Рабочая программа по музыке Усачёвой В.О 5-7 класс
рабочая программа по музыке
Программа по Музыке для 5-7 класса. Особенностью программы является то, что она создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5-7_klass_muzyka.doc | 489 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Согласовано: Утверждаю: директор
Методическим советом МАОУ «СШ
МАОУ «СШ с.Анциферово»
с.Анциферово» ___________Девальд А.В
Протокол №______ приказ № _______
От «___»__________2016 от «____»_________»2016
Рабочая программа
по музыке
5-7 класса
2016 – 2017 учебный год
Составила:
учитель музыки
Ермолина Елена
Александровна
2016
Аннотация к программе
Программа по Музыке для 5-7 класса общеобразовательных учреждений соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержащимся в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и обеспечена УМК для 5-7 класса авторов В.О.Усачевой и Л.В. Школяр.
Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».
Структура документа. Примерная программа включает в себя пояснительную записку, в которой дается общая характеристика предмета, его цели, место предмета в базисном учебном плане, основные содержательные линии, общеучебные умения, навыки и способы деятельности, а также результаты обучения, основное содержание и требования к уровню
подготовки выпускников основной школы.
Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом. Для современного состояния музыкальной педагогики это имеет большое значение, поскольку идеи концепции, содержание и сама структура программы Д.Б. Кабалевского не только заложили основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования, но, по сути дела, представляют собой научно обоснованный курс музыкальной эстетики, соответствующий школьному возрасту детей, в котором процесс познания музыкального искусства совершается с целью воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.
Содержание программы также наглядно доказывает, насколько многообразно и эффективно музыка участвует в реализации фундаментальных функций искусства –коммуникативной, эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной, соответствующих основным направлениям системы человеческой деятельности.
Общая характеристика программы
Музыка играет важнейшую роль в формировании нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. Необходимо понимать, что на современном этапе модернизации российского образования задача приобщения подростков к музыкальному искусству, а значит, и преподавания музыки в основной школе на высоком уровне является особенной, специальной задачей. В пору настойчивого размывания культурных ценностей, создаваемых поколениями русского народа на протяжении веков, нивелирования чувства уважения к национальным традициям и чувства ответственности за сохранение классического искусства ее решение поможет в освоении и сохранении духовного опыта поколений, созидавших русскую культуру.
Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию.
Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса,
- музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
- развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.
Для этого необходимо решение таких задач, как
- развитие у подростков способности к эстетическому освоению мира и оценке музыкальных произведений по законам гармонии и красоты;
- воспитание художественного мышления, постигающего жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и совокупности противоречий;
- освоение музыки в союзе с другими видами искусства, понимание сущности их взаимодействия в восприятии целостной картины мира;
- изучение музыки как вида искусства в многообразии форм и жанров, усвоение особенностей музыкального языка, способов исполнительства;
- знание лучшего, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных композиторов, народной музыке;
- развитие художественных умений и навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, их творческой индивидуальности, проявляющихся в хоровом и сольном пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
Программа по музыке разработана в соответствии с базисным учебным планом для основного общего образования. Музыка в основной школе изучается в 5-7 классе в объеме не менее 35 часов (105 часов)
Требования к результатам обучения музыке
В основной школе личностными результатами обучения музыке являются формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Этому способствует определенный метод подачи материала, который стимулирует интерес учащихся к самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями каждого, жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности учащегося. Такого рода результаты проявляются, например, в исследовательской деятельности учащихся по освоению раздела учебника «Самостоятельно работаем: читаем, слушаем, поём, размышляем».
Личностные результаты изучения музыки:
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров;
- потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;
- навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
- овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.
В процессе обучения музыке в основной школе метапредметные результаты формируются через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться: познавательных (знакомство с музыкальным своеобразием культур разных стран, освоение произведений «золотого фонда» музыкальной культуры мира, углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры);
регулятивных (участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением исключительно средства музыкальной выразительности – музыкальное цитирование, музыкальная импровизация и т.д.);
коммуникативных (они заложены в самом существе музыкального искусства как универсального коммуникативного средства и реализуются в совместном музицировании – вокальном и инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении, совместной музыкально-ритмической деятельности).
Метапредметные результаты изучения музыки:
- анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;
- наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;
- убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;
- умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.
Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования.
Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» по музыке:
- сформированность основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
- потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
- появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации;
- творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора;
- музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
- использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства;
- понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений.
Общие содержательные особенности программы для 5-7 класса
Программа создана на основе педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, в соответствии с его программой по музыке в основной школе и с учетом современного социального контекста. Ее содержание направлено на формирование культуры личности, развитие и углубление интереса к музыке, музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения. В программе отражены культурологический и гуманистический принципы обучения, усилены межпредметные связи музыки с другими предметами: историей, географией, литературой, изобразительным искусством. Значительное внимание уделяется практическим видам деятельности: пению, движению, музицированию на элементарных музыкальных инструментах, некоторых разновидностях народных инструментов. Предполагается, при определенной подготовленности учителя, развитие информационной компетенции с использованием современных технологий (Интернет, работа с электронными словарями, энциклопедиями, нотными и аудио ресурсами, различными поисковыми системами).
Программа, несомненно, ставит высокую планку для педагогического мастерства учителя, уровня подготовки учащихся, условий работы конкретной школы.
В сравнении с исходным вариантом программы, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, в предлагаемом варианте скорректирован и несколько сокращен репертуар, предназначенный для вокально-хоровой работы, а также те произведения, которые не вписываются в современный социальный контекст. Кроме того, проблематика 6–7-го классов хотя и объединена в единое целое, а также несколько расширена по содержанию в теме «Современность в музыке», но исходная логика тематического развития и планирования уроков сохранена. Сделана также попытка предоставить учащимся 6-7 класса более широкое поле для самостоятельной деятельности в освоении новых музыкальных произведений, с учетом того, что на протяжении 4-х лет обучения была заложена довольно серьезная теоретическая и практическая база знаний о музыкальном искусстве.
Возрастные особенности учеников-подростков (устремленность к интенсивному взрослению) и опыт проектной деятельности по другим предметам, обширная информационная база и развивающаяся стремительными темпами интернет-культура – все это при тактичном и умелом руководстве учителя, твердо опирающегося в своей деятельности на основные принципы и методы Д.Б. Кабалевского, позволяет нам надеяться, что пожелание автора, обращенное к ребятам в конце своей книги о трех китах[1]: «Счастливого плавания!», – осуществится: самостоятельное, время от времени, вхождение в музыкальную стихию будет проходить умело, с воодушевлением, плодотворно и действительно принесет счастье понимать и любить музыку. Ориентирами (помимо тех, что определены программой Д.Б. Кабалевского) для целенаправленного движения к овладению музыкальным искусством, включающим в себя философские, этические и культурологические аспекты, служат размышления выдающегося ученого, теолога, музыканта и врача Альберта Швейцера. Его философско-этическая идея «Уважение к жизни», несомненно, обогащает одну из важнейших содержательных линий концепции программы «музыка и жизнь». «Изучая музыку, ребята почувствуют, что музыка – это сама жизнь», – так написано во вступительной статье к программе Д.Б. Кабалевского. Такое понимание музыки, формирующееся с 1-го класса, к 6-7 классу становится устойчивым и многосторонним, что позволяет выдвинуть следующее, очень важное положение: если музыка – сама жизнь «то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей». «Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни. Зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни» – главная интонация швейцеровской концепции. Следовательно, чтобы не сотворить зло, даже неумышленно, нужно особое отношение к жизни. А оно диктует и особое отношение к искусству как одному из проявлений «воли-к-жизни», когда «мотивом-к-жизни» (зерном-интонацией) становится поиск правды и красоты, а значит, соответствующих образов и их жизни (развития, драматургии) в искусстве. Таков уровень обобщения идей программы и их тематического стержня в 5–7-м классах: взаимосвязь искусств – преобразующая сила музыки – в чем сила музыки – музыкальный образ – музыкальная драматургия.
Первое полугодие: «МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА»
1четверть: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»
Программа музыкальных занятий в 5 классе направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Учащиеся должны почувствовать, что эти три искусства не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями. Первое полугодие посвящено выяснению связей между музыкой и литературой. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего, такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера.
2 четверть: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»?
Учащиеся постигают значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Учащимся предлагается целый ряд произведений, в которых нашли отражение незабываемые образы выдающихся музыкальных сочинений или жизнь и творчество знаменитых композиторов,
музыкантов – исполнителей. Еще одной важной линией реализации темы «Музыка и литература» становится выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.
Второе полугодие «МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
3 четверть: «Можем ли мы увидеть музыку»
Задача этой четверти – выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. В результате изучения материала этой четверти ребята должны почувствовать, что у них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение, способность мысленно, внутри себя, услышать то, что в действительности в данный момент не звучит, и увидеть то, что в действительности в данный момент они не видят.
Развитие этих чувств - основа творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он ни работал. Работа по этой теме направлена на формирование у учащихся умения вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ.
4 четверть: «Можем ли мы услышать живопись»
Продолжается развитие умения внимательно всматриваться в произведения живописи, а всматриваясь, услышать в своем воображении ту или иную музыку; выявлять сходство и различие жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения (сходные и отличительные черты в средствах выразительности обоих искусств).
Наряду с этим продолжается процесс формирования исполнительских навыков учащихся: совершенствование выразительности звучания голоса, свободное дирижирование, различного рода импровизации. В 5 классе расширяются интонационно – жанровые, образно – стилевые представления учащихся. Это осуществляется путем повторения уже знакомых сочинений (концентрический принцип) на уровне темы и включения новых содержательных линий, связанных с восприятием, осознанием и исполнением музыки прошлого и настоящего.
Планируемые предметные результаты освоения содержания программы
5 класс. Взаимосвязь музыки, литературы и живописи.
Учащиеся смогут понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства; наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства в их взаимосвязях, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения и его влияние, направленное как на человека вообще, так и на самого учащегося; понимать значимость музыкального искусства для формирования личности человека в том или ином социальном контексте и независимо от него; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Учащиеся смогут принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.); самостоятельно решать творческие задачи, формулировать критическое мнение о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
У учащегося должно проявиться желание заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.; воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей.
Примерное тематическое планирование уроков музыки
5 класс
Четверть/ полугодие | Тема урока | Проблемный контекст уроков | Примерный музыкальный материал | К-во ч. |
1 Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы | 9 | |||
Музыка и литература Песни без слов | Многообразие и богатство связей музыки и литературы:
| С. Рахманинов. Концерт № 3 (тема 1 ч; ) Гимн РФ С. Рахманинов. Вокализ. | 1 1 | |
Мелодия и слово Лейся песенка моя |
| Русская народная песня «Мы пойдем погулять». П. Чайковский «Грустная песенка». М. Глинка «Жаворонок». М. Глинка – М. Балакирев ««Осень» Кюи, «Осень» Чайковского, «Родная земля» Дубравина Жаворонок». | 1 1 | |
Речь стремится к музыке, музыка стремится к речи Лаборатория музыки |
| Г. Свиридов «Поет зима, аукает» (из кантаты «Памяти Есенина»). «У зори – то у зорюшки» р.н.п. «Моя Россия» Струве. | 1 1 | |
Знакомимся с песней, историей, людьми Из песни слова не выкинешь | формы песни как результат взаимодействия ее поэтического и музыкального компонентов;
| Франц. нар. песни «Карманьола» и «Са Ира», «Рабочая марсельеза», «По долинам и по взгорьям», «Варшавянка» Н. Мясковский. Симфония №6 (финал) | 1 1 | |
Что может случиться с музыкой? |
| Н. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» (из оперы «Садко»). Д. Кабалевский. Сцена и «Прощальная» (из оперы «Семья Тараса»). | 1 | |
2. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки | 7 | |||
Ещё немного о солдатских песнях и о том, что было бы с литературой, если бы не было музыки Музыка в рассказе | Музыка обогащает литературу:
| Немецкая революционная песня «Маленький барабанщик». А. Гайдар «Судьба барабанщика» (фрагмент). «Горные вершины» А.Рубинштейн «Северное сияние» Ярмак – исполнение. «Старый повар» Паустовского, «Фантазия» Моцарта, Симфония «Юпитер» (фрагмент 2-й части). | 2 1 | |
Вторая жизнь песни Можем ли мы увидеть музыку |
| «Наш край» Д.Кабалевский; «Беснуйтесь, тираны»; «Варшавянка» Д.Шостакович Симфония №11 (1905 год) «У лукоморья» (попевка). Норвежская народная песня «Волшебный смычок». Грузинская народная мелодия. Сказка «Музыкант-чародей». А. Аладов «Мелодия». И. Крылов «Квартет» (три фрагмента «хаотической» квартетной музыки). А. Бородин. Квартет № 2 (фрагмент 3-й части) Ф. Шопен. Вальс (си минор). Р. Роджерс «До-ре-ми» (фрагмент из к/ф «Звуки музыки») | 2 2 | |
3.Музыка и живопись | 10 | |||
«Расслышать» рассвет Песни гражданской войны «Богатырская» тема в музыке и живописи Героические образы в музыке и живописи Слушайте, рассматривайте, изучайте | Связь музыки с изобразительным искусством:
| «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (из оперы «Хованщина» М. Мусоргский). «Островок», «Весенние воды» Рахманинов – слушание, К. Листов. «Песня о тачанке». Шведская народная песня «Три парня». А. Бородин. Симфония № 2 (1 ч). Я. Френкель. Вступление к к/ф «Новые приключения Неуловимых». С. Никитин «Песня о маленьком трубаче». Л. Бетховен «Кориолан» (экспозиция главной темы увертюры). М. Глинка. Ария Сусанина (из оперы «Иван Сусанин»). С. Прокофьев. Ария Кутузова «Вальс» Прокофьева – слушание, (из оперы «Война и мир»). | 2 2 2 3 2 | |
4. Можем ли мы услышать живопись | 7 | |||
Можем ли мы «услышать» живопись Лаборатория музыки Русские в Париже Потешные сцены «Это - как музыка»… Найти главный мотив и взять верный тон Лаборатория музыки |
| К. Дебюсси «Празднества». Военные сигналы. М. Равель А. Цфасман «Здорово». «Хабанера». Д. Кабалевский И. Стравинский «Петрушка» (1 картина 1-й части балета). «Спокойной ночи». Русская народная песня «Вниз по матушке, по Волге» Ростовские звоны. Русская народная песня «Вечерний звон». «Старый повар» Паустовского, «Фантазия» Моцарта | 1 1 1 1 1 1 2 |
№ | Тема урока | Элементы содержания | Хар-ка основных видов деятельности | Планируемые результаты | дата | |
план | факт | |||||
1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? (9 ч.) | ||||||
1 2 | Музыка и литература Песни без слов | Многообразие и богатство связей музыки и литературы:
| Слушание музыки, пение, работа с учебником. инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение. | Л: становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности; М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности. П: творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; П: расширение музыкального и общего культурного кругозора; | ||
3 | Мелодия и слово |
Образная природа в русской музыке | Слушание музыки, работа с учебником. Слушание, работа с учебником, инструментальное музицирование, | Л: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров; П: музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; | ||
4 | Лейся песенка моя | Л: углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры; | ||||
5 | Речь стремится к музыке, музыка стремится к речи |
| Слушание музыки, работа с учебником. импровизация, драматизация исполняемых произведений | Л: навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; П: расширение музыкального и общего культурного кругозора; | ||
6 | Лаборатория музыки | |||||
7 | Знакомимся с песней, историей, людьми | формы песни как результат взаимодействия ее поэтического и музыкального компонентов; многообразие жанрового взаимообогащения и взаимопроникновения литературы и музыки; | Слушание музыки, пение, работа с учебником. | Л: потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира; М: проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов; | ||
8 | Из песни слова не выкинешь | |||||
9 | Что может случиться с музыкой? | жизнь – единый источник литературы и музыки, первооснова их взаимосвязи и взаимодействия | Слушание музыки, пение, работа с учебником. | П: музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; | ||
2. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки (7 ч.) | ||||||
10,11 12 | Ещё немного о солдатских песнях и о том, что было бы с литературой, если бы не было музыки Музыка в рассказе | Музыка обогащает литературу:
| Слушание музыки, пение, работа с учебником. инструментальное музицирование, | Л: реализуются в совместном музицировании – вокальном и инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении, совместной музыкально-ритмической деятельности). М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности. П: расширение музыкального и общего культурного кругозора; | ||
13, 14 15,16 | Вторая жизнь песни Можем ли мы увидеть музыку |
музыка как компонент синкретичных жанров. | пение, Слушание музыки, пение, работа с учебником | Л: навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; Л: овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности. М: проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов; П: овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса. | ||
3.Музыка и живопись (10 ч.) | ||||||
17,18 | «Расслышать» рассвет | Связь музыки с изобразительным искусством:
| Слушание музыки, пение, работа с учебником, музыкально-пластическое движ ение, пение, музыкально-пластическое движение. Слушание музыки, пение, работа с учебником, | М: убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом; П: творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; | ||
19,20 | Песни гражданской войны | П: музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; | ||||
21,22 | «Богатырская» тема в музыке и живописи | М: наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира; | ||||
23,24, | Героические образы в музыке и живописи | Л: овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности. | ||||
25,26 | Слушайте, рассматривайте, изучайте | П: потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; | ||||
4. Можем ли мы услышать живопись (8 ч.) | ||||||
27 | Можем ли мы «услышать» живопись |
| Слушание музыки, пение, работа с учебником инструментальное музицирование, Слушание музыки, пение, работа с учебником Слушание музыки, пение, работа с учебником, пение инструментальное музицирование, работа с учебником, пение
инструментальное музицирование, работа с учебником, пение
| М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности. П: музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; | ||
28 | Лаборатория музыки | Л: навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; | ||||
29,30 | Русские в Париже | М: убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом; П: потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; | ||||
31 | Потешные сцены | М: наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира; | ||||
32 | «Это - как музыка»… | Л: овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности. | ||||
33 | Найти главный мотив и взять верный тон | М: проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов; П: потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; | ||||
34,35 | Лаборатория музыки | Л: навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности. П: творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; |
Формы контроля: викторины, тестовые задания, музыкальные кроссворды.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения музыки пятиклассник должен:
- - понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- уметь находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- - знать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
- уметь определять главные отличительные особенности музыкальных жанров—песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а так же музыкально-изобразительных жанров;
- - знать основоположника русской классической музыки, композиторов «Могучей кучки»;
- - уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
- Знать новые имена композиторов—К. Дебюсси и М. Равеля, а так же некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
- - размышлять о знакомом музыкальном произведении, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
- - уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально – ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- - уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- - участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a’capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).
- - развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, посещение концертов, театров и др.;
- - проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально – эстетической жизни класса, школы, поселка.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА.
- знать специфику музыки как вида искусства;
- понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;
- знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;
- знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;
- уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;
- узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;
- различать звучание музыкальных инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
- размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
- определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
- знать специфику музыки как вида искусства;
- понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;
- знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;
- знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;
- уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;
- узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;
- различать звучание музыкальных инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
- размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
- определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.
6 кл. Преобразующая сила музыки. В чём сила музыки?
7 кл. Музыкальный образ и музыкальная драматургия.
Учащийся научится раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения; понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в размышлении, пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности; осуществлять исследовательскую деятельность, участвуя в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
У учащегося должно проявиться желание заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.; воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей.
Музыка в современном мире: традиции и новаторство, музыка «легкая» и «серьезная», вечное и современное
Учащийся научится:
• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования (на различных, в том числе электронных, музыкальных инструментах) и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.
Учащийся должен уметь:
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.
Примерное тематическое планирование уроков музыки
6-7 класс.
Тема урока | Проблемный контекст урока | Примерный музыкальный материал | К-во ч. | |
1 четверть Преобразующая сила музыки (15ч.) | ||||
Преобразующая сила музыки | Две стороны вопроса о связи музыки с жизнью неразделимы:
Жанровые особенности вальса. Сравнение стилистических особенностей музыкального языка Ф. Шопена. И.Штраус – король вальса. Разные воплощения жанра вальса.
| Русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно?» Жак Брель «Вальс». | 1 | |
Искусство влияет на жизнь через человека | А. Островский «Маль чишки и девчонки». Д. Кабалевский «Чудо-музыка». | 1 | ||
Задушевность лирической интонации музыки | Вальс (фа минор). Ф. Шопен. Вальс (ми минор). | 1 | ||
Музыка приносит человеку «утешению и опору» | П. Чайковский. Симфо ния № 6 (вторая тема 1-й части). П. Чайковский.
| 1 | ||
Музыка с человеком в горе и в радости | Русская народная песня «Зеленая рощица». Русская народная песня. Во кузнице. С. Прокофьев «Повесть о настоящем человеке» (сцена из 5-й картины оперы). | 1 | ||
Музыка - оружие в борьбе за свободу | М. Теодоракис «На побе режье тайном». «Я ― фронт». Д.Б. Кабалевский «Чудо-музыка» Греческий народный танец «Сиртаки» ?», Высоцкий В. «Песня о друге». Современные песни о войне. | 1 | ||
Сила героической интонации Человек – это звучит гордо. |
-Под влиянием музыки в человеке может возрастать или падать трудовая энергия; -Влияние музыки на человека сказывается на всей деятельности человека, его отношении к миру, к людям, на его идейных и нравственных идеалах, на всём его жизненном поведении. Стилистические особенности музыкального языка И.С.Баха. Жанровое многообразие произведений И.С.Баха. Полифонические особенности развития музыки в фуге. Великая жизненная сила музыки И.С.Баха. | Л. Бетховен. Симфо ния № 5 (1-я часть). Л. Бетховен «Соната №7», экспозиция. Д.Б. Кабалевский «Чудо-музыка» И.С. Бах «Органная фуга», фуга ре-диез минор из I тома «ХТК», произведения по выбору из «Нотной тетради А.М. Бах». И.С. Бах «Весенняя песня» | 1 1 | |
И.С. Бах «Весенняя песня» И.С. Бах «Прелюдия» ми минор Л. Бетховен «Менуэт» из «Сонаты №20» А. Городницкий Песня «Атланты» | 1 | |||
Музыка помогает в трудную минуту | ||||
2 четверть Преобразующая сила музыки (продолжение) | ||||
Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории | -осознать, что «музыка воздействует на жизнь через человека и в этом её огромная сила» (Д.Б.Кабалевский); усвоить термины: сюита, реквием, месса, концерт, пульс, кульминация; -знать и объяснять значение музыкальной терминологии: шан сон (шансонье), славянская музыка (общность, различие), полифония, полифонический стиль, гомофония; -Характерные черты русской народной лирической песни. Близость музыки С.В.Рахманинова народной песне. Воплощение в музыке С.В.Рахманинова образов природы и России. Особенности жанра инструментального концерта. Исполнительское мастерство С.В.Рахманинова. - Отражение в музыке А.Скрябина духа и настроения предреволюционной эпохи. «Мятежный» дух музыки А.Скрябина. Технические и художественные особенности жанра этюда. Исполнительское мастерство А. Скрябина. | С. Прокофьев «Мы идем тесной кучкой» и «Революция» из кантаты «К 20-летию Октября». | 1 | |
Взволнованные интонации музыки | С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1 часть) Р.н.п. «Степь да степь кругом» А. Скрябин. Этюд (соч. 8, № 12). Л.Дербенев «Сторона моя» М. Таривердиев «Песни о далекой Родине» | 2 | ||
Сатирические интонации в музыке |
| Н. Римский-Корсаков. «Шествие» (из оперы «Золотой петушок»). Г. Эйслер «Песня единого фронта». | 2 | |
Музыка Рождества | Тропарь, вертеп, ладан, коляда, колядки. | 1 | ||
3-4 четверть В чем сила музыки (19 ч.) | ||||
Красота и правда в искусстве жизни. Красота и правда музыки о героях ВОВ. Красота и правда музыки И.С. Баха. Красота и правда шутливой музыки.
Красота природы и правда отображения ее в музыке. Сила нравственной красоты человека в музыке.
В чём сила музыки В. А. Моцарта. Разнообразие красоты и выразительности в музыке. Красота и правда музыки о детях. Красота и правдивость музыки в единстве народного и композиторского творчества. Единство содержания и формы –красота музыки.
Красота и правда «легкой» и «серьёзной» музыки. Никто не забыт, ничто не забыто. Жизненная сила музыки П.И. Чайковского «Гармония красоты и правды в жизни и музыке» | Жизненная правда неотделима от правды искусства так же, как красота искусства неотделима от жизненной красоты: -красота музыки заключается в том, что она выражает, о чем рассказывает; красота музыки заключается в том, как она рассказывает; -неправда и красота несовместимы; -точно найденные слова и музыкальные интонации помогают поэту и композитору в их творчестве – делают их искусство красивым и правдивым; -музыка бывает красива, потому что рассказывает нам о красоте природы, а, следовательно, и о красоте жизни; Сила музыкального воплощения природы и ее правдивое отображение в музыкальных произведениях. -музыка великих композиторов красива и правдива, потому что в ней выражается широкое жизненное содержание; -богатство средств музыкальной выразительности – необходимый для создания музыкальной красоты инструмент; -в каждом музыкальном произведении независимо от его жанра и масштабов есть хоть малая частица жизни – это есть жизненное содержание музыки; -музыка «возвращает в жизнь» не только то, что «от жизни взяла», но зачастую добавляя что-то новое, чего раньше в жизни не было; -сопоставляя музыкальный образ с правдой, богатством и красотой человеческих чувств, мыслей и поступков, учимся воспринимать его содержание когда жизненное "содержание воплощено в музыкальном произведении та лантливо и мастерски, тогда возникает про изведение искусства, способное выразить правду жизни, ее богатство и красоту, независимо от того, маленькая это песенка или многочастная симфония. Только тогда музыка может оказать влияние на человека и тем самым выполнить свою преобразующую роль в жизни. -силы воздействия музыки определяется двумя её важными качествами: красотой и правдой; -понять: противоположность красоты – уродство, противоположность правды – ложь; -музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость; -музыка уродливая и лживая может принести человеку только вред. Воплощение народных истоков в музыке современных композиторов. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Воплощение свадебного обряда в музыке современных композиторов. Единство русского песенного склада и композиторской песни. Жанр хорового концерта. Самостоятельный содержательный анализ: -восприятие содержание музыкального образа, в сопоставлении его с правдой, богатством и красотой человеческих чувств, мыслей и поступков; Воплощение образов природы в музыке С.В.Рахманинова. Определение и характерные особенности романса. Исполнительская интерпретация романса. Музыкальная викторина на знание произведений С.В.Рахманинова. Жанр инструментального концерта. Воплощение народной песни в музыке композиторов. Международный конкурс молодых пианистов имени П.И.Чайковского. | М. Глинка. Ария Сусанина. Хор «Славься». В. Соловьев-Седой «Баллада о солдате». Д. Тухманов, сл. В. Харитонова «День Победы» А. Розенбаум «А может, не было войны» А. Мурадели, сл. А Соболева «Бухенвальдский набат» В.Высоцкий «Сыновья уходят в бой» Л.Квинт, сл. Кострова «Здравствуй, мир!» И.С. Бах «Шутка» из Сюиты № 2. Вокализ № 1. Двухголосный полифонический вокализ № 1. И. Стравинский. Сюита № 2. «Улица хмурится». А. Зацепин «Ты слышишь, море?» «Марш», «Вальс», «Полька», «Галоп». Д.Б. Кабалевский «Чудо-музыка». А.Журбин «Планета детства». Н. Римский-Корсаков. Ария Снегурочки, Песня Леля, Сцена таянья Снегурочки (из оперы «Снегурочка). Г. Свиридов «Время, вперед!» (увертюра). Д. Кабалевский. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (Финал). В. Моцарт «Маленькая ночная серенада» (рондо). В. Моцарт «Реквием». Моцарт «Фантазия» для фортепиано С. Намин «Мы желаем счастья вам» Б. Окуджава «Песня о Моцарте» С. Прокофьев. Сюита «Зимний костер» (Отъезд)». Д. Львов-Компанеец «Хорошо, что есть каникулы». В. Салманов «Увели нашу подружку» (4-я часть концерта для смешанного хора «Лебедушка»). В. Мартынов «Лебединая верность» С. Рахманинов «Весенние воды». С.В. Рахманинов «Концерт №2» для фортепиано с оркестром, 1 часть Ю. Чичков «Песня про жирафа». Ф. Бахор «Мараканда». И. Штраус. Вальс из оперетты «Летучая мышь». Д. Кабалевский «Маленький реквием». П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (2-я и 3-я части). П.И. Чайковский «Я ли в поле, да не травушка была» Украинская народная песня «Веснянка». П.И. Чайковский. Т. Хренников, сл. Матусовского «Московские окна» Музыкальные произведения по выбору учащихся и учителя | 1 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 2 1 1 2 | |
7 класс | ||||
1-2 четверть Музыкальный образ (16ч.) | ||||
Образы войны и мира. Образ покоя и тишины Образы воспоминаний о подвигах советских людей в годы ВОВ. Драматический образ Лирический образ. Образ страдания. Образ борьбы и победы Картины народной жизни Образ современной молодежи. Романтические образы. Разнообразие музыкальных образов Образ грусти | Если музыка — сама жизнь, то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей. Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор создаёт музыкальные образы, в которых воплощает те или иные свои творческие замыслы, то или иное жизненное содержание. Чем шире и значительнее жизненное содержание музыкального произведения, чем больше в нём музыкальных образов, тем сложнее их взаимоотношение и развитие. Учиться воспринимать и понимать содержание музыкального образа – это значит развивать свою способность слышать, понимать и уметь охарактеризовывать с точки зрения жизненного содержания и музыкального воплоще ния (формы) разные типы музыкальных образов. Показать, как в музыке из нескольких образов рождается один- образ героя, содействовать воспитанию патриотизма. Показать связь ритма с другими элементами муз.языка на примере «Болеро» Расширить преставление о муз. Форме как средстве воплощения образного содержания. | С. Прокофьев. Вальс, Ария Кутузова, Тема войны, Полонез и др. фр-ты из оперы «Война и мир». Д. Шостакович. М.Глинка «Ария Сусанина», С. Рахманинов «Весенние воды», «Островок» Русская народная песня «Милый мой хоровод». . А. Новиков. «Дороги». «Баллада о солдате» Ф. Шуберт «Лесной царь». Ф.Шуберт Серенада Л. Бетховен. Соната № 14. Скрябин. Этюд № 12 (соч 8.) , Прелюдия (соч. 5, № 4). Л. Бетховен «Эгмонт» (увертюра), «Песня Клерхен». М. Равель «Болеро». Ф. Лист. Вторая рапсодия. К. Молчанов «Песня туристов» (из оперы «А зори здесь тихие»). Пит Сигер «Песня о молоте» Б. Дварионас «Деревянная лошадка». В. Лаурушас «В путь». Ф. Шопен. Вальсы. А. Пахмутова «Звездопад». И.С. Бах. Органная фуга (ля-минор), Органная токката и фуга ре минор. Я. Сибелиус «Грустный вальс». Вила Лобос. Ария из «Бразильской бахианы». Э. Колмановский «Вальс о вальсе». | 2 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 2 | |
3-4 четверть Музыкальная драматургия (18 ч.) | ||||
Жизнь музыкальных образов в одном произведении. Столкновение двух образов – основа драматургии. «А значит, нам нужна одна Победа!» Драматургия контрастных сопоставлений Контраст и взаимовлияние музыкальных образов в одном произведении Жизнь полонеза Жизненное содержание и форма музыкальных произведений Хвала природе Лаборатория музыки Сонатная форма Противостояние музыкальных образов в одном произведении Интонационное единство оперы (балета) Над чем надо подумать и что ещё послушать |
Понятие «современная музыка» может быть употреблено в двух значениях: в более узком и внешнем — как музыка, созданная в наше время, и в более широком и глубоком — как музыка, отвечающая передовым идеям и идеалам нашего времени. Воззрения на мир и на человека —содержательная основа музыкального произведения. Духовный мир человека – ключевое понятие в разрешении проблемы, что такое современное в искусстве: добро и зло, возвышенное и низменное (обыденное), прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, переживания отдельного человека или всего человечества и т.д. «Свободное плаванье»: «благоговение перед жизнью», «воля-к-жизни», стремление достичь высшей степени совершенства, которое заложено в их природе. «Мотив к жизни» – поиск красоты и правды. Музыка «серьезная» и «легкая»:
| М. Глинка. Увертюра (из оперы «Руслан и Людмила»). Г. Струве «Школьный корабль». Симфония № 7 (1 ч.). Д.Шостакович А. Александров «Священная война». В. Мурадели «Бухенвальдский набат». Д. Тухманов «День Победы». А. Эшпай «Венгерские напевы». Ф.Лист «Рапсодия №2» Э. Григ. Соната для Виолончели с фортепиано. Д. Кабалевский «Счастье». М. Огиньский. Полонез. Ф. Шуберт «В путь» (из вокального цикла «Прекрасная мельничиха»). В. Моцарт. Симфония № 40. Л. Бетховен «Хвала природе». Л. Бетховен. Симфония № 6, Симфония № 9. И.С. Бах «Хорал». И.С. Бах «Речитатив». «Хор и Ария альта» ( из «Страстей по Матфею»). С. Танеев. Кантата «Иоанн Дамаскин. Л.Бетховен «Эгмонт» Дж. Гершвин. Концерт для фортепиано с оркестром (I часть). П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев «Золушка» (фрагменты из балета). Дж. Верди. «Песенка Герцога». И. Дунаевский «Песня об акации» (из оперетты «Белая акация»). П.И. Чайковский. Симфония № 4 (3 ч.). Э. Ф. Лэй «История любви». «Прощай, мальчик, мне жаль, но я ухожу…» Дж. Леннон и П. Маккартни «Потому что». Русская народная песня «Комара женить мы будем». С. Прокофьев. Классическая симфония И. Штраус «Полька-пиццикато». | 2 1 1 1 2 1 2 1 1 2 2 2 1 |
№ | Тема урока | Элементы содержания | Хар-ка основных видов деятельности | Планируемые результаты | дата | |
план | факт | |||||
1 четверть Преобразующая сила музыки (15ч.) | ||||||
1 | Преобразующая сила музыки | Две стороны вопроса о связи музыки с жизнью неразделимы: музыка воздействует на жизнь через человека, вызывая в нем определенные чувства и мысли, вызывая и поглощая энергию, сказывается на его деятельности и мировоззрении; | Работа с учебником, слушание музыки. импровизация, драматизация исполняемых произведений Слушание музыки, работа с учебником. инструментальное музицирование, работа с учебником, пение пение, работа с учебником | |||
2 | Искусство влияет на жизнь через человека | накопление и анализ примеров влияния музыки на жизнь. | ||||
3 | Задушевность лирической интонации музыки | Жанровые особенности вальса. Сравнение стилистических особенностей музыкального языка Ф. Шопена. И.Штраус – король вальса. Разные воплощения жанра вальса. | ||||
4 | Музыка приносит человеку «утешению и опору» | Музыка – «утешение и опора» человека. Воздействие музыки на человека, его характер, отношение к жизни. Стилист. музыкального языка П.И. Чайковского. | ||||
5 | Музыка с человеком в горе и в радости | Музыка-отражение человеческих чувств, настроения; Воздействие музыки на жизнь происходит через воздействие на человека, его характер, отношение к жизни; | ||||
6 | Музыка - оружие в борьбе за свободу | Роль музыки в борьбе за свободу. Характерные черты патриотических песен. Тема войны в современном музыкальном искусстве | ||||
7 | Сила героической интонации | Музыка способна укреплять (ослаблять) силу воли; возбуждать в человеке смелость; воспитывать доброту, благородство, гуманность, но может также делать его бессердечным, жестоким, лишённым всякого благородства; Стилистические особенности музыкального языка Л.Бетховена. Воплощение жизненного девиза Л.Бетховена «От тьмы – к свету,через борьбу – к победе!» в его героической музыке. Сила воздействия музыки Л.Бетховена. | Слушание музыки, работа с учебником. Вокально-хоровая работа Пение, слушание музыки Слушание музыки, работа с учебником. | |||
8 | Человек – это звучит гордо. | Под влиянием музыки в человеке может возрастать или падать трудовая энергия; -Влияние музыки на человека сказывается на всей деятельности человека, его отношении к миру, к людям, на его идейных и нравственных идеалах, на всём его жизненном поведении. | ||||
9 | Музыка помогает в трудную минуту | Стилистические особенности музыкального языка И.С.Баха. Жанровое многообразие произведений И.С.Баха. Полифонические особенности развития музыки в фуге. Великая жизненная сила музыки И.С.Баха. | ||||
2 четверть Преобразующая сила музыки (продолжение) | ||||||
10 | Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории | осознать, что «музыка воздействует на жизнь через человека и в этом её огромная сила» (Д.Б.Кабалевский); усвоить термины: сюита, реквием, месса, концерт, пульс, кульминация; -знать и объяснять значение музыкальной терминологии: шан сон (шансонье), славянская музыка (общность, различие), полифония, полифонический стиль, гомофония; -Характерные черты русской народной лирической песни. Близость музыки С.В.Рахманинова народной песне. Воплощение в музыке С.В.Рахманинова образов природы и России. Особенности жанра инструментального концерта. Исполнительское мастерство С.В.Рахманинова. | Слушание музыки, Знакомство с материалами учебника, выделять главное. Слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения. Хоровое исполнение песни. Слушание музыки, работа с учебником. Пение, слушание музыки Вокально-хоровая работа слушание музыки, драматизация исполняемых произведений драматизация исполняемых произведений, Пение, слушание музыки | |||
11,12 | Взволнованные интонации музыки | - Отражение в музыке А.Скрябина духа и настроения предреволюционной эпохи. «Мятежный» дух музыки А.Скрябина. Технические и художественные особенности жанра этюда. Исполнительское мастерство А. Скрябина. | ||||
13,14 | Сатирические интонации в музыке | Сила сатиры в искусстве. Специфические особенности сатирического изображения в музыке. Музыкальные характеристики Звездочета, Петушка, царя Додона, Шемаханской царицы и т.д. Исторические параллели с событиями первой русской революции. | ||||
15 | Музыка Рождества | Роль духовной, народной, композиторской музыки в праздновании Рождества Христова. Роль музыки в жизни человека и его влияние на мысли, чувства, настроение людей. характеризовать новые музыкальные инструменты: орган, бузуки; знать их строение, структуру, способы, особенности звукоизвлечения и исполнения. | ||||
3-4 четверть В чем сила музыки (19 ч.) | ||||||
16 | Красота и правда в искусстве жизни. | Жизненная правда неотделима от правды искусства так же, как красота искусства неотделима от жизненной красоты: -красота музыки заключается в том, что она выражает, о чем рассказывает;
| Выписывание определений в рабочую тетрадь. Слушание музыки. Вокально-хоровая работа | |||
17 | Красота и правда музыки о героях ВОВ.
| -точно найденные слова и музыкальные интонации помогают поэту и композитору в их творчестве – делают их искусство красивым и правдивым; | Знакомство с материалами учебника, выделять главное. Слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения. Хоровое исполнение песни. | |||
18 | Красота и правда музыки И.С. Баха. | -музыка великих композиторов красива и правдива, потому что в ней выражается широкое жизненное содержание; -богатство средств музыкальной выразительности – необходимый для создания музыкальной красоты инструмент; | Слушание произведения и его анализ. | |||
19, 20 | Красота и правда шутливой музыки. | красота музыки заключается в том, как она рассказывает; -неправда и красота несовместимы; | Выписывание определений в рабочую тетрадь. Слушание музыки. Вокально-хоровая работа | |||
21 | Красота природы и правда отображения ее в музыке. | -музыка бывает красива, потому что рассказывает нам о красоте природы, а, следовательно, и о красоте жизни; Сила музыкального воплощения природы и ее правдивое отображение в музыкальных произведениях. Воплощение образов природы в музыке С.В.Рахманинова. Определение и характерные особенности романса. Исполнительская интерпретация романса. Музыкальная викторина на знание произведений С.В.Рахманинова. | ||||
22 23-24 | Сила нравственной красоты человека в музыке.
В чём сила музыки В. А. Моцарта. | -музыка «возвращает в жизнь» не только то, что «от жизни взяла», но зачастую добавляя что-то новое, чего раньше в жизни не было; -силы воздействия музыки определяется двумя её важными качествами: красотой и правдой; -понять: противоположность красоты – уродство, противоположность правды – ложь; | Слушание произведения и его анализ. Выписывание определений в рабочую тетрадь Слушание, определение композитора. Вокально-хоровая работа | |||
25-26 | Разнообразие красоты и выразительности в музыке. | -музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость; | Знакомство с материалами учебника, выделять главное. Слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения. Хоровое исполнение песни. | |||
27 | Красота и правда музыки о детях. | Самостоятельный содержательный анализ: -восприятие содержание музыкального образа, в сопоставлении его с правдой, богатством и красотой человеческих чувств, мыслей и поступков; | ||||
28 | Красота и правдивость музыки в единстве народного и композиторского творчества. | Воплощение народных истоков в музыке современных композиторов. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Воплощение свадебного обряда в музыке современных композиторов. Единство русского песенного склада и композиторской песни. Жанр хорового концерта. | Выписывание определений в рабочую тетрадь | |||
29 | Единство содержания и формы –красота музыки. | сопоставляя музыкальный образ с правдой, богатством и красотой человеческих чувств, мыслей и поступков, учимся воспринимать его содержание когда жизненное "содержание воплощено в музыкальном произведении талантливо и мастерски, тогда возникает произведение искусства, способное выразить правду жизни, ее богатство и красоту, независимо от того, маленькая это песенка или многочастная симфония. Только тогда музыка может оказать влияние на человека и тем самым выполнить свою преобразующую роль в жизни. | Выписывание определений в рабочую тетрадь. Слушание музыки. Вокально-хоровая работа | |||
30,31 | Красота и правда «легкой» и «серьёзной» музыки.
| когда жизненное "содержание воплощено в музыкальном произведении талантливо и мастерски, тогда возникает произведение искусства, способное выразить правду жизни, ее богатство и красоту, независимо от того, маленькая это песенка или многочастная симфония. | Знакомство с материалами учебника, выделять главное. Слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения. Хоровое исполнение песни. | |||
32 | Никто не забыт, ничто не забыто. | -музыка уродливая и лживая может принести человеку только вред. | ||||
33 | Жизненная сила музыки П.И. Чайковского | Жанр инструментального концерта. Воплощение народной песни в музыке композиторов. Международный конкурс молодых пианистов имени П.И.Чайковского. | Слушание, определение композитора Вокально-хоровая работа | |||
34-35 | «Гармония красоты и правды в жизни и музыке» | -в каждом музыкальном произведении независимо от его жанра и масштабов есть хоть малая частица жизни – это есть жизненное содержание музыки; | Вокально-хоровая работа |
7 класс
№ | Тема урока | Элементы содержания | Хар-ка основных видов деятельности | Планируемые результаты | дата | |
план | факт | |||||
1-2 четверть Музыкальный образ (16ч.) | ||||||
1,2 | Образы войны и мира. | Если музыка — сама жизнь, то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей.
| Вокально-хоровая работа Работа с текстом учебника. Слушание произведения и его анализ. | |||
3 | Образ покоя и тишины | Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор создаёт музыкальные образы, в которых воплощает те или иные свои творческие замыслы, то или иное жизненное содержание. | ответы на вопросы. Выписывание определений в рабочую тетрадь. | |||
4 | Образы воспоминаний о подвигах советских людей в годы ВОВ. | Чем шире и значительнее жизненное содержание музыкального произведения, чем больше в нём музыкальных образов, тем сложнее их взаимоотношение и развитие. | Вокально-хоровая работа | |||
5 | Драматический образ | Учиться воспринимать и понимать содержание музыкального образа – это значит развивать свою способность слышать, понимать и уметь охарактеризовывать с точки зрения жизненного содержания и музыкального воплощения (формы) разные типы музыкальных образов. | Работа с текстом учебника. | |||
6 | Лирический образ | Выписывание определений в рабочую тетрадь. | ||||
7 8-9 | Образ страдания. Образ борьбы и победы | Формировать эмоциональное отношение к музыкальному образу, показать целостность выражения музыкальной мысли. Показать, как в музыке из нескольких образов рождается один- образ героя, содействовать воспитанию патриотизма. | ответы на вопросы. Слушание произведения и его анализ. | |||
10,11 | Картины народной жизни | Показать связь ритма с другими элементами муз.языка на примере «Болеро» Расширить преставление о муз. Форме как средстве воплощения образного содержания. | Слушание произведения и его анализ. Выписывание определений в рабочую тетрадь. | |||
12 | Образ современной молодежи. | Воспитание интернационализма, патриотизма, нравственности | Вокально-хоровая работа Слушание произведения и его анализ. | |||
13 | Романтические образы. | Развивать воображение и фантазию, умение определять музыкальный образ в различных произведениях | Выписывание определений в рабочую тетрадь. | |||
14 | Разнообразие музыкальных образов | Уметь определять развитие образа произведения если известна его форма | Работа с текстом учебника. ответы на вопросы. | |||
15-16 | Образ грусти | Показать, что музыкальные образы бывают различные, но они воплощают в музыке какую- то частицу жизни, проследить за развитием музыкального образа. | Слушание произведения и его анализ. | |||
3-4 четверть Музыкальная драматургия (18 ч.) | ||||||
17-18 | Жизнь музыкальных образов в одном произведении. | От наблюдения за жизнью одного самостоятельного музыкального образа к наблюдению за жизнью нескольких образов, взаимосвязанных в рамках одного произведения, к музыкальной драматургии;
| Работа с текстом учебника. Выписывание определений в рабочую тетрадь. | |||
19 | Столкновение двух образов – основа драматургии. | Различные музыкальные образы не только сопоставляются, не только вступают в противоречие, но и в открытые столкновения друг с другом, и на место самостоятельного их развития приходит развитие «конфликтное»; | Работа с текстом учебника. ответы на вопросы. | |||
20 | «А значит, нам нужна одна Победа!» | Показать, как в произведениях искусства ( музыки, лит-ре, живописи), изображена сила и мощь сов. народа, победившего фашизм | Вокально-хоровая работа Слушание произведения и его анализ. | |||
21-22 | Драматургия контрастных сопоставлений | «Свободное плаванье»: «благоговение перед жизнью», «воля-к-жизни», стремление достичь высшей степени совершенства, которое заложено в их природе. | Выписывание определений в рабочую тетрадь. | |||
23 | Контраст и взаимовлияние музыкальных образов в одном произведении | Духовный мир человека – ключевое понятие в разрешении проблемы, что такое современное в искусстве: добро и зло, возвышенное и низменное (обыденное), прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, переживания отдельного человека или всего человечества и т.д. | Слушание произведения и его анализ. | |||
24-25 | Жизнь полонеза | Формирование представлений о развитии музыкального образа и их взаимосвязи в муз драматургии. | Работа с текстом учебника. Выписывание определений в рабочую тетрадь. | |||
26 | Жизненное содержание и форма музыкальных произведений | Воззрения на мир и на человека —содержательная основа музыкального произведения. | ответы на вопросы. Выписывание определений в рабочую тетрадь. | |||
27 | Хвала природе | Понятие «современная музыка» может быть употреблено в двух значениях: в более узком и внешнем — как музыка, созданная в наше время, и в более широком и глубоком — как музыка, отвечающая передовым идеям и идеалам нашего времени. | Вокально-хоровая работа | |||
28 | Лаборатория музыки | Работа с текстом учебника. ответы на вопросы. | ||||
29,30 | Сонатная форма | Разновидности сонатных форм возникают в зависимости от образного наполнения каждого произведения, от специфики авторской идеи. Основной принцип сонатной формы – столкновение или сопоставление двух контрастных образов (музыкальных тем) и их развитие на этой основе; | Слушание произведения и его анализ. Выписывание определений в рабочую тетрадь. | |||
31,32 | Противостояние музыкальных образов в одном произведении | Почувствовать взаимодействие музыкальных оюразов, и их развитие и борьбу противоположностей | Работа с текстом учебника. | |||
33-34 | Интонационное единство оперы (балета) | Определить драматургию балета, доказать, что единство оперы (балета) достигается интонационным единством, пронизывающим весь спектакль | Вокально-хоровая работа Слушание произведения и его анализ. | |||
35 | Над чем надо подумать и что ещё послушать | ответы на вопросы. |
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса по предмету «Музыка»
Для реализации целей и задач обучения музыке по данной программе используется УМК по музыке Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»), «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы» Д.Б. Кабалевского и Программа по музыке для 5–7-го классов (под рук. Д.Б. Кабалевского):
- Программа по музыке (4–7 кл.) (под рук. Д.Б. Кабалевского).
- Д.Б. Кабалевский. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.
- В.О. Усачева, Л.В. Школяр. Музыка: учебник для 5-7 кл.
Из другой печатной продукции учитель может использовать методические журналы по искусству, словари, энциклопедии, книги о музыке, музыкантах, научно-популярную литературу по искусству, иллюстрации по музыке, портреты выдающихся композиторов и исполнителей, нотные сборники с вокально-хоровыми и инструментальными произведениями. На уроке необходимо иметь фортепиано (баян, скрипку), комплект детских музыкальных инструментов и разновидности народных инструментов.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках музыки, относятся DVD-плеер или музыкальный центр, универсальный портативный компьютер. Возможно использование клавишного синтезатора.
[1] Д.Б. Кабалевский «Про трех китов и многое другое».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по музыке для 5 класса по программе Усачёвой
рабочая программа для 5 класса по программе Усачёвой включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы в соответствиии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа предмета "Музыка" 5 класс ФГОС Усачёва, Школяр
Рабочая программа "Музыка" составлена на основе примерной программы с учётом ФГОС. Разделы программы "Музыка и литература", "Музыка и живопись".Особенностью программы является то, что она не просто со...
Рабочие программы по музыке 5-7 класс«Школа XXI века», В.О. Усачёва, Л.В. Школяр.
Рабочие программы по Музыке для 5–7-го классов общеобразовательных учреждений соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, со...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ И ПЕНИЮ ДЛЯ 5К (Н) КЛАССА
Адаптированная рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В основу а...
Рабочая программа по "Музыке" для 3,4 и 5 классов на 2017 - 2018 учебный год.
Данная программа составлена по «Программа обучения глубоко умственно отсталых детей». Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР – М.: 1984г....
Рабочая программа по "Музыке и движению" для 0 - 3 классов по ФГОС О с у/о для обучающихся с ТНМР (вариант II) на 2018 – 2019 учебный год
Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант II;Программы «О...