.  Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». 

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления

Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж

 «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке.  Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента

 Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. 

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.

Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален».  Связь времен. 

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского.  Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.

Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства:  мюзикл, рок-опера.

 Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Образы киномузыки. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Слушание  музыкальных фрагментов. Игра  «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.

Обобщение материала 4 четверти

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Количество часов

По плану

фактически

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки – 17 ч.

Удивительный мир музыкальных образов – 1 ч

1

Удивительный мир музыкальных образов.

1

Образы романсов и песен русских композиторов -  6 ч.

2

Старинный русский романс. Песня-романс.

1

3

Мир чарующих звуков.

1

4

Два музыкальных посвящения «Я помню чудное мгновенье». «И жизнь, и слезы, и любовь…»,  «Вальс-фантазия».

1

5

Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

1

6

«Уноси мое сердце в звенящую даль…». Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея.

1

7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде. Сцены свадеб в операх русских композиторов.

1

Образы песен зарубежных композиторов – 3 ч.

8

 Искусство прекрасного пения. Старинный песни мир. Песни Франца Шуберта.

1

9

Баллада «Лесной царь». Картинная галерея.

1

10

Обобщение материала 1 четверти

1

Образы русской народной и духовной музыки – 3 ч

11

Народное  искусство Древней Руси. «Фрески Софии Киевской». «Перезвоны» Молитва.

Изучение песни ко дню матери.

1

Образы духовной музыки Западной Европы – 2 ч

12

Исполнение песни на оценку.

1

13

Образы скорби и печали. Реквием. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

1

Авторская музыка: прошлое и настоящее – 3 ч.

14

Песни вагантов.

1

15

Авторская песня сегодня «Глобус крутится, вертится…». Песни Булата Окуджавы

1

Джаз – искусство 20 века – 2 ч.

16

Спиричуэл и блюз. Джаз – музыка легкая или  серьезная?

1

17

Обобщение материала 2 четверти

1

Раздел 1. Мир образов камерной и симфонической музыки  – 18 ч.

Тема 1. Вечные темы искусства и жизни – 1 ч

18

Вечные темы искусства жизни и жизни.

1

Тема 2. Образы камерной музыки -  4 ч.

19

Могучее царство Шопена. Вдали от Родины.

1

20

Инструментальная баллада..

1

21

Рождаются великие творения. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея

1

22

Инструментальный концерт. «Времена года». Картинная галерея

1

Тема 3. Образы симфонической музыки – 1 ч.

23

«Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина.

1

Тема 4. Симфоническое развитие музыкальных образов – 2 ч.

24

«В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

1

25

Обобщение материала 3 четверти

1

Тема 5. Программная увертюра – 2 ч.

26

Увертюра «Эгмонт». Скорбь и радость

1

27

Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта»

1

Тема 6. Мир музыкального театра -  2 ч.

28

Мюзикл Вестсайдская история».

1

29

Рок - опера «Орфей и Эвридика»

1

Тема 7. Образы киномузыки – 2 ч.

30

«Ромео и Джульетта» в кино 20 века.

1

31

Музыка в отечественном кино.

1

Тема 8. Исследовательский проект – 4 ч.

32

Выбор темы проекта (по выбору учащегося)

1

33

Подготовка проекта

1

34

Защита проекта

1

35

Обобщение материала 4 четверти

1

Лист  корректировки Рабочей программы

№ урока

Дата проведения по плану

Дата проведения

фактически

Причина внесения изменений*

Корректирующие мероприятия

Подпись внёсшего изменения

Подпись зам. директора по УВР



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурлинская средняя общеобразовательная школа»

Бурлинского района Алтайского края

Рабочая программа

по музыке                                                                                                                                                    для  обучающихся  5 а, б, в  классов

на 2019– 2020  учебный год

Предметная  область: «Искусство»

                                          Составитель: учитель музыки

                                                                                      Гергерт Татьяна Николаевна                                                                        

Бурла

2019 г. 

Пояснительная записка

  • Программа составлена на основе: Сборник  рабочих программ  Музыка Искусство 5-9 классы  Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова../- М., Просвещение, 2014 г.-103 с. к учебнику   Музыка 5 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова Москва, Просвещение 2014. Количество часов по программе: за год 35 часов, 1 час в неделю. Согласно учебному плану - за год 35 часов, 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения предмета

Выпускник научится:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
  • анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
  • определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
  • различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
  • различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
  • производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
  • понимать основной принцип построения и развития музыки;
  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
  • понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
  • понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
  • понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
  • распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
  • называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
  • узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
  • определять тембры музыкальных инструментов;
  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; 
  • определять характерные особенности музыкального языка;
  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
  • анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
  • определять характерные признаки современной популярной музыки;
  • называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
  • анализировать творчество исполнителей авторской песни;
  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
  • понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
  • называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
  • определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;
  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей, и исполнительских коллективов;
  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

ИКТ-компетенции

Выпускник научится:

• использовать звуковые и музыкальные редакторы;

• использовать клавишные и кинестетические синтезаторы;

• использовать программы звукозаписи и микрофоны.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинестетические синтезаторы для решения творческих задач.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5  класс

 (35 ч, 1 час в неделю)

Тема 1 полугодия:  “Музыка и литература” (17 часов)

Тема 2  полугодия:  “Музыка и изобразительное искусство”

 (18 часов)

Что роднит музыку с литературой.

Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… . Песня русская в березах, песня русская в хлебах… Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

Фольклор в музыке русских композиторов.

Стучит, гремит Кикимора… Что за прелесть эти сказки…

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Мелодией одной звучат печаль и радость… Песнь моя летит с мольбою

Вторая жизнь песни.

Живительный родник творчества.

Обобщение материала 1 четверти

Всю жизнь мою несу родину в душе...

«Перезвоны».  Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота?

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Ты,  Моцарт, бог, и сам того не знаешь… был он весь окутан тайной – черный гость…

Первое путешествие в музыкальный театр. 

Опера. Оперная мозаика. Опера – былина «Садко». Звучащие картины.  Поклон вам, гости именитые, гости заморские!

Второе путешествие в музыкальный театр.

 Балет. Балетная мозаика. Балет – сказка «Щелкунчик».

Музыка в театре, кино, на телевидении.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Мир композитора.

Обобщение материала 2 четверти.

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Небесное и земное в звуках и красках. Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…  Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье… В минуты музыки печальной… Есть сила благодатная в созвучье слов живых…

Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. За отчий дом, за русский край… Ледовое побоище. После побоища.

Музыкальная живопись и живописная музыка.

Ты раскрой мне, природа, объятья… Мои помыслы – краски, мои краски – напевы… И это все – весенних дней приметы! Фореллен – квинтет. Дыхание русской песенности.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.  Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко…

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.  Звуки скрипки так дивно звучали… Неукротимым духом своим он побеждал зло.

Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира.

 Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет… 

Обобщение материала 3 четверти.

 Застывшая музыка. Содружество муз в храме.

 Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха слышатся мелодии космоса…

Музыка на мольберте. Композитор-художник. Я полечу в далекие миры, край вечный красоты… Звучащие картины. Вселенная представляется мне большой симфонией…

Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе… Звуки и запахи реют в вечернем воздухе.

О подвигах, о доблести, о славе. О тех, кто уже не придет никогда, - помните! Звучащие картины.

В каждой мимолетности вижу я миры… Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете… Музыкальная живопись Мусоргского.

Мир композитора.

С веком наравне.

Обобщение материала 4 четверти.

                                                                   

Календарно-тематическое планирование

№  п/п

Дата

Наименование разделов, тем

Количество часов

По плану

фактически

Раздел 1. Музыка и литература – 17 часов

Тема 1. Что роднит музыку с литературой – 4 ч.

1

Вокальная музыка «Россия, Россия, нет слова красивей…»

1

2

«Песня русская в березах, песня русская в хлебах…» Звучащие картины

1

3

«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»

1

Тема 2. Фольклор в музыке русских композиторов – 2 ч.

4

«Стучит, гремит Кикимора…»

1

5

 «Что за прелесть эти сказки…»

1

Тема 3. Жанры инструментальной и вокальной музыки - 2 ч.

6

«Мелодией одной звучат печаль и радость…»

1

7

 «Песнь моя летит с мольбою»

1

Тема 4. Вторая жизнь песни – 1 ч.

8

Живительный родник творчества.

1

9

Обобщение материала 1 четверти

1

Тема 5. Всю жизнь мою несу родину в душе... – 2 ч.

10

«Перезвоны» Звучащие картины. «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

1

Тема 6. Писатели и поэты о музыке и музыкантах

11

Слово о мастере. «Гармонии задумчивый поэт»

1

12

 «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»

«Был он весь окутан тайной – черный гость…»

1

Тема 7. Первое путешествие в музыкальный театр – 1 ч.

13

 Опера – былина  «Садко» Звучащие картины.

«Поклон вам , гости именитые, гости заморские!»

1

Тема 8. Второе путешествие в музыкальный театр – 1 ч.

14

Балет. Балет- сказка «Щелкунчик.

1

Тема 9. Музыка в театре, кино, на телевидении – 1 ч.

15

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1

Тема 10. Третье путешествие в музыкальный театр – 1 час

16

Мюзикл

1

17

Обобщение материала 2 четверти

1

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство -18 часов

Тема 11. Что роднит музыку с изобразительным искусством – 1 ч

18

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1

Тема 12. Небесное и земное в звуках и красках – 1 ч

19

«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»

1

Тема 13. Звать через прошлое к настоящему – 1 ч.

20

Александр Невский  «Ледовое побоище»,  «После побоища».

1

Тема 14. Музыкальная живопись и живописная музыка – 2 ч

21

«Ты раскрой мне, природа, объятья…»,

«Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…»

Фореллен – квинтет. Дыхание русской песенности.

1

Тема 15. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве – 1ч.

22

«Весть святого торжества»,  «Древний храм златой вершиной блещет ярко…»

1

Тема 16. Портрет в музыке и изобразительном искусстве – 1 ч.

23

«Звуки скрипки так дивно звучали… Неукротимым духом своим он побеждал зло».

1

Тема 17. Волшебная палочка дирижера – 1 ч.

24

Дирижеры мира.                                  

1

Тема 18. Образы борьбы и победы в искусстве – 1 ч.

25

    «О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой! Земли решается судьба»    

1

26

      Обобщение материала 3 четверти              

1

Тема 19. Застывшая музыка – 1 ч.

27

Содружество муз в храме

1

Тема 20. Полифония в музыке и живописи – 1 ч.

28

«В музыке Баха слышатся мелодии космоса…»

1

Тема 21. Музыка на мольберте – 1 ч.

29

Композитор художник «Я полечу в далекие миры, край вечный красоты… Звучащие картины.

1

Тема 22. Импрессионизм в музыке и живописи – 1 ч.

30

«Музыка ближе всего к природе… Звуки и запахи реют в вечернем воздухе»

1

Тема 23. О подвигах, о доблести, о славе… - 1 ч.

31

«О тех , кто уже не придет никогда, - помните!» Звучащие картины

1

Тема 24. В каждой мимолетности вижу я миры… - 2 ч.

32

«Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете»

1

33

Мир композитора

1

Тема 25. С веком наравне – 1 ч.

1

34

С веком наравне

1

35

Обобщающий урок за год

1

Лист  корректировки Рабочей программы

№ урока

Дата проведения по плану

Дата проведения

фактически

Причина внесения изменений*

Корректирующие мероприятия

Подпись внёсшего изменения

Подпись зам. директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии 6 класс Полярная звезда

рабочая программа по географии. Полярная звезда...

рабочая программа по географии 7 класса " Полярная звезда"

Рабочая программа по географии "Стран и континентов", составленная на основе авторской программы (В.В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина). Пояснительная записка, тематическое поурочное планирова...

Рабочая программа по географии 6 класс "Полярная звезда"

Данная рабочая программа составлена на основании: Программы общеобразовательных учреждений по географии для  6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николин...

Рабочая программа по географии 7 класс "Полярная звезда"

Рабочая программа составлена на основании: Программа для общеобразовательных учреждений. География. «Полярная звезда». А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина Москва. Просвещение. 2009 годУчебник...

рабочая программа по географии 9 класса " Полярная звезда"

рабочая программа по географии 9 класса " Полярная звезда"...

рабочая программа по географии 8 класса " Полярная звезда"

рабочая программа по географии 8 класса " Полярная звезда"...

Рабочая программа по географии 7 класс. Полярная звезда

рабочая программа составлена для УМК "Полярная звезда"...