рабочая программа по географии 9 класса " Полярная звезда"
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Новосельцева Татьяна Анатольевна

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«ЛИЦЕЙ №124»

ПРИНЯТО                                                                                Утверждаю

Методическим объединением                                                Директор МБОУ «Лицей № 124»

учителей естественнонаучных

дисциплин                                                                                _______Н.М. Погребников

МБОУ «Лицей № 124»                                                             Приказ от

 Протокол от 29.08.2014 №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

                                        Программа  основного ( общего ) образования

9 класс

2014-2015 учебный год

Программа общеобразовательных учреждений по географии

Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина.

Москва. Просвещение. 2009 год

Учитель:   Новосельцева Татьяна Анатольевна

Барнаул 2014

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии России в 9 классе составлена

 на основе  авторской программы ( А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина) . Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2009.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Из них практических оценочных работ  -8 , контрольных -3, резервное время- 6 часов.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

1)Базисный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный МО РФ № 1312 от 09.03.2004;

2)Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 № 1089;

3)Авторская программа общеобразовательных учреждений по географии для 10-11 классов линии «Полярная звезда» (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина), 2008г., М.; Просвещение;

4)Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу в МБОУ «Лицей № 124», утвержденное приказом № 64 от 31.08.2012г.;

5)Федеральный список учебников, допущенных Министерством образования РФ на 2014-2015 учебный год, утвержденный Приказом МО РФ № 302 от 07. 12. 2005г.

Курс « География России» (8 – 9) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных  социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников. Если в 8 классе дается общий обзор природы, населения и хозяйства нашей страны, то в 9 классе изучаются географические районы России.

Цели и задачи курса:

формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;

формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

Основные задачи данного курса:

формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, учебников, статистических данных, интернет – ресурсов;

 развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

создание образа родного края.

Цели и задачи обучения не противоречат стандартам общего образования.

Изменения в содержании рабочей программа незначительно отличается от примерной и авторской программой. Увеличение часов на изучение отдельных тем и разделов (1 – 2)

связано с проведением практических оценочных работ на основе краеведческого материала и изучение регионального компонента.

Обучающие ( тренировочные практические работы) – формирование  знаний и умений

проводятся почти на каждом уроке, они не указаны в тематическом поурочном планировании, так как оценивать каждого учащегося не обязательно. В рабочей программе указаны только оценочные практические работы, которые требуют контроля

за усвоением умений и навыков учащихся.

Формы и методы, технологии обучения.

Коммуникативное обучение на основе схемных и знаковых моделей  учебного материала; технологии социального взаимодействия ( дискуссии, групповая работа, анализ ситуаций ), практико-ориентированные технологии(практикумы, проекты), игровые технологии  (КВН, соревнования), ИКТ-технологии, проблемно-диалогическая.          Уроки систематизации и контроля  знаний, рефлексии, практикумы, актуализации  знаний . Темы уроков «Учимся с Полярной звездой» связаны с проектной деятельностью и предполагает групповую или индивидуальную работу обучающихся в форме дискуссий, практических работ, исследовательской деятельности, поиска информации в интернете.

Требования к уровню подготовки учащихся.

      В  результате изучения курса «География. Россия» в 9 классе ученик должен:
      
1) знать / понимать: 
      понятия «район» и «районирование»;
      особенности географического положения, природных условий и ресурсов Центральной России, Северо-Запада, Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока;
      этапы освоения территорий районов, хозяйственные и культурные особенности крупных городов;
      особенности размещения населения, национальный состав, традиции народов;
      особенности жизни и хозяйственной деятельности населения районов;
      основные природные, культурные и хозяйственные объекты районов;
      современные проблемы и тенденции развития природно-хозяйственных районов;
      
2) уметь: 
      определять географическое положение района;
      давать характеристику района по плану;
      давать сравнительную характеристику районов по плану;
      читать топографические планы и туристические карты разных городов и туристических маршрутов;
      работать с материалами периодической печати;
      определять специализацию района на основе географических карт и статистических данных;
      определять хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития района;
      
3) оценивать: 
      изменения в развитии районов России;
      уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия;
      положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений, процессов под воздействием хозяйственной деятельности.

Тематический поурочный план учебного предмета «География»

(2 часа в неделю, 68 часов)

№ Урока

           Тема урока

Виды деятельности обучающихся (практические лабораторные, контрольные работы, экскурсии и т.д.)

Планируемые образовательные

  результаты

изучения темы

Ведущие

    формы,

  методы,            средства

обучения

 на  уроке

Введение « Регионы России» - 10 часов

1.

Учимся с «Полярной

Звездой»

Создание ценностной шкалы « Что для меня наиболее важное в географии»

Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к самообразованию. Уметь оценивать свои достижения

Урок изучения новых знаний.

Работа с текстом на

Стр. 4-5

2.

Районирование России

Знать/понимать:

Понятие «район»

и «районирование»

Принципы и

функции районирования.

Анализировать

диаграмму «Соот-

ношение районов

России по территории, насе-

лению, объему

промышленного

и сельскохозяйственного производства»

Знать особенности природы регионов России.

Уметь анализи-ровать текст

учебника и дополнительный

материал.

Выявлять противоречия в проблеме.

Составлять тезисы.

Работа с

картами  учебника на стр. 226, 228,234.

Анализ диаграммы

на стр. 8-9.

Работа с

картами

атласа

3.

Учимся с «Полярной звездой»

Знакомство с особенностями изображения Земли из космоса, с космическими снимками .

4.

Великие равнины России-Восточно-Европейская и Западно-Сибирская

5.

Горный каркас России-Урал и горы Южной Сибири

6.

Мерзлотная Россия- Восточная и Северо-Восточная Сибирь

7.

Экзотика России-Се-верный Кавказ и Дальний Восток

8.

Экологическая ситуация в России

9.

Экологическая безопасность России

10.

Учимся с «Полярной

Звездой»

Практическая работа №1

«Оценка экологической

Ситуации в различных регионах России на основе Экологической карты, материалов периодической печати»

Европейская Россия-32 часа

                                               Тема № 1 Центральная Россия-10 часов

11.

Пространство Центральной России

Знать/понимать:

особенности

географического

положения, при-

родных условий

и ресурсов ЦР,

этапы освоения

территории,

хозяйственные и

культурные

особенности крупных

городов, особенности

размещения

населения,

хозяйственную деятельность

населения,

современные проблемы

развития районов.

Уметь:

определять

географическое положение

районов, давать характеристику

района по плану

Работа с картами

атласа и

учебника,

дополните-

льным материалом.

Участие в дискуссии.

Подготовка

и проведение презентаций.

12.

Центральная Россия:

Освоение территории и население

13.

Кустарные промыслы Центральной России

14.

Центральный район

15.

Волго-Вятский район

16.

Центрально-Черноземный район

17.

Учимся с «Полярной звездой»

Анализ отрывков из художественных, научных, научно-популярных произведений, раскрывающих образ Центральной России.

18.

Москва и Подмосковье

19.

Учимся с «Полярной звездой»

Подготовка и проведение дискуссии «Рост Москвы-

это хорошо или плохо»

20.

Обобщение знаний

по Центральной

России

Контрольная работа №1

                                                     

Тема №2 Северо-Запад -5 часов

21.

Пространство Северо-Запада

Работать с материалами

Периодической

печати, определять

специализацию

района на основе

географических карт и статистических

данных, определять

хозяйственную ценность природных

условий и ресурсов

для развития

района.

Работа с картами

 атласа и

учебника.

Заполнить таб. на стр.95.

Создание презентации

22.

Северо-Запад: «окно в Европу»

23.

Северо-Запад: хозяйство

24.

Санкт-Петербург-

вторая столица

России

25.

Учимся с «Полярной звездой»

Практическая работа № 2

«Создание электронной

презентации «Петербург-

вторая столица России»

                                                Тема №3 Европейский Север -4 часа

26.

Пространство Европейского Севера

Оценивать:

изменения в

развитии районов

России,

уникальность и

общечеловеческую ценность объектов

Всемирного природного

 и культурного наследия,

положительные и отрицательные изменения приро-

дных объектов, явлений,

 процессов под

воздействием хозяйственной

деятельности.

Работа с

картами и

учебника.

Работа с

контурными

картами.

Таб. №6

на стр. 111

27.

Европейский Север: освоение территории и население

28.

Европейский Север: хозяйство и проблемы

29.

Учимся с   «Полярной

Звездой»

Практическая работа №3

Составление  карто-схемы

«Производственные связи

Череповецкого металлургического комбината»

                                                   Тема №4 Северный Кавказ -4 часа

30.

Пространство Северного Кавказа

Работа с

картами

атласа.

Табл. №7

на стр. 126

Карты на стр.

120-121

31.

Северный Кавказ:

освоение территории и население

32.

Северный Кавказ:

Хозяйство и

проблемы

33.

Учимся с «Полярной

Звездой»

Практическая работа №4

«Составление прогноза

перспектив развития

рекреационного хозяйства»

                                                         Тема № 5 Поволжье – 4 часа

34.

Пространство

Поволжья

Работа с картами,

заполнить

таб.№7 на

стр. 139 и

таб. №5 на

стр. 143

35.

Поволжье: освоение

территории и

население

36.

Поволжье: хозяйство

И проблемы

37.

Учимся с «Полярной

Звездой»

Дискуссия «Экологические

проблемы Поволжья»

                                                             Тема № 6 Урал – 5 часов

38.

Пространство Урала

Работа с

картами,

статистически-ми таблицами на стр.223,

таб. на стр.

161

39.

Урал: освоение территории и

хозяйство

40.

Урал: население и

города

41.

Учимся с «Полярной

Звездой»

Практическая    работа №5 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала»                          

42.

Обобщение знаний

по Европейской России

Контрольная работа №2

Азиатская Россия – 15 часов

Тема №7 Сибирь – 9 часов

43.

Пространство Сибири

Работа с картами,

таблицами,

таб. на стр.

183,

поисковыми системами и сайтами

в Интернете

44.

Сибирь: освоение

территории и

население

45.

Практическая работа

№6

«Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной

Сибири с целью выявления

перспектив развития хозяйства»

46.

Сибирь: хозяйство

47.

Западная Сибирь

48.

Восточная Сибирь

49-51.

Учимся с «Полярной

Звездой»

Разработка проекта

«Путешествие по Транс-

сибирской магистрали», конкурс презентаций

Тема № 8- Дальний Восток –6 часов

52.

Пространство Дальнего Востока

Практическая работа № 7 «Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона»

Работа с

картами

учебника и атласа,

таблицами,

статистическим материалом.

Групповая и индивидуальная работа

53.

Дальний Восток:

освоение территории и население

54.

Дальний Восток:

освоение территории

 и население

55.

Дальний Восток:

хозяйство

56.

Учимся с «Полярной

звездой»

Разработка проекта

«Развитие Д.Востокав

первой половине 21 века»

57.

Обобщение знаний

по Азиатской России

Контрольная работа №3

Заключение - 5 часов

58.

Соседи России

Самостоятельная

научно-исс-

ледовательская работа учащихся,

краеведческая деятельность на

основе

дополнитель

ных источников

информации

59.

Сфера влияния России

60- 62.

Учимся с «Полярной

звездой»

Природа, население и хозяйство Алтайского края

Практическая работа №8

«Характеристика природы,

населения и хозяйства

Алтайского края»

63-68.

Резервное время

Оценочные практические работы:

  1. «Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати»
  2. «Создание электронной презентации «Петербург – вторая столица России»
  3. «Составление картосхемы « Производственные связи Череповецкого металлургического комбината»
  4. «Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства»
  5. «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала»
  6. «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства ( с использованием географических карт)»
  7. «Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона»
  8. «Характеристика природы, населения и хозяйства Алтайского края»

Темы уроков «Учимся с Полярной звездой» связаны с проектной деятельностью учащихся и предполагают групповую или индивидуальную работу учащихся в форме дискуссий, практических работ, исследовательской деятельности.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, работа по картам атласа и контурным картам, проверочные и самостоятельные работы, работа с диаграммами и графиками, географические диктанты, тесты, подготовка компьютерных презентаций.

Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

     КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы

В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»

Оценка «1» не ставится

Оценка письменных контрольных работ(тестовых работ)

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы

Оценка «1»не ставится

Оценка практических работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов

Оценка «1»не ставится

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков,но правильно указаны основные географические объекты

Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предмету:

1. А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др. География. Россия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; 3-е издание, М.: Просвещение, 2011.

2. География. Мой тренажер. 9 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.  В.В. Николина - М.: Просвещение, 2014.

3. Географический атлас 8-9 класс. – М.:Просвещение, 2014

4. Николина В. В. Поурочные разработки. 9 класс.М.: Просвещение, 2010

5.Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Природа России. М.; Вако,2004.

5.Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство. М.; Вако, 2007

6.География в таблицах и диаграммах. О.В. Чичерина, Ю.А. Моргунова-М.; АСТ:Астрель: Хранитель, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочие программы по географии УМК "Полярная звезда"

Рабочие программа погеографии для 5-6 классов УМК "Полярная звезда"...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

рабочая программа по географии 9класс, Полярная звезда

рабочая программа по географии 9 класс, Полярная звезда...